«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Связь слов в предложении.Словосочетания.

Создать условия для ознакомления со связью слов в предложении, подчинительной связью как основой словосочетания; способствовать развитию умения различать словосочетания и «не словосочетания»

Тип урока: комбинированный/решение частной задачи

Планируемые результаты (предметные):Знакомятся с подчинительной связью как основой словосочетания. Различают словосочетания и «не словосочетания». Применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания ( в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; контролируют свои действия, проверяют написанное.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Технология развития критического мышления. Русский язык. 4 класс

Урок русского языка в 4 классе (УМК «Начальная школа XXI века)

Тема: Связь слов в предложении. Словосочетание.

Цели урока:

Создать условия для ознакомления со связью слов в предложении, подчинительной связью как основой словосочетания; способствовать развитию умения различать словосочетания и «не словосочетания»

Тип урока: комбинированный/решение частной задачи

Планируемые результаты (предметные):Знакомятся с подчинительной связью как основой словосочетания. Различают словосочетания и «не словосочетания». Применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания ( в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; контролируют свои действия, проверяют написанное.

Личностные результаты: Осуществляют самоконтроль при выполнении заданий; имеют адекватную позитивную самооценку; расширяют учебно-познавательные интересы; стремятся к улучшению результатов учебных действий; понимают и осознают необходимость выполнения школьных требований.

УУД (метапредметные)

Познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы; выбирают решение из нескольких предложенных.кратко обосновывают выбор.

Регулятивные: планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций оценивают уровень владения тем или иным учебным действием (отвечают на вопрос «что я не знаю и не умею?)

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге : слушают,точно реагируют на реплики, поддерживают деловое общение; используют речь для регуляции своего действия

Приёмы ТРКМ: синквейн

Оборудование: интерактивная доска.

Ход урока

  1. Стадия вызова



  1. Организация учащихся на урок

- Я рада снова видеть ваши лица, ваши глаза. Думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов всем нам и удачи!



2. Словарная работа

- Послушайте стихотворение Е.Трутневой. О какой стране в нём говорится? (О России)

Цепью вздымаясь, уходят за тучи

Снежные шапки и горные кручи.

В их глубине изумруд и топаз, -

Это у нас! Это у нас!

И величава река и длинна, -

Это на родине нашей она!

В чаще кедровой, в трущобах таёжных

Много лисиц и куниц осторожных;

Прыгают серны, пасутся олени,

Лоси подходят к воротам селений.

Степи, озёра, леса и поля –

Всё это наша родная земля.



-О какой стране идёт речь? (России)

- Как называли нашу родину в старину? (Русь)

Запишите оба слова в два столбика, допишите в столбики родственные слова.

На доске запись:

Россия Русь

россиянин русский

российский древнерусский

всероссийский по-русски

- Какая наша страна? (Дети называют прилагательные: красивая, просторная, большая, любимая, родная, лучшая, могучая, славная, сильная, могучая, мирная, свободная)

- Расскажите о своём отношении к нашей Родине. (Дети называют глаголы: беречь, любить, защищать, оберегать, украшать, прославлять, укреплять )

- Составьте синквейн на тему «Россия» (Учащиеся записывают синквейны, потом их зачитывают)

Россия.

Красивая, любимая.

Защищаем, бережём, прославляем.

Широка страна моя родная!

Родина.

СПРАВКА:

Синквейн – особое «нескладное» стихотворение, состоящее из 5 строк.

Правила составления синквейна:

1 строка: тема – 1 слово (имя существительное);

2 строка: описание темы – 2 слова (имена прилагательные);

3 строка: описание действия – 3 слова (глаголы);

4 строка: отношение к теме – фраза из 4 - 6 слов (предложение, цитата из песни, стихотворения);

5 строка: суть темы – 1 слово, которое образно характеризует тему. Бывает синонимом к первой строке.



  1. Стадия осмысления

1.-Записываем предложение:

Неторопливая река отражает ясное небо.

-Выполняем полный синтаксический разбор предложения.

-Что мы выписывали ниже предложения? (словосочетания)

2.Постановка учебной задачи.

-Тема нашего урока: «Словосочетания»

- Посмотрите на слайд и найдите ошибки.

-Почему данные слова не являются словосочетаниями?

-Выделите главное слово в словосочетаниях

-Определите часть речи. (уже определили)

-Сделайте вывод о связи слов в словосочетании.

-Сравните полученные выводы с материалом учебника.

-Прочитайте рассуждения Вити и Вовы. Кто из них прав?

Вывод:

Грамматическая основа не является словосочетанием.

3.Первичное закрепление.

Работа по учебнику с.108 упр.2 (устно)

4.Коллективная работа

Закрепление знаний и способов действий.

  • Прочитайте текст, озаглавьте его,

  • Определите тип речи.

  • Выпишите словосочетания, с помощью которых писатель:

А) «рисует» молнии

Б) передает движение, динамику грозы

Записывают:

А) длинные молнии

разветвлённые молнии

неяркие молнии

Б) непрерывно вспыхивали

вздрагивали реже

вспыхивали на небе

( работа со словосочетаниями (главное зависимое, части речи) по цепочке

5.Подведение итогов

-Что называется словосочетанием?

-Запишите всё, что вы знаете о словосочетании.

Время на выполнение – 3 минуты.

-Зачитайте, всё, что записали.

Вывод:

Словосочетание – это два слова, соединенных между собой грамматически или по смыслу.

В словосочетании одно слово является главным, другое – зависимым.

От главного слова к зависимому задается вопрос.

6.Самостоятельная работа

Работа по учебнику с.107 упр.1 (взаимопроверка)


  1. Рефлексия

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Было интересно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

  • Я приобрел…

  • Я научился…

  • У меня получилось…

  • Я смог…

  • Я попробую…

  • Меня удивило…

Мне захотелось…

(на слайде составить предложение, записать, выполнить разбор)

IV.Домашнее задание (на выбор учеников)

1.Выполнить задание по карточке

2.упр.3 с.108

3*Полный синтаксический разбор предложения

(на слайде составить предложение, записать)



Учитель: Цветкова Галина Ивановна

Муниципальное автономное учреждение «Гимназия № 6» г.Новороссийска


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее