Технологическая карта урока
Тема: Экологические факторы и их влияние на организмы.
Цель урока: Познакомить учащихся с экологическими факторами и их влиянием на организмы.
Тип урока: комбинированный
Задачи урока:
Образовательная: познакомить учащихся с экологическими факторами: абиотическими, биотическими (формами взаимоотношений между организмами), влиянием деятельности человека на природу.
Развивающая: развивать умение работать с текстом учебника, рисунками, составлению схем, делать сравнительный анализ
Воспитательная: воспитание бережного отношения к природе.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
закрепить понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы», «связи живого и неживого»;
Метапредметные:
учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи ,развивать воображение учащихся;
развивать поисково-информационные умения: работать с конспектом урока.
Личностные:
формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;
прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле. Умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.
Предметные результаты обучения: освоение знаний по теме и основным понятиям.
Основные понятия: экология, экологические факторы, абиотические, биотические, антропогенные факторы.
Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в группах.
Этап урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты |
1.Организационно-мотивационный цель: включение учеников в деятельность на личностно-значимом уровне |
| Приветствие учеников | Проверяют принадлежности. Настраиваются на работу | Регулятивные Умение настроиться на взаимодействие с другими учащимися и учителем. Создание положительной мотивации. |
2.Актуализация знаний. Цель: повторение ранее изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». | Тексты заданий на столах. Задание для группы №1 Вставьте пропущенные слова Наземно-воздушная среда характеризуется ………………….. количеством кислорода, но нередко в наземно-воздушной среде не хватает……..…......…Поэтому растения и животные, обитающие в засушливых местах, имеют приспособления для добывания, запасания воды. Например,……………… запасает влагу в своем теле. Для наземно-воздушной среды характерны изменения…………….. в течение года, в связи с этим меняется и жизнь организмов. Например, осенью опадает листва, перелетные ……………улетают в теплые края, шерсть животных меняется на более теплую. В наземно-воздушной среде обитания животные передвигаются по воздуху и по………………... Пропущенные слова: достаточным, кактус, влаги, температуры, птицы, земле Задание для группы №2 Вставьте пропущенные слова Водная среда характеризуется достаточным количеством…………. Температура ……….не так значительно, как в наземно-воздушной среде, кислорода нередко не хватает. Некоторые организмы могут существовать только в богатой ……………….воде, другие могут выдержать недостаток кислорода. В водной среде меньше…………., чем в наземно-воздушной. В водной среде организмы могут передвигаться в воде или по дну. Характерная особенность большинства водных животных - приспособления для плавания. Это ………….(у рыб, китов, дельфинов), ласты (у тюленей, моржей), перепонки между пальцами (у выдр, бобров, лягушек, водоплавающих птиц). Пропущенные слова: воды, меняется, света, кислородом, плавники Задание для группы №3 Вставьте пропущенные слова Почвенная среда нередко характеризуется большим количеством воды, углекислого газа, недостатком…………... Температура более ровная, чем на поверхности земли, …………практически не проникает. Обитатели почвенной среды имеют…………… глаза или лишены органов зрения, зато обладают хорошо развитыми ……………и осязанием. Пропущенные слова: кислорода, маленькие, свет, обонянием Какая среда не нашла места в ваших заданиях? Какой вывод можно сделать? Могут ли живые организмы существовать обособленно, без окружающей среды?
Условия среды называются экологическими факторами). | Определяет группы, объясняет ход выполнения заданий. Организует фронтальную работу, задает вопросы.
|
Работают с заданиями, участвуют в обсуждении проверочных вопросов, Отвечают на вопросы Организменная со своими условиями и живущими в ней организмами Вывод: каждая среда имеет свои условия. Нет. Живые организмы неразрывно связаны с окружающей их средой обитания. Записывают в тетрадь (условия среды называются экологическими факторами).
| Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные: Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, обобщать, делать выводы. |
3. Постановка учебной задачи цель: формулирование темы. | Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Цветы, деревья и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса, Человек и время года – Это факторы природы. Как вы думаете: что мы будем изучать?
| Учитель читает стихотворение
Задает вопросы
|
Слушают стихотворение.
Определяют тему. «Экологические факторы и их влияние на организмы» записывают в тетрадь. | Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя Регулятивные: умение принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров. |
4. «Открытие «новых знаний» цель: изучить особенности экологических факторов |
н есмотря на многообразие факторов природы, приведённых в стихотворении, их можно разделить на три группы. Подумайте, какие? (Различают три группы экологических факторов: факторы неживой природы – абиотические, факторы живой природы - биотические и влияние деятельности человека на природу - антропогенный.
Работа с учебником: прочитать §5 1 группа: абзац «абиотические факторы». 2. группа: абзац «биотические факторы». 3. группа: рассмотрите рисунки. Что отражают они.
|
Составляет схему Факторы среды (из терминов: факторы среды, абиотические, биотические, антропогенные)
Фкторы среды
|
Отвечают на вопрос
Называют факторы. факторы неживой природы – абиотические, факторы живой природы - биотические влияние деятельности человека на природу - антропогенный.
|
Коммуникативные умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Познавательные умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, осуществлять запись выборочной информации, использовать знаково-символические средства. Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, Личностные: умение проявлять в разных ситуация доброжелательность, внимательность, вежливость к другим, демонстрировать самостоятельность |
Физкультминутка |
| Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою – три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – за парту сесть опять.
|
|
|
5. Первичное закрепление цель закрепить знания об экологических факторах
| Взаимодействия организмов между собой могут быть взаимовыгодными, нейтральными, конкурирующие Учитель: Как вы думаете: о каком взаимодействии идёт речь в этих стихотворениях и загадках? 1. Стой, плотва и караси! И пощады не проси: Я – хозяйка здесь в пруду, На охоту я иду. (Щука – плотва и караси, хищничество) 2. Домовитая хозяйка Полетает над лужайкой, Похлопочет над цветком – Он поделится медком. (Цветок – пчела, симбиоз) 3. Кровь попить у детворы Любят летом комары, Потому, что кровососы - Надоеды – пискуны. (Комар – человек, паразитизм) 4. Однажды на ужин испробовать волк, вдруг захотел червяка. - Тьфу… Гадость какая! Он завопил. - Посижу на диете пока. (Волк – дождевой червь, нейтрализм)
А может человек влиять на окружающую природу.
Вывод: в ходе сегодняшнего урока мы выяснили, что живые организмы неразрывно связаны не только со средой обитания, но и друг с другом.
Текст на столах учеников. Живые организмы неразрывно связаны не только со средой обитания, но и друг с другом. Существует даже наука, которая занимается изучением взаимосвязей организмов друг с другом и средой, в которой они обитают. Некогда эта наука являлась частью биологии, но в 1861 году английский учёный Геккель выделил её в самостоятельную науку. Ребята, как вы думаете, о какой науке идёт речь
|
Предлагает отгадать загадки.
Какой вывод можем сделать.
| Ответы учеников:
свет, тепло, вода, рельеф, состав почвы, соленость, радиация, ветер.
1.Хищничество
2.симбиоз
3.паразитизм
4.нейтрализм
Высказывают свои мысли. Загрязняют воздух, воду, почву, вырубают леса,
Делают вывод и отвечают на вопрос. (ЭКОЛОГИЯ) | Коммуникативные: Регулятивные Умение вести диалог с учителем, аргументировать свою точку зрения, оценивать свои результаты Познавательные умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; работа с учебником – анализ иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий.
|
6.Самостоятельная работа по проверке знаний | Почему растение № 1 более развито, чем растение №2 (рис. 14 на стр. 25)
| Предлагает ответить на вопрос | Отвечают на вопрос | Познавательные: умение преобразовывать информацию из одного вида в другой Регулятивные: умение оценивать действия и результаты своей и чужой деятельности, находить свои ошибки и исправлять их. Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
|
8. Рефлексия цель: обобщение по теме, составление синквейна |
| Составьте синквейн на тему «Экологические факторы» «Среда жизни»
| Составляют синквейн, выступают, анализируют | Регулятивные: умение оценивать действия и результаты своей и чужой деятельности, находить свои ошибки и исправлять их. адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, |
9. домашнее задание. | § 5, РТ №18. повторить§1-4 (основное содержание главы стр.28). Выбрать для себя дополнительное задание. 1.примеры биотических взаимоотношений. 2. Примеры негативного влияния человека в нашем микрорайоне. 3.Составьте план сообщения «Роль зелёных растений для жизни на нашей планете».
| Комментирует задание, подчеркивает ее дифференцированность, обращает внимание на основное содержание главы на стр.28 | Записывают, просматривают содержание заданий. |
|
Задание для группы №1 Вставьте пропущенные слова
Наземно-воздушная среда характеризуется ………………….. количеством кислорода, но нередко в наземно-воздушной среде не хватает……..…......…Поэтому растения и животные, обитающие в засушливых местах, имеют приспособления для добывания, запасания воды. Например,……………… запасает влагу в своем теле. Для наземно-воздушной среды характерны изменения…………….. в течение года, в связи с этим меняется и жизнь организмов. Например, осенью опадает листва, перелетные ……………улетают в теплые края, шерсть животных меняется на более теплую. В наземно-воздушной среде обитания животные передвигаются по воздуху и по………………...
Задание для группы №2 Вставьте пропущенные слова
Водная среда характеризуется достаточным количеством…………. Температура ……….не так значительно, как в наземно-воздушной среде, кислорода нередко не хватает. Некоторые организмы могут существовать только в богатой ……………….воде, другие могут выдержать недостаток кислорода. В водной среде меньше…………., чем в наземно-воздушной. В водной среде организмы могут передвигаться в воде или по дну. Характерная особенность большинства водных животных - приспособления для плавания. Это ………….(у рыб, китов, дельфинов), ласты (у тюленей, моржей), перепонки между пальцами (у выдр, бобров, лягушек, водоплавающих птиц).
Задание для группы №3 Вставьте пропущенные слова
Почвенная среда нередко характеризуется большим количеством воды, углекислого газа, недостатком…………... Температура более ровная, чем на поверхности земли, …………практически не проникает. Обитатели почвенной среды имеют…………… глаза или лишены органов зрения, зато обладают хорошо развитыми ……………и осязанием.
АБИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
БИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
АНТРОПОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ
Свет Вода Роса
Ветер Цветы Птицы
Охота Рыбалка
Вспашка Вырубка
Воздух Температура
Солнце Гром
Туман Горы
Звери
ФАКТОРЫ СРЕДЫ