«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Исследовательский проект «Орфография для сладкоежки»

Введение

В наше время трудно представить конфету без фантика. Фантики для конфет - как одежда для людей: они защищают и украшают конфету. Художники каждый год придумывают для конфет яркие и интересные упаковки. Но оказывается, фантики могут напомнить правила русского языка. Разглядывая яркие блестящие конфетные обёртки, я подумала, что если использовать названия конфет, то можно сделать уроки русского языка интересными. Не секрет, что многие школьники так и не осваивают навык грамотного письма. Чтобы ученики лучше запомнили орфограммы, им задают учить правила, запоминать рифмованные стихи о разных орфограммах, многократно прописывать слова с орфограммами, но во время диктанта почему-то все это вылетает из головы. Многие учителя отмечают, что правила дети знают, но на практике применить их не всегда могут. А что, если соединить обучение с практикой и изучать орфограммы по фантикам. В этом я вижу актуальность выбранной мною темы исследования «Орфография для сладкоежки»

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

МБОУ «Краснопольская основная общеобразовательная школа»

Яшалтинский район Республика Калмыкия








Тема «Орфография для сладкоежки»



Научно-практическая конференция «Научные искания»


Направление: Русский язык














Выполнила: Оружова Мадина

Руководитель: Фартушина Н.В.











Содержание


Введение……………………………………………………………………3

1. Как появились первые фантики………………………………………..4

2. Роль фантиков до революции…………………………………………4

3. Почему изменился фантик……………………………………………..6

4. Классификация орфограмм в названиях конфет ……………………7

5. Орфография для сладкоежек…………………………………………..10

Заключение………………………………………………………………...13

Список литературы………………………………………………………..14

Приложение























Введение

В наше время трудно представить конфету без фантика. Фантики для конфет - как одежда для людей: они защищают и украшают конфету. Художники каждый год придумывают для конфет яркие и интересные упаковки. Но оказывается, фантики могут напомнить правила русского языка. Разглядывая яркие блестящие конфетные обёртки, я подумала, что если использовать названия конфет, то можно сделать уроки русского языка интересными. Не секрет, что многие школьники так и не осваивают навык грамотного письма. Чтобы ученики лучше запомнили орфограммы, им задают учить правила, запоминать рифмованные стихи о разных орфограммах, многократно прописывать слова с орфограммами, но во время диктанта почему-то все это вылетает из головы. Многие учителя отмечают, что правила дети знают, но на практике применить их не всегда могут. А что, если соединить обучение с практикой и изучать орфограммы по фантикам. В этом я вижу актуальность выбранной мною темы исследования «Орфография для сладкоежки»

Цель исследования: выявить и изучить орфограммы в названиях конфет

Задачи исследования:

1.Узнать об истории развития фантиков из различных источников.

2.Собрать фантики и классифицировать названия конфет с точки зрения правописания.

4.Провести анкетирование и эксперимент среди учащихся 4-х классов

Объект исследования: фантики от конфет.

Предмет исследования: классификация названий конфет по орфограммам.

Гипотеза: если обращать внимание на написание названий конфет, можно развить у школьников орфографическую зоркость, творческое воображение и познавательный интерес.

Методы исследования: изучение литературы, эксперимент, анкетирование, анализ, наблюдение, классификация, описание.


1. Как появились первые фантики

Истории фантика как таковой не существует. Для перевозки и хранения продуктов, в том числе и конфет, люди испокон века использовали то, что попадалось им под руку. С изобретением ткани, бумаги, фольги, парафиновой бумаги, целлофана появилась и упаковка.

Само слово «фантик», уменьшительно-разговорное, произошло от «Pfand», заимствованного в немецком языке, что означает «залог». Изготавливали конфетные обёртки (этикетки) в типографиях. Печатались этикетки длинными листами в два цвета или многоцветные.

Сначала особой необходимости в фантиках не было. С началом XIX века в Европе, а позже и в России, родилась сеть ремесленных кондитерских, в которых конфеты из какао-масла изготовлялись вручную и стоили баснословно дорого. Хранились эти конфеты в красивых жестяных коробках.

Затем, когда кондитеры поняли, что большую коробку конфет продать очень сложно из-за ее дороговизны, они стали использовать индивидуальную упаковку для каждой конфеты. Первые двухслойные, из фольги и бумаги, обертки для конфет появились в 1850 году.

И хотя оберточную бумагу для конфет придумали не в России, наш российский фантик стал в XIX веке лучшим в мире. Российские упаковки для конфет пользовались огромным успехом за границей.


2. Роль фантиков до революции


Одним из основных предназначений фантика стала просветительная задача, причем не только для детей, но и для взрослых.

Кроме привлекательных картинок, модным было печатать на фантике и полезную информацию. Существовали развлекательные обертки с пословицами, поговорками, частушками, гороскопами, гаданием и пожеланиями, и обертки образовательные – с таблицей умножения или азбукой. А значит, владельцы кондитерских фабрик наделили фантик еще одной функцией - образовательной и развивающей. Например, серия конфет «Загадка»: покупателю предлагалось отгадать несложную загадку, напечатанную на конфетном фантике.

Появились и обертки-пазлы: картинку с изображением повара, пожарного, горничной и графини можно было разрезать по линиям на кусочки, а потом собирать их, каждый раз получая новое лицо.

Еще одной задачей дореволюционного фантика стало привитие сладкоежкам идеалов красоты и вкуса. Например, в фантиках дореволюционного периода отражался репертуар кино и театров. Названия многих конфет носили женские имена - «Марианна», «Рыбачка», «Веселая вдова», «Софи». На фантиках красовались изящные дореволюционные барышни с кротким взглядом, фарфоровой кожей, замысловатыми прическами, узкими талиями. По этим изображениям можно было составить представление о моде того времени.

Замечательной традицией был выпуск целых серий конфет, посвященных какому- либо событию. Вот несколько особо популярных в те времена серий:

  • «Конституционная Российская Империя» - на фантиках изображались не только портреты людей разных наций и рас, но и указывался в процентах национальный состав жителей России;

  • «Гадательные конфеты» - развернул, и читай стишок, про то, что ждет тебя в скором будущем;

  • «Фотографические сладости» с изображением зверей и шутливыми подписями на эту тему;

  • «Именные» конфеты выпускались под девизом «Собери имена всех своих друзей!»;

  • «Олимпийские игры» - на фантиках этих конфет изображались разные виды спорта;

  • «Солдаты всех родов императорских войск» - эта серия пользовалась особой популярностью у мальчиков.

Вывод: каждый дореволюционный фантик являлся не только шедевром художественного искусства, но и нес особый смысл. Фантик был средством просвещения, воспитания, развития людей.


3. Почему изменился фантик


Оформление фантиков изменилось после революции. На заре Советской власти некоторые традиции все же пытались сохранить. На этих фантиках можно проследить, какие проблемы существовали тогда в нашей стране.

Так как страна боролась с неграмотностью, в кондитерских магазинах можно было купить конфеты, завернутые в фантики, изображающие азбуку: Аэроплан, Дирижабль, Метро. Многие обертки были похожи на плакаты – прославляли Красную Армию, Советское правительство. У истоков этого направления стоял поэт В. Маяковский, он не только писал рекламу, но и рисовал. Лучшие конфетные обертки В.В.Маяковского и художника А.Радченко были удостоены дипломов и медалей Парижской художественной выставки 1925 года.

Также в фантиках все еще можно было почерпнуть полезную информацию. Скушав конфету «Носорог», ребенок узнавал о том, в каких районах водится это животное, сколько живет и чем питается... Таким образом, сладкие лакомства образовывали даже двоечников.

Решительное изменение фантика произошло с изменением политической системы. Трудно поверить, но в 20-е годы в продаже была даже карамель «Ильич»! Конечно, и раньше, в 1913 году на конфетах тиражировались лики царской семьи, но в тридцатые годы этим вольностям пришел конец. Как так, съесть Ильича? А если завтра кто-нибудь захочет слопать Сталина, а портрет смять и выбросить в урну? Немыслимо! Запретить! Отныне фантики в стране сделались абсолютно аполитичными. На смену вождям пришли знакомые всем с детства «Белочка», «Маска», «Чародейка», «Мишка на севере». Даже их дизайн с тех самых пор почти не изменился.

Об истории развития фантика можно узнать в особых музеях, самым известным из которых является «Музей Шоколада и Какао» в городе Москве.


4. Классификация орфограмм в названиях конфет


Исследовав обёртки от конфет, нам захотелось выяснить, выполняет ли современный фантик те задачи, которые выполнял раньше. В магазине мы с радостью увидели конфеты «Загадка, но не нашли с таблицей умножения, азбукой, пазлами. К сожалению, фантиков,  выполняющих образовательную и развивающую роль, мы не увидели. 
Но зато мы обратили внимание на названия конфет, напечатанные на обертках. Во многих из них есть орфограммы, которые мы изучаем в школе (в переводе с греческого языка «орфограмма означает «правильная буква», где слово orthos переводится как «правильный», а gramma–«буква» [http://www.topauthor.ru/orfogramma__chto_takoe_orfogramma_78af.html])

  1. Заглавная буква в именах собственных.

  2. Гласная после шипящей:

    • жи-ши;

    • ча-ща;

    • чу-щу.

  3. Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука в середине и конце слова.

  4. Разделительный мягкий знак.

  5. Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ, НЩ.

  6. Правописание удвоенных согласных.

  7. Правописание безударной гласной в корне слова.

  8. Непроверяемая гласная в корне слова.

  9. Правописание парных согласных в корне и на конце слов.

И мы решили фантику вернуть его образовательную задачу, но другим способом: если обращать внимание на написание слов-названий любимых конфет, то можно развить орфографическую грамотность, ведь практически каждое из этих слов содержит какую- либо орфограмму, а иногда и не одну – съел конфету и научился писать слово-название.

Для исследования орфограмм мы использовали 115 названий конфет. После того, как выявили орфограммы в названиях конфет, распределили их на группы. Получилось 15 групп:


I. Непроверяемая безударная гласная в корне.

1. Малина

2. Абрикос

3. Барбарис

4. Ромашка

5. Шахматная королева

6. Сладкий орех

7. Птичье молоко


8. Коровка

9. Серенада

10. Резеда

11. Лесной олень

12. Натюрморт

13. Три медведя

14. Фруктово-ягодные


15. Отражение

16. Богатырь

17. Северные

18. Ананасовые

19. Кот в сапогах

20. Огни Москвы

21.Шоколадная ночь

22. Ореховые

II. Проверяемая безударная гласная в корне слова.

1. Морские – море

2. Голубое озеро - озёра

3. Полевой цветок – поле, цвет

4. Морская звезда – море, звёзды

5. Золотой ключик – золото, позолоченный

6. Молодежные истории – молод, молоденький

7. Первый снежок – снег

8. Кислинка - кислый

9. Осенний вальс – осень

10. Весенняя ласточка – вёсны

11. Лесная сказка – лес

12. Дары солнца – дар

13. Лебёдушка - лебедь

14. Кедровые - кедр

15. Медунок - мёд

16. Щелкунчик - щёлкает

17. Зверята – зверь

18. Марсианка – марс

III. Парные согласные в корне слова.

1. Загадка - загадать

2. Грильяж – много грильяжа

3. Коровка - корова

4. Клубника со сливками – сливочный

5. Ягодка-малинка – ягода

6. Мягкий грильяж – мягок

7. Голубка - голуби

8. Сладкий орешек - сладок

9. Сказка - сказать


IV.Непроизносимые согласные в корне слова.

1. Дары солнца - солнышко

2. Звёздная ночка – звезда

3. Праздничные

4. Буревестник - весть

V. Разделительный Ь.

1. Грильяж

2. Монпасье

3. Птичье молоко

4. Премьера

5. Аксинья

VI. Удвоенная согласная в корне слова.

1. Россия

2. Рузанна

3. Гулливер

4. Ассорти

VII. Имена собственные

1. Алёнка

2. Сказки Пушкина

3. Рузанна

4. Любимый Мишаня

5. Кара-Кум

6. Кот в сапогах

7. Красная шапочка

8. Буратино

VIII. Сочетания ЧК, ЧН, НЧ.

1. белочка

2. ласточка

3. шипучка

4. Красная шапочка

5. москвичка

6. одуванчик

7. рачки

8. батончик в шоколаде

9. черноморочка

IX. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных.

1. Золотой трюфель

2. Царь-птица

3. Сласть

4. Богатырь

5. Лесная быль

6. Аленький цветочек

7. Питерский бульвар


8. осенний вальс

9. колокольчик

10. школьные



X. Буквы И - Ы после Ц.

1. Цыганочка

2. Цирк

3. Цитрон

XI. Гласные после шипящих в суффиксах существительных.

1. Петушок

2. Первый снежок

3. Звоночек

4. Аленький цветочек

5. Золотой ключик

6. Кот Пушок

7. Яркий огонёчек

8. Ангелочек

9. Орешек

XII. Падежные окончания имён существительных.

1. Мишка на севере

2. Миндаль в глазури

3. Орешек в шоколаде

4. Фундук в шоколаде

5. Чернослив в шоколаде

XIII. Буквы Ё-О после шипящих в корне слова.

1. Батончик в шоколаде

2. Чёрный кот

XIV. Буквы и, у, а после шипящих.

1. Хрустящее чудо 2. Чайка 3. Малыши

XV. Правописание гласных и согласных в приставках.

1. Сказка-рассказка

2. Загорская

3. Заморская птица

4. Взлётная


Диаграмма «Орфограммы в названиях конфет» отражает классификацию и количество орфограмм в словах-названиях конфет (Приложение 1)


Вывод: в ходе исследования было установлено, что наибольшее количество названий конфет приходится на орфограммы «Непроверяемая безударная гласная в корне» - 19, 2% и «Проверяемая безударная гласная в корне» - 15,7%, а наименьшее количество названий конфет приходится на орфограмму «Буквы Ё-О после шипящих в корне» - 1,7%


5. Орфография для сладкоежек

Затем нам захотелось узнать, интересуются ли ребята правописанием, когда едят конфеты? Для учащихся 4-х классов мы провели анкетирование. Анкета состояла из четырех вопросов:

1. Любите ли вы конфеты?

2. Обращаете ли вы внимание на оформление фантика?

2. Обращаете ли вы внимание на названия конфет?

4. Обращаете ли вы внимание на правописание слов-названий конфет?

Результаты анкетирования показали, что

97% учащихся любят конфеты;

100% учащихся в первую очередь обращают внимание на оформление фантика;

68% учащихся обращают внимание на название конфет;

10% учащихся (6 чел.) обращают внимание на правописание слов-названий конфет.

Для того чтобы проверить данные результаты, учащимся было предложено написать орфографический диктант. В него включили 20 слов – названия конфет с разными орфограммами:

загадка, белочка, Алёнка, грильяж, заморская, ромашка, полевой цветок, птичье молоко, сказки Пушкина, морские, звёздная ночка, осенний вальс, золотой ключик, кедровые.

Результаты орфографического диктанта представлены в Таблице 1(Приложение 2)


Вывод: учащиеся, которые обращают внимание на правописание слов-названий конфет, с орфографическим диктантом справились лучше.

Группе учащихся 4-х классов (54 человека) было предложено обращать внимание на правописание слов-названий конфет. После этого они написали ещё раз орфографический диктант. В него включили 20 названий конфет с разными орфограммами:


голубое озеро, дары солнца, сладкий орешек, миндаль в глазури, Россия, москвичка, ананасовые, шоколадная ночь, Рузанна, цитрон, аленький цветочек, премьера, весенняя ласточка.

Результаты орфографического диктанта представлены на диаграмме (Приложение 3)

Вывод: у учащихся, которые стали обращать внимание на правописание слов-названий конфет, результаты повысились.



























Заключение


Бумажные и блестящие, яркие и многослойные... В первую очередь нас привлекает фантик, а потом уже — сама конфета.

В ходе своей работы я больше узнала о традициях первого российского фантика, о том, какой смысл вкладывали в него знаменитые кондитеры.

Я выяснила, что изначально фантик был не просто бумажкой, а средством обучения, воспитания, агитации, привития чувства вкуса и красоты.

В ходе исследования я подтвердила свою гипотезу о том, что фантик можно использовать на уроках русского языка как средство для развития у детей орфографической зоркости, творческого воображения, познавательного интереса.

Данная работа дала мне возможность углубить знания в области русского языка, проявить творческие способности и привлечь внимание ребят к изучению орфограмм русского языка.

А чтобы наш труд не пропал даром, мы составили полезное и нескучное занятие для ребят нашего класса по развитию орфографической зоркости - создали сборник «Орфография для сладкоежки». Им могут пользоваться и учителя на уроках русского языка














Список использованных источников:

1. Баулина А. Г. Исторические события в фантиках/ сост. А. Г. Баулина М.: Инсбук-бизнес, 2007.

2. Бутромеев В. П. Всемирная история в лицах. Новое время. Энциклопедия для школьника. Серия "Детский плутарх" М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999.

3. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Современное написание: В 4 т. Т.2 И-О/ В. И. Даль М.: OOO "Издательство АСТ": "Издательство Астрель", 2001.

4. Секреты орфографии: Книга для учащихся., Граник Г.Г., Бондаренко М.С., Концевая Л.А. – М.: Просвещение, 1991 г.

5. [Электронный ресурс]-Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/

6. [Электронный ресурс]-Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/users/karol-li/post132296188/

7. [Электронный ресурс]-Режим доступа: http://www.topauthor.ru/orfogramma__chto_takoe_orfogramma_78af.html
























Приложение 1






















Приложение 2




Таблица 1


 

Кол-во детей

Без ошибок

1 ошибка

2

ошибки

3 и более ошибок

Обращают внимание

6

5

1

-

-

Не обращают внимание

54

1

3

12

38










Приложение 3







16


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее