«Зимний фестиваль знаний 2025»

Стихи на уроках русского языка

Одним из эффективных приемов в изучении правил на уроках русского языка является использование стихов-обучалок. Ученики с удовольствием проговаривают слова небольших стихотворений и таким образом легче запоминают правила.

После изучения правил можно предложить школьникам привести свои примеры к каждому случаю. Также можно предложить детям некоторые стихи обыграть. Так ребята смогут побывать в роли части речи или части слова, что вызовет у них ещё больший интерес к той или иной теме.

Предлагаю подборку стихотворений для использования на уроках русского языка и задания к ним.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

СТИХИ - ОБУЧАЛКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА


Одним из эффективных приемов в изучении правил на уроках русского языка является использование стихов-обучалок. Ученики с удовольствием проговаривают слова небольших стихотворений и таким образом легче запоминают правила.

После изучения правил можно предложить школьникам привести свои примеры к каждому случаю. Также можно предложить детям некоторые стихи обыграть. Так ребята смогут побывать в роли части речи или части слова, что вызовет у них ещё больший интерес к той или иной теме.

Предлагаю подборку стихотворений для использования на уроках русского языка и задания к ним.


Словосочетание.

Внимание! Внимание!

Вот словосочетание.

В нём ходят парою слова,

Но не равны у них права.

В нём слово главное всегда

С зависимым шагает.

А кто же, кто есть – без труда

Вопрос определяет?

Вопрос от главного идёт

К зависимому слову,

И никогда – наоборот.

Запомни – как основу.


  • Расскажите, что вы узнали о словосочетании. Сколько слов входит в словосочетание? Какое слово называется главным, какое — зависимым? От какого слова надо поставить вопрос в словосочетании?


Виды предложений по цели высказывания.

По цели всегда различай предложение:

В повествовательном – сообщение,

Вопрос в вопросительном (Дашь ответ?),

А в побудительном – просьба, совет.


  • Определить вид предложения и поставить в них правильные знаки препинания. Запишите в тетрадь.

Из книг мы узнаем много интересного

Ты любишь читать книги

Не вырывай страницы из книг

Ты придешь сегодня ко мне смотреть интересный мультфильм

Я только с сестренкой поиграю и приду к тебе

Ребята, давайте жить дружно

Весной в лесу расцветают ландыши

Ты видел эти цветы

Нельзя их рвать


Дополнение.

Вопросы косвенных падежей

Ты безошибочно знаешь уже.

Если задашь их, без промедленья

Тут же отыщутся дополнения


Определение.

Признак предмета или явления

Обозначает определение.

Чей и какой – ответы просты,

Лишь не хватает волнистой черты.


Обстоятельство.

На вопросы: Где? Когда?

Как? Откуда? И Куда?

Обстоятельство ответ

Даст тебе всегда.


  • Задание. Ответьте на вопросы теста (выпишите буквы с ответами на вопросы)

1. Выберите признаки дополнения.

A) отвечает на вопросы косвенных падежей;

Б) обозначает предмет;

В) подчеркивается двумя сплошными линиями;

Г) обозначает признак предмета;

Д) выражается обычно существительными и местоимениями.

2. Выберите признаки определения.

A) отвечает на вопросы косвенных падежей;

Б) обозначает признак предмета;

В) отвечает на вопросы: какой? чей?

Г) обычно выражается прилагательными;

Д) чаще всего выражается наречиями.

3. Выберите признаки обстоятельства.

A) обозначает место, время, способ действия и др.;

Б) отвечает только на один вопрос - как?

В) подчеркивается волнистой линией;

Г) обычно выражено существительными в косвенных падежах

или наречиями;

Д) обычно зависит от сказуемого.

4. Выберите предложение, в котором есть дополнение.

A) Вечером улицы были пустыми и тихими.

Б) Мы тепло расстались с гостями.

В) Мальчик пел очень красиво.

Г) Выстрелы звучали громче и громче.

5. Выберите предложение, в котором есть определение.

A) Небо над головой у нас потемнело.

Б) Птица осенью улетели на юг.

В) Небеса манили синевой.

Г) Тени легли на светлую дорожку.

6. Выберите предложение, в котором есть обстоятельство.

A) Медленно текут воды реки.

Б) Эти холмы зелены и красивы.

В) Кривая береза привлекла наше внимание.

Г) Ваза была изящной.

7. Выберите предложение, в котором нет определения.

A) Беглецы свернули на узкую тропку.

Б) Охотник заплутал в дремучем лесу.

В) Шелковые ткани легки и прозрачны.

Г) Ноша была тяжелой и неудобной.


Обращение.

Всем нам при общении

Поможет обращение.

К людям, звёздам или птицам

Можешь смело обратиться.

Только, друг, не забывай:

Запятые расставляй.


  • Задание. Придумайте примеры предложений с обращениями, где обращение обозначает:

А) имя и отчество;

Б) кличку животного;

В) неодушевлённые предметы;

Г) родственные отношения.


Разбор предложения.

Когда предложения разбор предстоит,

Определите сперва его вид,

Главные члены и второстепенные,

И под конец – если есть – обращение.


Сложное предложение.

Одно предложение простое с другим

Жить предложеньем решили одним.

Простых может три быть, четыре и пять,

Но важно их все запятой отделять.


  • Задание. Сделать синтаксический разбор предложения.

В нашем классе учатся саамы артистичные ученики и ученицы, которые танцуют и поют.


Фонетика.

Когда с тобой мы слово пишем,

Его в уме мы как бы слышим.

Когда же люди говорят,

То произносят звуков ряд.

А изучает их, заметь-ка,

Раздел грамматики – «Фонетика».


Алфавит.

Что такое алфавит?

Вам, ребята, он известен.

Буква в нём всегда стоит

На своём особом месте.

Учим, учим назубок

Алфавит мы дружно,

Чтобы он найти помог

В словарях, что нужно.


Слог, ударение.

На листья делится листва,

На слоги делятся слова.

Мы в слове слог ударный

Найдём элементарно.

Тот слог ударный мы зовём,

Запомни, если хочешь,

Который мы произнесём

Сильнее всех и громче.


Фонетический разбор.

Фонетический разбор –

И несложен он, и скор:

Надо нам сперва толково

Разделить на слоги слово

И – труда в том нет почти –

Ударение найти.

А потом на том же листике

Звукам дать характеристику.

Сколько букв и сколько звуков

Посчитать – и вся наука.


  • Задание. Раздели слова на слоги и поставь ударение:

Воробей, ёжик, молоток, письмо, горка, зверь, имя, радуга, конфета, фонарь, сказка, коньки, хор, январь, юла, домик.


Лексика.

Коль хочешь узнать ты значение слова,

Словарь открывай под названьем «Толковый».

В нём на страницах большая страна,

Лексикой, школьник, зовётся она.


Прямое и переносное значение слова

Железную подкову кузнец ковал коню.

Я в человеке волю железную ценю.

Хоть звона наковальни не слышала она,

Но, как железо, прочной и крепкой быть должна!


Омонимы.

Различен смысл в словах. И что же?

Как близнецы, они похожи.

Груз подаёт подъёмный кран.

И воду льёт в квартире кран.


Синонимы.

Слова – синонимы

Всегда близки по смыслу,

Разнятся лишь оттенками подчас.

Родимый край – Отечество – Отчизна.

Как много в них священного для нас!


Антонимы.

Минус – плюс, огонь – вода,

Дерзкий – осторожный.

Все антонимы всегда

Противоположны.


  • Прочитайте стихотворение Я. Козловского и найдите в нём слова – омонимы, запиши их рядом. Устно объясните значения этих слов.

Суслик выскочил из норки

И спросил у чёрной норки:

- Где вы были?

- У лисички!

- Что вы ели там?

- Лисички!


  • К данным словам подобрать и записать синонимы:

Товарищ - …; большой - …; безмолвие - …; храбрый -…;

неправда - …; худой - …; смеяться - …; солдат - … .


  • К данным словам подобрать слова антонимы:

Друг -…; весёлый -…; богатство -…; добрый - …; тёмный - …; встреча - …; стоять - …; плакать - … .


Состав слова.

Та слова часть, что изменяется,

Окончанием называется.

Остальную же часть слова

Именуем мы основой.


Корень.

Корень слова – главная значимая часть.

Родственные связи дарят корню власть.

Выясни умело линию родства –

Однокоренные подбери слова.


Суффикс.

За корнем суффикс

Обогрел местечко,

Не словом угодил,

А лишь словечком.

Река большая превратится в речку,

Лес – в лесника,

А печь – всего лишь в печку.


Приставка.

У корня в недругах, представь-ка,

Есть дама гордая – приставка.

А злит она его одним –

Стоит лишь только перед ним.


Разбор слова по составу.

Школьник, при разборе слова

Окончание и основу

Первым делом находи.

После корня будет суффикс,

А приставка – впереди.


  • Разберите слова по составу, запишите в тетрадь: травушка, детёныш, пчелиный.


Буквы о-ё после шипящих в корне слова.

Шорох, крыжовник, шов, капюшон –

Слова нарушают привычный закон:

Под ударением вместо Ё

Стоит в исключениях буква О.


Имя существительное.

Кто спешит так рано в школу?

Все спешат ученики!

Что несут они в портфелях?

Книги, ручки, дневники.

Как вы сделали открытие

Это удивительное?

Помогло нам всем ответить

Имя существительное.


Имя прилагательное.

Имя прилагательное,

Мы с тобой дружны.

Признаки предметов

Знать мы все должны.

Солнечное лето.

Праздничная ель.

Вкусные конфеты.

Машенькин портфель.


Полные и краткие прилагательные.

У полных прилагательных – отчаянье,

Куда-то убежало окончание.

Умчалось, разрешенья не спросив,

Стал смелый смел, красивый стал красив.


Глагол как часть речи.

Что делать, что сделать

Учащимся школ?

На эти вопросы

Ответит глагол.


  • Определите, какой частью речи является слово: бодрый, опасность, спешит, кричат, смех, закружится, сливочное, Маринкин, пчёлка, красавец, золотой, услышат.

«НЕ» с глаголами.

Не выучил – не делай.

Не знаешь – не спеши.

С глаголами раздельно

Частичку «НЕ» пиши.


Вид глагола.

Вид совершенный. Рвётся

В вопрос приставка «с»:

Что сделает? Проснётся,

Умоется, поест.

Но нет приставки – значит,

Работа лишь кипит:

Решается задача,

Сопутствует удача –

Несовершенный вид.


  • Определить вид глаголов в предыдущем задании.


  • Прочтите предложения

Здоровье за деньги купишь.

Кашу маслом испортишь.

Ложь человека красит.

  • Согласны вы с этими высказываниями?

  • Что надо изменить в них, чтобы они стали верными? (Перед глаголами поставить частицу не).

  • Прочитайте, что получится. (Зачитывают пословицы).

  • Как изменился смысл глаголов с частицей не? (Глаголы приобрели отрицательный смысл).

  • А смысл пословиц?


Время глагола.

Прошедшее время сказало о том,

Как листья желтели над чистым прудом.

Смотрите, друзья, в настоящем со мной,

Как ярко цветы полыхают весной!

А в будущем времени сможем узнать,

Как будут ребята расти и мужать.

Спряжение глагола.

В первом спряжении пишут, поют,

Пашут поля и железо куют.

И во втором никогда не грустят!

Мчаться в музеи, учиться хотят.



Стили.

Артисты говорят в гримёрной,

Твой друг беседует с тобой –

Стиль это просто разговорный,

А не какой-нибудь иной.

Рассказ читаешь или стих,

Роман, поэму, пьесу –

Знай, в них художественный стиль,

Стиль очень интересный.

Ещё есть стиль публицистический –

Статей в журнале политическом,

Газетных очерков, заметок –

Запомни также стиль и этот.

А биографию открой –

Официально-деловой.

А правила когда мы учим,

Употребляем стиль научный.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее