Тема урока: Три склонения имён существительных (общее понятие).
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель: Выявление признаков, по которым существительное относят к одному из трёх основных типов склонения, введение термина «склонение». Задачи: Образовательные: - обобщить и систематизировать знания об именах существительных; - познакомить с принципами склонения имён существительных; - учить определять склонение имён существительных. Развивающие: - развивать творческие способности, логику, умение анализировать, выбирать главное, умение работать по алгоритму; - выполнять различные роли в группе, проверять и оценивать результаты работы. Воспитательные: - воспитывать и формировать в процессе урока интерес к изучению русского языка; - воспитывать навыки самоконтроля, взаимоконтроля и взаимовыручку.
Универсальные учебные действия: развивать умение контролировать и оценивать свою работу и ее результат, планировать свою работу, определять задачу урока, пользоваться словарями, развивать умение сотрудничать друг с другом, выполнять задания творческого и поискового характера, развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать объекты по выделенным признакам.
Этапы урока | Ход урока | Деятельность обучающихся | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) | |
I. Организация класса на работу
II.Актуализация знаний
III.Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. Открытие новых знаний.
ΙV. Развитие умений – применение знания. | Введение в урок. Девиз нашего урока: (слайд 1) Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму.
Запишем дату. Классная работа (слайд 2) 1.Минутка чистописания (слайд 3) А б в - Установите закономерность, запишите строчку до конца. 2.Словарная работа (слайд 4) - Прочитайте словарные слова про себя. Б.резы, м.дведи, М.сква, рус.кий, д.кабрь, Р.ссия, с.ловей. - Какое слово является названием нашего государства. - Столицей России? - Какой язык является государственным у нас в стране? - Назовите слово - деревья – символ России? - Назовите название животных, тоже являющихся символом России? - Какой месяц заканчивает год? - С какой птицей сравнивают человека, который хорошо поёт? - Проверьте записанные слова с эталоном и оцените свою работу на «Листе самооценки» 3.Повторение. Глядя на опорные слова «Лестницы знаний», расскажите, что вы знаете об имени существительном. (слайд 5) (Имя существительное – часть речи; отвечает на вопросы кто?, что?; морфолог. признаки: имеет род; изменяется по числам и падежам; в предложении: подлежащее или второстепенный член предложения). - Мы уже многое знаем об имени существительном, а сегодня сделаем ещё одно открытие - расширим наши знания о нём.
4.Сообщение темы и цели урока Тему новую опять Надо нам запоминать. Что за три склонения? (слайд 6) На лицах удивление?! К концу урока исчезнут сомнения, И мы узнаем ваше мнение!
5.Постановка проблемы - Прочитайте предложение (слайд 7)
Книги учат нас смелост_ и дружб_. - Найдите однородные члены в этом предложении. Определите их род, падеж.
Что можно сказать об окончаниях? (Возможно, они одинаковые.) Какие? (Предложения детей.)
- Прочитайте предложение без пропусков. Что заметили? (слайд 8)
Книги учат нас смелости и дружбе. - Запишите предложение. - Какие вопросы возникают? (Почему в одном и том же падеже окончания разные?)
6.Решение проблемы Постановка цели индивидуальной работы. Раздаются конверты с заданием: Измените по падежам существительные. На листе впишите в клеточки падежные окончания имён существительных и сравните их. 1группа - «страна», «земля». 2 группа - «Слава», «дядя». Вывод: имена существительные женского и мужского рода, у которых в начальной форме окончания – а, - я, имеют одни и те же окончания в одинаковых падежах. 3 группа. Обучающиеся изменяют по падежам существительные: «окно», «поле», 4 группа - «огонь». Вывод: имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями – о, - е в начальной форме имеют одни и те же окончания в одинаковых падежах. 5 группа. Обучающиеся изменяют по падежам существительные: «печь», «степь». Вывод: имена существительные женского рода с мягким знаком на конце и нулевым окончанием в начальной форме имеют однотипные падежные окончания.
- Сколько групп имён существительных мы сейчас рассмотрели? (Три группы) - Оцените свою работу на «Листе самооценки».
7.Работа с определением - Как иначе можно назвать эти группы слов? Прочитаем определение и Ключик на с. 22. - Значит, сколько склонений у имён существительных? - Что такое склонение? - Что мы сегодня должны научиться определять? Итак, какие имена существительные относятся к 1-му, 2-му, 3-му склонению в начальной форме. 1скл. 2скл. 3скл. ж.р. и м.р. м.р. ж.р. -а, -я ср.р. –о, -е ь 8.Первичное закрепление. - Вернёмся к предложению в тетради. Почему же существительные (смелости, дружбе) имеют разные окончания? (Предложения детей: они относятся к разным склонениям). - Как определить склонение? (Поставить слово в начальную форму – И.п., ед. ч., определить род и окончание). Значит: смелости – смелость - ж.р., 3скл., Д.п.; дружбе – дружб а - ж.р., 1скл., Д.п. Физ. минутка. (слайд 9) - Как определить склонение имён существительных ед. числа? - На столах у вас есть памятки, как определить склонение. Прочитайте. (слайд 10)
А сейчас для вас игра, Разгадайте - ка секрет, Дайте правильный ответ! «Игра - тренажёр» Проверим: -Прочитайте слова первой строки. -Прочитайте слова второй строки. -Прочитайте слова третьей строки. (ответы трёх учеников) - Оцените свою работу на «Листе самооценки»
9.Применяем новые знания, развиваем умения. Упражнение 51, с. 23 (Пользуйтесь памяткой и таблицей). Проверим: - Назовите имена существительные 1- го склонения. - Назовите имена существительные 2-го склонения. - Назовите имена существительные 3-го склонения. - Оцените свою работу на «Листе самооценки»
|
Читают буквы Устанавливают закономерность Записывают слова, обозначают орфограмму. Взаимооценка. Обобщают знания об имени существитель-ном. Ответ ученика. Взаимооценка. Это наша проблема. Работа по карточкам: Изменяют по падежам слова на компьютере. Проводят исследование. На листе вписывают в клеточки падежные окончания. Спикер каждой группы вывешивает лист на доску. Делает выводы. Взаимооценка. Нашли ответ на нашу проблему.
Работа на компьютере Выполняют работу по заданию тренажёра в тетради.
Самооценка Взаимооценка. Самостоятельная работа в тетради Самооценка Взаимооценка | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. | |
V. Итог урока
VI.Рефлексия VI.Домашнее задание
| Вопросы для контроля. (слайд 11) - Что мы научились определять на уроке? 1.Что такое склонение? 2. Какие существительные относятся к 1- му склонению? 3. Какие существительные относятся ко 2-му склонению? 4. Какие существительные относятся к 3- му склонению? 5. Как определить склонение существительного? - Оцените свою работу на уроке и поставьте итоговую оценку в «Листе самооценки» (слайд 12). С. 22 учить правило; Рт с. 14 упражнение 2. | Самооценка Взаимооценка Самооценка. | |