Технологическая карта урока
Предмет: информатика
Учитель: Бочкарева Е.И.
Класс: 6 «А»
Тема: «Табличные информационные модели. Правила оформления таблицы»
Тип урока: Открытия нового знания
Цель: Знакомство учащихся с табличными информационными моделями.
Задачи урока:
1) образовательные:
сформировать навыки работы с моделями;
познакомить учащихся с понятиями: «таблица», «таблица типа ОО», «таблица типа ОС», «объект», «класс объектов», «свойство объекта»
научить приводить примеры табличных информационных моделей различных типов
2) развивающие:
развитие познавательного интереса учащихся, творческой активности учащихся;
развитие умения слушать товарищей, учителя;
развитие логического мышления учащихся.
3) воспитательные:
привить интерес к предмету;
воспитать эмоционально-положительную направленность на практическую деятельность.
Формы работы: фронтальный опрос, работа в группах.
УМК: Босова Л.Л. Информатика ФГОС 6 класс. – М.: БИНОМ. – 2016. – (Лаборатория базовых знаний).
Планируемые результаты:
личностные:
формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.
метапредметные
умение создавать, применять различные продукты для решения учебной задачи;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
развитие ИКТ–компетенции;
развитие умений применять теоретические знания на практике;
развитие умения формулировать выводы при наблюдениях; развитие памяти, внимания, наблюдательности;
предметные
закрепить представления учащихся о моделях и моделировании, видах таблиц и их структуре;
осознание учащимися связи между явлениями реального или проектируемого мира и его информационными моделями, смысла понятия информационная модель, значимости табличной модели для изучения окружающей действительности;
Ход урока
Этап | Время | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
| 1 мин | - Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое. | Принимают активное участие в приветствии | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками Личностные: мотивация учения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Разрешение проблемной ситуации
| 2 мин | – Разделите слова на 2 группы: Человек, компьютер, манекен, кот, фотография кота, движение поездов, автомобиль, описание внешности человека, схема компьютера, рисунок автомобиля, скелет человека, скелет кота, автомодель, расписание движения поездов, манекенщица. – Что у вас получилось? – По какому принципу вы делили слова и словосочетания на группы?
– Каким одним словом можно назвать условное представление любого объекта?
| Пытаются выполнить задание.
Высказываются. – В 1 группе названия объектов. – Во второй группе различные представления этих объектов. Высказываются. – Автомодель можно просто назвать моделью. – Манекенщицу просто называют моделью. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; построение своих высказываний, вывод на основе анализа. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, фиксация индивидуального затруднения, пути решения проблемы . Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, уважение чужой точки зрения
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Постановка цели урока (мотивация)
| 5 мин | -Сегодня мы познакомимся ещё с одним видом информационных моделей, но сначала мы вспомним, о чём шла речь на предыдущем уроке и ответим на вопросы: 1.Что такое модель? 2.Что такое моделирование? 3.Что такое информац. модель? 4.Какие модели называют натурными? 5.Какие существуют виды информационных моделей?
| Отвечают на вопросы, повторяя предыдущую тему Примерные ответы: 1. Модель – это объект, который используется в качестве «заместителя», представителя другого объекта с определенной целью 2. Моделирование – это процесс создания и использования модели 3. Информационная модель – набор признаков, содержащий всю необходимую информацию об исследуемом объекте или процессе 4. Реальные предметы, в уменьшенном или увеличенном виде воспроизводящий внешний вид, структуру или поведение объекта моделирования 5. Образные, смешанные, знаковые
| Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. «Открытие» учащимися новых знаний
| 13 мин | - Прочитай текст и ответь на вопросы: Четверо друзей — Алик, Володя, Миша и Юра — собрались в доме у Миши. Мальчики оживленно беседовали о том, как они провели лето. — Ну, Балашов, ты, наконец, научился плавать? — спросил Володя. — О, еще как, — ответил Балашов, — могу теперь потягаться в плавании с тобой и Аликом. — Посмотрите, какой я гербарий собрал, — сказал Петров, прерывая разговор друзей, и достал из шкафа большую папку. Всем, особенно Лунину и Алику, гербарий очень понравился. А Симонов обещал показать товарищам собранную им коллекцию минералов. - Назовите имя и фамилию каждого мальчика.
1) О скольких ребятах говорится в тексте? 2) Кто чем увлекался и как проводил лето? 3) Можете ли вы быстро ответить на последний вопрос? 3) Модель какой формы можно создать для этой информации, чтобы быстро ответить на все вопросы?
-Так какую информационную модель мы с вами будем изучать сегодня на уроке?
Верно, давайте сейчас познакомимся со структурой таблицы
|
- читают текст, пытаются ответить на вопросы и видят, что испытывают затруднения;
- лучше всего табличную модель;
-табличную информационную модель
Чертят себе в тетради структуру таблицы
| Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, анализ объектов Регулятивные: формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты Коммуникативные:формирование умений совместно с другими детьми в группе, находить решение задачи и оценивать полученные результаты | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V. Физкультминутка
| 1 мин | Дает рекомендации по выполнению упражнений |
| Коммуникативные: умение работать по заданию Личностные: формирование ЗОЖ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VI. Первичное закрепление.
| 10 мин | -А сейчас, прочитайте материал учебника на с. 67-71 Выясните, основные свойства табличных моделей типа «объекты-свойства» и «объекты – объекты - один», законспектируйте их в тетрадях.
| Самостоятельно читают параграф, знакомятся с новыми понятиями, записывают в тетрадь. | Познавательные: самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале. Регулятивные: контроль, коррекция | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение
| 10 мин | -Ребята, на ваших столах находятся карточки с текстом, прочтите его внимательно. Расстояние до Полярной звезды – 780 световых лет. Полярная звезда находится в созвездии Малая Медведица. Акрукс ярче Солнца в 2200 раз. Бетельгейзе находится в созвездии Орион. Расстояние до Спика – 260 световых лет. Денеб находится в созвездии Лебедь. Расстояние до Бетельгейзе – 650 световых лет. Ригель ярче Солнца в 55 000 раз. Канопус находится в созвездии Стрекоза. Расстояние до Капеллы – 46 световых лет. Спика находится в созвездии Дева . Антарес находится в созвездии Скорпион. Расстояние до Арктура – 36 световых лет. Альдебаран ярче Солнца в 165 раз. Бетельгейзе ярче Солнца в 22 000 раз. Расстояние до Акрукс – 260 световых лет. Денеб ярче Солнца в 72 500 раз. Расстояние до Антареса -425 световых лет. Альдебаран находится в созвездии Телец. Антарес ярче Солнца в 6600 раз. Расстояние до Канопуса – 181 световой год. Арктур находится в созвездии Волопас. Капелла ярче Солнца в 150 раз. Ригель находится в созвездии Орион. Спика ярче Солнца в 2200 раз. Акрукс находится в созвездии Южный Крест. Расстояние до Альдебарана – 70 световых лет. Арктур ярче Солнца в 105 раз. Расстояние до Денеба – 1600 световых лет. Канопус ярче Солнца в 6600 раз. Капелла находится в созвездии Возничий. Полярная звезда ярче Солнца в 6000 раз. Расстояние до Ригеля – 820 световых лет. -Используя знания полученные на уроке разметьте текст, определите тип таблицы и нарисуйте таблицу.
| Решение: Тип таблицы – ОС (объекты-свойства)
Ребята работают в тетрадях, самостоятельно или в парах | Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль и коррекция полученного результата, саморегуляция. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, работать в паре; учатся формулировать собственное мнение . | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VIII. Домашнее задание
| 1 мин | VII.Домашнее задание Параграф 11, стр.66-71, Т: №123, №124, №132 |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IX. Итог урока (рефлексия деятельности)
| 2 мин | -Какие преимущества обеспечивают табличные информационные модели по сравнению со словесными описаниями? -Любое ли словесное описание можно заменить табличной информационной моделью?
| Рассуждают, подводят итоги урока | Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументация Личностные: осознание ответственности за общее дело |