Технологическая карта урока по математике "Время. Единицы времени".

Урок- открытие новых знаний и способов действий.

Олимпиады: ЗОЖ 1 - 4 классы

Содержимое разработки

4 класс

УМК «Перспектива»

Математика.

Технологическая карта урока.

Раздел.


Величины.

Тема.

Время. Единицы времени


Тип урока

Открытие новых знаний и способов действий , решение учебной задачи.

Цель.

Актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по теме «Время. Единицы времени», учить осмыслению и обобщению полученной информации на основе обмена мнениями между учащимися и преподавателем.

Ввести: — правило определения времени глагола;

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности..

Основное содержание темы


Термины и понятия

Понимать зависимости между величинами. Выражать величины в разных единицах измерения.

Выполнять арифметические действия с величинами.

Время. Единицы времени: Век, год, месяц, неделя, сутки, часы, минуты, секунды.

Планируемый результат

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

Положительное отношение к учению,

—проявлять интерес к изучению темы;

— осознание успешности при изучении темы.

Регулятивные:

1. Понимать и сохранять учебную задачу

2. Планировать совместно с учителем предстоящую работу

3 Использовать выделенные учителем ориентиры действия

4 Осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией

5 Выполнять действия проверки.

6 Выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме

7 Выделять и осознавать то, что нужно еще усвоить

8 Слушать и слышать собеседника

10 Адекватно воспринимать оценку учителя, сверстника.

Познавательные:

1 Осуществлять поиск учебной информации для выполнения учебных заданий.

2 Использовать знаково - символические средства

3 Построение речевого высказывания в устной и письменной форме

4. Извлекать требуемые сведения, работать с информацией, представленной в словесной форме..

5. Осуществлять наблюдение, анализ, синтез, сравнение, группировку, классификацию по указанным и коллективно выявленным параметрам;

6. Моделировать, конструировать, совместно делать умозаключения, обобщения.


Коммуникативные:

1. Участвовать в коллективной беседе, разыгрывать диалоги, соблюдать правила общения.

2. Отвечать на вопросы, задавать свои, формулировать мысли, высказывать суждения, слушать чужие.

3. Осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;

4. Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;

5. Строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.



- формировать представление о мерах времени;

- совершенствовать умения определять время;

- развивать умения составлять, записывать, решать сложные задачи;

-учить правильно употреблять в речи математические понятия;

- научить выражать величины в разных единицах времени

- научить выполнять арифметические действия с величинами.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы Методы.

Литературное чтение

Окружающий мир (исторические события)

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор; учебник « Математика», 4 класс, часть 2, под редакцией В. Г. Дорофеева, Т.Н. Мираковой,

презентация Power Point.

Медиапродукт: презентация к уроку, выполненная в MsOffice 2003

Фронтальная; Словесные методы

индивидуальная ; Метод самоконтроля

парная. Проблемно-поисковые методы Метод самостоятельной деятельности учащихся

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

Ход урока

Этап урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Орг. момент

Эмоциональный настрой




- Добрый день, ребята! Я рада приветствовать Вас на уроке математики. Надеюсь, наша встреча принесет нам всем радость общения и хорошее настроение.

- В наших силах сделать урок полезным и интересным. Будем работать вдумчиво и внимательно, порадуем друг друга успехами.









Коммуникативные УУД:

- умение слушать учителя;

- уважительное отношение к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

- умение организовывать себя, настраиваться на работу.

Мотивация к учебной деятельности

Цели:

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.







.

- Сегодня предмет нашего разговора на уроке необычен. Попробуйте догадаться, что это, послушав загадку:

Его никто никогда не видел, не знает, где оно началось и когда закончится. Но каждый человек с ним встречается постоянно.  Без ног и без крыльев оно, быстро летит, не догонишь его.(время)

- Правильно. О чем будем говорить на уроке?(о времени)

- Сегодня на уроке речь пойдёт о времени, обо всём, что с ним связано.


- Сейчас я расскажу вам одну историю, а вы внимательно её послушайте. –Вы подумайте, почему так случилось?

- И мы попробуем с вами определить тему нашего урока. «Один мальчик из нашего класса пригласил к себе на день рождение ребят. Он говорил всем: «Приходите ко мне на день рождения в воскресенье». Женя пошёл к мальчику с утра. Светлана, выспавшись хорошенько, явилась к обеду. А Ваня пришёл только к вечеру». - Почему так случилось?

-Этим вопросом, вероятно, задавался каждый человек. В современном мире очень важно знать, что такое время. Отправление поездов, вылет самолетов, начало рабочего дня, занятий в школах, спортивных соревнований и передач по телевидению - все это происходит в точно назначенный час. - Значит, знать время для человека важно?

- Тогда, помогите определить тему нашего урока. -Время-это слово будет ключевым в определении темы урока.

А что такое время? -Давайте обратимся к толковому словарю русского языка и прочитаем, что же такое время.

Владимир Иванович Даль так объясняет это слово: «Время – продолжение случаев, событий, дни за днями и века за веками, последовательное течение суток за сутками.

– Чем является время с точки зрения писателя? (Ответы детей)
– Что такое время с точки зрения математика? (Ответы детей)

Вывод. Время – это величина





Отгадывают загадку.





Дети записывают в тетради число, классная работа.

-

.

Познавательные УУД:

- определять границу знания-незнания;

- устанавливать закономерности.

Коммуникативные УУД:

- формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания;

Регулятивные УУД:

- планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой

- осуществлять самоконтроль;

- оценивать правильность выполнения действия.


Актуализация знаний учащихся.

Цели:

Обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

.




Постановка учебной задачи.

Формулирование темы и цели урока.

Цели:

Постановка проблемы по формулированию темы и цели урока,

включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.











.





Открытие» детьми нового знания.

Цели:

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания, знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения














Первичное закрепление.

Цели:

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания, знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения


















Физминутка

Начнем урок с аукциона знаний о единицах времени. - Еще в незапамятные времена человек столкнулся не только с необходимостью ориентироваться в пространстве, считать, измерять расстояния и площади, определять массу и вместимость, но и ориентироваться во времени и уметь его измерять. Для измерения времени надо было найти мерку. Но измерять его пальцами или шагами было нельзя. И эту мерку надо было искать в природе.

- Сегодня мы будем расширять знания о времени, познакомимся с новыми единицами времени. Мы будем говорить о единицах измерения времени, но каких именно вы узнаете,

Разминка для ума. Цепочка вычислений - Какую работу я вам предложу?

- Перед вами конверты. В них шифр и чистый листок, фломастер. Вам необходимо решить каждому свое выражение и по шифру определить букву. Затем из букв своей группы составить слово.
Работа в группах (парах). - «Командирам групп» прочесть слова вслух. - Что объединяет все эти слова? (это единицы времени) можно ли сказать, что это мерки одной величины. - Проблемная ситуация!!!! - Что вызвало затруднения! - Найдите что лишнее?



- Назовите  тему нашего урока. -Какую цель поставим на уроке? Научиться изменять, преобразовывать и сравнивать именованные числа. (повторим таблицу единиц времени, их взаимосвязь, составим таблицу единиц времени, закрепим умение решать задачи с единицами времени, проверить как усвоили изученную тему, развивать мышление, речь, память, внимание.) - Чтобы этому научиться надо установить соотношение между единицами времени. Задачи урока:

1. Вспомнить изученные единицы времени. Сопоставлять. Сравнивать.

2. Тренироваться переводить единицы времени в другие мерки. закреплять знания детей о единицах времени и связи между ними, о временной последовательности

Применять полученные знания и умения при решении математических задач и упражнений.

1) Установление соотношений между единицами времени (Знаю)

Назвать единицы времени, начиная с самой большой (на доске появляется упорядоченный ряд единиц времени

2) - Проведём небольшое исследование, как взаимосвязаны между собой разные величины. - Какой вопрос мы будем исследовать? (Соотношение между единицами времени. - Перед тем как продолжить нашу работу вспомним все единицы времени, которые нам известны, и заполним таблицу..

3) Составление и запись таблицы.

ЗНАЮ

УЗНАЛ

ХОЧУ УЗНАТЬ

Век

100лет


 

Год

12мес

365-366дн.


Месяц

30,31, 28-29

 

 

Неделя

7суток

 

 

Сутки

24ч

 

 

Час

60мин

 

1

 

Минута

60с

 

 

Секунда

 1000миллисекунд

 

 

-Проверим правильно ли вы выполнили задание.

 - Сколько месяцев в году?

 - Назовите их по порядку.

 - Зимние (весенние, летние,осенние)

 - Месяцы, в которых по 30 дней. Сколько их? (Апрель, июнь, сентябрь, ноябрь)

 - Месяцы, в которых по 31дню. Сколько их? (Январь, март, май, июль, август, октябрь, декабрь)

 - Сколько дней бывает в феврале?

 - Сколько суток в году?

В году 365 или, в високосном, 366 суток.

 - Месяцы делятся на недели. Сколько недель в месяце? (4)

 - Недели делятся на дни. Сколько дней в неделе? (7)

 - День и ночь – это сутки.

 - В сутках? (24часа) - 1час-60 минут, 1минута – 60 секунд.

-Мы установили соотношение между единицами времени. - Какую цель поставили на уроке? Научиться изменять, преобразовывать и сравнивать именованные числа .

Будем  учиться применять свои новые знания

- Итак- Чтобы нам не терять время в пути, вспомните какие операции вы можете выполнять с единицами времени? (Можем преобразовывать именованные числа, складывать и вычитать единицы времени, решать задачи, сравнивать . Перевод именованных чисел.

Используя таблицу, которую вы составили, выразите:                          в сутках:   48 час,   96 час;

в часах:   2 сут,   120 мин;

в месяцах:   3 года,   8 лет 4 мес;

в годах:   60 мес,   84 мес;

в секундах:   5 мин,   16 мин;

в минутах:   600 сек, 5 час.


Перевод именованных чисел.  Из всех величин время – это самая загадочная, самая неуловимая, самая необъяснимая величина. Говорят: время – дороже денег. Потерянный рубль можно заработать снова, а вот упущенная минута исчезает навсегда.

Народ всегда умел ценить время. Об этом говорят созданные им пословицы и поговорки. - Расшифруйте пословицы и поговорки, заменяя выделенные красным цветом числа на более крупные единицы времени.

100 лет живи, 100 лет учись (100 лет – 1 век .  Век живи, век учись.)

Обещанного 36 месяцев ждут .  (36 месяцев – 3 года. Обещанного 3 года ждут.)

Делу время, а потехе 60 минут .  (60 минут-1 час. Делу время, а потехе –час.)

7 дней 12месяцев кормит . (7 дней-1 неделя. Неделя год кормит.)



- С пользой для вашего здоровья проведем физминутку. Не отвлекаясь от темы нашего урока, выясним, сколько шагов на месте каждый из вас успеет сделать за 1 минуту.

Дополнять схему слайда.

Строить речевые высказывания.










Работа в группах (парах)


Приходят к выводу, что гектар – единица площади, килограмм – единица массы, метр - единица длины.









Формулировать тему и цель урока.


.









Делают в тетрадях и на доске








Самооценка






















Самооценка

























Делают вывод:





Выполняют шаги на месте и подсчитывают количество шагов за 1 минуту.


Познавательные УУД:

- Получать информацию из личного опыта и опыта одноклассников;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- выдвигать предположения и обосновывать их;

- уметь оформлять полученные результаты в виде таблицы.

Коммуникативные УУД:

- осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

- слушать и понимать речь других.

Личностные УУД:

- развивать познавательные способности на основе интереса к изучению темы.



















Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.

Познавательные - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

строить речевое высказывание в устной форме.













































Личностные- установка на здоровый образ жизни.

Закрепление .

Цели:

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания, знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения



Закрепление.


Работа с информацией.





Работа с задачами




Работа по карточкам.






.








Закрепление.

Работа с задачами.

Цели:

организация деятельности  с применением новых знаний


Итог урока.

Словесный: слово учителя; ответы на вопросы; обобщение.




Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.




Рефлексия.

Оценивание.

Цели: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения/ мотивации способов деятельности, общения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества













































Будем  учиться применять свои новые знания.

Как много можно сделать за одну минут. Некоторые ребята нашего класса за минуту успевают прочитать 130 слов, некоторые - решить несколько примеров. - За 1 минуту заводы выпускают 18 телевизоров, 14 холодильников, 4новые машины.

 - А  что сможете вы за 1мин.?

Самостоятельно сравнить единицы времени. (1мин)

8ч 18мин         7ч 18мин

2ч12мин           7200с

9ч                   540мин

120с                 2ч5с

2года                12мес

3недели             30дн.

5мес                 5лет

Взаимопроверка. Самопроверка по образцу.

* Самооценка

* Листы самооценки



- Что можно успеть за 1с? Об этом расскажут задачи

- В тетради будем писать только выражение к задаче.

(1) Ученик 3 класса имеет технику чтения 120слов в минуту. Сколько слов он читает за 1секунду?

120:60=2 (сл)

(2)  - А вы знаете, сколько ударов в минуту делает сердце человека? (60-80 в покое)

А сердце воробья – 540ударов в минуту. Сколько за 1секунду?

540:60=9(уд)

(3) Сердце колибри бьется с частотой 1200 ударов в минуту. Сколько ударов за 1секунду?

1200:60=20(уд)









Информирует учащихся по выполнению домашнего задания







Время – это главная ценность человека.

Экономя его, люди получают дополнительную возможность творить и познавать. Иными словами, делать нас умнее и сильнее. И вот какая интересная взаимосвязь получается – чем больше мы учимся экономить время, тем быстрее растут наши достижения в учёбе, труде. В нашей жизни важен каждый час. Каждая минута. И даже секунда. И поэтому каждый из нас должен ценить и беречь время, не растрачивать его понапрасну. Ведь человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.


- Какая тема урока математики у нас была сегодня?

- Какую цель мы поставили себе сегодня на урок?

- Какие задачи мы выполнили сегодня на уроке?

- Через какие виды деятельности на уроке мы достигли и выполнили все задачи урока математики?

- Где нам могут пригодиться полученные знания и умения на уроке математики?

- Оцените работу пары на уроке.

- Какая была тема сегодняшнего урока?

- Что на сегодня мы вспоминали на уроке?

-Что вам показалось сложным, не понятным?

- Что вам запомнилось интересного?

А сейчас я попрошу вас оценить свое настроение и уровень знаний по теме «Единицы времени»

Организовать рефлексию деятельности учащихся на уроке.

Оцените свою работу на уроке.

Доскажите предложения: урок:

  • Привлёк меня тем, что……..

  • Показался интересным…..

  • Заставил задуматься……

  • Навёл меня на размышления…

Оценивает работу учащихся.

- Берегите время, не тратьте его напрасно. Заполняйте свои минутки и часы добрыми и умными делами.

- Для тех, кто хочет знать больше, советую прочитать книгу И.Мельникова «Про часы и о часах» или Энциклопедию.

 - Урок окончен.Оценочный маршрутный лист________________________________

№ п\п

Этап урока

Оценка (!, +, -)

1

Определение темы урока, постановка цели урока


2

Устный счет (решение мультзадач)


3

Таблица времени


4

Перевод именованных чисел.


5

Преобразование именованных чисел.


6

Сравнение именованных чисел


7

Решение задач .


8

Выполнение теста


Отметка за урок




1минута. Обмен информацией в парах.

1 минута. Каждая пара поочерёдно называет свои версии.



Ответы детей.














Дети выполняют задание.




1минута. Обмен информацией в парах.

1 минута. Каждая пара поочерёдно называет свои версии



Выступление представителей групп




Дети делают записи в тетради.


Обмениваются тетрадями.


Дети выполняют задания.





























.

Познавательные УУД:

- извлекать информацию из текста параграфа;

- уметь выполнять самостоятельную работу;

- уметь оформлять полученные результаты в виде таблицы.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель урока с помощью учителя и самостоятельно.








Познавательные УУД: - уметь оформлять полученные результаты в виде таблицы.

Личностные УУД:

- уметь оценивать результат своей деятельности и выделять проблемы в знаниях по данной тем







Коммуникативные УУД:

- представлять результат деятельности своей группы;

- обсуждать полученные результаты в группе.


























Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного




















.






















































Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее