№ 12 Дата _________________
Предмет: биология
Класс: 6 класс
Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)
Технологическая карта изучения темы «Соцветия. Лабораторная работа № 9».
Тема | Соцветия. Лабораторная работа № 9 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели | Образовательные: изучить особенности строения соцветий их роль в жизни растений Развивающие: формировать умение выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы. Воспитательные: совершенствовать навыки работы в паре, с лабораторным оборудованием; воспитывать культуру поведения при фронтальной, групповой и индивидуальной работе. Формировать УУД: Личностные УУД: проявлять познавательный интерес к изучению строения органов растений; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, проявлять свою успешность при изучении темы. Регулятивные УУД: самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; осуществлять самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе. Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; объектов живой природы (комнатные цветущие растения), называть виды соцветий, знать биологические особенности цветов. Предметные УУД: Дать понятие соцветия; познакомиться с видами соцветий; научить распознавать на гербарных экземплярах виды соцветий; определить биологическую роль соцветий.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Планируемые результаты | Предметные: Знать понятие соцветия; знать виды соцветий; уметь определять вид соцветия по гербарным экземплярам цветковых растений; узнавать растения на фотографиях и определять у них тип соцветия. Личностные: Формирование интереса к живой природе, стремление беречь все живое Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение ( Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах работы в группе (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, раздаточный материал, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные понятия | Соцветия, кисть, колос, початок, зонтик, корзина, головка, завиток, щиток, сложная кисть, сложный колос, сложный зонтик | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Межпредметные связи | География, экология, краеведение | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ресурсы урока:
| учебник, презентация, карточки, фотографии, магниты, ватман, раздаточный материал (инструкции по выполнению лабораторной работы), гербарные экземпляры цветковых растений, модели цветков.
Карточка для сильных учеников
Для средних учеников 1.Дайте определение. Соотнеся цифру с буквой
Раздаточный материал Лабораторная работа Тема: «Виды соцветий». Оборудование и материалы: 1.Лупа ручная. 2. Гербарные экземпляры цветковых растений Ход работы:
Примеры растений найдите среди гербарных экземпляров. Укажите растения, которые растут в вашей местности.
Вывод Раздаточный материал
Ватман Сложный колос Початок Головка Корзинка Зонтик Сложный зонтик Кисть Завиток Метелка Щиток Фотографии растений: капуста, ландыш, черемуха, сирень, виноград, пшеница, рожь, кукуруза, вишня, морковь, астра, одуванчик, рябина
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организация пространства | Индивидуальная, парная и групповая работа |
Технология проведения
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся | |||
Организационный этап. | ||||
Организовывает актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности | - Здравствуйте! Я рада вас видеть. Надеюсь, что сегодняшний урок принесет вам положительные эмоции. Вы настроились на урок, все школьные принадлежности к уроку у вас есть | Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку | КУУД | |
Мотивация к учебной деятельности. | | |||
Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки | - Начнем урок, предлагаю пожелать удачи друг другу на уроке (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте); Девиз нашего урока: « Учителя на уроке поменьше, а самостоятельности на уроке - больше!». Перед вами 2 модели. Чего?. Почему вы так решили? -Давайте проверим правильность усвоения прошлой темы.
Учитель выдает карточки ( дифференцированные, но прежде детей разбивает на пары) | Мотивация друг друга на урок Отвечают на вопросы. Ответ: модели цветков. Так как имеют определенное строение ( рассказывают о строении цветка) Проговаривают название этапа вместе с учителем. Разбиваются на пары и выполняют задание на карточке. Проверяют ответ на слайде. Оценивают себя | КУУД ПУУД
ЛУУД | |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. |
| |||
Зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее недостаточные знания о соцветии | -Почему возникли затруднения? -Чего мы ещё не знаем?;
| Под руководством учителя выявляют место затруднения. Проговаривают причину затруднения с помощью учителя | КУУД
| |
Построение проекта выхода из затруднения |
| |||
Согласовать и зафиксировать цель и тему урока; организовать составление совместного плана действий; определить средства |
Проговаривание темы урока, цели и задач урока
|
Дети высказывают свои предложения. Определяют тему урока, цель урока, ставят задачи. С помощью учителя проговаривают название следующего этапа | РУУД КУУД | |
Реализация построенного проекта. Открытие нового знания. | | |||
Организует подводящий диалог.
Организует формирование нового знания в речи
| -Перед вами гербарные образцы цветковых растений и комнатных растения. Сравните размеры цветков у них. Мелкие цветы одинаково собраны у них? -Давайте проведем исследование. Определим, как называется разное собрание мелких цветов вместе. Лабораторная работа № 9. Выполнение лабораторной работы (алгоритм выполнения работы выдается) | Отвечают на вопрос. Беседа. Выполняют задание в паре Ребята начинают читать инструкцию к работе. Задают вопросы. Работа с текстом п. 12 и гербарными экземплярами.
| ЛУУД РУУД КУУД ПУУД | |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | ||||
Проверить с помощью эталона свое умение определять по гербарному образцу вид соцветия | По окончании работы учитель показывает слайд (эталон для проверки) Проверка, взаимопроверка и корректировка учебного задания. Оценка своего труда | Анализ полученной информации. Проверка, взаимопроверка и корректировка учебного задания. Оценивания себя. | КУУД ЛУУД | |
Физкультминутка. | Физкультминутка. |
| ||
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи |
| |||
Тренировка способностей к сравнительному анализу | Организует повторение умения определять вид соцветий в группе. На доске висит лист, на нем записаны типы соцветий. Рядом с листом лежат фотографии. Задания Соотнесите фотографию с типом соцветия. Проверить по слайду. Оценить свою работу | Называют следующий этап.
Выполняют задание всей группой Работа в группе. Проверка задания по слайду. Самооценка | ЛУУД, КУУД ,РУУД ПУУД | |
Рефлексия учебной деятельности на уроке | | |||
Зафиксировать достижение поставленных целей; оценить собственную деятельность на уроке и деятельность класса; обсудить домашнее задание | -Мы переходим к последнему этапу - подводим итог работы -Вспомним тему урока -Какие виды соцветий вы знает? -Назовите растения, произрастающие у нас в селе, и вид их соцветия -Оцените свою деятельность на уроке Домашнее задание: п.12 пересказ, составить кроссворд | Называют следующий этап. Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. Делают самооценку | РУУД ЛУУД |
Овсиенко Л.Н. учитель биологии- химии МОУ Новоивановская СОШ