Технологическая карта урока.
Предмет Математика, 5 класс
Ф.И.О. учителя Ильницкая Татьяна Васильевна
Дата
Тема урока: Степень числа.
Цели урока: ввести понятие «степень числа», научить представлять степень в виде произведения множителей и наоборот, понимать и уметь употреблять термины «степень», «показатель степени», «основание степени».
Планируемые результаты:
Предметные (ученик должен знать): Возведение натурального числа в степень, квадрат и куб числа. Вычисление значений выражений, содержащих степени.
Личностные и метапредметные (характеристика деятельности):
Личностные УУД: Установление связи между целью деятельности и ее мотивом
Познавательные УУД: Оперировать символической записью степени числа, заменяя произведение степенью и степень произведением. Вычислять значения степеней, значения числовых выражений, содержащих квадраты и кубы натуральных чисел.
Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других
Регулятивные УУД: Осуществлять самоконтроль при выполнении вычислений.
Тип урока: Изучения и первичного применения знаний и умений
Форма работы учащихся: работа в парах, групповая, индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: УМК «Сферы. Математика. 5-6» Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электоронном носителе / Е.А. Бунимович и др. –2-е изд. – М.:Просвещение, 2011. – 223 с., мультимедиа проектор, компьютер, рабочие тетради учащихся, оценочные листы, раздаточный материал, мультимедиа проектор, компьютер, рабочие тетради учащихся.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Задачи этапа | Визуальный ряд | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организацион ный момент | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. | Включаются в деловой ритм урока, оценивают настроение в соответствующей графе оценочного листа | Регулятивные – умение организовывать себя, настраиваться на работу | |
Проверка домашнего задания. Актуализация знаний и умений
| Повторить изученный материал и арифметические действия. Установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашних заданий всеми (большинством учащихся). Актуализация опорных знаний и способов действий | Слайд с отсканированной домашней работой ученика класса (работа заведомо с ошибками)
У.- №158(а) (61-61):240+(105-104)×15
| Проверьте решение домашнего задания
Выполнить действия № 158 (а), объяснить ход решения Пример на доске. | Фронтальная работа класса. Исправляют ошибки, дополняют решения, объясняют свои действия. Отвечают на вопросы. Один учащийся решают пример №158(а) пример на устное вычисление
Учащиеся задают дополнительные вопросы однокласснику. | Прогнозировать, сравнивать и анализировать, наблюдать и опровергать неверные решения Коммуникативные: вступать в диалог. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме
|
Целеполагание и мотивация | Подведение к теме урока через выполнение устной работы. |
| Класс разбивается на 4-5 команд.
Команды обмениваются своими работами и выполняют взаимопроверку с оцениванием. | Каждая команда выполняет устные вычисления на заранее заготовленных листах. (Дети должны быть рассажены так, чтобы им удобно было работать и в группе, и в паре). Выполняют взаимопроверку. | Регулятивные: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи Коммуникативные: вступать в диалог. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме Личностные: Развивать мотивацию учебной деятельности, осознание смысл учебной деятельности |
Задание каждой группе: выпишите примеры, запись которых можно заменить другой и запишите ее. | Выписывают примеры на сложение и заменяют умножением одинаковых множителей, при этом объясняя свое решение. | ||||
Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока | Выпишите оставшиеся примеры и замените их запись другой | Выписывают, но делают вывод, что произведение заменить нельзя. | |||
| Ребята, такая запись в математике существует и как она называется вы узнаете, раскодировав запись. | Работают в парах. Читают полученное название.
Степень числа. | |||
Усвоение новых знаний и способов усвоения | Определение темы урока и постановка учебных задач. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: «Степень числа» |
| Итак, ребята, так какая тема нашего урока? И какие задачи мы должны поставить сегодня на урок?
Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока «Степень числа»
Конечно, ребята, такая запись существует. И предложил ее более 400 лет назад французский математик Рене Декарт. А более подробно вы узнаете, прочитав п.12 вашего учебника. Прочитайте внимательно и приготовьтесь ответить на вопросы. | Самостоятельно определяют тему и задачи урока. Тема «Степень числа» и «Сегодня на уроке мы познакомимся с новой записью произведения нескольких одинаковых множителей и считать». Отступают 4 клетки от домашней работы, записывают дату, классная работа и тему урока. Читают пункт учебника, записывают основные понятия в тетради | Познавательные: Ориентироваться в задачнике, учебнике Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунка, схемы.Личностные: Развивать мотивацию учебной деятельности, осознание смысл учебной деятельности |
Организация первичного закрепления | Установление правильности и осознанности изучения темы «Степень числа». Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. |
| Задаю вопросы:
Что такое степень числа?
Из чего состоит запись степени числа? Что такое основание степени и что оно показывает?
Что такое показатель степени и что он показывает?
Как правильно читается степень? | Отвечают на вопросы: Запись произведения одинаковых множителей. У степени есть основание и показатель. Основание степени – это число, умножаемое само на себя несколько раз. Показатель степень записывается в правом верхнем углу и показывает количество одинаковых множителей. Проговаривают варианты чтения степени числа. | Познавательные: Ориентироваться в учебнике Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунка.Личностные: Развивать мотивацию учебной деятельности, осознание смысл учебной деятельности |
|
| Что такое квадрат числа?
Что такое куб числа? | Объясняют. Читают разными способами. | ||
| А теперь ребята вернитесь к своим записям и замените произведение одинаковых множителей степенью. Прочитайте, что у вас получилось, запишите на доске. | Работают группой.
От каждой группы по одному человеку записывают степень числа и читают. | |||
Физкульт-минутка |
|
| Давайте немного отдохнем! | Учащиеся смотрят физминутку для глаз. |
|
Организация первичного контроля | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков |
| Отдохнули, давайте продолжим работу. Вычислите значение степеней.
| Работают в группе. Четверо учащихся с разных групп фиксируют на доске ответы, учащиеся помогают товарищам, по мере необходимости корректируют работу друг друга.
| Регулятивные: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения Личностные: Развивать мотивацию учебной деятельности, осознание смысл учебной деятельности, применение знаний. |
| Индивидуальное задание 102= 103= 104= …..
Гугол – это…?
| Один более подготовленный ученик готовит дополнительную информацию из рубрики «В фокусе». А также рассказывает происхождение термина «Гугол» | Один учащийся выполняет индивидуальное задание. 102=100 103=1000 104= 10000
Гугол – это…10100
| ||
|
| Самостоятельно выполните задание №176 из учебника. Запишите в тетради только ответы. Проверьте себя.
Работа в парах. Выполните №178, предварительно обсудив в паре. Проверьте работу. | Выполняют задание и самопроверку по эталону со слайда.
Работают в парах, обсуждают, выполняют задание. Выполняют проверку по эталону на слайде. Объясняют выполнение каждого вычисления. | ||
| Карточки - таблицы | Раздаются карточки для работы в парах. Посмотрите внимательно на таблицу и определите, как более рационально и быстро ее заполнить. Ребята в дальнейшем данная таблица будет вашим помощником в работе. | Работа в парах на карточках. Оценивают успешность своей работы. | ||
| Тест | У каждого из вас на столе лежит тест. Прочитайте внимательно задания и ответьте на вопросы теста. Будьте очень внимательны. | Самостоятельно выполняют (индивидуально каждый) тест | ||
Подведение итогов урока | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся. |
| Что изучали сегодня на уроке? Как вы думаете для чего нужна такая запись, как степень? Заполните свои оценочные листы и оцените свою работу согласно предложенным критериям. А мне останется проверить лишь вашу тестовую работу. Сегодня на уроке все работали хорошо, но особенно хочется отметить некоторых учащихся: ….
| Отвечают на вопросы. Заполняют оценочный лист. | Регулятивные: Структурируют знания. Личностные: применение знаний |
Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | У: Читать с. 56; № 177, 180, 183, 184, повторение: стр.16,№ 104.
| Учащиеся записывают домашнее задание в дневник | | |
Рефлексия | Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. |
| Отметьте свое настроение за урок в оценочном листе в специально отведенной графе в виде смайлика: радостного, грустного или безразличного. Спасибо за урок!
| | Регулятивные: Осознают качество и уровень усвоения. Личностные: осознание смысла учебной деятельности |