«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Технологическая карта на тему "Три склонения имён существительных (общее понятие)".

Урок русского языка для 3 класса. УМК - любой. В данной разработке представлен теоретический материал на основе открытия учащимися нового знания по данной теме урока.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема урока: Три склонения имён существительных (общее понятие).

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель: Выявление признаков, по которым существительное относят к одному из трёх основных типов склонения, введение термина «склонение». Задачи: Образовательные: - обобщить и систематизировать знания об именах существительных; - познакомить с принципами склонения имён существительных; - учить определять склонение имён существительных. Развивающие: - развивать творческие способности, логику, умение анализировать, выбирать главное, умение работать по алгоритму; - выполнять различные роли в группе, проверять и оценивать результаты работы. Воспитательные: - воспитывать и формировать в процессе урока интерес к изучению русского языка; - воспитывать навыки самоконтроля, взаимоконтроля и взаимовыручку.

Универсальные учебные действия: развивать умение контролировать и оценивать свою работу и ее результат, планировать свою работу, определять задачу урока, пользоваться словарями, развивать умение сотрудничать друг с другом, выполнять задания творческого и поискового характера, развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать объекты по выделенным признакам.











Этапы урока

Ход урока

Деятельность обучающихся

Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

I. Организация класса на работу





II.Актуализация знаний











































III.Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. Открытие новых знаний.





















































































ΙV. Развитие умений – применение знания.

Введение в урок.

Девиз нашего урока: (слайд 1)

Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму.


Запишем дату. Классная работа (слайд 2)

1.Минутка чистописания (слайд 3)

А б в

- Установите закономерность, запишите строчку до конца.

2.Словарная работа (слайд 4)

- Прочитайте словарные слова про себя.

Б.резы, м.дведи, М.сква, рус.кий, д.кабрь,

Р.ссия, с.ловей.

- Какое слово является названием нашего государства.

- Столицей России?

- Какой язык является государственным у нас в стране?

- Назовите слово - деревья – символ России?

- Назовите название животных, тоже являющихся символом России?

- Какой месяц заканчивает год?

- С какой птицей сравнивают человека, который хорошо поёт?

- Проверьте записанные слова с эталоном и оцените свою работу на «Листе самооценки»

3.Повторение.

Глядя на опорные слова «Лестницы знаний», расскажите, что вы знаете об имени существительном. (слайд 5)

(Имя существительное – часть речи; отвечает на вопросы кто?, что?; морфолог. признаки: имеет род; изменяется по числам и падежам; в предложении: подлежащее или второстепенный член предложения).

- Мы уже многое знаем об имени существительном, а сегодня сделаем ещё одно открытие - расширим наши знания о нём.


4.Сообщение темы и цели урока

Тему новую опять

Надо нам запоминать.

Что за три склонения? (слайд 6)

На лицах удивление?!

К концу урока исчезнут сомнения,

И мы узнаем ваше мнение!


5.Постановка проблемы

- Прочитайте предложение (слайд 7)


Книги учат нас смелост_ и дружб_.

- Найдите однородные члены в этом предложении.

Определите их род, падеж.


Что можно сказать об окончаниях? (Возможно, они одинаковые.) Какие? (Предложения детей.)


- Прочитайте предложение без пропусков. Что заметили? (слайд 8)


Книги учат нас смелости и дружбе.

- Запишите предложение.

- Какие вопросы возникают? (Почему в одном и том же падеже окончания разные?)


6.Решение проблемы

Постановка цели индивидуальной работы.

Раздаются конверты с заданием:

Измените по падежам существительные. На листе впишите в клеточки падежные окончания имён существительных и сравните их.

1группа - «страна», «земля». 2 группа - «Слава», «дядя».

Вывод: имена существительные женского и мужского рода, у которых в начальной форме окончания – а, - я, имеют одни и те же окончания в одинаковых падежах.

3 группа. Обучающиеся изменяют по падежам существительные: «окно», «поле», 4 группа - «огонь».

Вывод: имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями – о, - е в начальной форме имеют одни и те же окончания в одинаковых падежах.

5 группа. Обучающиеся изменяют по падежам существительные: «печь», «степь».

Вывод: имена существительные женского рода с мягким знаком на конце и нулевым окончанием в начальной форме имеют однотипные падежные окончания.



- Сколько групп имён существительных мы сейчас рассмотрели? (Три группы)

- Оцените свою работу на «Листе самооценки».



7.Работа с определением

- Как иначе можно назвать эти группы слов? Прочитаем определение и Ключик на с. 22.

- Значит, сколько склонений у имён существительных? - Что такое склонение? - Что мы сегодня должны научиться определять?

Итак, какие имена существительные относятся к 1-му, 2-му, 3-му склонению в начальной форме.

1скл. 2скл. 3скл.

ж.р. и м.р. м.р. ж.р.

-а, -я ср.р. –о, -е ь

8.Первичное закрепление. - Вернёмся к предложению в тетради. Почему же существительные (смелости, дружбе) имеют разные окончания? (Предложения детей: они относятся к разным склонениям). - Как определить склонение? (Поставить слово в начальную форму – И.п., ед. ч., определить род и окончание).

Значит: смелости – смелость - ж.р., 3скл., Д.п.; дружбе – дружб а - ж.р., 1скл., Д.п.


Физ. минутка. (слайд 9)

- Как определить склонение имён существительных ед. числа?

- На столах у вас есть памятки, как определить склонение. Прочитайте. (слайд 10)

Памятка

  • Определите род.

  • Выделите окончание существительного в И.п., ед.ч.

  • По роду и по окончанию определите склонение.







А сейчас для вас игра,

Разгадайте - ка секрет,

Дайте правильный ответ!

«Игра - тренажёр»

Проверим:

-Прочитайте слова первой строки.

-Прочитайте слова второй строки.

-Прочитайте слова третьей строки.

(ответы трёх учеников)

- Оцените свою работу на «Листе самооценки»


9.Применяем новые знания, развиваем умения. Упражнение 51, с. 23 (Пользуйтесь памяткой и таблицей).

Проверим: - Назовите имена существительные 1- го склонения. - Назовите имена существительные 2-го склонения.

- Назовите имена существительные 3-го склонения.

- Оцените свою работу на «Листе самооценки»






Читают буквы

Устанавливают

закономерность



Записывают слова, обозначают орфограмму.

Взаимооценка.







Обобщают знания об имени существитель-ном. Ответ ученика. Взаимооценка.



















Это наша проблема.


Работа по карточкам:

Изменяют по падежам слова на компьютере.

Проводят исследование. На листе вписывают в клеточки падежные окончания.



Спикер каждой группы вывешивает лист на доску. Делает выводы.

Взаимооценка.


















Нашли ответ на нашу проблему.












Работа на компьютере

Выполняют работу по заданию тренажёра в тетради.


Самооценка Взаимооценка.



Самостоятельная работа в тетради


Самооценка Взаимооценка





Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.






Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.


Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


V. Итог урока












VI.Рефлексия



VI.Домашнее задание


Вопросы для контроля. (слайд 11)

- Что мы научились определять на уроке?

1.Что такое склонение?

2. Какие существительные относятся к 1- му склонению?

3. Какие существительные относятся ко 2-му склонению?

4. Какие существительные относятся к 3- му склонению?

5. Как определить склонение существительного?


- Оцените свою работу на уроке и поставьте итоговую оценку в «Листе самооценки»

(слайд 12).



С. 22 учить правило; Рт с. 14 упражнение 2.


Самооценка

Взаимооценка






Самооценка.





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее