«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Сутки, неделя, месяц, год

Разработка урока для детей по программе трудности в обучении

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема урока: «Сутки, неделя, месяц, год»


Цель: обобщить и расширить сведения о таких единицах времени как сутки, неделя, месяц, год;

решать интересные задачи и упражнения по данной теме; развивать логическое мышление, внимание, желание активно участвовать в общем деле;

воспитывать любознательность, живой интерес к изучению математики.


Оборудование: карточки с указаниями; карточки для игры «Шифровка»; следы с названиями месяцев; воздушный шар; карточки с задачами; большая коробка, сундучок, печати с заданиями; различные виды календарей.

 Ход урока


I. Организация класса.


Прозвенел звонок. Начинаем мы урок.

Поприветствуем друг друга: «Добрый день!»

Влево, вправо повернемся

И соседу улыбнемся: «Добрый день!»


Игра «Выбери цвет»

Какой цвет выбираете на этот урок? Почему?

П. Мотивация учебной деятельности.

Учитель: О чем же пойдет речь на уроке?

Чтобы ответить на этот вопрос, отгадайте загадки.


1. Двенадцать братьев
Друг за другом ходят,

А друг друга не обходят. [Месяцы года]

2. Нас семь братьев.

Годами равны, а имена разные. [Дни недели]

3. Кто без ног бежит? [Время]


Так о чем же мы будем говорить на уроке?

(О времени, о единицах времени).


III. Вступительное слово учителя.


Среди разных величин особенно следует выделить время - величину, единицы измерения которой всегда были почти одинаковы у разных народов, так как созданы единицы времени самой природой.

С давних времен люди пользовались понятиями день и ночь. А когда расширили свои знания о природных явлениях и их периодичности и начали понимать необходимость записывать события и планировать будущее -включили в употребление такие единицы времени, как сутки - время обращения Земли вокруг своей оси; неделя - одна фаза Луны; месяц - время обращения Луны вокруг Земли и год - время, за которое Земля обращается вокруг Солнца.

Так и появились календари. Сейчас существует очень много различных календарей. (Учитель демонстрирует различные виды календарей). В них находится последовательное перечисление чисел, дней недели и месяцев года, а часто и другие ведомости и иллюстрации.

IV. Постановка учебной задачи


Учитель: И знаете, ребята, перелистывая один из календарей, я нашла записку, в которой сказано, что в нашем классе спрятан клад. (Можно зачитать записку). И если мы будем следовать указаниям, и правильно выполним все задания, то сможем отыскать эти сокровища.

-Ребята, согласны вы отправиться на поиски клада? (Да!).

-Значит с этой минуты мы становимся кладоискателями и отправляемся на поиски сокровищ


V. Игра «Шифровка».


Указание 1. «Расшифруй запись и действуй дальше».


Запись зашифрована в этом ряду чисел (на доске). Ответив на вопросы и выбрав правильные ответы в этом ряду чисел, мы сможем прочесть, где же нам искать следующую подсказку.


Математический диктант:



  • Сколько месяцев в году?


  • Сколько дней в невысокосном году?


  • Из скольких дней состоит неделя?


  • В сутках сколько часов?


  • Сколько недель в году?



Проверка математического диктанта:






сре


ди




рас


те


ний


71


12


365


55


7


24


52


«Среди растений»

Учитель: Как вы думаете, что означает эта запись? (Предположения учащихся).


Учитель: Это значит, что следующую подсказку нужно искать среди комнатных растений.


(По одному человеку из каждой группы ищут подсказку).

VI. Игра «Важные шаги».


Указание 2. «Идите по следам».


Учитель: У нас в классе несколько дорожек, состоящих из следов, но вы должны выбрать правильный путь. (Приглашаются по 1 человеку из каждой группы). Человек, умеющий читать следы и идти по следам, называется следопыт.

Кто же у нас лучший следопыт? Кто догадается, по какой дорожке нужно идти? (Если учащиеся не могут выбрать правильный путь, учитель подсказывает, что идти нужно по той дорожке, на которой в правильном порядке перечислены месяцы года).

Называя месяц, называйте и количество дней в этом месяце.


(Последний отпечаток на дверце шкафа).


Учитель: Открывай шкаф. Что необычного ты там увидел? (Воздушный шар). (В шаре записка. Проколов шар, вынимаем записку).


Учитель: Ребята, здесь загадка:

В болотном царстве он живет И грустно песенки поет. Его лучшие подружки Лишь пиявки да лягушки. Весь зеленый он такой. Кто же это? (Водяной).


(В класс входит ученик в костюме Водяного).


Водяной: Я Водяной, я Водяной. 

Никто не водится со мной. 

Но я ведь добрый, я не злой.

В душе моей царит покой. 

Я вашим другом хочу стать.

Дорогу к кладу подсказать.


^ Водяной: Здравствуйте, ребята!


Учитель: Здравствуй, Водяной. Ты действительно подскажешь нам дорогу к кладу?


Водяной: Конечно, подскажу. Я знаю, что вы любите математику. Я тоже умею считать. А мое любимое число семь.

Учитель: А ты знаешь, что семь - это число дней в неделе?


^ Водяной: Так вы и дни недели знаете? И я знаю. Воскресенье - день веселья, а потом суббота - всем гулять охота.


Учитель: Да ты же все перепутал. Ребята, давайте расскажем Водяному о днях недели. А заодно и сами их повторим.

Физкультминутка.

VII. Актуализация знаний о днях недели.

(Учащиеся читают стихи, остальные дополняют).



  • День первый вовсе не бездельник, мы встречаем ... (понедельник).


  • Ночь прошла и вот дорожки подметает дворник. Это значит, наступил день следующий ... (вторник).


  • Быстра, умела, молода. Вот пришла уже ... (среда).


  • Четвертый день взлетает вверх, называется ... (четверг).


  • Отлично дело ладится, наступила ... (пятница).


  • В доме всем кипит работа, начинается ... (суббота).


  • Сегодня отдых и веселье - наступило ... (воскресенье).


  • И неделе здесь конец, кто трудился молодец.



Учитель: Ну что, Водяной, запомнил дни недели?


Водяной: Да. Спасибо вам, ребята. Развлекли вы меня в моем болотном царстве. Чтобы узнать, где находятся сокровища, вы должны решить эти задачи. До свидания!


Учитель: Ребята, здесь 4 задачи. Предлагаю каждой группе решить по одной задаче и записать решение в тетрадь. А четвертую задачу решит на доске ... (1 ученик). Ответ задачи является порядковым номером определенной буквы алфавита.


VIII. Самостоятельная работа в группах.



  • Учащиеся решают задачи в группах, 1 ученик на доске решает четвертую задачу.


  • Проверка самостоятельной работы. Полученные буквы: Л Т О С.



Учитель: Попробуем составить слово из этих букв. (Стол). 

Так где же нужно искать клад? (В столе).

У нас есть большой стол и маленький. Значит клад в каком-то из них.

(По 1 человеку из каждой группы ищут клад. Находят коробку в столе).


Учитель: Открывайте коробку. (В большой коробке маленький сундучок, на нем 3 печати). Снять печати можно только решив задачи, которые на них прикреплены.


1 задание. В 2 часа дня шел дождь.

Можно ли ожидать солнечную погоду через 12 часов?


2 задание. Назовите в порядке очередности дней эти слова:

послезавтра, вчера, сегодня, завтра, позавчера.


3 задание. Дождь шел 3 дня и 3 ночи. Сколько суток шел дождь?


Учитель: Все печати сняты. Открывайте сундучок. 

(По 1 человеку из каждой группы).


В коробке сладкие монеты и записка:


Молодцы!!! Вы правильно выполнили все задания. Сокровища ваши.

Мудрая Сова.













Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее