СЦЕНАРИЙ «ЗИМУШКА-ЗИМА»
КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»
Подготовила: Воспитатель Бойко Галина Ивановна
Цель: Создание радостной атмосферы и весёлого настроения.
Задачи:
Закрепить знания детей о зиме и зимних месяцах.
Доставить детям удовольствие от двигательной деятельности в подвижных играх.
Развивать у детей внимание, смелость, чувство уверенности в себе, умение согласованно действовать в коллективе.
Формировать волевые качества: целеустремленность, выдержку, силу, желание побеждать и сопереживать.
Предварительная работа:
Разучивание подвижных игр;
чтение сказок о зиме;
разучивание народных примет, поговорок о зиме;
скачивание с Интернета музыкального сопровождения к играм.
Оборудование и материалы:
Иллюстрации и атрибуты для оформления группы в зимнем стиле;
ноутбук;
подборка музыкального сопровождения к играм, песни;
детская (летняя и зимняя) одежда: шапка, безболка, шарф, юбка, варежки, тёплые брюки, сандалии, валенки, сапоги;
столики для атрибутов;
детские лопатки (2 шт.);
два обруча;
ориентиры;
две искусственные ёлочки;
яркие прищепки (по количеству детей);
мешок;
шапки-маски на каждого ребёнка;
снежинки, привязанные ниткой к палочке.
Группа украшена в зимнем стиле
Ход мероприятия:
Воспитатель:
Уже зима за окном веселится
Нарядила всё в белый наряд.
Все дома и деревья в округе
По-особому вслед нам глядят.
На деревьях пушистые шапки,
Все дороги вокруг замело,
А у елочки белые лапки
Как красиво! Все белым - бело!
Нарядов не счесть белоснежных,
Красавицы нашей Зимы,
Она холодна, безмятежна,
И ею восторгаемся мы!
(Г. Чемерикина)
Дети, вы любите зиму?
(Ответы детей).
Все любят зимушку и взрослые, и ребятишки! Поэтому и называют её ласково Зимушка-зима!
Давайте попробуем её описать, какая она?
(Ответы детей: морозная, белая, серебристая, холодная, ледяная, снежная, красивая, сверкающая).
Воспитатель:
Вот она, какая Зимушка-зима! А ещё она и веселая, потому что приносит с собой много зимних забав, игр, праздников, подарков, радости. Ну-ка скажите, в какие игры вы играете зимой?
(Ответы детей).
Воспитатель:
Как много забав у зимушки! Вот и сегодня она решила повеселить нас, позабавить.
Воспитатель:
Зима - волшебница, царица
Пешком ходить ей не годится.
Она на тройке прилетела
Скакуны в той тройке белы.
Зиме помогают они
Творить чудеса до весны.
Ребята, как вы думаете, что за тройка привезла к нам зиму?
(Ответы детей).
Воспитатель:
Подскажу вам, что у каждого времени года есть свои скакуны. У зимы они белые, у весны - зелёные, у лета разноцветные, цветущие, а у осени - золотые. Что это за скакуны, которые привозят разные времена года?
(Ответы детей).
Я буду по порядку называть месяцы всех времен года, а вы громко хлопайте в ладоши, когда услышите названия зимних месяцев.
Перечисляет, начиная с января.
Правильно! И каждый месяц зимы разный.
Месяц в этой - вот загадке,
Отгадайте - ка, ребятки:
На поля и на луга
До весны легли снега.
Стали дни всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи,
Только месяц этот пройдет,
Наступает новый год.
(Декабрь).
Звучит волшебная музыка, входит «месяц Декабрь».
Декабрь:
Здравствуйте ребята, я первый месяц зимы. Знаете, как меня называют? (Ответы детей).
Я декабрь, зиму начинаю, потому что первый зимний месяц. В старину меня называли лютень, студень, стужайло, потому что я очень холодный. Вы заметили, что на улице холодно? (Ответы детей).
А ещё декабрь очень снежный месяц. Видели, сколько снега на улице много? Сделали уже снежную горку?
(Ответы детей).
Ребята, знаете, что декабрь - самый темный месяц. У меня самые длинные ночи и самые короткие дни, потому что солнце встает поздно и прячется рано? Оно, наше солнышко, зимой высоко не поднимается, а ходит по краю неба.
Вы заметили это?
(Ответы детей).
Пока на улице светло,
Предлагаю поиграть.
Я хочу сейчас проверить
В чём вы ходите гулять.
Какую одежду на улицу
Нужно зимой надевать?
Мне не надо отвечать,
Нужно просто показать.
Подвижная игра «Кто быстрее оденется на прогулку?».
На столике детская (летняя и зимняя) одежда: шапка, безболка, шарф, юбка, варежки, тёплые брюки, сандалии, валенки, сапоги. Дети строятся в две команды друг за другом. По сигналу воспитателя первые игроки бегут, надевают одну вещь, бегут назад передают эстафету (касаясь плеча другого игрока). Игра продолжается, пока все игроки не наденут по одной вещи.
Декабрь:
Ребята, а что же вы не все вещи надели? Давайте, давайте продолжайте эстафету. (Настойчиво предлагает продолжить игру).
Воспитатель:
Ты, Декабрь, наших детей не проси, они умеют различать зимнюю и летнюю одежду. Ты лучше с нами ещё поиграй.
Декабрь:
Молодцы, ребята! Хочу вам предложить поиграть в снежки. Эта игра всегда была одной из самых веселых зимних забав на Руси. Как только первый снег выпадал на землю, все лепили снежки и с радостью бросали их друг в друга. У вас в группе есть снег? (Ответы детей). Жаль! (Огорчёно). Очень хотел с вами поиграть в снежки.
Воспитатель:
Не расстраивайся Декабрь, мы и в группе играем в «Снежки», конечно, они у нас не из снега, их нам сделали мамы из ткани и поролона.
Подвижная игра «Снежный бой».
Две команды детей стоят друг напротив друга, на расстоянии 2 - 3 метров (отметить ориентиром), посередине тоже лежит ориентир. Снежки (поровну у каждой команды) лежат на полу рядом с детьми.
Правила игры:
Необходимо попасть снежком в игрока другой команды. Тот в кого попали - садиться на стульчик. Игра начинается и заканчивается по сигналу воспитателя (или по музыкальному сопровождению игры). Победителя выбирают по количеству оставшихся игроков (у кого осталось больше, те и победили). Или подчитывается, на половине, чьей команды оказалось меньшее количество снежков. Эта команда выигрывает.
Декабрь:
Ой, сколько снежков! Дети, а вы на прогулке очищаете свой участок от снега? (Ответы детей). Давайте и в группе соберём снежки лопатками.
Игра - эстафета «Собери снежки лопатой».
Дети делятся на две команды, первые игроки держат в руках детские лопатки. Они по команде подбирают лежащий на полу снежок. Не уронив, его добегают до своего ориентира, кладут снежок в «сугроб» (обручи, лежащие на полу на расстоянии 3 метра от старта). Возвращаются обратно и передают лопату следующему участнику команды. Когда все снежки собранны, их пересчитывают, у какой команды их больше, та и выиграла.
Декабрь:
Как весело, ребятишки, у вас, но мне пора уходить.
Помните, меня зовут декабрь,
Первый месяц я зимы.
И в тоже время завершаю год.
У меня полно забот -
Как всё успеть не знаю,
Зиме я помогаю!
Гость прощается и уходит.
Воспитатель:
Ребята отгадайте загадку:
Этот месяц - начало года
И силён его мороз,
Щиплет уши, щиплет нос.
Начинает календарь
Месяц с именем…
(январь)
Звучит волшебная музыка.
Воспитатель:
Снова музыка звучит, кто-то в гости к нам спешит.
Входит «месяц Январь».
Январь:
Здравствуйте дети, слышал, что к вам гость приходил. Кто же это у вас побывал?
(Ответы детей).
Подумаешь, декабрь - первый месяц зимы. Зато я - первый месяц нового года. Вы знаете, как меня называют?
(Ответы детей).
В старину меня называли просинец, потому, что в январе день начинает прибавляться и в небе проглядывается синева.
Только месяц декабрь уйдёт,
К вам приходит новый год.
А как его вы встретите,
Так весь год и проведете.
В Новогодний праздник
Не надо скучать, нужно веселиться,
Смеяться, да играть.
Хотите, я научу вас, как можно весело встретить Новый год?
(Ответы детей).
От праздника не спрятаться, не сбежать,
Значит, будем ёлочку наряжать.
Готовы елки к праздничным нарядам -
Надеть игрушки на них надо.
(Показывает искусственные ёлочки).
Игра- эстафета «Наряди елочку».
На расстоянии 2 - 3 метров от линии старта стоят две искусственные ёлочки, возле них (на столике) лежат яркие прищепки. Звучит музыка, дети двух команд по очереди наряжают ёлочки. Музыка заканчивается, пересчитываются «игрушки» на ёлке, объявляются победители.
Январь:
Ёлочки нарядные в группе у вас,
Предлагаю песенку спеть сейчас.
Песня «Новогодняя» (Музыка и слова А. А. Пряжникова).
Дети садятся на стульчики.
Январь:
Ну, что ж, молодцы, друзья! А вы знаете, что январь - это время волшебства.
Назовите сказки, в которых есть волшебство и дело происходит зимой.
Словесная игра «Назови зимние сказки».
(Ответы детей).
«Морозко», «Двенадцать месяцев», «Снегурочка», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Два Мороза», «По щучьему велению», «Рукавичка», «Старик - годовик», «Мороз Иванович».
Молодцы, ребята, знаете сказки.
А хотите, я покажу вам своё волшебство?
(Ответы детей).
Пришёл январь, и оживают сказки.
Огней волшебных расцветают краски.
Хоровод «Пришли на праздник в гости к нам».
Звучит музыка, дети стоят в кругу, Январь несёт по кругу мешок с масками сказочных героев и предлагает детям взять маски.
В хороводе пестрых масок
Персонажи разных сказок.
Веселятся и кружат,
У нас праздник - маскарад.
Хоровод «Пришли на праздник в гости к нам».
Январь:
Кончается время волшебных минут,
Меня уже вьюги в дорогу зовут,
Туда, где без края снега, да снега.
Где вьются метели, и свищет пурга.
Мне медлить нельзя, нужно торопиться,
Ведь новому месяцу пора появиться!
Январь прощается и уходит.
Воспитатель:
И снова загадка, отгадайте ребятки:
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На землю налетели.
По ночам мороз силен,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно,
Ну, так что за месяц это?
(Февраль)
Звучит волшебная мелодия, входит «месяц Февраль», здоровается с детьми.
Февраль:
Я последний месяц зимы - февраль. В старину меня называли - снежень, потому что в феврале самый глубокий снег и самые большие сугробы.
В феврале стоят сильные морозы, лютует вьюга, дуют сильные ветры. Русская пословица говорит: «В феврале два друга - мороз, да вьюга».
В феврале часто дует ветер. Он поднимает с земли снежинки (показывает руками), сдувает снег, поднимает и бросает его в разные стороны и вверх, кидает, несёт, метёт как метлой. Если прислушаться к вою ветра, то можно услышать «Вьююуу-у. Я вью-ю-у-га. » Так метель сама себя назвала. Когда зимой при ветре ничего не видно вокруг, воздух мутный, то это пурга. Поэтому в феврале мы часто слышим слова: позёмка, метель, вьюга, пурга, снежная буря.
Я - февраль, я младший сын,
Я метелей господин.
Всех вас ветром застужу,
В снежном вихре закружу,
Лица снегом залеплю
И в сугробах утоплю,
Снег насыплю без разбору
И в карманы, и за ворот!
Воспитатель:
Не пугай нас, февраль, лучше с нами поиграй!
Подвижная игра «Зимние явления».
(Февраль объясняет правила игры):
-на сигнал «Ветер и снежинки» - (дети машут поднятыми вверх руками);
-на сигнал «Вьюга»- (дети крутят руки у груди);
-на сигнал «Метель»- (спокойно легко бегают);
-на сигнал «Пурга» - (дети кружатся вокруг себя и машут руками);
-на сигнал «Позёмка» - (дети садятся на корточки, машут руками у пола);
-на сигнал «Снежная буря» - (быстро бегают).
Февраль:
Ребята, предлагаю отдохнуть, да поотгадывать мои загадки:
Кто зимой в трубе гудит?
Без рук, без ног
По свету рыщет,
Поет да свищет.
(Ветер).
Налетит на землю вдруг
Белый вихрь из белых мух.
Снег сугробом стелется
Это что?
(Метелица).
Вдруг зима нагонит тучи.
Снег в лицо летит колючий.
Ветер воет, снег швыряет,
По домам всех разгоняет.
Стелет снежную постель
И гудит-метёт …
(метель).
Кружит снег она вдоль улиц,
Словно перья белых куриц.
Зимушки-зимы подруга,
Северная гостья ...
(вьюга).
Бежит по снегу,
А следу нету.
(Поземка).
Я с морозами дружу,
Землю заметаю.
Прилетаю и кружу,
Песню завываю.
Ветерок - мой младший брат –
Мне всегда бывает рад.
(Буран).
Буря снегом закружила,
Город мой запорошила.
А когда угомонится,
Всё вокруг засеребрится.
(Пурга).
Не колючий, светло-синий
По кустам развешан …
(иней).
Кто зимой метет и злится,
Дует, воет и кружится,
Стелет белую постель?
Это - снежная ...
(метель)
Парашют озорной весело порхает
Он ажурный, резной, а в ладошке тает.
(Снежинка).
Февраль:
А у меня снежинка есть,
Невозможно глаз отвесть.
Посмотрим, кто сможет
Ловко прыгнуть, повернуться
И снежинки волшебной коснуться!
Подвижная игра «Задень снежинку».
Дети стоят в кругу, в руке у них снежинка. Дети вращают снежинку над головой, в тоже время пытаются коснуться снежинки друг друга. Ребёнок, чью снежинку задели, садиться на стульчик.
Февраль:
Молодцы, ребятки! Мне с вами так интересно, но мне пора уходить, очень много дел у меня! А с вами на улице увидимся, только теплее одевайтесь! До свидания, ребята!
Уходит.
Воспитатель:
Вот и закончилось наше развлечение. Молодцы, ребята! Вы были ловкими, быстрыми, а главное дружными. Мы ближе познакомились с зимними месяцами, вспомнили их названия. Что вам понравилось? Что запомнилось? Кто из зимних месяцев вам больше понравился? В какие игры будете играть?
Зимой так хорошо!
Пусть холодно, но все же,
Мы в группе веселились
Как на празднике, похоже?