Урок 23. Природа и люди Древней Индии
Педагогические | Способствовать ознакомлению с природными условиями долин Инда и Ганга, жизнью и занятиями населения; создать условия для выявления особенностей религии Древней Индии |
Тип и вид урока | Усвоение знаний, навыков и умений / урок-беседа |
Планируемые | Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества |
Личностные | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; понимание культурного многообразия мира; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности |
Метапредметные результаты | Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.; готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и др. |
Основное содержание темы, понятия и термины | Местоположение и природные условия Индостана. Занятия жителей Древней Индии, сельскохозяйственные культуры и одомашненные животные. Древние города-государства. Бог Ганеша. Вера в переселение душ. Джунгли, рис, хлопчатник, сахар |
Образовательные ресурсы | Учебник. Карты: «Древние государства мира», «Индия и Китай в древности». Рисунок-схема «Главные реки и горы Древней Индии». Рабочая тетрадь № 1. |
Основная часть
Организационная структура урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма | |
характеристика | формируемые УУД | |||
I. Организационный момент | А теперь, проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжки и тетрадка? (Садитесь). Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Все ль готовы слушать? Начинаем наш урок. Проверяет готовность к уроку - Ребята, скажите, пожалуйста, что вы любите делать в каникулы, особенно летние? (Путешествовать). - Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. В этой коробке спрятан предмет, но что именно лежит вы узнаете, отгадав кроссворд. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. Постановка проблемы урока. | Быстрое включение в деловой ритм |
|
II. Актуализация знаний и способов действий. Древние | – Какое слово у вас получилось? (СЛОН). - Сегодня на урок слон пришел к нам в гости. - Именно слон является символом страны, в которую мы сегодня отправимся. -Ребята, вы догадались, о какой стране идет речь? -Правильно об Индии. Мы с вами отправимся в Индию, и отправимся мы в путешествие верхом на слонах. - Ребята, а что вы знаете об Индии? -Отправляясь в путешествие что хотели бы узнать?
| Отвечают на вопросы учителя и высказывают свои предположения. | Регулятивные: осуществляют коррекцию, вносят необходимые дополнения и коррективы в способ действия с учетом оценки результата самим обучающимся, учителем, товарищами. Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; используют доказательство. Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Фронтальный опрос |
III. Постановка учебной задачи | – Как вы думаете, ребята, о чем мы с вами будем говорить на уроке? Что мы с вами должны узнать? -Мы с вами будем путешествовать по следующему плану: Географическое положение Древней Индии. Природные особенности Индии. Занятия населения Древней Индии. Верования индийцев. - Внимание, мы сейчас с вами заслушаем заметку путешественника о Древней Индии. Если бы ты только знал, - рассказывал он приятелю, какая удивительная страна Индия! Там на кустах растёт белая шерсть. Приятель принял эти слова за шутку: Ну какой же ты выдумщик и враль! Не хочешь – не верь! Я видел собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из неё красивые и прочные ткани... Но самое необыкновенное даже не эта шерсть, а то, что индийцы добывают мёд без всяких пчел. Враньё! На свете нет ничего слаще пчелиного мёда! - А вот лгал ли путешественник мы с вами узнаем в конце нашего урока
| Слушают учителя, формулируют учебную задачу. Приводят примеры того, как природа древней страны влияла на жизнь населения, его занятия и религиозные верования | Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; оформляют свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста) | Фронтальный опрос |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Местоположение и природные условия Индостана. Занятия жителей | -Итак, мы начинаем наше путешествие по Древней Индии. Но для того, чтобы не заблудиться, нам нужно знать, где находится эта страна. Что для этого нам необходимо? (карта). - И для того, чтобы записать все интересное, о чем мы с вами узнаем, нам необходимы будут «Записки путешественника» - Перед началом путешествия мы с вами узнаем местоположение Индии. Открываем учебник на стр.96. А у меня на доске. (Презентация с картой). - Ребята, вспомним с вами стороны света (север-юг-запад-восток) (хором). -Ребята, сейчас 2 минуты вы самостоятельно работаете с картой на странице 96, затем мы с вами отвечаем на вопросы - На каком полуострове, расположена Индия? (Индостан) - Что такое полуостров? (Полуостров - это часть суши, с трех сторон омываемая водой: морями, океанами). - Какими водами омывается Индия? Какими морями? (Аравийское море) Каким океаном? (Индийским океаном). - Какие реки протекают? (Инд и Ганг) - Свое название страна получила от названия реки Инд. Воды Ганга жители Индии считают священными. - Какие горы находятся на севере Индии (Гималаи). Рассказ учителя: Гималаи, самые высокие горы в мире. Вершины Гималаев сплошь покрыты льдами и снегами. Кстати, слово "Гималаи" означает "жилище снега". В Гималаях находится самая высокая на земле вершина, которая называется Джомолунгма, что означает «поднебесное жилище богов». Древние индийцы верили, что на вершине горы обитают боги. Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера и способствовали защищенности Индии от нападения врагов. - Дожди в Индии идут часто, Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера. Именно поэтому в Индии влажно и очень жарко. Из-за этих особенностей климата большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами – джунглями. - И для того, чтобы не забыть самую интересную информацию мы с вами будем писать «Записки путешественника». 1. Полуостров… 2. Реки:… 3.Гора… Физминутка. - Так как мы с вами изучаем Индию. Именно в этой стране возникла йога. Йога – это комплекс гимнастических упражнений направленное на духовное, физическое развитие человека. - Ребята, открываем страницу 97, читаем самостоятельно пункт 3 и делаем пометки в наших записках путешественника, раздел сельское хозяйство. - После того как сделали пометки о сельском хозяйстве обмениваемся работами и осуществляем парный контроль - Назовите главное занятие индийцев. (Земледелие). - Работаем с учебником, стр. 98 пункт 4 - Ганеша –… | Показывают на карте местоположение Древней Индии, горы и главные реки Индии – Инд и Ганг. Зная природные условия, определяют основные занятия жителей. Поясняют, почему долина Инда была раньше заселена земледельцами. Отвечают на индивидуальные вопросы и получают смайлики
Проводят поиск необходимой информации в тексте учебника.
| Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности. Познавательные: понимают знаки, символы, модели, схемы; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии
Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии
| Работа фронтальный опрос, индивидуальная форма контроля
Рейтинговая система оценивания
Учебная деятельность обучающихся по индивидуальному маршрутному листу, работа с учебником.
Фронтальный, парный контроль
|
| Боги и животные. Вера в переселение душ. Рассказ учителя. - Ребята, давайте мы с вами сравним религию индийцев и египтян. В чем проявляется сходство и различие? - В чем особенность религии индийцев? | Сравнивают религиозные взгляды индийцев и египтян, определяют сходство и различия, особенность религии индийцев – переселение душ. Осуществляют анализ документа. | Познавательные: владеют навыками смыслового чтения (осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели); определяют основную и второстепенную информацию; осуществляют анализ, сравнение, делают выводы. Коммуникативные: договариваются, приходят к общему решению; используют в общении правила вежливости; принимают другое мнение и позицию | Работа с текстом, документом,
Групповая форма контроля |
V. Закрепление знаний | - Ребята, открываем рабочие тетради на стр. 63, зад. 81. | Находят на карте и определяют местоположение Индии, ее главных рек, высочайших в мире гор; места раскопок древнейших городов Индии. | Регулятивные: составляют план Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Коммуникативные: самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме | Работа с картой, фиксирование формируемых УДД, индивидуальный контроль |
VII. Рефлексия | -Назовите мне бога мудрости в Индии (Ганеша). Ребята, у вас на столах лежат фигурки Ганеша, мы с вами сделаем талисманы и подарим их друг другу -Наше путешествие подошло к концу , и в память о наших приключениях мы сделаем друг другу подарки - Какие чувства у вас вызвал урок? И какой смайлик вы возьмёте с собой?
|
| Коммуникативные: принимают участие в творческой работе; используют в общении правила вежливости | Парный контроль |
VI. Информация о домашнем задании | Учитель комментирует задание. Параграф 20 пересказ, стр. 98 работа с документом. Рабочая тетрадь: зад. 80,81 на стр. 62-63. Индивидуальные задания: подготовить сообщение о Будде, «Культурные достижения Древней Индии» (по ресурсам Интернета). Информацию предоставляем на внеурочное занятие «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
| Воспринимают и уточняют задание | Регулятивные: принимают учебную задачу, планируют ее самостоятельное выполнение | Контурная карта, сообщения, задание в рабочей тетради |
Список источников
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. —М.: Просвещение,2016.
2.Примерной программы основного общего образования по истории.
3.Авторской программы «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс». Авторы А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свеницкая. М.: Просвещение, 2012
УМК урока:
1.Учебник «История Древнего мира», 5 класс. Под редакцией А.А. Вигасин, Г.И. Годер М.: Просвещение, 2014 г.
2.Компьютер и мультимедийный проектор.
3. На каждой парте маршрутные листы.
4. Рабочая тетрадь № 1.
__________________________ «____» ___________20__г.
подпись
____________________________
расшифровка подписи