Голубцова Е.А. учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №1»
Результаты проведения процедуры итогового устного собеседования по русскому языку в 9 классе
Итоговое собеседование по русскому языку вводится в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников. Прохождение итогового собеседования в дальнейшем станет для выпускников 9-х классов допуском к ГИА. В 2016-2017 году пройдет апробация устного собеседования, которая позволит проверить коммуникативные компетенции обучающихся.
Развитие коммуникативной компетенции происходит в процессе овладения содержанием всех учебных предметов в школе, однако только на уроках русского языка этот процесс имеет целенаправленный характер. В самом общем виде эта компетенция может быть сформулирована как существенное продвижение в овладении аудированием и чтением, говорением и письмом как видами речевой деятельности. Однако эти знания и умения сами по себе еще не обеспечивают способности к общению, адекватному коммуникативной ситуации, овладению различными видами речевой деятельности в разных сферах общения.
Целью введения устной части государственной итоговой аттестации по русскому языку является усиление стратегического направления развития современной школы – коммуникативной направленности в обучении. В современном обществе все большее предпочтение отдается качествам личности, помогающим быстро адаптироваться в новых условиях, самостоятельно пополнять знания, определять и решать проблемы, осваивать разные профессии. И в этом смысле речевое развитие, уровень сформированности коммуникативной компетенции (слушания, письма, чтения и говорения) школьников имеет решающее значение.
При этом заявленная ранее цель предполагает решение нескольких задач:
объективная проверка требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к усвоению всех видов речевой деятельности, включая говорение;
выход на разнообразные социально-экономические, культурологические, социально-психологические тренды, на которые должно адекватно отреагировать образование в целом и государственная итоговая аттестация, которая с точки зрения современных педагогических представлений не должна сводиться только к оцениванию;
актуализация устной речи как педагогического явления в образовательном процессе.
В условиях постепенного перехода на ФГОС проверка устной речи является одним из актуальных направлений работы педагога.
Чтобы качественно прошла процедура апробации, учителю необходимо рационально распределить как свои действия, так и действия обучающегося. Во время подготовки мною был составлен план, в который входили следующие пункты:
Знакомство с нормативными документами,
Участие в федеральных вебинарах, курсовая подготовка,
Подбор информационных ресурсов, КИМ, методических рекомендаций и других материалов,
Подготовка учащихся.
В ходе подготовки к апробации Устного собеседования возникли противоречия и проблемы:
Отсутствие времени на подготовку, на отведенные ФК 2 часа русского языка невозможно подготовиться к УС,
Ограниченное количество информационных ресурсов для обучающихся,
В учебниках русского языка по ФК недостаточное количество заданий на развитие устной речи,
Психологический настрой обучающихся и родителей.
Несмотря на все проблемы, возникшие при подготовке к Устному собеседованию, ведется целенаправленная работа, которая направлена прежде всего на мотивацию обучающихся. Чтобы проверить уровень подготовки учащихся, было принято решение провести 12 марта школьную апробацию Устного собеседования, которая позволила провести анализ результатов.
Анализ результатов апробаций выявил типичные ошибки учеников при чтении текста:
неумение пользоваться дополнительными графическими обозначениями – орфоэпические ошибки допускаются в словах, в которых стоит знак ударения;
искажения в чтении имён собственных;
наличие грамматических ошибок при склонении имён числительных.
К типичным ошибкам экзаменуемых при выполнении пересказа текста можно отнести:
неоправданно длинные паузы в речи;
искажения в произношении имён собственных и терминов;
фактические ошибки при пересказе;
сжатый пересказ вместо подробного;
пропуски важных микротем текста;
неумение логично включать высказывание в пересказ;
неумение использовать способы цитирования в речи.
К числу типичных ошибок при выполнении экзаменуемыми задания 3 и 4 можно отнести:
ответы на вопросы, данные в задании, вместо создания цельного текста;
маленький объём монологического высказывания (5-7 фраз);
большое количество неоправданных пауз в речи;
большое количество речевых и грамматических ошибок.
Процедура апробации позволила подвести итог проделанной работе, увидеть ошибки, проанализировать их и в оставшееся время продолжить подготовку к Устному собеседованию. Все задания – это задания базового уровня сложности, но требуют сформированности навыков устной речи, до этого не проверяемых на итоговой аттестации, поэтому необходима определенная подготовка к устному собеседованию. Устное собеседование позволяет проверить и уровень сформированности языковых компетенций, поэтому особо значимой оказывается систематическая работа по развитию навыков обучающихся, связанных с соблюдением орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм.