Сценарий концерта памяти хорового дирижера, композитора
П.Г. Чеснокова (к 140-летию со дня рождения)
В созвездии имён известных композиторов российской духовной музыки есть одно имя, при произнесении которого у многих россиян становится тепло и благостно на сердце. Это имя не затмили другие, порой очень знаменитые имена, оно выдержало испытание самым строгим судом - беспристрастным Судом Времени. Это имя – Павел Григорьевич Чесноков.
24 октября исполнилось 140 лет со дня рождения русского композитора, хорового дирижера, потомственного регента, автора широко исполняемых духовных композиций Павла Григорьевича Чеснокова. Уже второе столетие его музыка окрыляет души и пробуждает сердца, а его энциклопедическая работа «Хор и управление им» по-прежнему является настольной книгой хоровых дирижеров. Сегодняшний вечер памяти проводится в рамках нового проекта СМУ им. Л.П. Кирюкова «Музыкальный календарь». Наш концерт – еще одно свидетельство почтения и уважения Мастеру, еще одна попытка оценить величие музыкального дара композитора и глубину его человеческого смирения.
Это была незаурядная личность. Последний регент Храма Христа Спасителя, бывшего Московского кафедрального Собора, взорванного в сталинское время. Когда храм был разрушен в 1932 году, Павел Чесноков был настолько потрясён этим, что перестал писать музыку. Он дал своеобразный обет молчания… Как композитор он умер вместе с Храмом.
А началось все в 1877 году. В Звенигородском уезде Московской губернии близ города Воскресенска (ныне г. Истра) в семье сельского регента родился мальчик.
Знаменателен тот факт, что родился он в день памяти преподобного Космы Маиумского, песнописца, который, по словам архиепископа Филарета "составил для Церкви сладкие стройные песни".
Родители Павла – Григорий Петрович и Марфа Фёдоровна, имели многодетную семью — 10 детей (две сестры и восемь братьев). Все дети в семье проявляли музыкальную одаренность, и пятеро братьев Чесноковых в разное время учились в московском Синодальном училище церковного пения (дипломированными регентами стали трое — Михаил, Павел и Александр).
Синодальное училище было практически единственным бесплатным учебным заведением: учащиеся постоянно жили в училище и находились на полном пансионе. Они занимались игрой на рояле, скрипке, изучали латынь и греческий, научные предметы.
Из «программ» ученических концертов известно, что Павел Чесноков постоянно исполнял соло и дуэтом произведения на фортепиано и скрипке. Более того, он считался первым скрипачом в училище.
Параллельно с учебой совершались службы в Успенском Соборе, где Павел пел в составе Синодального хора.
Его учителями были великий Василий Сергеевич Орлов, ученик Чайковского, и легендарный Степан Васильевич Смоленский, первый и главный учитель Чеснокова, который «берёг и лелеял» нарождающийся талант.
В своих мемуарах Смоленский упоминает неоднократно: «Паша Чесноков несомненно талантлив, знает хор. Я считаю Пашу выше Кастальского по дарованию».
Окончив в 1895 году училище с золотой медалью, Чесноков четыре года частным образом занимается композицией с Сергеем Ивановичем Танеевым, профессором и директором Московской консерватории. Попутно Павел Григорьевич работает преподавателем хорового пения в женских пансионах и гимназиях.
В 1903 году он становится регентом хора при церкви Святой Троицы на Покровке («на ГрЯзех»). Хор приобретет славу одного из лучших в Москве: «Не певчим платили, а певчие платили, чтобы их приняли в хор Чеснокова», - вспоминал позднее старейший московский регент Николай Данилов.
В 1913 году журнал «Хоровое и регентское дело» восторженно напишет о юбилейных концертах к 10-летию творческой работы знаменитого маэстро: «П.Г. Чесноков в деле дирижирования хором и виртуоз замечательный, и тончайший художник. Просто и серьезно, смиренно и строго пел хор. …Все оттенки даются такими, каких требует внутреннее чувство и музыкальная красота каждого исполняемого произведения».
В течение многих лет Чесноков, продолжая работу в Москве, (а в эти годы он регентствовал также в церкви Косьмы и Дамиана на Скобелевской площади), часто ездит по России: выступает как дирижёр духовных концертов, проводит занятия на различных регентских и учительских курсах, участвует в работе регентских съездов. Именно регентское дело было главным в жизни и творчестве прославленного мастера церковного пения.
Но сам он никогда не был удовлетворён собой, а потому в 1913 году, будучи уже широко известным всей поющей России, 36-летний композитор поступает в Московскую консерваторию.
Здесь он занимается композицией и дирижированием с Михаилом Михайловичем Ипполитовым-ИвАновым, а инструментовкой с Сергеем Никифоровичем Василенко.
Своё сорокалетие в Чесноков ознаменовал окончанием консерватории с серебряной медалью по классу свободного сочинения, имея в творческом портфеле около 50-ти опусов духовной и светской музыки.
В списке созданных им в это время «светских» работ: «Увертюра на русские темы», опера «Купец Калашников», музыкальная поэма для соло, хора и оркестра «Потоп», обработки народных песен. И в том же 1917-ом именно Чесноков со своим хором удостоился чести участвовать в интронизации патриарха Тихона в Успенском соборе в праздник Успения Пресвятой Богородицы.
Чесноков много работает: ведет класс хорового дирижирования в Синодальном училище, преподает хоровое пение в начальных и средних школах, руководит хором Русского хорового общества и служит регентом в нескольких церковных хорах.
Особая дружба связывала Павла Григорьевича с архидьяконом Константином Розовым, которому он посвятил несколько своих церковных сочинений. Из воспоминаний прихожан, 1919 год: «Вчера был в церкви Гребневской Божией Матери. Пел «Художественный квинтет» одного из талантливейших духовных композиторов П.Г. Чеснокова, с его личным участием. Служили ещё трое самых голосистых протодиаконов: К. Розов, Китаев и Солнцев…». Или ещё (1920 год): «Отправился в свой приходской храм Спаса в Пушкарях, где была совершена Всенощная по чину Успенского собора. Пел прекрасный хор под управлением знаменитого регента и выдающегося композитора Павла Чеснокова. К. Розов исполнил соло «Блажен муж», «Ныне отпущаеши» и новое чесноковское произведение «Спаси, Боже, люди Твоя». Это больше походило на концерт, чем на богослужение».
К этому времени Чесноков автор Песнопений Всенощного бдения, Литургии Иоанна Златоуста для смешанного хора а капелла.
В эти же годы он начинает работать над главным трудом своей жизни – книгой "Хор и управление им". "Бог вложил мне мысль, что я должен написать книгу... Я, никогда не написавший для печати двух строк, сел за писание большой книги потому, что, проработав двадцать лет в области своего любимого хорового дела, понял, что в нашем искусстве нет науки. Поняв это, я задался смелой мыслью - создать если не науку, то хотя бы верный и прочный фундамент для нее».
Революция застала Чеснокова в расцвете его творческих и жизненных сил и, конечно же, была сильным ударом для него. Регент, композитор, педагог – вся его деятельность была всецело посвящена Церкви... Мог ли он помыслить в то время, когда Россия была еще православным государством, что грядущая революция перевернёт все устои жизни, и его благородное дело станет неугодным в собственной стране? В это время многие деятели искусства эмигрировали, родной брат Александр уехал в Париж, но Павел Григорьевич остался в Москве...
Несмотря на недвусмысленное отношение к себе властей, он пользуется огромным авторитетом среди коллег-музыкантов, и в 1920 году Ипполитов-ИвАнов приглашает его преподавать в Московскую консерваторию. В 1923 году «Народная хоровая академия», созданная вместо упразднённого Синодального училища, прекратила своё существование. Вместо неё был организован подотдел при инструкторско-педагогическом факультете Московской консерватории. У его истоков стояли главный «идеолог» нового направления Александр Дмитриевич Кастальский и бывшие педагоги Синодального училища, а затем Народной хоровой академии Александр Васильевич Никольский, Николай Михайлович Данилин, Александр Васильевич Александров.
Находясь у истоков создания в Консерватории кафедры хорового дирижирования, Чесноков явился родоначальником отечественной хоровой школы. С 1920 года Павел Григорьевич ведет хоровой класс, а созданный им курс хороведения входит в число учебных дисциплин консерватории.
Кроме этого, он руководит Московской Академической хоровой капеллой, работает хормейстером Большого театра.
И, конечно, пишет музыку. В этот период появляется немало глубоко лиричных и психологичных светских хоров и романсов на стихи русских поэтов. Великолепнейший музыкант, Чесноков очень тонко чувствовал каждое слово, каждый стих. И всё это отражал в музыке.
С советской властью у Павла Чеснокова сложились довольно напряжённые отношения. Его книга «Хор и управление им» была отвергнута, в СССР ее не печатали. Истинная причина была в том, что написал ее Чесноков – бывший церковный регент и духовный композитор. И все же представители официального государственного атеизма в Советском Союзе не могли не видеть его большого таланта композитора и хормейстера, и в 1931 году разрешение на публикацию книги все-таки было дано.
Книга посвящена памяти учителя и друга Степана Васильевича Смоленского. Правда, до выхода из печати прошло еще целых девять лет, полных моральных страданий и потрясений.
За границей же его сочинения издавались и пользовались большим успехом. Брат Александр писал из Франции: «Не преувеличивая, я скажу тебе, что ни один из советских композиторов не исполняется здесь столько, сколько ты. Здесь предпринято переиздание почти всех твоих произведений для удовлетворения спроса из Америки, Азии и Европы».
В 1940 году книга была, наконец издана в Союзе, но с неодобрительным предисловием. Постоянного регентства ему так и не простили… Сборник сразу стал библиографической редкостью: при выходе из печати весь тираж разошелся в считанные часы.
С тех пор она остается настольной книгой ведущих мировых дирижеров. Во вступительной статьей ученика Павла Григорьевича – народного артиста Советского Союза, хорового дирижера Клавдия Борисовича Птицы читаем: «Его вокально-хоровое чутье, понимание природы и выразительных возможностей певческого голоса имеют мало равных не только в произведениях отечественной, но и зарубежной хоровой литературы. Он знал и чувствовал «тайну» вокально-хоровой выразительности...»
Имя Павла Григорьевича называют рядом с такими знаменитыми представителями московской композиторской школы, как Чайковский, Рахманинов, Танеев, Ипполитов-ИвАнов. Простота и доступность музыки Чеснокова, ее узнаваемость и сердечность восхищают и возвышают, воспитывая вкус и исправляя нравы, пробуждая души и окрыляя сердца.
В нашем концерте звучит сочинение современника Чеснокова – Этюд-картина до-диез минор Сергея Васильевича Рахманинова.
Павел Григорьевич Чесноков умер ранней весной 1944 года в военной голодной Москве. Московская консерватория, где он преподавал, была эвакуирована, но композитор от эвакуации отказался. Он не хотел расставаться с церковью, с регентством, которое было возможно в то время далеко не везде. Церковное служение Павел Чесноков почитал выше собственной жизни. Старые певчие вспоминают, что Чесноков провёл последние дни в очередях в булочную на улице Герцена, где 14 марта 1944 года и нашли его замёрзшее, бездыханное тело.
Отпевание было совершено в Воскресенской церкви в Брюсовом переулке, а похоронили Павла Григорьевича на Ваганьковском кладбище.
Наследие Чеснокова включает около пятисот хоровых произведений. Примерно пятую их часть составляет светская музыка: обработки народных песен, хоры и романсы на стихи русских поэтов, детские песни. Но основная часть его творчества – духовные произведения: авторские песнопения и переложения традиционных распевов православного богослужения, вошедшие в золотой фонд церковной музыкальной культуры.
Сочинения Павла Григорьевича отличаются эффектностью и яркой красочностью звучания. Тем самым они зачастую мешают углублённости и строгости молитвы. Ему было тесно в узких рамках, и композитор Чесноков часто спорил с регентом Чесноковым, и этот спор не всегда заканчивался однозначным решением вопроса.
«Этот замечательный композитор осмыслил церковную музыку как молитвенные крылья, на которых наша душа легко возносится к престолу Всевышнего», – слова из некролога памяти Павла Чеснокова, опубликованного в апрельском номере «Журнала Московской Патриархии» за 1944 год, наилучшим образом характеризуют уникальный дар крупнейшего автора духовной музыки ХХ века.
Оценивая многогранный, самобытный талант Чеснокова, современники отмечали в нем уникальное сочетание различных качеств, как музыкантских так и «великих человеческих»: строгий профессионализм и глубокое уважение к своему труду, громадная музыкальность, блестящее артистическое дарование, великолепный утонченный слух и душевная чистота, искренность, глубокая человечность и уважение к людям.
Спасибо за быль православную,
За веру родной старины,
За песню созвучную, славную,
В виденье грядущей Весны.
Спасибо за пламень горения –
Живет им молитва в тиши.
Спасибо за все наслаждения
Восторженной нашей души.
Мы Вас многолетьем приветствуем,
Пусть гений до века живет
И Вечное нам, многолетствуя,
На радость России поет!