Технологическая карта урока (системно - деятельностный подход) Преподаватель: Уткина Е. В.
Предмет физика группа 116/1-09 12 апреля 2019 г.
Тема урока | Место урока по теме |
Световые волны. | 12-й урок из 13 по теме «Световые волны» |
Тип урока
| Форма урока, форма учебной деятельности, методы обучения |
Урок обобщения и систематизации. | Форма урока: урок обобщения и систематизации. Форма учебной деятельности: индивидуальная, групповая. Методы обучения: обмен мнениями, работа в группе. |
Цель урока | Задачи урока |
Личностный результат: -формировать способность к волевому усилию в преодолении препятствий, развивать взаимопомощь, навыки самодиагностики Предметный результат: - систематизировать знания по теме «Световые волны» - уметь строить изображения в линзе; - уметь решать задачи по теме. Метапредметный результат: - самостоятельно формулировать и решать задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи. Познавательные УУД: - осуществлять поиск и выделение необходимой информации; - устанавливать аналогии; - выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов. Регулятивные УУД: - осознавать качество и уровень усвоения; - вносить коррективы и дополнения в составленные планы. Коммуникативные УУД: - регулировать собственную деятельность посредством письменной речи; - работать в группе, уметь слушать и слышать друг друга; - представлять результат своей деятельности и деятельности своей группы. Личностные УУД: - формировать познавательный интерес; - формировать навыки организации анализа своей деятельности; - формировать умение контролировать процесс и результат своей деятельности; - формировать устойчивую мотивацию к обучению. | Образовательные: - закрепить теоретический материал по теме «Световые волны»; - обобщить и систематизировать знания. Развивающие: - анализировать, делать обобщения и выводы; - выбирать способы решения задач в зависимости от условий; - проводить рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности. Воспитывающие: - воспитывать инициативу и умение работать самостоятельно и в группе.
|
Педагогические технологии | Оборудование |
Компьютерная (информационная), обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающая, уровневая дифференциация. | Компьютер, проектор, экран, карточки для самостоятельной работы, лист самоконтроля учащегося. Г.Я. Мякишев, Физика – 11 Г.Н. Степанова, Сборник задач по физике для 9 – 11 классов |
Ход урока.
Деятельность преподавателя | Деятельность обучающегося | Компетенции/аспекты компетенции/УУД | Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению запланированного результата | Оценивание/ формы контроля | ||||||||||||||||||||||||||
I Мотивирование / самоопределение к учебной деятельности. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. (7 мин.)
| ||||||||||||||||||||||||||||||
Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает группу на продуктивную деятельность. Создает условия для формулирования целей урока, обеспечивает мотивацию учения. Организует актуализацию знаний обучающихся через подводящий диалог. Выявляет знания учащихся по теме «Световые волны» и готовность к практическому применению материала. | Приветствуют преподавателя и выполняют самооценку готовности к уроку. Актуализируют имеющиеся знания по теме «Световые волны», выполняют пробное учебное действие, фиксируют затруднение.
| Познавательные УУД: - систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках; -фиксировать собственные затруднения в деятельности. Коммуникативные УУД: - слушать собеседника и понимать речь других; - формулировать и аргументировать свою позицию. Регулятивные УУД: -планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой; -фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии.
| 1-й уровень Задание 1. Знание теории и формул (взаимопроверка)
При проверке: «1» - правильный ответ; «0» - неправильный (максимальный балл -4)
| Обучающиеся обмениваются карточками, берут ручку другого цвета и проверяют ответы соседа. Результаты проверки вносятся в лист самоконтроля каждого обучающегося | ||||||||||||||||||||||||||
II Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности. Реализация построенного проекта. (13 мин.) | ||||||||||||||||||||||||||||||
Выдвигает проблему. Организовывает обсуждение с обучающимися возникшего затруднения (почему возникли затруднения, чего мы еще не знаем). Создает условия для формулировки учащимися цели урока и постановки учебных задач (определение учебных задач). | Выдвигают гипотезы по предлагаемой проблеме, формулируют свое затруднение в пробном учебном действии, проговаривают причины затруднения. Соотносят свои действия с используемым ранее способом действий и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднений, отделяют знание от незнания. Определяют, какие знания и умения необходимы для работы. Высказывают предположения и с помощью учителя формулируют тему и цель урока. | Познавательные УУД: - фиксация собственных затруднений в деятельности, выявление их причин; -систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать предъявленную информацию. Коммуникативные УУД: - включается в диалог и коллективное обсуждение с преподавателем и сверстниками проблем и вопросов; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, опираясь на определения и формулы. Регулятивные УУД: - ставить цели, выявлять учебную задачу; - планировать деятельность, проговаривать последовательность действий на уроке. | 2-й уровень Графические задачи Задание 1. Расписать углы и лучи N 1 3 φ1 φ3 φ М 2 1 луч 2 луч 3 луч φ1 φ2 φ3 NM ( по 1 баллу) Задание 2 Построить изображения в линзах А) В А
Б) В А По 1 баллу за правильный ход двух основных лучей, 1 балл за правильное построение изображения, по 1 баллу за описание изображения (3 позиции) |
После выполнения задания с помощью проектора ответы показываются на экране, учащиеся осуществляют самоконтроль и проводят анализ своих ошибок методом обсуждения спорных вопросов, диалога. Результаты заносят в лист самоконтроля
| ||||||||||||||||||||||||||
III Физминутка (1 мин) Учитель. Сильно зажмурьтесь (6 раз). Зажмуривание каждого глаза по очереди на 3 – 5 секунд и лёгкое быстрое моргание другим улучшает кровообращение. | ||||||||||||||||||||||||||||||
IV Решение качественных задач. (20 мин.) | ||||||||||||||||||||||||||||||
Организует деятельность учащихся по поиску решения задач Организует обсуждение различных вариантов, предлагаемых учащимися. Организовывает самостоятельную работу учащихся по выполнению заданий Организовывает проверку. | Решают задания. Осуществляют взаимопроверку, сравнивая с образцом. Определяют свой уровень успешности решения вычислительные задачи | Познавательные УУД: - находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке; -преобразовывать информацию в алгоритм, действовать по алгоритму. Коммуникативные УУД: - осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль по ходу выполнения заданий. Регулятивные УУД: - составлять план решения задачи самостоятельно или с помощью учителя; -определять степень успешности работы; -контролировать и корректировать свою деятельность. | 2-й уровень Решить задачи (устно) 1. Для точного определения показателя преломления вещества необходим монохроматический свет. (Да) 2. Если на пуговицу нанести штриховку, то её можно сделать «перламутровой». (Да) 3. Угол преломления всегда меньше угла падения. (Нет) 4. Расцветку крыльев стрекозы можно объяснить только дисперсией. (Нет) 5. Дисперсию можно наблюдать при прохождении белого света и через линзу. (Да) 6. Угол падения всегда равен углу отражения. (Да) 7. Различие в цвете связано с длиной волны. (Да) 8. Могут ли интерферировать световые волны, идущие от двух электрических ламп? (Нет) 9. Воздушные пузыри блестят вследствие полного отражения света от границы вода–воздух. (Да) 10. Скорость света в вакууме – самая большая в природе. (Да)
Качественные задачи 3-й уровень Решить задачи (работа в группах) 1. Законы отражения и преломления света Цель работы: изучить законы отражения и преломления света. Оборудование: плоское зеркало, плоско - параллельная пластинка, лазерный луч, транспортир, линейка, карандаш. Вывод: 2. Линзы, определение фокусного расстояния собирающей линзы. Цель работы: экспериментально определить оптическую силу и фокусное расстояние собирающей линз. Оборудование: линза, экран, масштабная линейка, свеча, спички. Вывод: | Контроль осуществляет преподаватель (по эталону).
| ||||||||||||||||||||||||||
V Рефлексия учебной деятельности (итог урока) (4 мин.) | ||||||||||||||||||||||||||||||
Создает условия для рефлексии учебной деятельности учащихся на уроке; соотнесения целей и результатов учебной деятельности, фиксирования степени их соответствия. Обеспечивает понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения. Организует обсуждение домашнего задания, возможных затруднений, с которыми могут столкнуться учащиеся при выполнении домашнего задания. Анализирует и оценивает успешность достижения цели. |
Проводят самооценку своей деятельности, успешности на уроке. Сдают листы самоконтроля Записывают домашнее задание. Задают вопросы. | Познавательные УУД: - систематизировать, анализировать, сопоставлять, обобщать и интерпретировать полученную информацию. Коммуникативные УУД: - формировать умение оценивать свою работу и работу одноклассников; -использовать речь для регуляции действий (задавать вопросы, уточнять, конкретизировать). Регулятивные УУД: - самостоятельно решать учебные задачи; -осуществлять самоконтроль и коррекцию своих ошибок. | Домашнее задание:
Подготовка к зачету | Учащиеся сдают листы самоконтроля. Делают самооценку умения применять полученные знания при решении задач. |
Приложение
Лист самоконтроля
Группа №
| |||||||
ФИО | Задание 1 (таблица) | Задание 2 (графические задачи) | Задание3 (качественные задачи) | Задание 4 (практические задачи)
| Задание 5 (тест) | Общее кол-во баллов | Оценка
|
| 0-4 балла | 0-3 балла | 0-10 баллов | 0-5 баллов | 0-10 баллов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1-й уровень
Задание 1.
Знание теории и формул (взаимопроверка)
Явление, связанное со светом | Определение | Условия наблюдения | Теория, объясняющая явление Формулы | Проявления в природе, использование в технике |
Интерференция
|
|
|
|
|
Дифракция
|
|
|
|
|
Дисперсия
|
|
|
|
|
Поляризация
|
|
|
|
|
2-й уровень
Графические задачи
Задание 1. Расписать углы и лучи
N
1 3
φ1 φ3
φ2
М
2
1 луч
2 луч
3 луч
φ1
φ2
φ3
( по 1 баллу)
Задание 2 Построить изображения в линзах А) В А Б) В А
По 1 баллу за правильный ход двух основных лучей, 1 балл за правильное построение изображения, по 1 баллу за описание изображения (3 позиции)
2-й уровень
Качественные задачи
1. Для точного определения показателя преломления вещества необходим монохроматический свет.
2. Если на пуговицу нанести штриховку, то её можно сделать «перламутровой».
3. Угол преломления всегда меньше угла падения.
4. Расцветку крыльев стрекозы можно объяснить только дисперсией.
5. Дисперсию можно наблюдать при прохождении белого света и через линзу.
6. Угол падения всегда равен углу отражения.
7. Различие в цвете связано с длиной волны.
8. Могут ли интерферировать световые волны, идущие от двух электрических ламп?
9. Воздушные пузыри блестят вследствие полного отражения света от границы вода–воздух.
10. Скорость света в вакууме – самая большая в природе.
3-ий уровень
Качественные задачи
1. Законы отражения и преломления света
Цель работы: изучить законы отражения и преломления света.
Оборудование: плоское зеркало, плоско - параллельная пластинка, лазерный луч, транспортир, линейка, карандаш.
Вывод:
2. Линзы, определение фокусного расстояния собирающей линзы.
Цель работы: экспериментально определить оптическую силу и фокусное расстояние собирающей линз.
Оборудование: линза, экран, масштабная линейка, свеча, спички.
Вывод:
Самоанализ урока по физике в 116/1-09 группе.
Преподаватель физики: Уткина Елена ВикторовнаГруппа 116/1 состоит из 24 человек, из них 5 мальчиков и 19 девочек. На данном уроке присутствовало ___ человек.
Интеллектуальное развитие учащихся соответствует возрастной норме, на уроках они познавательно активны. По уровню знаний и способностей группа среднего уровня. Мотивация к обучению наблюдается у большинства обучающихся. Уровень развития способностей средний и выше среднего.
Коллектив достаточно дружный, доброжелательный, работоспособный. Обучающиеся умеют работать совместно.
Большинство обучающихся группы проявляет высокую заинтересованность в успехе.
Тема урока: « Световые волны. Урок обобщения и систематизации».
К уроку были поставлены следующие цели:
Личностный результат:
-формировать способность к волевому усилию в преодолении препятствий, развивать взаимопомощь, навыки самодиагностики
Предметный результат:
- систематизировать знания по теме «Световые волны»
- уметь строить изображения в линзе;
- уметь решать задачи по теме.
Метапредметный результат:
- самостоятельно формулировать и решать задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи.
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
- устанавливать аналогии;
- выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов.
Регулятивные УУД:
- осознавать качество и уровень усвоения;
- вносить коррективы и дополнения в составленные планы.
Коммуникативные УУД:
- регулировать собственную деятельность посредством письменной речи;
- работать в группе, уметь слушать и слышать друг друга;
- представлять результат своей деятельности и деятельности своей группы.
Личностные УУД:
- формировать познавательный интерес;
- формировать навыки организации анализа своей деятельности;
- формировать умение контролировать процесс и результат своей деятельности;
- формировать устойчивую мотивацию к обучению.
Урок относится к разделу «Оптика » и является двенадцатым уроком в данном разделе. Исходя из цели урока, ставлю следующие задачи:
Образовательные:
- закрепить теоретический материал по теме «Световые волны»;
- обобщить и систематизировать знания.
Развивающие:
- анализировать, делать обобщения и выводы;
- выбирать способы решения задач в зависимости от условий;
- проводить рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.
Воспитывающие:
- воспитывать инициативу и умение работать самостоятельно и в группе.
Тип урока: урок – обобщения и систематизации.
Этапы урока и содержание материала были подобраны в соответствии с выбранным типом урока:
Мотивирование / самоопределение к учебной деятельности. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. (7 мин.)
II. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности . Реализация построенного проекта. (20мин.)
III. Физминутка (1 мин)
IV. Тестирование. Самостоятельная работа (13 мин.)
V. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) (4 мин.)
Время, отведенное на все этапы, было распределено рационально. Логика между этапами соблюдена.
Отбор учебно-методического обеспечения урока (дидактический материал, ИКТ, вопросы, задания для учащихся) соответствовал поставленным целям и задачам данного урока.
Урок рассчитан на 45 минут.
Ход урока.
Мотивирование / самоопределение к учебной деятельности. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. (7 мин.)
Учитель создает условия для формулирования целей урока, обеспечивает мотивацию учения. Учащиеся выполняют пробное учебное действие, фиксируют затруднения, выполняют самооценку готовности к уроку. Применяются методы самоконтроля и работа в группах.
Учащимся предлагаются задания второго уровня
После выполнения задания с помощью проектора ответы показываются на экране, учащиеся осуществляют самоконтроль и проводят анализ своих ошибок методом обсуждения спорных вопросов, диалога. Результаты заносят в лист самоконтроля.
III. Физминутка (1 мин) Проводится физминутка для глаз.
IV. Решение качественных задач. (20 мин.)
Обучающиеся решают качественные задачи. Преподаватель организует деятельность обучающихся по поиску решения задач, организует обсуждение различных вариантов, предлагаемых обучающимися. Преподаватель ставит баллы за решённые задачи в лист самоконтроля.
V. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) (4 мин.)
Обучающиеся сдают листы самоконтроля.
Делают самооценку умения применять полученные знания при решении задач. Записываю домашнее задание.
Считаю, что цели и задачи, поставленные на уроке, достигнуты. Обучающиеся показали достаточный уровень усвоения знаний, высокую познавательную активность на уроке, к оценке преподавателя отнеслись доброжелательно.