Сведения об авторе | |
Фамилия, имя, отчество (полностью) | Ветлугина Елена Николаевна |
Район | Володарский |
Место работы | МБОУ НОШ №52 |
Должность | учитель начальных классов |
Общая информация | |
Модуль | Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. |
УМК | «Школа 2100» |
Тема урока | Долг и совесть |
Тип урока | ОНЗ |
Цель, задачи | Формирование мотивации к осознанному нравственному поведению детей через знакомство с понятиями «долг», «совесть». Образовательная: учить объяснять, что такое долг и совесть и зачем они необходимы людям. Развивающая: формировать умение поступать согласно чувству долга и совести, учить отвечать за свой выбор, свои решения. Воспитывающая: воспитывать стремление к гармоничным отношениям с людьми, желание жить в мире и согласии с ближними
|
Необходимое оборудование | мультимедийное оборудование, презентация |
Дидактическое обеспечение | учебник авторов Р.Н. Бунеева, Д.Д. Данилова, И.И. Кремлевой «Основы духовно – нравственной культуры народов России. Светская этика», образовательная система «Школа 2100», раздаточный материал для работы в группах. |
Планируемые результаты урока | |
|
|
|
|
| Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
|
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения* |
|
Литература и Интернет-ресурсы | |
Основная |
|
Дополнительная |
|
Интернет-ресурсы |
|
ЭОРы |
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
начальная образовательная школа № 52
Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль: «Светская этика»
Класс: 4
№ урока: 4
Тема: Долг и совесть.
Выполнила: Ветлугина Елена Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ НОШ № 52
р.п.Ильиногорск
Володарского района
Нижегородской области
2014
План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся | |||
Этап урока | Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы | Деятельность обучающихся с указанием форм организации | Формируемые УУД(с указанием конкретных действий) |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»). |
Учитель предлагает игру «Закончи фразу» Приложение № 1 Слайд 2 С лица воду ... (не пить). Доброе слово и ... (кошке приятно). Доброе слово дороже ... (богатства). ... дело само себя хвалит (Доброе). ... плачет от зависти, а ... от радости (Злой, добрый). Самопроверка. – Приведите примеры ситуаций из жизни, которые подтверждают эти пословицы. Заслушиваются ответы детей, также рекомендуется устроить в классе выставку детских проектных работ по теме.
| Дети находят окончание пословицы и соединяют с началом.
Выполняют проверку, сверяя с эталоном. | Познавательные УУД 1. Анализировать и объяснять понятия: добро, зло. 2. Извлекать информацию из разных источников (текст, таблица). 3. Строить речевое высказывание в устной форме. 4. Делать выводы на основе анализа объектов. 5. Осуществлять синтез, составлять целое из частей. Регулятивные УУД 1. Принимать и сохранять учебную задачу. 2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД 1. Слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. Личностные результаты 1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила. 2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.
|
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими. | Работа в парах. Учитель предлагает ряд понятий и ряд определений в виде таблицы. Приложение № 2.
Сравните с эталоном. Слайд 3 – Какие понятия из этого списка вам знакомы? Соедините линиями каждое понятие с его определением. – Какое понятие осталось без определения?
– Можете ли вы дать ему своё определение? – В каких источниках можно уточнить, что значат эти понятия?
– Встречались ли вы с этими понятиями в жизни? Когда, при каких обстоятельствах? Мнения детей заслушиваются, но не обсуждаются.
| Дети соединяют линиями каждое понятие с его определением. Беседа с учителем. - Долг. - Да.
- В словарях, справочниках, Интернете. Дети высказывают свои мнения. | Познавательные УУД 1. Анализировать и объяснять понятия.. 2. Извлекать информацию из разных источников (текст, таблица). 3. Строить речевое высказывание в устной форме. 4. Делать выводы на основе анализа объектов. 5. Осуществлять синтез, составлять целое из частей. Регулятивные УУД 1. Принимать и сохранять учебную задачу. 2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД 1. Слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. . Личностные результаты 1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила. 2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.
|
3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. |
– Прочитайте название параграфа. («Долг и совесть».) Слайд 4
– Что означает слово «долг»?
Слайд 5
– А какое определение этому понятию даёт словарь учебника?
– Какие ещё определения можно дать?
– А если люди вопреки своим обязанностям не выполняют долг, какие чувства они испытывают? – А какое значение у слова совесть?
Слайд 5
Работа с текстом на с. 20 до чтения.
– Рассмотрите картинку на с. 20. Как вы думаете, каким образом мальчик на картинке связан с долгом и совестью?
– Попробуем выяснить это, прочитаем текст на с. 20 по ролям. Просмотрите текст и приготовьтесь читать по ролям. Кто будет читать за автора, Дандара и Антошку? Работа с текстом на с. 20 после чтения:
– Вы догадались, кто этот подсказчик? – Какие сомнения мучили Дандара?
– Что удивило Антошку?
– То есть подсказчик Дандара внутренний, его собственный.
– Какой вопрос может возникнуть в этой ситуации?
– Сравните проблемный вопрос, сформулированный вами, с авторским на с .75. Слайд 6 «Что помогает человеку поступать хорошо, правильно?» | Дети читают название параграфа и отвечают на вопросы. -«Долг и совесть». »?
-То, что берёшь, но обязательно надо отдать.
Работа со словарем учебника.
- «Долг – обязанности, которые необходимо выполнить вне зависимости от своих желаний».
Учащиеся высказывают разные версии, аргументируя их. - Им стыдно, их мучает совесть.
Работа с учебником Окружающий мир «Человек и человечество» 4-й кл. - «Способность человека отличать хорошие поступки от плохих и за плохие чувствовать вину перед собой».
Работают с текстом на с. 20 до чтения.
- Непонятно, мальчик в хорошем настроении, играет в футбол, при чём тут долг и совесть? Распределяют роли. Читают текст на с. 20 по ролям.
Диалог с учителем после чтения. - Совесть. - Пойти на репетицию или играть с ребятами в футбол. - Что Дандар сам вернулся в класс.
- Как правильно поступить в такой ситуации? Что нужно делать, чтобы слышать «голос» совести?) | Познавательные УУД 1. Анализировать и объяснять понятия: добро, зло, долг, совесть. 2. Извлекать информацию из разных источников (текст, таблица). 3. Строить речевое высказывание в устной форме. 4. Делать выводы на основе анализа объектов. 5. Осуществлять синтез, составлять целое из частей. Регулятивные УУД 1. Принимать и сохранять учебную задачу. 2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД 1. Слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. Личностные результаты 1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила. 2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.
|
4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник). | Работа с текстом «По зову долга» до чтения. – Прочитайте название. – Чему вы удивились? – Ваши предположения: какой это голос, где он звучит? – Какие вопросы возникают?
Работа в группах. - Прочитайте текст и составьте кластер « Что такое долг, и каким он может быть?» Приложение № 3
- Давайте проверим вашу работу. Слайд № 7
– Приведите примеры из текста или из жизни. 1 группа – долг денежный; 2 группа – долг профессиональный; 3 группа – по долгу службы; 3 группа – моральный долг. - Какое определение долга вы нашли в тексте? - Если человек пытается отстраниться, уйти от оказания помощи, поступить согласно своим прихотям и желаниям, но вопреки своему долгу в таком случае, что появляется у человека? - Что такое стыд? Слайд № 8 - Вспомните, а было ли у вас так, что вы хотели совершить что-то плохое, а голос внутри вас останавливал и уберегал от плохого поступка. - Как вы думаете, чей внутренний голос вы слышали? – Что помогло Дандару выбрать правильный поступок? Работа с иллюстрацией на с. 21. – Рассмотрите иллюстрацию на с. 21. – Какой вид долга иллюстрирует эта жизненная ситуация? – Какие ещё ситуации из жизни можно было бы нарисовать рядом?
Работа с текстом «Когда мучает совесть?» до чтения. Слайд№ 9 – Прочитайте заголовок текста. Вы слышали это выражение? – Что происходит с человеком, когда его мучает совесть? – Прочитайте задание перед текстом. Работа с текстом «Когда мучает совесть?» во время чтения. Учитель организует комментированное чтение текста и диалог с автором. Как часто ты слышишь в школе и дома слово «совесть»? В О (Часто?) Вспомни: «Совести у тебя нет!», «Какой же ты бессовестный!», «А он совесть в первом классе на ластик променял!», «И что, совесть тебя не гложет?» и так далее. В (Слышали?) Человек свободен в своём выборе – поступать плохо или хорошо, в соответствии с правилами морали или вопреки им. В (Согласны?) Например, увидев, как кто-то обронил сотовый телефон, человек может поднять его и отдать потерявшему или же... забрать себе. В О (Вы встречали такие ситуации?) Но если мы хорошо усвоили правила морали, то в нас просыпается чувство, (То есть ощущение где-то внутри.) помогающее отделять добро от зла и решать, что хорошо, а что плохо. Это чувство и есть совесть. Она – наш внутренний советчик. (Вспомните слова Дандара: «мне словно что-то изнутри подсказало».) Когда человек поступил правильно, внутри у него рождается тёплое, радостное чувство: «Молодец! Хорошо поступил!» (И каждый из нас совершенно ясно это чувствует.) И наоборот, если человек сделал что-то вопреки известным ему правилам, им овладевает чувство беспокойства, сердце сжимается от тревоги, начинают «гореть» уши от приливающей к голове крови. (Бывало?) Это совесть начинает грызть человека: «Что же ты наделал, негодник!» Даже если никто не ругает и не стыдит этого человека, совесть всё равно пробуждает в нём чувство вины за плохой поступок – вины перед самим собой. Работа с текстом «Когда мучает совесть?» после чтения.
– Что же за внутренний советчик помогает нам понять, как поступить правильно? – А если человек поступил неправильно, какие чувства он испытывает, даже если его никто не ругает? – А теперь попробуйте объяснить, чем совесть отличается от стыда. Как об этом говорится в тексте? Слайд № 10
Древнегреческий философ Демокрит так характеризовал эти понятия: «Стыд – тяжёлое переживание позора перед другими людьми за свое поведение, совесть – это стыд перед самим собой». Слайд № 11
– Что же помогает человеку поступать хорошо, правильно? | Работа с текстом. Диалог с учителем. - «По зову долга». - У долга есть голос? -Это внутренний голос человека, его мысли. - Каким бывает «зов» долга? Как его услышать? Читают текст и маркером на листочках выполняют задание. На доску прикрепляют свои листочки с выполненным заданием и сверяют с эталоном.
Рассказывают свои примеры.
- Чувство вины перед людьми или чувство стыда.
Высказывания детей.
- Голос совести
- Голос совести
Дети высказывают свои мнения. Работа с текстом «Когда мучает совесть?» до чтения. Дети высказывают свои мнения.
Работа с текстом «Когда мучает совесть?» во время чтения. Продуктивный диалог с автором.
Работа с текстом «Когда мучает совесть?» после чтения
- Совесть.
- Стыд.
- Совесть подсказывает нам, как отличить добро от зла, как правильно поступить в той или иной ситуации. А стыд – это чувство вины, которое появляется, если человек совершил дурной поступок.
- Долг и совесть.
| Познавательные УУД 1. Анализировать и объяснять понятия: долг, совесть. 2. Извлекать информацию из разных источников (текст, таблица). 3. Строить речевое высказывание в устной форме. 4. Делать выводы на основе анализа объектов. Регулятивные УУД 1. Принимать и сохранять учебную задачу. 2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД 1. Слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. . Личностные результаты 1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила. 2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.
|
5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания. | – Вспомните главный вопрос урока.
–Перелистайте страницы параграфа, попробуйте сформулировать свой вывод.
Слайд № 12
– Сравним наш вывод с авторским. Слайд № 12 «У каждого человека свой долг – круг обязанностей, возложенных на него другими людьми, моралью общества, представлениями о добре и зле. За невыполнение долга человек чувствует стыд – вину перед другими или испытывает угрызения совести – вину перед самим собой».
|
- Что помогает человеку поступать хорошо, правильно? Дети формулируют свой вывод. (Один из возможных выводов таков: «Чувства долга и совести помогают понять, как поступать правильно».)
Сравнивают свой вывод с авторским на стр. 23. | Познавательные УУД 1. Анализировать и объяснять понятия: добро, зло, долг, совесть. 2. Извлекать информацию из разных источников (текст, таблица). 3. Строить речевое высказывание в устной форме. Регулятивные УУД 1. Принимать и сохранять учебную задачу. 2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД 1. Слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Личностные результаты 1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила. 2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.
|
6. Физкультминутка | Звучит тихая спокойная музыка. Релаксация «Волшебный цветок добра» - Сядьте поудобнее. Положите цветок добра и хорошего настроения на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. Вас обвивает тёплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение. Я хочу, чтобы вы запомнили, то что сейчас чувствуете, и взяли с собой. Посмотрите по сторонам. Пошлите друг другу добрые мысли. Желаю вам удачи в дальнейшей работе. Слайд № 13 | Выполнение детьми релаксации «Волшебный цветок» |
|
7.Самостоятельная работа. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах). | -А сейчас давайте попробуем составить словесный портрет совестливого человека, для этого допишите предложения, слова возьмите из слов для справок. Работа в группах. Слайд№14
- Давайте проверим, что получилось у вас и что у меня. Слайд № 15 | Самостоятельная работа.
Читают предложения и сравнивают с эталоном. | Познавательные УУД 1. Анализировать и объяснять понятия: добро, зло, долг, совесть. 2. Извлекать информацию из разных источников (текст, таблица). 3. Строить речевое высказывание в устной форме. 4. Делать выводы на основе анализа объектов. 5. Осуществлять синтез, составлять целое из частей. Регулятивные УУД 1. Принимать и сохранять учебную задачу. 2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД 1. Слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Договариваться о правилах общения и поведения. Личностные результаты 1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила. 2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.
|
8.Домашнее задание | - Ребята, я предлагаю вам посмотреть небольшой мультфильм, в котором говорится о совести. - А теперь представьте, что вы кинорежиссеры. Вам нужно создать свой мультфильм о том, как совесть меняет человека. Попробуйте придумать свой сценарий. Вы можете просто прочитать то, что у вас получится, а можно показать вашу историю в театрализованном виде. Это ваше домашнее задание.
| Учащиеся смотрят мультфильм «Лунтик. Совесть» и записывают домашнее задание. |
|
9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. | Слайд № 16 – Римский философ Марк Туллий Цицерон сказал: "Самое главное украшение – чистая совесть." Как эта мудрая мысль созвучна с темой нашего урока? -Урок подходит к концу. - Какое открытие сделали вы для себя, дополните предложения: Теперь я знаю … . Теперь я умею … . Теперь я (буду) не буду … . Слайд №17 Приложение № 5
|
Учащиеся высказывают свои мнения.
Дают оценку учебной деятельности. | Познавательные УУД 1. Делать выводы на основе анализа объектов. Регулятивные УУД 1. Принимать и сохранять учебную задачу. 2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД 1. Слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в письменной форме. Личностные результаты 1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
|
Итог урока | На совестливых людях держится мир и порядок. Так будем же стремиться к образу совестливого человека! И в заключение нашей беседы я хотела бы прочитать стихотворение Яны Кузовлевой «Совесть». Совесть. Яна Кузовлева
|
|
|
Некоторые высказывания детей на уроке:
1. Совесть – это чувство человека, правильные поступки. Совесть нужна, чтобы признавать свои ошибки.
2. Совесть – это подсознательный голос, который говорит, как правильно поступать. Совесть нужна, чтобы не совершать дурных поступков.
3. Совесть – это твой внутренний судья, равновесие между плохим и хорошим. Совесть нужна, чтобы понимать свои плохие поступки и больше их не совершать.
4. Совесть нужна, чтобы сознавать грешные поступки.
5. Жил мальчик. Он был второгодник. Его звали Вася. Однажды он вышел во двор и забрал у маленького мальчика шарик, поиграл и лопнул. Когда Вася пришел домой, ему было неприятно и плохо. Он подумал, сходил в магазин и купил новый шарик. Когда Вася отдал шарик маленькому мальчику, ему стало лучше.
6. Жил мальчик Петя. Однажды он получил двойку и пошел домой. Мама спросила Петю: «Как дела у тебя в школе?». Петя покраснел, ничего не сказал и ушел гулять на улицу. На улице он думал, как сказать маме про двойку и ему было невесело. Наступил вечер, он пошел домой. Мама попросила принести дневник и увидела двойку. Она отругала Петю, но ему стало легче на душе, потому что не нужно было больше притворяться.
7. Жили-были девочка Оля и домовёнок Кузя. Один раз Оля принесла много-много конфет, а Кузя никогда их не пробовал. После того как Оля куда-то ушла, Кузя взял и съел все конфеты кроме одной. Оля пришла домой и заметила, что конфет не стало. Тогда она спросила Кузю: «Это ты…?». Кузю замучила совесть, он покраснел и сознался.