Урок 48
Решение задач
(учебник, с. 66)
Цель деятельности учителя | Способствовать развитию умений решать разные виды задач с помощью схематического рисунка, чертежа, выполнять устные и письменные вычисления, преобразовывать величины, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях |
Тип урока | Комплексное применение знаний и способов действий |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся решать разные виды задач с помощью схематического рисунка, чертежа, выполнять устные и письменные вычисления, преобразовывать величины, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способ-ностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: понимают значение математических знаний в собственной жизни |
методы и формы | Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический |
Образовательные | 1. Математика. 3–4 классы : поурочные планы по программе «Школа России». – Волгоград : Учитель, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 2. http://rusfolder.com/32474579 |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия и термины | Задача |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы органи- зации действия на уроке | Формируемые умения | Промежуточный контроль | ||||||||||
I. Моти- (самоопре- к учебной деятель- ности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность. Вдаль идет дорога – Будет знаний много. Так дерзай, дружок, учись, Не болтай и не ленись, Не отлеживай бока – Путь-дорога нелегка | Слушают учителя. | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Л – понимают и принимают значение знаний для человека; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места | ||||||||||
II. Сообщение темы, цели |
| Сообщает тему, цель урока | Слушают учителя | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебные задачи |
| ||||||||||
III. Актуализация знаний | 1. Проверка | Проверяет наличие домашней работы в тетрадях. |
| Фронтальная, индивидуальная. | П – самостоятельно осуществляют расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках; используют математические термины, символы и знаки; владеют логическими действиями, базовыми предметными понятиями, способами выполнения заданий поискового и творческого характера. Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; умеют находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме; осуществляют планирование и контроль учебных действий. К – строят речевое высказывание в устной форме; могут работать в коллективе, уважают мнения других участников образовательного процесса; умеют слушать собеседника; формулируют и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему; владеют навыками конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками. Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета; понимают важность и необходимость знаний в жизни человека. | Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания | ||||||||||
| 2. Устный счет: 1) Выполнение задания. | № 308 (вынести на доску). – Расставьте скобки так, чтобы равенства стали верными. 640 – 480 : 6 + 360 = 400 120 + 120 : 4 + 6 = 132 160 : 4 · 2 + 10 = 30 60 – 54 : 6 : 3 = 17 | Выполняют задания. | |||||||||||||
| 2) Задание «Магический квадрат» |
| Выполняют задание | Фронтальная |
| |||||||||||
IV. Практическая деятельность | 1. Решение | № 306. Разбирает вместе с учащимися.
– Эту задачу можно решить несколькими способами. Что можно узнать, зная, что дыня – Каким действием?
– Хорошо, массу тыквы узнали. Как узнать – А теперь узнайте массу дыни. I способ: 1) 16 – 8 = 8 (кг) – тыква. 2) 13 – 8 = 5 (кг) – арбуз. 3) 8 – 5 = 3 (кг) – дыня. II способ: 1) 16 – 13 = 3 (кг) дыня. 2) 8 – 3 = 5 (кг) – арбуз. 3) 13 – 5 = 8 (кг) – тыква. Ответ: тыква – 8 кг, арбуз – 5 кг, дыня – № 307 (под руководством учителя).
I способ: 1) 1 945 – 1 225 = 720 (чел.) – в III школе. 2) 1 945 – 1 300 = 645 (чел.) – в I школе. 3) 720 + 645 = 1 365 (чел.) – в I и III школах. 4) 1 945 – 1 365 = 580 (чел.) – во II школе. II способ: 1) 1 945 – 1 225 = 720 (чел.) – в III школе. 2) 1 300 – 720 = 580 (чел.) – во II школе. 3) 1 225 – 580 = 645 (чел.) – в I школе. Ответ: 645 человек – в I школе, 580 человек – во II школе, 720 человек – в III школе.
|
После чтения задачи записывают условие.
– Можно узнать массу тыквы. – Надо из 16 вычесть 8. Получится 8 килограммов. – Надо из 13 вычесть 8, получится 5 килограммов. – Надо из 8 вычесть 5, получится 3 килограмма. Записывают решение двумя способами
Записывают решение двумя способами.. | Фронтальная, индивидуальная.
| Решение текстовых арифметических задач, уравнений. | |||||||||||
| 2. Решение уравнений.
Физкультминутка.
| № 309. Оказывает индивидуальную помощь тем учащимся, которые затрудняются.
Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке. | Решают задачи с помощью составления уравнений самостоятельно. Выполняют физкультминутку. |
Фронтальная. |
Р – принимают и сохраняют учебную задачу. К – проявляют готовность слушать. Л – имеют установку | Выполне-ние движений | ||||||||||
| 3. Работа с величинами. | № 311 | Выполняют самостоятельно (с последующей проверкой). |
|
|
| ||||||||||
4. Задания |
| Выполняют задания | Индивидуальная | |||||||||||||
VI. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение Заключительная беседа. Выставление оценок | – Ребята, чем мы занимались сегодня на уроке? – Что успели повторить? – Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? – Что осталось непонятным? – Что понравилось из заданий больше всего? Что не очень понравилось? | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к предмету | Устные ответы | ||||||||||
VII. Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | С. 66, № 310, 312 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения |
|
2