МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области
«БАЛАШОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
по общеобразовательной дисциплине:
Немецкий язык
«Способы изучения немецкого профессионального языка при помощи
сети Интернет»
Выполнил:
обучающийся 1 курса, группы № 16
профессия: 29.01.03 «Оператор
информационных систем и ресурсов»
Винокуров Тарас Викторович,
Трепачева Александра Александровна
Руководитель:
Преподаватель: _____________ /Андреева О.А./ «___» __________2024 г.
Балашов, 2024
Содержание
Введение........................................................................................................................3
Глава 1. Способы изучения немецкого профессионального языка при помощи сети Интернет…………………………………………………………..……………………4
1.1. Роль компьютера в нашей жизни ……….……..................................................4
1.2. Использование компьютеров на уроках немецкого языка...............................6
1.3. Возможности Интернета в изучении иностранных языков…………………..8
1.4. Отрицательное воздействие компьютера и Интернета...................................10
Глава 2. Исследование особенностей изучения немецкого языка с помощью компьютера и Интернета...........................................................................................12
2.1. Методика проведения исследования ................................................................12
2.2. Результаты анкетирования обучающихся........................................................13
2.3. Анализ развивающих сайтов Интернета …………………….........................16
Заключение.................................................................................................................19
Список использованной литературы………………………………………............20
Приложение 1.............................................................................................................21
Приложение 2.............................................................................................................22
Приложение 3.............................................................................................................23
Введение
Сейчас уже все понимают, что Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и впечатляющими услугами. Безусловно, необходимо использовать эти возможности электронного обучения при обучении и совершенствовании немецкого языка. В сети Интернет есть множество обучающих сайтов, посещая которые можно получать уроки по языку; общаться онлайн с носителями языка; пользоваться словарем и грамматикой; определять свой уровень знаний с помощью различных языковых тестов и викторин [1].
Именно поэтому компьютер и интернет главные помощники в изучении немецкого языка.
Актуальность выбранной темы связана с необходимостью применения современных технологий в овладении иностранным языком и недостаточной изученностью языковых программ.
Данная работа может быть интересна не только обучающимся, но и пользователям компьютера и интернета, которые хотят расширить свои знания в языковой сфере обучения.
Цель исследования - выявить способы изучения немецкого языка с помощью компьютера и интернета.
Задачи:
1. Определить разнообразие форм применения компьютера и интернета в овладении немецким языком;
2. Составить перечень образовательных сайтов по немецкому языку в интернете;
3. Путем опроса узнать мнение обучающихся школы об использовании компьютера дома и в лицее.
Предметом исследования является компьютерное изучение немецкого языка, а объектом анализ обучающих программ и сайтов в Интернете.
Методы: 1) анализ литературы по вопросу; 2) поиск информации в сети Интернет; 3) анкетирование.
Глава 1. Способы изучения немецкого профессионального языка при помощи сети Интернет
1.1. Роль компьютеров в нашей жизни
Персональный компьютер уже очень давно стал неотъемлемой частью жизни современного человека. Это устройство помогает человеку не только в работе, но и дома. С компьютером комфортно работать. В мире происходит тотальная компьютеризация. Компьютеры кардинально поменяли возможности людей.
Нет человека, который бы недооценил роль компьютера в современном мире. Ведь если компьютер применяется в работе, то он позволяет упростить рабочий процесс, сделать его более комфортным.
Именно Интернет считают техническим прорывом последних десятилетий, который оказал очень сильное влияние на развитие образовательных технологий. Интернет сфера позволяет сразу же в сети применять свои знания немецкого языка. При помощи сети Интернет человек может общаться с жителями различных стран и представителями различных общин, таким образом, не только улучшая свое знание языка, но и совершенствуя навыки восприятия немецкой речи у представителей различных народов.
Для многих людей изучение немецкого языка сегодня является самой настоящей необходимостью. Выбор метода для изучения языка во многом зависит от наличия у вас свободного времени, а также желания выучить немецкий язык в максимально короткие сроки. Большую популярность сегодня приобрело изучение языка посредством Интернета. Изучение немецкого языка при помощи системы онлайн имеет огромный ряд преимуществ [2].
1.2 Использование компьютеров на уроках иностранного языка
Помощником учителю на уроках немецкого языка становится использование компьютерных технологий. Использование компьютера на уроках иностранного языка повышает мотивацию обучающихся всех возрастов, дает возможность приобщиться к культуре мирового уровня, работать с информационными технологиями и средствами обучения, использовать свой потенциал в интернете.
В настоящее время, во всех школах идет раннее обучение учащихся иностранным языкам. Работа за компьютером не исключена, ведь очень важно чтобы был наглядный пример, в виде движущихся изображений и голосового сопровождения на изучаемом языке. Даже за компьютером, обучающемуся приходится творчески работать. Он делает это с большим энтузиазмом и радостью. Радость и развитие - вот что дает использование компьютера на уроках.
Невероятную помощь в изучении различных тем оказывают электронные учебники и библиотеки. Возможности мультимедийных технологий позволяют нам побывать в виртуальном мире. Использование мультимедийных технологий помогает реализовать подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию. Изучение немецкого языка с помощью компьютерных программ дает положительную реакцию среди обучающихся и вызывает у них большой интерес.
Обучение с помощью компьютера дает возможность самостоятельной работы для каждого ученика. Компьютер при этом не заменяет учителя, а дополняет его работу. Подбор материала для учеников зависит от уровня подготовки и способностей обучающихся.
В настоящее время существует большой выбор современных мультимедийных учебников, где можно найти различные задания для учеников всех уровней знаний и возраста. Большую помощь в изучении языка предоставляет сайт «Deutsch-online». Обучаемому предоставлен спектр различных услуг. Грамматика, словарь, основы немецкого языка, различные тесты, развлечения и игры. Также на сайте предоставлены уроки по обучению языку для разных уровней и чат для общения с носителями языка. Упражнения, представленные на сайте, вызывают у учащегося желание изучать язык.
Понятен, прост и интересен сайт «Dinolingo". На сайте обучающийся сможет найти увлекательные мультфильмы для изучения немецкого языка. В них используются простые фразы, которые знают люди с любым уровнем языка.
Тексты для аудирования можно использовать с сайта "Deutsche Welle". Тексты являются довольно интересными и содержательными. Они озвучиваются профессиональными дикторами в замедленном темпе, поэтому понять слова и суть будет достаточно легко.
Сайт "Quizlet.com" дает возможность создавать электронные карточки со словами. На сайте также есть тематические подборки слов, по которым удобнее изучать и запоминать новую лексику." Это ресурс с интерактивными карточками. Создатели сервиса сделали основной упор на визуализацию - картинку, видео, записанное носителями языка.
Богата своими яркими ролевыми играми и фильмами программа "Немецкий. Путь к совершенству". Она интересна взрослым и детям. Многие педагоги советовали программу и обращали внимание на эффективность обучения, благодаря ей.
Отмечая все положительные факторы использования компьютера, хотелось бы подчеркнуть, что компьютер не сможет заменить учителя на уроках, он лишь является эффективным помощником и способствует повышению качества обучения. Использование компьютера на уроках очень актуально [5].
1.3. Возможности Интернета в изучении иностранных языков
Сейчас Интернет обладает большими информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами.
Чтобы правильно определить роль Интернета в обучении прежде всего нужно определиться, для каких целей мы собираемся использовать его ресурсы. Например:
- для самостоятельной подготовки к экзаменам;
- для самостоятельного поиска информации в рамках работы над темой урока;
- для самостоятельного изучения.
Наиболее обширно возможности интернета раскрываются в использовании у школьной аудитории. Лучшим условием для такой работы является наличие компьютерного класса с подключенным интернетом.
Применение интернета - это использование его как источника дополнительного материала для подготовки к занятию. В этом случае используется только часть возможностей интернета.
С помощью интернет ресурсов удобно выполнять задания по аудированию. Детям предоставлена великолепная возможность не только слышать немецкую речь, но и при этом просматривать различные иллюстрации, фильмы, что достаточно сильно облегчает запоминание слов, фраз и речевых ситуаций. Такие возможности позволяют без особых трудностей самостоятельно выполнять задания на отработку прослушанной информации.
Кроме всего этого, в свободное время обучающиеся могут самостоятельно работать над совершенствованием своих знаний. Для этого в интернете существует множество курсов, созданных для самообразования.
Система обучения языку должна быть построена так, чтобы обучающимся была предоставлена возможность знакомства с культурой страны изучаемого языка. Существует необходимость научить учащихся уважению к культуре страны. Частично это решается с помощью отбора содержания в учебные пособия. Но настоящего, знакомства не происходит.
Таким образом, используя информационные ресурсы сети Интернет, можно достичь следующих результатов:
а) пополнять свой словарный запас;
б) формировать навыки чтения;
в) совершенствовать умения аудирования;
г) совершенствовать умения письменной речи;
д) знакомиться с культурой страны [5].
1.4. Отрицательное воздействие компьютера и Интернета
Кроме полезной информации в Интернете, пользователи могут столкнуться с ресурсами, содержащими агрессивный контент, с которым могут столкнуться дети и подростки. Распространение такого контента противоречит целям образования молодежи.
Отказаться от технологий бессмысленно, но бесконтрольный доступ обучающихся к Интернету может привести к следующим проблемам:
- нарушение развития;
- киберзависимость;
- заражение вирусами при скачивании.
Основные вредные факторы, влияющие на состояние здоровья людей, работающих за компьютером:
- нагрузка на зрение;
- сидячее положение в течение длительного времени;
- воздействие электромагнитного излучения монитора;
- стресс при потере информации.
Воздействие на зрение.
Глаза реагируют на текст, картинки, мерцание экрана. На зрении плохо сказываются неправильно подобранные цвета, шрифты и окна используемых программ. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения.
Сидячее положение.
Зачастую кажется, что за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако она является неприятной организму. Застывшее однообразное сидячее положение за компьютером приводит к боли в плечах, онемению шеи и покалыванию в ногах, возникает искривление позвоночника и развивается мышечная слабость. Кроме этого, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению и гипертонии.
Электромагнитное излучение.
Современные мониторы стали безопаснее для здоровья, но вот старые мониторы, лучше менять.
Стресс при потере информации.
Не все пользователи делают резервные копии своей информации. А ведь бывают вирусы и даже самые опытные специалисты могут случайно нажать не на ту кнопку. В результате этого случались ужасные стрессы [4].
Глава 2. Исследование особенностей изучения немецкого языка с помощью компьютера и Интернета
2.1. Методика исследования
В практической части нашей работы, ведущим стал метод анкетирования (Приложение 1), т. к. он способствует накоплению материала, представлению состояния дел в практике одной взятой группе.
Анкетирование - разновидность исследовательского метода опроса в психологии и педагогики, позволяющего на основе анализа письменных ответов на предложенные вопросы выявить точки зрения и тенденции, имеющие место в группе респондентов.
Цель проведения анкеты - определить роль компьютерных технологий в изучении иностранного языка.
2.2. Анализ результатов опроса
В практической части нашей работы, мы проанализировали информацию о сайтах и о роли сети Интернет в изучении немецкого языка.
Далее, на основе полученной информации, нами была разработана анкета, состоящая из 5 вопросов (Приложение 1). Анкетирование проводилось в 13 группе, профессия «Машинист локомотива» (25 человек).
На слайде мы представили три ответа на вопросы, которые были заданы в анкете. Остальные ответы на вопросы находятся в Приложении 2.
1. Что для тебя компьютеры в обучении немецкому языку?
Исходя из диаграммы, мы видим, что 52 % обучающихся считают, что компьютеры для них это - получение информации.
2. Способствуют ли компьютерные программы усвоению грамматики немецкого языка?
Мы видим, что 64% опрошенных считают, что компьютерные программы способствуют усвоению грамматики немецкого языка, 28% - иногда и 8% - нет.
3. Помогают ли компьютеры обогащению словарного запаса немецкого языка?
68% опрошенных ответили, что компьютеры помогают обогащению словарного запаса немецкого языка, 28% - зависит от вида программы, 4% - нет.
В нашем лицее преподаватели и большинство обучающихся владеют компьютерной грамотностью. Это значит, что ребята могут не только играть в различные компьютерные игры, но и имеют навыки работы с различными компьютерными программами, создают проекты по урокам, компьютерные презентации, общаются в сети Интернет.
2.3. Анализ развивающих сайтов Интернета
Интернет можно использовать в качестве приложения для развития грамматических, лексических навыков и умений. Сюда входят различные тренировочные упражнения, тесты и т.д. Чтобы узнать, где и какие существуют сайты, какую пользу они могут принести, мы выявили в Интернете следующие официальные образовательные сайты:
Мобильные приложения:
Duolingo (Приложение подходит для изучения немецкого онлайн с нуля. Обучение проходит в игровой форме. Здесь можно практиковать все аспекты языка: чтение, письмо, восприятие на слух и говорение. Базовая версия приложения бесплатна, есть также платная подписка с офлайн доступом и возможностью сохранять свой прогресс);
Deutsche Welle Learn German (Deutsche Welle предлагает уроки для уровней А1-В1. Перед началом занятий можно пройти тестирование на определение уровня. Уроки состоят из коротких видео и интерактивных заданий для тренировки восприятия на слух, говорения, изучения лексики. Отдельно представлены основные грамматические правила. Есть опция выбора языка приложения (русский, английский, немецкий и др.). Приложение полностью бесплатное);
Quizlet (Приложение подходит для любого языкового уровня. Здесь много готовых лексических подборок, можно создавать свои карточки и списки и тренировать новые слова. Сервис доступен не только в приложении, но и на одноимённом сайте. Вы будете иметь доступ к своему аккаунту с любого устройства. Наряду с бесплатной версией приложения есть премиум аккаунт с офлайн доступом, опцией загрузки изображений и другими функциями. Доступна пробная версия платного аккаунта (можно пользоваться бесплатно в течение 7 дней);
Der Die Das (Это приложение подойдёт тем, кто испытывает сложности с запоминанием немецких артиклей. С ним мучительное заучивание артиклей превращается в увлекательную игру. Приложение подходит как для начинающего, так и для продвинутого уровня. Der Die Das работает без подключения к интернету. Единственный минус – пояснения даются только на английском языке. Для эффективной учебы достаточно бесплатной версии);
Memrise (Онлайн-сервис и мобильное приложение позволяет учить слова, формулы, термины и многое другое в игровой форме. С помощью Memrise также можно практиковать произношение и понимание на слух. Для полного доступа к курсам необходима платная подписка).
Сайты:
Schubert (Сайт немецкого издательства Schubert предлагает студентам онлайн-упражнения по грамматике и лексике от начального уровня до продвинутого. Сайт будет полезен тем, кто учит язык самостоятельно);
Mein-deutschbuch.de (Интернет-портал mein-deutschbuch.de — это кладезь полезной информации по немецкому языку. Здесь есть онлайн-упражнения, глоссарии, видео и тексты для тренировки понимания, грамматический справочник, списки глаголов, ссылки на интернет ресурсы для изучения немецкого и многое другое);
Statista (Сайт de.statista.com станет отличным помощником для всех, кто готовится к сдаче экзамена для получения языкового сертификата, ведь на любом таком экзамене есть задание описать график. На Statista представлено множество различных графиков, и все они составлены на немецком);
Lingolia (На Lingolia вы найдёте объяснение различных грамматических тем и упражнения на их закрепление. Правила представлены как на русском, так и на немецком. Сайт постоянно обновляется).
Каналы на YouTube
Galileo (Тем, кто любит познавательные видео, советуем подписаться на немецкий канал Galileo. Смотрите сюжеты на разные темы (история, физика, общество, природа, политика) и совершенствуйте свой немецкий);
Easy German (На канале Easy German вы найдёте много полезной информации о Германии, её традициях, немецком языке, диалектах, музыке. Есть отдельный блок Super Easy German для начинающих с короткими обучающими видео. Студенты с уровнем C1-C2 тоже найдут для себя занимательные материалы);
Die Zwei (На Die Zwei немцы, друзья русскоязычных создательниц канала, в основном пробуют нашу традиционную еду и рассказывают о своих впечатлениях. К каждому ролику даны русские субтитры, так что эти видео стоит смотреть даже тем, кто только начал изучать немецкий);
Dinge Erklärt (Отличный научный канал, освещающий сложные темы простым языком. Что такое одиночество? Чем грозит человечеству перенаселение? Что случится, если атомная бомба взорвётся посреди города? Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдёте на Dinge Erklärt. Подойдёт для уровня A2 и выше).
Кроме перечисленных сайтов существуют множество других, занимающихся образовательными услугами по изучению немецкого языка [5].
Заключение
В теоретической части нашей работы, мы рассмотрели роль компьютеров в нашей жизни, использование компьютеров на уроках немецкого языка, возможности Интернета в изучении иностранных языков, отрицательное воздействие компьютера и Интернета.
В практической части работы, нами было проведено анкетирование анализ развивающих сайтов. Результаты анкетирования представлены в виде диаграмм.
В Приложении 1 представлена анкета с вопросами, которые задавались обучающимся 13 группы, в Приложении 2 мы предоставили диаграммы с ответами на вопросы. Продукт работы – памятка «Развивающие ресурсы для изучения немецкого языка» (Приложение 3). Данная работа может быть использована на уроках немецкого языка. Она поможет обучающимся понять, какие развивающие сайты лучше использовать для изучения немецкого языка.
В наш век высоких технологий компьютеры играют огромную роль в изучении немецкого языка, так как существует интересная и полезная возможность новых способов получения знаний. Таким образом, мы пришли к выводу, что интернет действительно может помочь и ускорить процесс обучения немецкому языку.
Исходя из вышеизложенного, можно говорить о том, что цель и задачи, поставленные в начале написания работы, достигнуты.
Список использованной литературы
1. Нелунова Е.Д. Информационные и коммуникационные технологии в обучении иностранному языку в школе. Якутск, 2020, 153 с.
2. Владимировна Л.П. Интернет на уроках иностранного языка. ИЯШ, №3, 2010. с. 33-41
3. Телицина Т.Н. Использование компьютерных программ на уроках немецкого языка. ИЯШ, №2. 2002, 56с.
4. Донцов Д. Немецкий на компьютере. Изучаем, переводим, говорим. М., 2007, 256с.
Интернет-ресурсы:
5. https://euni.ru/informatsiya/statji/izuchenie-nemetskogo-yazyka/luchshie-prilozheniya-i-sajty-po-izucheniyu-nemetskogo;
6. https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/nemetskiy-yazyk/library//.
Приложение 1
Анкета
1. Что для тебя компьютеры в обучении немецкому языку?
а) получение информации;
б) источник удовольствия;
в) учеба.
2.Способствуют ли компьютерные программы усвоению грамматики немецкого языка?
а) да;
б) иногда;
в) нет.
3. Помогают ли компьютеры обогащению словарного запаса немецкого языка?
а) да;
б) зависит от вида программ;
в) нет.
4. Делают ли компьютеры немецкий язык интересным?
а) да;
б) зависит от вида программ;
в) нет.
5. Какие компьютерные программы ты предпочитаешь?
а) образовательные;
б) контролирующие;
в) игровые.
Приложение 2
4. Делают ли компьютеры немецкий язык интересным?
5. Какие компьютерные программы ты предпочитаешь?
Приложение 3
Продукт работы – памятка «Развивающие ресурсы для изучения немецкого языка»
| Памятка «Развивающие ресурсы для изучения немецкого языка | |
| Мобильные приложения Duolingo; Deutsche Welle Learn German; Quizlet; Der Die Das; Memrise. |
|
| Сайты Schubert; Mein-deutschbuch.de; Statista; Lingolia. |
|
| Каналы на YouTube Galileo; Easy German; Die Zwei; Dinge Erklärt. |
|


