Составитель: Лунегова Г.В.
инструктор по физической культуре
МБОУ «Школа - детский сад №12» г. Кудымкара
Сценарий спортивного развлечения «Коми-пермяцкие богатыри»
для детей подготовительной группы с участием родителей.
Цель: стимулирование интереса к культуре коми-пермяков у родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста посредством использования коми-пермяцких народных подвижных игр.
Задачи:1. Сформировать уважительное отношение родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста к коми-пермяцким подвижным играм;
2. Содействовать развитию интереса к особенностям языковой культуры, желанию употреблять коми-пермяцкие слова в своей речи;
3. Способствовать развитию двигательной активности посредством выполнения разнообразных заданий.
Предварительная работа:
ознакомление детей с коми-пермяцкими подвижными играми;
разучивание считалок, закличек.
Оборудование: 2 пары лаптей, 2 корзинки, шишки количеству участников, 2 самотканых половика, 2 деревянные ложки, спички, 2 емкости с водой, полумаска медведя, рыбки, нагрудные медальки по количеству участников, карточки для сбора слова «Адззисьлытöдз!».
Ход развлечения
Все родители и дети стоят в шеренге.
Инструктор по физической культуре: Бур лун, уважаемые дети, родители! Вспомните и назовите, пожалуйста, коми - пермяцких богатырей.
Дети, родители: Кудым – Ош, Пера – богатырь и Мизя, Юкся, Пукся, Чазь и Бач.
Инструктор по физической культуре: Какими качествами обладали все герои?
Дети, родители: Они были сильными, ловкими, смелыми, быстрыми.
Инструктор по физической культуре: Правильно, они такими и были. И сегодня я предлагаю Вам превратиться в коми – пермяцких богатырей и показать, какие Вы сильные, смелые, быстрые и ловкие. Но, чтоб рассудить, кто ж сильнее, смелее и быстрее – необходимо выбрать жюри.
(Выбирается жюри)
Ну, а теперь нашим богатырям необходимо выполнить разминку.
Разминка:
Ходьба
- по кругу;
- «силу качаем»;
- на пяточках;
- на носочках;
- на внешней стороне стопы;
- на внутренней стороне стопы.
Бег
- «с подскоками»;
- с захлестыванием ноги назад.
Ходьба с восстановлением дыхания.
Инструктор по физической культуре: Через середину в колонну по два, марш! Направляющий на месте, стой! Раз, два! Через левое плечо, кругом! На вытянутые руки разомкнись!
ОРУ с кеглями под музыку (Богатырская сила)
Инструктор по физической культуре: Подошло время показать, какие Вы сильные, смелые, быстрые и ловкие.
Делимся на две команды: Кудым-Ош и Пера-богатырь. И выбрать каждой команде – командира.
Инструктор по физической культуре: Кудым-Ош, Пера-богатырь и Мизя ловко ходили на лыжах. Пера преодолевал большие расстояния за короткий отрезок времени. Даже его брат – Мизя не мог передвигаться так быстро. Я предлагаю вам превратиться в Перу и покататься на лыжах.
1 эстафета «Прокатись на лыжах» («Ыслащышт лямпаэзöн)
Перед каждой командой стоят по паре лаптей. Необходимо впереди стоящему игроку по команде быстро обуть лапти и скользящим шагом «ехать на лыжах» до ориентира,
объехать его и вернуться в команду. Методический комментарий: По возвращению игроки должны аккуратно снять лапти и передать следующему игроку. Нельзя на ходу снимать лапти и бросать перед игроками!
Инструктор по физической культуре: Коми-пермяцкие богатыри хорошо стреляли из ружья, владели луком и стрелами. И вам я предлагаю показать, как ловко вы умеете попадать в цель.
2 эстафета «Попади в цель» («Шедны целяс»)
На расстоянии 2 (3) метров перед каждой командой ставятся корзины. Рядом с командами на ковре (в обруче) лежат по количеству участников шишки. Необходимо каждому игроку друг за другом закинуть шишку в корзину. По окончании задания подсчитываются шишки в корзинах.
Методический комментарий: Каждый игрок закидывает только по одной шишке и только один раз. Игрок, выполнивший задание встает сзади своей команды.
Инструктор по физической культуре: Жюри подсчитывают баллы по выполненным заданиям. А мы вернемся к богатырям и вспомним, чем же еще они занимались кроме катания на лыжах и стрельбой в цель.
Дети, родители: рыболовством, охотой, собирательством ягод и грибов, земледелием.
Инструктор по физической культуре: Все правильно. Коми-пермяцкие богатыри были хорошими охотниками и рыбаками, и свою семью прокармливали благодаря охоте и рыболовству. И предлагаю вам порыбачить.
3 эстафета «Поймай рыбку» («Кут чери»)
Надо с «удочкой»-(ложкой) добежать до емкости с водой, в которой плавают рыбки (спички), выловить ложкой спичку «поймать рыбку», при этом не помогая себе второй рукой, вернуться к команде, передать ложку «удочку» товарищу.
Инструктор по физической культуре: А теперь предлагаю вам – рыбакам перевезти с рыбалки свою добычу.
4 эстафета «Перевези добычу» («Нöбöт чери»)
Нужно взять корзинку с рыбками, обежать стоечку и вернуться к команде.
Инструктор по физической культуре: Наше бдительное жюри следят внимательно за обеими командами и оценивают выполнение заданий.
Наши герои были требовательны к себе, целеустремленными и дисциплинированными. И для выполнения следующего задания, необходимо обладать этими качествами.
5 эстафета для командиров «Кто быстрей» («Кин чожажык»)
Перед каждым командиром расправляется половик и расстилается ровно на полу. По
сигналу каждый игрок старается ровно свернуть половик в тюк. Кто из игроков раньше и аккуратней свернет половик, считается победившим.
Инструктор по физической культуре: Все задания выполнены нашими богатырями. Сейчас жюри подсчитает баллы, заработанные командами и подведет итог. А мы с вами, уважаемые игроки пока поиграем.
Коми – пермяцкая подвижная игра «Оша Миша» («Медведь Миша»)
Выбирается ведущий – он Оша-Миша (медведь). Дети начинают читать дразнилку:
«Оша Миша
Кузь вертень,
Сюли-пали
Торта öм!»
Бе-бе-бе!
Оша-Миша говорит: «Эшэ пондат нерсьыны?»
Дети: Огö,огö!
Дети разбегаются, медведь ловит детей.
Все игроки встают в две колонны.
Инструктор по физической культуре: В обход налево (направо) по залу за направляющим в колонну по одному шагом марш! Направляющий на месте стой! Раз, два! Налево! Раз, два!
Слово жюри.
Поощрение всех участников нагрудными медалями, соответствующими названий коми пермяцких богатырей «Кудым-Ош» и «Пера-богатырь».
Инструктор по физической культуре: Сейчас вам раздам листочки с цифрами, на обратной стороне написаны буквы. Пожалуйста, встаньте в порядке возрастания чисел. Получилось слово «АДЗЗИСЬЛЫТÖДЗ! » на коми-пермяцком языке, которое означает «ДО СВИДАНИЯ».
Приложение