«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

« Световые волны. Урок обобщения и систематизации».

Тема урока: « Световые волны. Урок обобщения и систематизации».

К уроку были поставлены следующие цели:

Личностный результат:

-формировать способность к волевому усилию в преодолении препятствий, развивать взаимопомощь, навыки самодиагностики

Предметный результат:

- систематизировать знания по теме «Световые волны»

- уметь строить изображения в линзе;

- уметь решать задачи по теме.

Метапредметный результат:

- самостоятельно формулировать и решать задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи.

Познавательные УУД:

- осуществлять поиск и выделение необходимой информации;

- устанавливать аналогии;

- выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов.

Регулятивные УУД:

- осознавать качество и уровень усвоения;

- вносить коррективы и дополнения в составленные планы.

Коммуникативные УУД:

- регулировать собственную деятельность посредством письменной речи;

- работать в группе, уметь слушать и слышать друг друга;

- представлять результат своей деятельности и деятельности своей группы.

Личностные УУД:

- формировать познавательный интерес;

- формировать навыки организации анализа своей деятельности;

- формировать умение контролировать процесс и результат своей деятельности;

- формировать устойчивую мотивацию к обучению.

Урок относится к разделу «Оптика » и является двенадцатым уроком в данном разделе. Исходя из цели урока, ставлю следующие задачи:

Образовательные:

- закрепить теоретический материал по теме «Световые волны»;

- обобщить и систематизировать знания.

Развивающие:

- анализировать, делать обобщения и выводы;

- выбирать способы решения задач в зависимости от условий;

- проводить рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Воспитывающие:

- воспитывать инициативу и умение работать самостоятельно и в группе.

Тип урока: урок – обобщения и систематизации.

Олимпиады: Физика 7 - 11 классы

Содержимое разработки

Технологическая карта урока (системно - деятельностный подход) Преподаватель: Уткина Е. В.

Предмет физика группа 116/1-09 12 апреля 2019 г.

Тема урока

Место урока по теме

Световые волны.

12-й урок из 13 по теме «Световые волны»

Тип урока


Форма урока, форма учебной деятельности, методы обучения

Урок обобщения и систематизации.

Форма урока: урок обобщения и систематизации.

Форма учебной деятельности: индивидуальная, групповая.

Методы обучения: обмен мнениями, работа в группе.

Цель урока

Задачи урока

Личностный результат:

-формировать способность к волевому усилию в преодолении препятствий, развивать взаимопомощь, навыки самодиагностики

Предметный результат:

- систематизировать знания по теме «Световые волны»

- уметь строить изображения в линзе;

- уметь решать задачи по теме.

Метапредметный результат:

- самостоятельно формулировать и решать задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи.

Познавательные УУД:

- осуществлять поиск и выделение необходимой информации;

- устанавливать аналогии;

- выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов.

Регулятивные УУД:

- осознавать качество и уровень усвоения;

- вносить коррективы и дополнения в составленные планы.

Коммуникативные УУД:

- регулировать собственную деятельность посредством письменной речи;

- работать в группе, уметь слушать и слышать друг друга;

- представлять результат своей деятельности и деятельности своей группы.

Личностные УУД:

- формировать познавательный интерес;

- формировать навыки организации анализа своей деятельности;

- формировать умение контролировать процесс и результат своей деятельности;

- формировать устойчивую мотивацию к обучению.

Образовательные:

- закрепить теоретический материал по теме «Световые волны»;

- обобщить и систематизировать знания.

Развивающие:

- анализировать, делать обобщения и выводы;

- выбирать способы решения задач в зависимости от условий;

- проводить рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Воспитывающие:

- воспитывать инициативу и умение работать самостоятельно и в группе.


Педагогические технологии

Оборудование

Компьютерная (информационная), обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающая, уровневая дифференциация.

Компьютер, проектор, экран, карточки для самостоятельной работы, лист самоконтроля учащегося.

Г.Я. Мякишев, Физика – 11

Г.Н. Степанова, Сборник задач по физике для 9 – 11 классов



























Ход урока.


Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

Компетенции/аспекты компетенции/УУД

Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению запланированного результата

Оценивание/ формы контроля


I Мотивирование / самоопределение к учебной деятельности. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. (7 мин.)



Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает группу на продуктивную деятельность.

Создает условия для

формулирования целей урока, обеспечивает мотивацию учения.

Организует актуализацию знаний обучающихся через подводящий диалог.

Выявляет знания учащихся по теме «Световые волны» и готовность к практическому применению материала.


Приветствуют преподавателя и выполняют самооценку готовности к уроку.

Актуализируют имеющиеся знания по теме «Световые волны», выполняют пробное учебное действие, фиксируют затруднение.



Познавательные УУД:

- систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках;

-фиксировать собственные затруднения в деятельности.

Коммуникативные УУД:

- слушать собеседника и понимать речь других;

- формулировать и аргументировать свою позицию.

Регулятивные УУД:

-планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой;

-фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии.



1-й уровень

Задание 1.

Знание теории и формул (взаимопроверка)


Явление,

связанное со светом

Опреде

ление

Условия наблю

дения

Теория, объясняющая явление

Формулы

Проявления в природе, использование

в технике

Интерференция

 


 

 

Дифракция

 


 

 

Дисперсия

 


 

 

Поляризация

 


 

 


При проверке: «1» - правильный ответ; «0» - неправильный (максимальный балл -4)



Обучающиеся обмениваются карточками, берут ручку другого цвета и проверяют ответы соседа. Результаты проверки вносятся в лист самоконтроля каждого обучающегося


















II Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности. Реализация построенного проекта. (13 мин.)



Выдвигает проблему.

Организовывает обсуждение с обучающимися возникшего затруднения (почему возникли затруднения, чего мы еще не знаем).

Создает условия для

формулировки учащимися цели урока и постановки учебных задач (определение учебных задач).


Выдвигают гипотезы по предлагаемой проблеме, формулируют свое затруднение в пробном учебном действии, проговаривают причины затруднения.

Соотносят свои действия с используемым ранее способом действий и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднений, отделяют знание от незнания.

Определяют, какие знания и умения необходимы для работы.

Высказывают предположения и с помощью учителя формулируют тему и цель урока.



Познавательные УУД:

- фиксация собственных затруднений в деятельности, выявление их причин;

-систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать предъявленную информацию.

Коммуникативные УУД:

- включается в диалог и коллективное обсуждение с преподавателем и сверстниками проблем и вопросов;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, опираясь на определения и формулы.

Регулятивные УУД:

- ставить цели, выявлять учебную задачу;

- планировать деятельность, проговаривать последовательность действий на уроке.



2-й уровень

Графические задачи

Задание 1. Расписать углы и лучи

N

1 3

φ1 φ3



φ

М 2

1 луч

2 луч

3 луч

φ1 φ2 φ3

NM ( по 1 баллу)

Задание 2

Построить изображения в линзах

А) В


А


Б)


В



А


По 1 баллу за правильный ход двух основных лучей, 1 балл за правильное построение изображения, по 1 баллу за описание изображения (3 позиции)




После выполнения задания с помощью проектора ответы показываются на экране, учащиеся осуществляют самоконтроль и проводят анализ своих ошибок методом обсуждения спорных вопросов, диалога. Результаты заносят в лист самоконтроля











III Физминутка (1 мин)

Учитель. Сильно зажмурьтесь (6 раз). Зажмуривание каждого глаза по очереди на 3 – 5 секунд и лёгкое быстрое моргание другим улучшает кровообращение.



IV Решение качественных задач. (20 мин.)



Организует деятельность учащихся по поиску решения задач

Организует обсуждение различных вариантов, предлагаемых учащимися.


Организовывает самостоятельную работу учащихся по выполнению заданий

Организовывает проверку.


Решают задания.

Осуществляют взаимопроверку, сравнивая с образцом.

Определяют свой уровень успешности решения вычислительные задачи


Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке;

-преобразовывать информацию в алгоритм, действовать по алгоритму.

Коммуникативные УУД:

- осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль по ходу выполнения заданий.

Регулятивные УУД:

- составлять план решения задачи самостоятельно или с помощью учителя;

-определять степень успешности работы;

-контролировать и корректировать свою деятельность.



2-й уровень

Решить задачи (устно)

1. Для точного определения показателя преломления вещества необходим монохроматический свет. (Да)

2. Если на пуговицу нанести штриховку, то её можно сделать «перламутровой». (Да)

3. Угол преломления всегда меньше угла падения. (Нет)

4. Расцветку крыльев стрекозы можно объяснить только дисперсией. (Нет)

5. Дисперсию можно наблюдать при прохождении белого света и через линзу. (Да)

6. Угол падения всегда равен углу отражения. (Да)

7. Различие в цвете связано с длиной волны. (Да)

8. Могут ли интерферировать световые волны, идущие от двух электрических ламп? (Нет)

9. Воздушные пузыри блестят вследствие полного отражения света от границы вода–воздух. (Да)

10. Скорость света в вакууме – самая большая в природе. (Да)


Качественные задачи

3-й уровень

Решить задачи (работа в группах)

1. Законы отражения и преломления света

Цель работы: изучить законы отражения и преломления света.

Оборудование: плоское зеркало, плоско - параллельная пластинка, лазерный луч, транспортир, линейка, карандаш.

Вывод:

2. Линзы, определение фокусного расстояния

собирающей линзы.

Цель работы: экспериментально определить оптическую силу и фокусное расстояние собирающей линз.

Оборудование: линза, экран, масштабная линейка, свеча, спички.

Вывод:


Контроль осуществляет преподаватель (по эталону).


V Рефлексия учебной деятельности (итог урока) (4 мин.)



Создает условия для рефлексии учебной деятельности учащихся на уроке; соотнесения целей и результатов учебной деятельности, фиксирования степени их соответствия.

Обеспечивает понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения.

Организует обсуждение домашнего задания, возможных затруднений, с которыми могут столкнуться учащиеся при выполнении домашнего задания.

Анализирует и оценивает успешность достижения цели.


Проводят самооценку своей деятельности, успешности на уроке.

Сдают листы самоконтроля

Записывают домашнее задание.

Задают вопросы.


Познавательные УУД:

- систематизировать, анализировать, сопоставлять, обобщать и интерпретировать полученную информацию.

Коммуникативные УУД:

- формировать умение оценивать свою работу и работу одноклассников;

-использовать речь для регуляции действий (задавать вопросы, уточнять, конкретизировать).

Регулятивные УУД:

- самостоятельно решать учебные задачи;

-осуществлять самоконтроль и коррекцию своих ошибок.


Домашнее задание:

Подготовка к зачету


Учащиеся сдают листы самоконтроля.

Делают самооценку умения применять полученные знания при решении задач.












Приложение

Лист самоконтроля

Группа №


ФИО

Задание 1

(таблица)

Задание 2

(графические задачи)

Задание3

(качественные задачи)

Задание 4

(практические задачи)


Задание 5

(тест)

Общее кол-во баллов

Оценка



0-4 балла

0-3 балла

0-10 баллов

0-5 баллов

0-10 баллов





















































































1-й уровень

Задание 1.

Знание теории и формул (взаимопроверка)


Явление, связанное со светом

Определение

Условия наблюдения

Теория, объясняющая явление

Формулы

Проявления в природе, использование в технике

Интерференция


 


 

 

Дифракция


 


 

 

Дисперсия


 


 

 

Поляризация


 


 

 










2-й уровень

Графические задачи


Задание 1. Расписать углы и лучи

N

1 3

φ1 φ3



φ2

М

2



1 луч

2 луч

3 луч

φ1

φ2

φ3


( по 1 баллу)








Задание 2


Построить изображения в линзах


А)

В


А



Б)



В



А




По 1 баллу за правильный ход двух основных лучей, 1 балл за правильное построение изображения, по 1 баллу за описание изображения (3 позиции)








2-й уровень

Качественные задачи


1. Для точного определения показателя преломления вещества необходим монохроматический свет.

2. Если на пуговицу нанести штриховку, то её можно сделать «перламутровой».

3. Угол преломления всегда меньше угла падения.

4. Расцветку крыльев стрекозы можно объяснить только дисперсией.

5. Дисперсию можно наблюдать при прохождении белого света и через линзу.

6. Угол падения всегда равен углу отражения.

7. Различие в цвете связано с длиной волны.

8. Могут ли интерферировать световые волны, идущие от двух электрических ламп?

9. Воздушные пузыри блестят вследствие полного отражения света от границы вода–воздух.

10. Скорость света в вакууме – самая большая в природе.





















3-ий уровень

Качественные задачи


1. Законы отражения и преломления света


Цель работы: изучить законы отражения и преломления света.

Оборудование: плоское зеркало, плоско - параллельная пластинка, лазерный луч, транспортир, линейка, карандаш.


Вывод:


2. Линзы, определение фокусного расстояния собирающей линзы.


Цель работы: экспериментально определить оптическую силу и фокусное расстояние собирающей линз.

Оборудование: линза, экран, масштабная линейка, свеча, спички.


Вывод:
















Самоанализ урока по физике в 116/1-09 группе.

Преподаватель физики: Уткина Елена Викторовна

Группа 116/1 состоит из 24 человек, из них 5 мальчиков и 19 девочек. На данном уроке присутствовало ___ человек.

Интеллектуальное развитие учащихся соответствует возрастной норме, на уроках они познавательно активны. По уровню знаний и способностей группа среднего уровня. Мотивация к обучению наблюдается у большинства обучающихся. Уровень развития способностей средний и выше среднего.

Коллектив достаточно дружный, доброжелательный, работоспособный. Обучающиеся умеют работать совместно.

Большинство обучающихся группы проявляет высокую заинтересованность в успехе.

Тема урока: « Световые волны. Урок обобщения и систематизации».

К уроку были поставлены следующие цели:

Личностный результат:

-формировать способность к волевому усилию в преодолении препятствий, развивать взаимопомощь, навыки самодиагностики

Предметный результат:

- систематизировать знания по теме «Световые волны»

- уметь строить изображения в линзе;

- уметь решать задачи по теме.

Метапредметный результат:

- самостоятельно формулировать и решать задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи.

Познавательные УУД:

- осуществлять поиск и выделение необходимой информации;

- устанавливать аналогии;

- выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов.

Регулятивные УУД:

- осознавать качество и уровень усвоения;

- вносить коррективы и дополнения в составленные планы.

Коммуникативные УУД:

- регулировать собственную деятельность посредством письменной речи;

- работать в группе, уметь слушать и слышать друг друга;

- представлять результат своей деятельности и деятельности своей группы.

Личностные УУД:

- формировать познавательный интерес;

- формировать навыки организации анализа своей деятельности;

- формировать умение контролировать процесс и результат своей деятельности;

- формировать устойчивую мотивацию к обучению.

Урок относится к разделу «Оптика » и является двенадцатым уроком в данном разделе. Исходя из цели урока, ставлю следующие задачи:

Образовательные:

- закрепить теоретический материал по теме «Световые волны»;

- обобщить и систематизировать знания.

Развивающие:

- анализировать, делать обобщения и выводы;

- выбирать способы решения задач в зависимости от условий;

- проводить рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Воспитывающие:

- воспитывать инициативу и умение работать самостоятельно и в группе.

Тип урока: урок – обобщения и систематизации.

Этапы урока и содержание материала были подобраны в соответствии с выбранным типом урока:

  1. Мотивирование / самоопределение к учебной деятельности. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. (7 мин.)

II. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности . Реализация построенного проекта. (20мин.)

III. Физминутка (1 мин)

IV. Тестирование. Самостоятельная работа (13 мин.)

V. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) (4 мин.)

Время, отведенное на все этапы, было распределено рационально. Логика между этапами соблюдена.

Отбор учебно-методического обеспечения урока (дидактический материал, ИКТ, вопросы, задания для учащихся) соответствовал поставленным целям и задачам данного урока.

Урок рассчитан на 45 минут.


Ход урока.

  1. Мотивирование / самоопределение к учебной деятельности. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. (7 мин.)

Учитель создает условия для формулирования целей урока, обеспечивает мотивацию учения. Учащиеся выполняют пробное учебное действие, фиксируют затруднения, выполняют самооценку готовности к уроку.

Применяются методы самоконтроля и работа в группах.

II. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности . Реализация построенного проекта. (13 мин.)

Учащимся предлагаются задания второго уровня

После выполнения задания с помощью проектора ответы показываются на экране, учащиеся осуществляют самоконтроль и проводят анализ своих ошибок методом обсуждения спорных вопросов, диалога. Результаты заносят в лист самоконтроля.

III. Физминутка (1 мин) Проводится физминутка для глаз.

IV. Решение качественных задач. (20 мин.)

Обучающиеся решают качественные задачи. Преподаватель организует деятельность обучающихся по поиску решения задач, организует обсуждение различных вариантов, предлагаемых обучающимися. Преподаватель ставит баллы за решённые задачи в лист самоконтроля.

V. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) (4 мин.)

Обучающиеся сдают листы самоконтроля.

Делают самооценку умения применять полученные знания при решении задач. Записываю домашнее задание.

Считаю, что цели и задачи, поставленные на уроке, достигнуты. Обучающиеся показали достаточный уровень усвоения знаний, высокую познавательную активность на уроке, к оценке преподавателя отнеслись доброжелательно.



Содержимое разработки

Определение

Условия наблюдения

Теория, объясняющая явление

Формулы

Проявления в природе, использование в технике

1

Ориентация векторов напряженности электрического поля и магнитной индукции световой волны в плоскости, перпендикулярной световому лучу.

Тонкие пленки

  


В тонком слое несмешивающихся жидкостей (керосина или масла на поверхности воды), в мыльных пузырях, бензине, на крыльях насекомых

2

Явление зависимости абсолютного показателя преломления вещества от длины волны (или частоты) света

Размеры препятствий должны быть меньше или равны размеру волн

Δd = = kλ — условие максимума;

Δd = (2k + 1) * λ / 2 — условие минимума,

где k=0,1,2... и d — оптическая длина пути первого и второго луча

Точное определение длины световой волны

3

Свет отклоняется от прямолинейного распространения при прохождении его через малое отверстие или узкие щели

Когерентные источники света


Ф ронт световой волны разбивается штрихами решётки на отдельные пучки когерентного света. Эти пучки претерпевают дифракцию на штрихах и интерферируют друг с другом. Так как для каждой длины волны существует свой угол дифракции, то белый свет раскладывается в спектр.

Цветная «игра света» на гранях бриллианта и других прозрачных гранёных материалов.

4

Явление взаимного усиления или ослабления света до полной темноты (гашения) при наложении двух его волн

Возникает при отражении и преломлении света, а также при распространении света в анизотропной среде

Сущностью явления является неодинаковая скорость распространения лучей света c различной длиной волны в прозрачном веществе 

Радуга

5

Изменение направления хода светового луча в результате встречи с отражающей (зеркальной) поверхностью

Свет должен пройти через прозрачное тело с преломляющими гранями

Падающий и отраженный лучи лежат в одной плоскости с нормалью к отражающей поверхности в точке падения, и эта нормаль делит угол между лучами на две равные части.

Просветление оптики, дефектоскопия.

Определение свойств веществ.

6

Изменения пути следования светового луча (или других волн), возникающее на границе раздела двух прозрачных для этих волн сред

Отражающая поверхность


Поляризующие фильтры в фотографии, покрытии стекол оконных рам и автомобилей



Содержимое разработки

Явление, связанное со светом

Определение

Условия наблюдения

Теория, объясняющая явление

Формулы

Проявления в природе, использование в технике

Интерференция

 


 

 

Дифракция

 


 

 

Дисперсия

 


 

 

Поляризация

 


 

 









Явление, связанное со светом

Определение

Условия наблюдения

Теория, объясняющая явление

Формулы

Проявления в природе, использование в технике

Интерференция

 


 

 

Дифракция

 


 

 

Дисперсия

 


 

 

Поляризация

 


 

 





Содержимое разработки



1. Для точного определения показателя преломления вещества необходим монохроматический свет.

2. Если на пуговицу нанести штриховку, то её можно сделать «перламутровой».

3. Угол преломления всегда меньше угла падения.

4. Расцветку крыльев стрекозы можно объяснить только дисперсией.

5. Дисперсию можно наблюдать при прохождении белого света и через линзу.

6. Угол падения всегда равен углу отражения.

7. Различие в цвете связано с длиной волны.

8. Могут ли интерферировать световые волны, идущие от двух электрических ламп?

9. Воздушные пузыри блестят вследствие полного отражения света от границы вода–воздух.

10. Скорость света в вакууме – самая большая в природе.



1. Для точного определения показателя преломления вещества необходим монохроматический свет.

2. Если на пуговицу нанести штриховку, то её можно сделать «перламутровой».

3. Угол преломления всегда меньше угла падения.

4. Расцветку крыльев стрекозы можно объяснить только дисперсией.

5. Дисперсию можно наблюдать при прохождении белого света и через линзу.

6. Угол падения всегда равен углу отражения.

7. Различие в цвете связано с длиной волны.

8. Могут ли интерферировать световые волны, идущие от двух электрических ламп?

9. Воздушные пузыри блестят вследствие полного отражения света от границы вода–воздух.

10. Скорость света в вакууме – самая большая в природе.





1. Для точного определения показателя преломления вещества необходим монохроматический свет. (Да)

2. Если на пуговицу нанести штриховку, то её можно сделать «перламутровой». (Да)

3. Угол преломления всегда меньше угла падения. (Нет)

4. Расцветку крыльев стрекозы можно объяснить только дисперсией. (Нет)

5. Дисперсию можно наблюдать при прохождении белого света и через линзу. (Да)

6. Угол падения всегда равен углу отражения. (Да)

7. Различие в цвете связано с длиной волны. (Да)

8. Могут ли интерферировать световые волны, идущие от двух электрических ламп? (Нет)

9. Воздушные пузыри блестят вследствие полного отражения света от границы вода–воздух. (Да)

10. Скорость света в вакууме – самая большая в природе. (Да)





Содержимое разработки

ВАРИАНТ 1

1. Дифракционная решетка освещена светом длиной волны 0,4 мкм. Определите период решетки, если первый max отстоит от центрального на расстоянии 3,6 мм. Расстояние от решетки до экрана 1,8 м.

2. Разность хода лучей двух конкретных источников света 3·10–7 м. Что будет в этой точке – ослабление или усиление света? Длина волны света λ = 6·10–7 м.

ВАРИАНТ 2

  1. С помощью дифракционной решетки с d = 0,02 мм первый дифракционный max получен на расстоянии 3,6 см от центрального и на расстоянии 1,8 м до решетки. Найдите длину световой волны.

  2. Какова длина желтого света в стекле с h = 1,56? Длина волны этого света в воздухе λ = 589 нм.

ВАРИАНТ 3

1. Длина волны желтого света в вакууме 590 нм, а в воде 492 нм. Каков показатель преломления воды для этого света?

2. Длина волны желтого света паров натрия равна 589 нм. Третий дифракционный max при освещении решетки этим светом оказался на расстоянии 16,5 см от центрального, а от решетки – на 1,5 м. Каков период решетки?

Содержимое разработки

Вопросы к зачету по теме «Волновые свойства света»

1. Кем был проделан базовый опыт, подтверждающий наличие дисперсии света?

2. Кем был проделан базовый опыт, подтверждающий наличие дифракции света?

3. Мыльный пузырь, витая в воздухе, «зажигается» всеми оттенками цветов. Какое явление здесь наблюдается?

4. Почему на закате солнце окрашивается в багрово-красный цвет?

5. Почему звезды мерцают?

6. Перечислите явления, которые подтверждают волновые свойства света.

7. Может ли стать темно там, где встречаются две световые волны?

8. Почему радуга появляется после дождя?

9. Почему мы видим одни предметы белыми, другие -черными?

10. Почему возникают радужные полосы в тонком слое керосина на поверхности воды?

11. Могут ли интерферировать световые волны, идущие от двух электрических ламп.

12. Почему крылья стрекоз имеют радужную окраску?

Задачи

1. Дифракционная решетка освещена светом длиной волны 0,4 мкм. Определите период решетки, если первый max отстоит от центрального на расстоянии 3,6 мм. Расстояние от решетки до экрана 1,8 м.

2. Разность хода лучей двух конкретных источников света 3·10–7 м. Что будет в этой точке – ослабление или усиление света? Длина волны света λ = 6·10–7 м.

3. Длина волны красного света в воздухе равна 700 нм. Какова длина волны в воде?

4. Найдите наибольший порядок дифракционного спектра для света с λ = 589 нм, если период дифракционной решетки 2 мкм.

4. Какова длина желтого света в стекле с h = 1,56? Длина волны этого света в воздухе λ = 589 нм.

5. С помощью дифракционной решетки с d = 0,02 мм первый дифракционный max получен на расстоянии 3,6 см от центрального и на расстоянии 1,8 м до решетки. Найдите длину световой волны.

6. Длина волны желтого света в вакууме 590 нм, а в воде 492 нм. Каков показатель преломления воды для этого света?

7. Длина волны желтого света паров натрия равна 589 нм. Третий дифракционный max при освещении решетки этим светом оказался на расстоянии 16,5 см от центрального, а от решетки – на 1,5 м. Каков период решетки?

Содержимое разработки

Радость видеть и понимать самый прекрасный дар природы       А. Эйнштейн.

Радость видеть и понимать самый прекрасный дар природы А. Эйнштейн.

ВОЛНОВЫЕ  СВОЙСТВА СВЕТА

ВОЛНОВЫЕ СВОЙСТВА СВЕТА

1. Заполнить таблицу Явление, связанное со светом Определение  Интерференция Условия наблюдения Дифракция Теория, объясняющая явление Формулы Дисперсия Проявление в природе, использование в технике Поляризация

1. Заполнить таблицу

Явление, связанное со светом

Определение

Интерференция

Условия наблюдения

Дифракция

Теория, объясняющая явление

Формулы

Дисперсия

Проявление в природе, использование в технике

Поляризация

Графические задачи   Задание 1.  Расписать углы и лучи  Задание 2

Графические задачи

  • Задание 1.
  • Расписать углы и лучи

Задание 2

  • Построить изображения в линзах
Качественные задачи

Качественные задачи

  • 1. Для точного определения показателя преломления вещества необходим монохроматический свет.
  • 2. Если на пуговицу нанести штриховку, то её можно сделать «перламутровой».
  • 3. Угол преломления всегда меньше угла падения.
  • 4. Расцветку крыльев стрекозы можно объяснить только дисперсией.
  • 5. Дисперсию можно наблюдать при прохождении белого света и через линзу.
  • 6. Угол падения всегда равен углу отражения.
  • 7. Различие в цвете связано с длиной волны.
  • 8. Могут ли интерферировать световые волны, идущие от двух электрических ламп?
  • 9. Воздушные пузыри блестят вследствие полного отражения света от границы вода–воздух.
  • 10. Скорость света в вакууме – самая большая в природе.
Решить экспериментальные задачизадачи (работа в группах)

Решить экспериментальные задачизадачи (работа в группах)

  • 1 группа :
  • Законы отражения и преломления света 
  • 2 группа :
  • Линзы, определение фокусного расстояния собирающей линзы.
  • 3 группа : Дисперсия, дифракция, интерференция, поляризация.
Тестирование

Тестирование

  • Ответить на вопросы теста
  • Оценка:
  • «5» - 9-10 верных ответов,
  • «4» - 7- 8 верных ответов,
  • «3» - 5 - 6 верных ответов,
  • «2» - 1 - 4 верных ответа.
Подведение итогов урока :

Подведение итогов урока :

ВЫВОД  Свет – электромагнитная волна  в диапазоне длин волн от 400 нм до 750 нм

ВЫВОД

Свет – электромагнитная волна

в диапазоне длин волн от 400 нм до 750 нм

Свет –поток ЧАСТИЦ  И.Ньютон

Свет –поток ЧАСТИЦ И.Ньютон

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее