«Осенний фестиваль знаний 2024»

Технологическая карта урока по ОРКСЭ 4 класс

Технологическая карта урока по ОРКСЭ для 4 класса на тему "Долг и совесть"

Олимпиады: Немецкий язык 2 - 11 классы

Содержимое разработки



Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Ветлугина Елена Николаевна

Район

Володарский

Место работы

МБОУ НОШ №52

Должность

учитель начальных классов


Общая информация

Модуль

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.

УМК

«Школа 2100»

Тема урока

Долг и совесть

Тип урока

ОНЗ

Цель, задачи

Формирование мотивации к осознанному нравственному поведению детей через знакомство с понятиями «долг», «совесть».

Образовательная: учить объяснять, что такое долг и совесть и зачем они необходимы людям.

Развивающая: формировать умение поступать согласно чувству долга и совести, учить отвечать за свой выбор, свои решения.

Воспитывающая: воспитывать стремление к гармоничным отношениям с людьми, желание жить в мире и согласии с ближними


Необходимое оборудование

мультимедийное оборудование, презентация

Дидактическое обеспечение

учебник авторов Р.Н. Бунеева, Д.Д. Данилова, И.И. Кремлевой «Основы духовно – нравственной культуры народов России. Светская этика», образовательная система «Школа 2100», раздаточный материал для работы в группах.


Планируемые результаты урока
  • личностные

  • Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

  • Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

  • предметные

  • знакомство с высказываниями великих философов и писателей о совести, стыде, раскаянии

  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

Познавательные УУД

  • Анализировать и объяснять понятия: долг, совесть.

  • Извлекать информацию из разных источников (текст, таблица).

  • Строить речевое высказывание в устной форме.

  • Делать выводы на основе анализа объектов.

  • Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

Регулятивные УУД

  • Принимать и сохранять учебную задачу.

  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные УУД

  • Слушать и понимать других.

  • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

  • Оформлять свои мысли в устной форме.

  • Договариваться о правилах общения и поведения.


Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*



Литература и Интернет-ресурсы

Основная

  • Учебник «Основы духовно – нравственной культуры народов России»

Дополнительная

  • Учебник Окружающий мир «Человек и человечество» 4-й кл., м/ф «Лунтик. Совесть.»

Интернет-ресурсы

  • Интернет, сайты с материалом по данному курсу и по модулю «Светская этика»

ЭОРы









Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

начальная образовательная школа № 52




Основы религиозных культур и светской этики»


Модуль: «Светская этика»

Класс: 4

урока: 4

Тема: Долг и совесть.


Выполнила: Ветлугина Елена Николаевна

учитель начальных классов

МБОУ НОШ № 52

р.п.Ильиногорск

Володарского района

Нижегородской области








2014



План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся
Этап урока
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации
Формируемые УУД
(с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).


Учитель предлагает игру «Закончи фразу»

Приложение № 1

Слайд 2

С лица воду ... (не пить).

Доброе слово и ... (кошке приятно).

Доброе слово дороже ... (богатства).

... дело само себя хвалит (Доброе).

... плачет от зависти, а ... от радости (Злой, добрый).

Самопроверка.

– Приведите примеры ситуаций из жизни, которые подтверждают эти пословицы.

Заслушиваются ответы детей, также рекомендуется устроить в классе выставку детских проектных работ по теме.


Дети находят окончание пословицы и соединяют с началом.








Выполняют проверку, сверяя с эталоном.

Познавательные УУД

1. Анализировать и объяснять понятия: добро, зло.

2. Извлекать информацию из разных источников (текст, таблица).

3. Строить речевое высказывание в устной форме.

4. Делать выводы на основе анализа объектов.

5. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

Регулятивные УУД

1. Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные результаты

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.



2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

Работа в парах.

Учитель предлагает ряд понятий и ряд определений в виде таблицы.

Приложение № 2.



























Сравните с эталоном. Слайд 3

– Какие понятия из этого списка вам знакомы? Соедините линиями каждое понятие с его определением.

– Какое понятие осталось без определения?


– Можете ли вы дать ему своё определение?

– В каких источниках можно уточнить, что значат эти понятия?



– Встречались ли вы с этими понятиями в жизни? Когда, при каких обстоятельствах?

Мнения детей заслушиваются, но не обсуждаются.


Дети соединяют линиями каждое понятие с его определением.





























Беседа с учителем.



- Долг.


- Да.


- В словарях, справочниках, Интернете.

Дети высказывают свои мнения.

Познавательные УУД

1. Анализировать и объяснять понятия..

2. Извлекать информацию из разных источников (текст, таблица).

3. Строить речевое высказывание в устной форме.

4. Делать выводы на основе анализа объектов.

5. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

Регулятивные УУД

1. Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

.

Личностные результаты

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.



3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.




– Прочитайте название параграфа. («Долг и совесть».)

Слайд 4



– Что означает слово «долг»?



Слайд 5


– А какое определение этому понятию даёт словарь учебника?





– Какие ещё определения можно дать?



– А если люди вопреки своим обязанностям не выполняют долг, какие чувства они испытывают?

– А какое значение у слова совесть?



Слайд 5







Работа с текстом на с. 20 до чтения.



– Рассмотрите картинку на с. 20. Как вы думаете, каким образом мальчик на картинке связан с долгом и совестью?


– Попробуем выяснить это, прочитаем текст на с. 20 по ролям. Просмотрите текст и приготовьтесь читать по ролям. Кто будет читать за автора, Дандара и Антошку?

Работа с текстом на с. 20 после чтения:


– Вы догадались, кто этот подсказчик?

– Какие сомнения мучили Дандара?



– Что удивило Антошку?


– То есть подсказчик Дандара внутренний, его собственный.


– Какой вопрос может возникнуть в этой ситуации?




– Сравните проблемный вопрос, сформулированный вами, с авторским на

с .75. Слайд 6

«Что помогает человеку поступать хорошо, правильно?»

Дети читают название параграфа и отвечают на вопросы.

-«Долг и совесть».

»?



-То, что берёшь, но обязательно надо отдать.


Работа со словарем учебника.


- «Долг – обязанности, которые необходимо выполнить вне зависимости от своих желаний».


Учащиеся высказывают разные версии, аргументируя их.

- Им стыдно, их мучает совесть.


Работа с учебником Окружающий мир «Человек и человечество» 4-й кл.

- «Способность человека отличать хорошие поступки от плохих и за плохие чувствовать вину перед собой».


Работают с текстом на

с. 20 до чтения.


- Непонятно, мальчик в хорошем настроении, играет в футбол, при чём тут долг и совесть?

Распределяют роли. Читают текст на с. 20 по ролям.



Диалог с учителем после чтения.

- Совесть.

- Пойти на репетицию или играть с ребятами в футбол.

- Что Дандар сам вернулся в класс.




- Как правильно поступить в такой ситуации? Что нужно делать, чтобы слышать «голос» совести?)

Познавательные УУД

1. Анализировать и объяснять понятия: добро, зло, долг, совесть.

2. Извлекать информацию из разных источников (текст, таблица).

3. Строить речевое высказывание в устной форме.

4. Делать выводы на основе анализа объектов.

5. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

Регулятивные УУД

1. Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные результаты

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.



4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

Работа с текстом «По зову долга» до чтения.

– Прочитайте название.

– Чему вы удивились?

– Ваши предположения: какой это голос, где он звучит?

– Какие вопросы возникают?



Работа в группах.

- Прочитайте текст и составьте кластер « Что такое долг, и каким он может быть?» Приложение № 3


- Давайте проверим вашу работу. Слайд № 7




– Приведите примеры из текста или из жизни.

1 группа – долг денежный;

2 группа – долг профессиональный;

3 группа – по долгу службы;

3 группа – моральный долг.

- Какое определение долга вы нашли в тексте?

- Если человек пытается отстраниться, уйти от оказания помощи, поступить согласно своим прихотям и желаниям, но вопреки своему долгу в таком случае, что появляется у человека?

- Что такое стыд? Слайд № 8

- Вспомните, а было ли у вас так, что вы хотели совершить что-то плохое, а голос внутри вас останавливал и уберегал от плохого поступка.

- Как вы думаете, чей внутренний голос вы слышали?

– Что помогло Дандару выбрать правильный поступок?

Работа с иллюстрацией на с. 21.

– Рассмотрите иллюстрацию на с. 21.

– Какой вид долга иллюстрирует эта жизненная ситуация?

– Какие ещё ситуации из жизни можно было бы нарисовать рядом?


Работа с текстом «Когда мучает совесть?» до чтения. Слайд№ 9

– Прочитайте заголовок текста. Вы слышали это выражение?

– Что происходит с человеком, когда его мучает совесть?

– Прочитайте задание перед текстом.

Работа с текстом «Когда мучает совесть?» во время чтения.

Учитель организует комментированное чтение текста и диалог с автором.

Как часто ты слышишь в школе и дома слово «совесть»? В О (Часто?) Вспомни: «Совести у тебя нет!», «Какой же ты бессовестный!», «А он совесть в первом классе на ластик променял!», «И что, совесть тебя не гложет?» и так далее. В (Слышали?)

Человек свободен в своём выборе – поступать плохо или хорошо, в соответствии с правилами морали или вопреки им. В (Согласны?) Например, увидев, как кто-то обронил сотовый телефон, человек может поднять его и отдать потерявшему или же... забрать себе. В О (Вы встречали такие ситуации?) Но если мы хорошо усвоили правила морали, то в нас просыпается чувство, (То есть ощущение где-то внутри.) помогающее отделять добро от зла и решать, что хорошо, а что плохо. Это чувство и есть совесть. Она – наш внутренний советчик. (Вспомните слова Дандара: «мне словно что-то изнутри подсказало».) Когда человек поступил правильно, внутри у него рождается тёплое, радостное чувство: «Молодец! Хорошо поступил!» (И каждый из нас совершенно ясно это чувствует.) И наоборот, если человек сделал что-то вопреки известным ему правилам, им овладевает чувство беспокойства, сердце сжимается от тревоги, начинают «гореть» уши от приливающей к голове крови. (Бывало?) Это совесть начинает грызть человека: «Что же ты наделал, негодник!» Даже если никто не ругает и не стыдит этого человека, совесть всё равно пробуждает в нём чувство вины за плохой поступок – вины перед самим собой.

Работа с текстом «Когда мучает совесть?» после чтения.


– Что же за внутренний советчик помогает нам понять, как поступить правильно?

– А если человек поступил неправильно, какие чувства он испытывает, даже если его никто не ругает?

– А теперь попробуйте объяснить, чем совесть отличается от стыда. Как об этом говорится в тексте? Слайд № 10








Древнегреческий философ Демокрит так характеризовал эти понятия:

«Стыд – тяжёлое переживание позора перед другими людьми за свое поведение,

совесть – это стыд перед самим собой».

Слайд № 11


– Что же помогает человеку поступать хорошо, правильно?

Работа с текстом. Диалог с учителем.

- «По зову долга».

- У долга есть голос?

-Это внутренний голос человека, его мысли.

- Каким бывает «зов» долга? Как его услышать?

Читают текст и маркером на листочках выполняют задание.

На доску прикрепляют свои листочки с выполненным заданием и сверяют с эталоном.


Рассказывают свои примеры.







- Чувство вины перед людьми или чувство стыда.





Высказывания детей.




- Голос совести



- Голос совести



Дети высказывают свои мнения.

Работа с текстом «Когда мучает совесть?» до чтения.

Дети высказывают свои мнения.



Работа с текстом «Когда мучает совесть?» во время чтения. Продуктивный диалог с автором.








































Работа с текстом «Когда мучает совесть?» после чтения



- Совесть.


- Стыд.



- Совесть подсказывает нам, как отличить добро от зла, как правильно поступить в той или иной ситуации. А стыд – это чувство вины, которое появляется, если человек совершил дурной поступок.









- Долг и совесть.






Познавательные УУД

1. Анализировать и объяснять понятия: долг, совесть.

2. Извлекать информацию из разных источников (текст, таблица).

3. Строить речевое высказывание в устной форме.

4. Делать выводы на основе анализа объектов.

Регулятивные УУД

1. Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

.

Личностные результаты

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.



5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

– Вспомните главный вопрос урока.



–Перелистайте страницы параграфа, попробуйте сформулировать свой вывод.


Слайд № 12






– Сравним наш вывод с авторским.

Слайд № 12

«У каждого человека свой долг – круг обязанностей, возложенных на него другими людьми, моралью общества, представлениями о добре и зле. За невыполнение долга человек чувствует стыд – вину перед другими или испытывает угрызения совести – вину перед самим собой».



- Что помогает человеку поступать хорошо, правильно?

Дети формулируют свой вывод.

(Один из возможных выводов таков: «Чувства долга и совести помогают понять, как поступать правильно».)


Сравнивают свой вывод с авторским на стр. 23.

Познавательные УУД

1. Анализировать и объяснять понятия: добро, зло, долг, совесть.

2. Извлекать информацию из разных источников (текст, таблица).

3. Строить речевое высказывание в устной форме.

Регулятивные УУД

1. Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Личностные результаты

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.



6. Физкультминутка

Звучит тихая спокойная музыка.

Релаксация «Волшебный цветок добра»

- Сядьте поудобнее. Положите цветок добра и хорошего настроения на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. Вас обвивает тёплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение. Я хочу, чтобы вы запомнили, то что сейчас чувствуете, и взяли с собой.

Посмотрите по сторонам.

Пошлите друг другу добрые мысли.

Желаю вам удачи в дальнейшей работе.

Слайд № 13

Выполнение детьми релаксации «Волшебный цветок»


7.Самостоятельная работа. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

-А сейчас давайте попробуем составить словесный портрет совестливого человека, для этого допишите предложения, слова возьмите из слов для справок.

Работа в группах. Слайд№14

  1. 1.Он все делает по совести, стыдится поступать…(нечестно, несправедливо.)

  2. 2.Это – человек…(справедливый, добросовестный, ответственный. )

  3. 3.Он не совершает поступков …(которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда уверен, что никто об этом не узнает)

  4. 4.Он не пройдет мимо …(беды, не увильнет трусливо там, где нужно постоять за правду.)

  5. 5.Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то (непреднамеренно), и они вызывают у него… (глубокое раскаяние).

  6. 6.Она побуждает человека следовать… (добру, истине и справедливости).

  7. 7.Отвращает его от… (дурных поступков и действий).

- Давайте проверим, что получилось у вас и что у меня. Слайд № 15

Самостоятельная работа.

























Читают предложения и сравнивают с эталоном.

Познавательные УУД

1. Анализировать и объяснять понятия: добро, зло, долг, совесть.

2. Извлекать информацию из разных источников (текст, таблица).

3. Строить речевое высказывание в устной форме.

4. Делать выводы на основе анализа объектов.

5. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

Регулятивные УУД

1. Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

Личностные результаты

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.



8.Домашнее задание

- Ребята, я предлагаю вам посмотреть небольшой мультфильм, в котором говорится о совести.

- А теперь представьте, что вы кинорежиссеры. Вам нужно создать свой мультфильм о том, как совесть меняет человека. Попробуйте придумать свой сценарий. Вы можете просто прочитать то, что у вас получится, а можно показать вашу историю в театрализованном виде. Это ваше домашнее задание.



Учащиеся смотрят мультфильм «Лунтик. Совесть» и записывают домашнее задание.


9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Слайд № 16

– Римский философ Марк Туллий Цицерон сказал: "Самое главное украшение – чистая совесть." Как эта мудрая мысль созвучна с темой нашего урока?

-Урок подходит к концу.

- Какое открытие сделали вы для себя, дополните предложения:

Теперь я знаю … .

Теперь я умею … .

Теперь я (буду) не буду … .

Слайд №17

Приложение № 5








Учащиеся высказывают свои мнения.







Дают оценку учебной деятельности.

Познавательные УУД

1. Делать выводы на основе анализа объектов.

Регулятивные УУД

1. Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в письменной форме.

Личностные результаты

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.


Итог урока

На совестливых людях держится мир и порядок. Так будем же стремиться к образу совестливого человека! И в заключение нашей беседы я хотела бы прочитать стихотворение Яны Кузовлевой «Совесть».

Совесть.
Словно ненаписанная повесть. Всех поступков, помыслов сердец,
Нас порою обличает совесть.
Это кара или дар Небес? 

Для кого-то этот голос громок:
Слышит он души упрек немой,
Совершив проступок или промах -
Сразу же теряет свой покой. 

А другой - уже тот глас не слышит
(Он любое зло себе прощал):
Что бы ни случилось, ровно дышит
Человек, что совесть потерял. 

Знаем, что она - бывает чистой;
А еще способна укорять;
И в делах раскаяться и в мыслях
(даже тайных) может заставлять. 

Как маяк дана нам Духом Божьим
Совесть, чтоб могли свой видеть путь:
Можно - жить по совести, а можно -
Навсегда дать совести уснуть.

Яна Кузовлева







Некоторые высказывания детей на уроке:

1. Совесть – это чувство человека, правильные поступки. Совесть нужна, чтобы признавать свои ошибки.

2. Совесть – это подсознательный голос, который говорит, как правильно поступать. Совесть нужна, чтобы не совершать дурных поступков.

3. Совесть – это твой внутренний судья, равновесие между плохим и хорошим. Совесть нужна, чтобы понимать свои плохие поступки и больше их не совершать.

4. Совесть нужна, чтобы сознавать грешные поступки.

5. Жил мальчик. Он был второгодник. Его звали Вася. Однажды он вышел во двор и забрал у маленького мальчика шарик, поиграл и лопнул. Когда Вася пришел домой, ему было неприятно и плохо. Он подумал, сходил в магазин и купил новый шарик. Когда Вася отдал шарик маленькому мальчику, ему стало лучше.

6. Жил мальчик Петя. Однажды он получил двойку и пошел домой. Мама спросила Петю: «Как дела у тебя в школе?». Петя покраснел, ничего не сказал и ушел гулять на улицу. На улице он думал, как сказать маме про двойку и ему было невесело. Наступил вечер, он пошел домой. Мама попросила принести дневник и увидела двойку. Она отругала Петю, но ему стало легче на душе, потому что не нужно было больше притворяться.

7. Жили-были девочка Оля и домовёнок Кузя. Один раз Оля принесла много-много конфет, а Кузя никогда их не пробовал. После того как Оля куда-то ушла, Кузя взял и съел все конфеты кроме одной. Оля пришла домой и заметила, что конфет не стало. Тогда она спросила Кузю: «Это ты…?». Кузю замучила совесть, он покраснел и сознался.


























Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее