Технологическая карта урока музыки
Предмет: музыка и немецкий язык
Учитель: Полякова Г.В., Попова В. Н.
Класс: 8
Тема урока: Старинной песни мир: Ф.Шуберта
Тип урока:интегрированый урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Вид урока: урок-беседа; сочетание разных видов деятельности.
Цели урока:
Познавательные – дать представление о песенном жанре «вокальная баллада»; познакомить с особенностью музыкального языка композиторов-романтиков на примере произведений Ф.Шуберта; расширить представления о связях музыки с немецким языком и другими видами искусства(литература, живопись); идентифицировать термины и понятия музыкального языка с художественным языком других видов искусств на основе выявления их общности и различий.
Развивающие – развивать мышление, выдвигать гипотезы, сравнивать и анализировать, обобщать полученные данные и делать выводы; умение ставить проблемные вопросы.
Воспитательные – создать условия для формирования эстетического вкуса и познавательного интереса к классическому искусству.
Планируемые результаты:
Личностные:
Приобретут целостный ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии культур разных художников. Получат осознанное значение выразительных средств в создании драматического образа.
Метапредметные:
Получат опыт продуктивного сотрудничества со сверстниками при решении творческих задач в результате анализа ,синтеза, сравнения, обобщения . Умеют структурировать знания, заполняя таблицы.
регулятивные: выполняют учебные действия в качестве исполнителей и слушателей; ставят и выполняют цель; формулируют и удерживают учебную задачу;
познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии петь хором, вести диалог, слушать собеседника, высказывать свою точку зрения.
Предметные: понимают термин «вокальная баллада», «романтизм», «бельканто», умеют применять музыкальную терминологию в характеристике музык. образов; знают основные особенности искусства романтиков (композиторов, художников, поэтов)
Вид используемых ИКТ: презентации
Методическое назначение ИКТ: расширить познавательные потребности учащихся, повысить уровень визуализации изучаемого материала; расширить эстетический кругозор обучающихся.
Оборудование: компьютор, учебники, доска.
Этапы урока | Деятельность учителя | Методы и формы | Деятельность обучающихся | УУД | Время |
1.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение уч-ся в деятельность, настрой на позитивный лад. | Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Создание проблемной ситуации: Что сближает великую поэзию И.Гёте с музыкой Ф Шуберта?. | Беседа | Записывают в тетрадях тему урока: «Шубертиада» -Ребята пробуют отвечать на поставленный вопрос. |
| 3 мин |
2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в учебном действии. Цель этапа: Повторение изученного материала, подтверждение связи темы урока с темой четверти, выход на проблему, через определение темы урока. | Организация индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока. Система вопросов для актуализации знаний ребят. Осмысление учебной задачи. -Задаёт вопросы о полученных ранее знаниях о композиторе Ф.Шуберте и его творчестве. - -Знаком ли вам композитор, которого вы видите на портрете? -Что вы знаете об этом композиторе? -Какие песни Шуберта вам знакомы? - Какой жанр сейчас вы услышите? - Звучит Аве Мария (видео клип) - Определите музыкальный образ, который передал в своей песне композитор Шуберт. -К какому виду музыки он относится? (вокальный) - Что такое серенада? Чью серенаду вы слушали? Что такое «бельканто»? --Кто такие романтики? -А когда, в какое время эти жанры были очень популярны?
Все сведения в виде тезизов записываются учителем в «Корзину идей (без комментариев), даже если они ошибочны. Все ошибки исправляются, по мере освоения новой информации. Сегодня мы узнаем ещё об одном песенном жанре, об одном мире песни.
| Проблемно-поисковый Прием «Корзина идей» (понятий, идей…)
Блиц-опрос
| Сообщают факты биографии композитора (проверка домашнего задания). Домашние заготовки учащихся по фактам, понятиям.
Рассуждают, отвечают, записывают в тетрадях
Слушают и смотрят видеоклип «Аве Мария».
Обмен информацией в парах или группах. Выходят на проблему.
Отвечают на вопросы, записывают в тетрадях | Решение проблемной ситуации (познавательные УУД) Учащиеся сопоставляют, выделяют главное, находят ответ на вопрос учителя, делают выводы. Анализ и синтез, классификация, обобщение. Распознавание существенных признаков и свойств явлений с помощью наблюдения, сравнения, анализа. (коммуникативные УУД) Коммуникация, потребность поделится со сверстниками и учителем своим мнением, умения слушать и воспринимать мнение других. Совместный поиск ответа на заданные учителем вопросы, участие и взаимодействие в процессе этого поиска. (регулятивные УУД) Оценивают предлагаемые для анализа произведения искусства. Способность принимать и сохранять поставленную на уроке цель. | 9 мин |
3.Проблемное объяснение нового знания, усвоение новых знаний Цель этапа: Обеспечение восприятия и осмысления нового знания о вокальной музыке, творчестве Ф.Шуберта, а так же о важных особенностях искусства Эпохи романтизма. Формирование целей и задач, необходимых для изучения этой темы
| Организует разные виды деятельности: обсуждение., работа в парах. Применение ИКТ. Просмотр баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта на немецком языке. Учитель подводит учащихся к пониманию того, что музыкальная баллада имеет единство выразительности и изобразительности в создании драматически напряжённого образа. Учитель просит выдвинуть предположение о жанре и образной сфере, в котором написана эта музыка. Организует беседу, выявляющую знания учащихся о жанре «баллада» в литературе и музыке. -Что обозначает слово баллада? – Какой образ передал в своей музыке композитор? -Как композитору удалось создать единый драматически взволнованный образ, фантастическую картину? -Знакомит с автором стихотворения (И.Гёте) и переводом В.Жуковского. Баллада написана на стихотворение немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гёте. Лучший перевод баллады на русский язык почти два столетия назад сделал Василий Андреевич Жуковский – современник А. С. Пушкина. Молодого Ф. Шуберта зачаровывала поэзия В. Гёте. Балладу «Лесной царь» Шуберт сочинил, когда ему было всего 18 лет.
Просмотр видеоклипа «Серенада».
| Взаимодействие с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме.
| Слушают и смотрят. Отвечают на вопросы учителя, рассуждают и размышляют о том, что общего в литературной и музыкальной балладе.
Заполняют таблицу: Я ЗНАЮ, что баллада ЭТО- Я УЗНАЛ(А), что баллада это-
Выступление учащегося с объяснением понятия -баллада. Работают в парах. После составления таблицы ребята меняются работами, проверяют их и самостоятельно ставят оценки друг другу.
Смотрят фрагменты из фильма «Шуберт».
Смотрят и слушают «Серенаду». Выступают с мини сообщениями: Понятие «Серенада» | Анализируют настроение, характер, атмосферу, выявляют сходство и различие образов (опираясь на ранее изученный материал). Выделяют существенную информацию из особенностей музыки, выдвигают свои гипотезы и обосновывают их. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Слушают собеседника, высказывают свое мнение, взаимодействуют путем взаимопонимания..
| 15 мин |
4.Первичное закрепление. Цель этапа: Закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала.
| Вокально -хоровая работа- исполнение «Серенады» Шуберта.
Организует индивидуальную работу по составлению синквейна. |
| Исполняют «Серенаду» 1-2 куплет на немецком языке, 3-4 куплет – на русском языке.
Составляют синквейн: (набор слов на доске) 1.Серенада.
2.Шуберт | (Познавательные УУД) Устанавливают аналогии особенностей живописи художников-романтиков с музыкой композиторов – романтиков. Делают выводы.. (Коммуникативные УУД) Общаются и взаимодействуют в процессе нахождения общего и разного в этих искусствах. (Регулятивные УУД) Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая сюда контроль в сотрудничестве с учителем и сверстниками.
| 8 мин |
5. Самостоятельная работа. Расшифровать эпитафию (карточки)
| Дает задание: расшифровать эпитафию: "Смерть похоронила здесь богатое сокровище, но ещё более прекрасные надежды..." | Групповая. | Выполняют в тетрадях письменно. |
| 4мин |
6. Итог урока (рефлексия) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса.
7.Домашнее задание ( по выбору) | На доске слайд с вопросами: Сегодня я узнал… Меня удивило… Сегодняшние знания я смогу применить…. Больше всего мне понравилось….. Я расскажу о Шуберте (кому?)… Я понял, что «вокальная баллада» - это…. Я узнал о романтиках…..
Слайд – учитель комментирует дом. зад.
Заключительное слово учителя. Завершение урока музыкой Ф.Шуберта. |
Дифферинцированный (разноуровневый подход) | Высказывают о уроке. | Планировали способы и приемы работы. Путем рефлексии на свои действия, корректировали формы совместной работы. Оценивали собственную деятельность на уроке, во время различных этапов урока. | 2 мин
2 мин
1 мин |