«Зимний фестиваль знаний 2025»

Театрализованная деятельность как средство развития речевой активности у детей с ОНР

Пальчиковый театр как средство развития речи у детей с ОНР

Олимпиады: Дошкольникам "В поисках приключений"

Содержимое разработки

Пальчиковый театр

как средство развития речи у детей с ОНР


В настоящее время в связи с новыми задачами, выдвинутыми обществом перед системой образования, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. В решении задач, связанных с развитием речи ребенка-дошкольника, особая роль принадлежит театру и театрализованной деятельности. Связная речь – это особая и сложная форма коммуникативной деятельности. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как выступает в виде средства получения знаний и средства контроля над этими знаниями.

Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников – это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Театрализованная деятельность играет важную роль в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, звуки, краски, а умело, поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Исполняя роль, особенно вступление в диалог с другими 3 персонажами ставят ребёнка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. Поэтому участие детей в театрализованных играх способствует полноценному развитию всех сторон связной монологической речи, становится основной предпосылкой успешного обучения в школе.

Театрализованная деятельность направлена на:

-развитие у ее детей ощущений, чувств, эмоций;

-развитие мышления, воображения, внимания, памяти;

-развитие фантазии;

-формирование у воспитанников волевых качеств;

-развитие многих навыков и умений (речевых, коммуникативных, организаторских, двигательных и т.д.)

Пальчиковый театр – театрализованная, дидактическая, сюжетно-ролевая игра. Педагоги и психологи, считают, что тренировка движений пальцев и всей кисти руки является одним из факторов, стимулирующих развитие ребенка. При помощи фигурок пальчикового театра перед ребёнком открывается удивительный мир сказки. Игры с пальчиковым кукольным театром развивают любознательность, воображение, способствуют развитию, памяти, внимания, усидчивости и, конечно, речи. Куклы, сшитые из тканей, связанные из шерсти и ниток, склеенные из бумаги, – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка.

Пальчиковый театр:

- способствует развитию речи, внимания, памяти;

- формирует пространственные представления;

- развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений; -

- повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.

Стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития.

Вязаный пальчиковый театр развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию; формирует творческие способности, артистизм; обогащает пассивный и активный словарь.

Театр «Топотушки» - это ещё одна разновидность пальчикового театра.

Помогает расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие, знакомит с народным творчеством, обучает навыкам общения, игры, счета.

У детей с речевыми нарушениями имеют место не только недоразвитие всех компонентов речи, но и недоразвитие мышления, памяти, внимания, воображения, эмоционально-волевой сферы, личности ребенка в целом. В систему коррекционной работы с такими детьми необходимо включать игры и игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность. Эффективным развивающим и коррекционным средством в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, являются театрализованные игры. 

Основные направления коррекционной работы в театрально-игровой деятельности: 
1. Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения. 
2. Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.
3. Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

Вследствие целого ряда причин у детей, страдающих речевыми нарушениями, нарушаются, речевая активность у детей резко снижена. Пальчиковый кукольный театр в таком случае может служить средством для активизации речевой деятельности детей. Его основные цели:

- стимулировать развитие речи, внимания, памяти,

- улучшать координацию движений,

- развивать звуковую культуру речи,

- развивать образное мышление,

- развивать глагольный словарь, словарь признаков,

- обогащать словарь за счет слов - синонимов, антонимов,

- развивать связную речь.

В логопедической работе можно использовать как покупной пальчиковый театр, так и самодельный, который помогают изготавливать родители. Используется:

-для инсценирования русских народных сказок («Колобок»«Теремок»«Курочка Ряба» и т. д.)

-для разыгрывания коротких диалогов («Лис и мышонок»«Медведь и лиса» и т. д.)

Речевой материал закрепляется через пальчиковый театр, поэтому прослеживается связь с лексической темой занятия.

Например, при изучении лексической темы «Дикие животные» разыгрывается сказка «Теремок» (где присутствуют дикие животные).

Или, например: при изучении лексической темы «Дом. Жилище» разыгрывается сказка «Три поросенка». Здесь же идет автоматизация звуков у говорящих детей и вызывание звукоподражания у неговорящих детей.

Для лучшего понимания детьми смысла взаимодействия и взаимоотношений персонажей эмоционально разыгрываются нравственно насыщенные ситуации с доступным сюжетом, короткими диалогами персонажей. Для этих целей очень подходят русские народные сказки («Заюшкина избушка»«Кот, петух и лиса» и др.)

Сначала проводится предварительная работа: знакомство с художественным произведением в книге, прослушивание, анализ сюжета, разбор действий и поступков персонажей, их характеристика. Затем детям показывается образец инсценировки, подробно обыгрывается каждая сценка, проговаривается реплика. А потом уже сами дети участвуют в разыгрывании сказок и диалогов.

Дети получают положительный эмоциональный заряд, преодолевают робость, застенчивость. Становясь активными участниками процесса, они отвлекаются от своих речевых трудностей, т.е. происходит речевое раскрепощение ребенка, несмотря на имеющиеся у него речевые возможности.  

Кроме того, пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики рук. А мы знаем, что существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности. Развитие мелкой моторики рук благотворно влияет не только на формирование активной детской речи, но и на исправление ее недостатков.

Таким образом, пальчиковый кукольный театр является хорошим средством активизации речевой деятельности у детей с общим недоразвитием речи.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее