«Зимний фестиваль знаний 2025»

Технологическая карта по теме "Природа и люди Древней Индии"

В разработке представлены различные виды работ на каждом этапе урока, методы и формы контроля.

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Урок 23. Природа и люди Древней Индии

Педагогические
цели

Способствовать ознакомлению с природными условиями долин Инда и Ганга, жизнью и занятиями населения; создать условия для выявления особенностей религии Древней Индии

Тип и вид урока

Усвоение знаний, навыков и умений / урок-беседа

Планируемые
результаты
(предметные)

Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества

Личностные
результаты

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; понимание культурного многообразия мира; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности

Метапредметные результаты

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.; готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и др.

Основное содержание темы, понятия и термины

Местоположение и природные условия Индостана. Занятия жителей Древней Индии, сельскохозяйственные культуры и одомашненные животные. Древние города-государства. Бог Ганеша. Вера в переселение душ. Джунгли, рис, хлопчатник, сахар

Образовательные ресурсы

Учебник. Карты: «Древние государства мира», «Индия и Китай в древности». Рисунок-схема «Главные реки и горы Древней Индии». Рабочая тетрадь № 1.

Основная часть

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма
контроля

характеристика
основных видов
деятельности

формируемые УУД

I. Организационный момент

А теперь, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжки и тетрадка?

(Садитесь).

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Все ль готовы слушать?

Начинаем наш урок.

Проверяет готовность к уроку

- Ребята, скажите, пожалуйста, что вы любите делать в каникулы, особенно летние? (Путешествовать).

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. В этой коробке спрятан предмет, но что именно лежит вы узнаете, отгадав кроссворд.

Приветствуют учителя.

Организуют свое рабочее место.

Постановка проблемы урока.

Быстрое включение в деловой ритм


II. Актуализация знаний и способов действий.

Древние
государства мира

– Какое слово у вас получилось? (СЛОН).

- Сегодня на урок слон пришел к нам в гости.

- Именно слон является символом страны, в которую мы сегодня отправимся.

-Ребята, вы догадались, о какой стране идет речь?

-Правильно об Индии. Мы с вами отправимся в Индию, и отправимся мы в путешествие верхом на слонах.

- Ребята, а что вы знаете об Индии?

-Отправляясь в путешествие что хотели бы узнать?








Отвечают на вопросы учителя и высказывают свои предположения.

Регулятивные: осуществляют коррекцию, вносят необходимые дополнения и коррективы в способ действия с учетом оценки результата самим обучающимся, учителем, товарищами.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; используют доказательство.

Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Фронтальный опрос

III. Постановка учебной задачи

– Как вы думаете, ребята, о чем мы с вами будем говорить на уроке? Что мы с вами должны узнать?

-Мы с вами будем путешествовать по следующему плану:

Географическое положение Древней Индии.

Природные особенности Индии.

Занятия населения Древней Индии.

Верования индийцев.

- Внимание, мы сейчас с вами заслушаем заметку путешественника о Древней Индии.

Если бы ты только знал, - рассказывал он приятелю, какая удивительная страна Индия! Там на кустах растёт белая шерсть.

Приятель принял эти слова за шутку:

Ну какой же ты выдумщик и враль!

Не хочешь – не верь! Я видел собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из неё красивые и прочные ткани... Но самое необыкновенное даже не эта шерсть, а то, что индийцы добывают мёд без всяких пчел.

Враньё! На свете нет ничего слаще пчелиного мёда!

- А вот лгал ли путешественник мы с вами узнаем в конце нашего урока



Слушают учителя, формулируют учебную задачу.

Приводят примеры того, как природа древней страны влияла на жизнь населения, его занятия и религиозные верования

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; оформляют свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста)

Фронтальный опрос

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

Местоположение и природные условия Индостана. Занятия жителей

-Итак, мы начинаем наше путешествие по Древней Индии. Но для того, чтобы не заблудиться, нам нужно знать, где находится эта страна. Что для этого нам необходимо? (карта).

- И для того, чтобы записать все интересное, о чем мы с вами узнаем, нам необходимы будут «Записки путешественника»

- Перед началом путешествия мы с вами узнаем местоположение Индии. Открываем учебник на стр.96.

А у меня на доске. (Презентация с картой).

- Ребята, вспомним с вами стороны света (север-юг-запад-восток) (хором).

-Ребята, сейчас 2 минуты вы самостоятельно работаете с картой на странице 96, затем мы с вами отвечаем на вопросы

- На каком полуострове, расположена Индия? (Индостан)

- Что такое полуостров? (Полуостров - это часть суши, с трех сторон омываемая водой: морями, океанами).

- Какими водами омывается Индия? Какими морями? (Аравийское море) Каким океаном? (Индийским океаном).

- Какие реки протекают? (Инд и Ганг)

- Свое название страна получила от названия реки Инд. Воды Ганга жители Индии считают священными.

- Какие горы находятся на севере Индии (Гималаи).

Рассказ учителя:

Гималаи, самые высокие горы в мире. Вершины Гималаев сплошь покрыты льдами и снегами. Кстати, слово "Гималаи" означает "жилище снега". В Гималаях находится самая высокая на земле вершина, которая называется Джомолунгма, что означает «поднебесное жилище богов». Древние индийцы верили, что на вершине горы обитают боги. Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера и способствовали защищенности Индии от нападения врагов.

- Дожди в Индии идут часто, Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера. Именно поэтому в Индии влажно и очень жарко. Из-за этих особенностей климата большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами – джунглями.

- И для того, чтобы не забыть самую интересную информацию мы с вами будем писать «Записки путешественника».

1. Полуостров…

2. Реки:…

3.Гора…

Физминутка.

- Так как мы с вами изучаем Индию. Именно в этой стране возникла йога. Йога – это комплекс гимнастических упражнений направленное на духовное, физическое развитие человека.

- Ребята, открываем страницу 97, читаем самостоятельно пункт 3 и делаем пометки в наших записках путешественника, раздел сельское хозяйство.

- После того как сделали пометки о сельском хозяйстве обмениваемся работами и осуществляем парный контроль

- Назовите главное занятие индийцев. (Земледелие).

- Работаем с учебником, стр. 98 пункт 4

- Ганеша –…

Показывают на карте местоположение Древней Индии, горы и главные реки Индии – Инд и Ганг. Зная природные условия, определяют основные занятия жителей. Поясняют, почему долина Инда была раньше заселена земледельцами.

Отвечают на индивидуальные вопросы и получают смайлики





































Проводят поиск необходимой информации в тексте учебника.





Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; проговаривают вслух последовательность

производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.

Познавательные: понимают знаки, символы, модели, схемы; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.

Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии
с нормами родного языка




















Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии
с нормами родного языка, взаимно контролировать действия друг друга, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.


Работа
с картой,

фронтальный опрос,

индивидуальная форма контроля










Рейтинговая система оценивания




























Учебная деятельность обучающихся по индивидуальному маршрутному листу,

работа с учебником.










Фронтальный, парный контроль







Боги и животные.

Вера в переселение душ.

Рассказ учителя.

- Ребята, давайте мы с вами сравним религию индийцев и египтян. В чем проявляется сходство и различие?

- В чем особенность религии индийцев?

Сравнивают религиозные взгляды индийцев и египтян, определяют сходство и различия, особенность религии индийцев –

переселение душ. Осуществляют анализ документа.

Познавательные: владеют навыками смыслового чтения (осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели); определяют основную и второстепенную информацию; осуществляют анализ, сравнение, делают выводы.

Коммуникативные: договариваются, приходят к общему решению; используют в общении правила вежливости; принимают другое мнение и позицию

Работа с текстом, документом,
беседа по вопросам, работа с дополнительной литературой.



Групповая форма контроля

V. Закрепление знаний
и способов действий

- Ребята, открываем рабочие тетради на стр. 63, зад. 81.

Находят на карте и определяют местоположение Индии, ее главных рек, высочайших в мире гор; места раскопок древнейших городов Индии.

Регулятивные: составляют план
и последовательность действий.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.

Коммуникативные: самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме

Работа с картой, фиксирование формируемых УДД, индивидуальный контроль

VII. Рефлексия

-Назовите мне бога мудрости в Индии (Ганеша). Ребята, у вас на столах лежат фигурки Ганеша, мы с вами сделаем талисманы и подарим их друг другу

-Наше путешествие подошло к концу , и в память о наших приключениях мы сделаем друг другу подарки

- Какие чувства у вас вызвал урок? И какой смайлик вы возьмёте с собой?



Коммуникативные: принимают участие в творческой работе; используют в общении правила вежливости

Парный контроль

VI. Информация о домашнем задании

Учитель комментирует задание. Параграф 20 пересказ, стр. 98 работа с документом. Рабочая тетрадь: зад. 80,81 на стр. 62-63.

Индивидуальные задания: подготовить сообщение о Будде, «Культурные достижения Древней Индии» (по ресурсам Интернета). Информацию предоставляем на внеурочное занятие «Основы духовно-нравственной культуры народов России».


Воспринимают и уточняют задание

Регулятивные: принимают учебную задачу, планируют ее самостоятельное выполнение

Контурная карта, сообщения, задание в рабочей тетради










Список источников


1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. —М.: Просвещение,2016.

2.Примерной программы основного общего образования по истории.

3.Авторской программы «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс». Авторы А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свеницкая. М.: Просвещение, 2012

УМК урока:  

1.Учебник «История Древнего мира», 5 класс. Под редакцией А.А. Вигасин, Г.И. Годер М.: Просвещение, 2014 г.

2.Компьютер и мультимедийный проектор.

3. На каждой парте маршрутные листы.

4. Рабочая тетрадь № 1.





__________________________ «____» ___________20__г.

подпись

____________________________

расшифровка подписи




















Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее