«Зимний фестиваль знаний 2025»

Воспитательный потенциал на уроках естественно-математических дисциплин

В статье обобщается опыт работы учителей школьного методического объединения естественно-математических дисциплин по формированию воспитательного потенциала на уроках в образовательных учреждениях.

Олимпиады: Английский язык 2 - 11 классы

Содержимое разработки

Воспитательный потенциал на уроках естественно-математических дисциплин»

С.Я. Сажина

руководитель ШМО

естественно-математических дисциплин

БОУ «Чекрушанская СОШ»

Тарского муниципального района

Омской области

«Обучение без воспитания –
это острый меч в руках сумасшедшего».
Д.И.Менделеев

Педагогический процесс – целостное явление, нераздельно включающее как обучение, так и воспитание. Соотношение обучения и воспитания, безусловно, вневременная фундаментальная педагогическая проблема. Принцип воспитывающего обучения был введен в педагогику педагогом и психологом И.Ф. Гербертом, который утверждал, что «из мыслей вытекают чувствования, а из них – принципы и поступки». И что воспитывать можно тем же способом, что и учить. Стержнем системы образования всегда выступал процесс воспитания гармонично развитой личности.

Главная задача учителя, проектирующего и осуществляющего педагогический процесс – обеспечить единство действия механизмов воспитания и обучения. Но особую актуальность данная проблема приобрела в условиях кардинальных политических, идеологических и социокультурных трансформаций общества и государства, характеризующей быстрой сменой фундаментальных ценностей и парадигм. И современное обучение должно опираться на новое понимание содержания школьного образования, в состав которого входит не только «знания о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности», не только «опыт осуществления известных способов деятельности», но и «опыт творческой деятельности», и опыт «эмоционально-ценностного отношения к миру, к действительности» (М.Н. Скаткин, В.В.Краевский). Это означает, что механизм обучения нельзя замыкать на передаче суммы научных знаний, умений, навыков. Необходимо выработать на этой основе у обучающихся способность к практическому использованию знаний на благо человека и общества. Поэтому сегодня бесспорна актуальность осмысления существующих проблем, подходов, путей и возможностей в реализации воспитательной функции урока, а также существующего опыта обучения, приводящего к формированию у учащихся определенных

Каждый ученик за время учебы в школе получает около 11000 уроков. Если вычесть отсюда «пропуски по болезни» (приблизительно 15 %), получим в среднем 9400 уроков на каждого школьника. Эти-то почти десять тысяч стандартизованных особым образом «актов школьного воздействия» и  главным средством воспитания личности наших учащихся.

Бесспорное влияние урока на становление личности школьника не надо никому доказывать. Сегодняшние учителя квалифицируют урок именно как фактор воспитательного влияния почти единодушно: 63% утверждают, что урок играет роль элемента воспитания. Такое не может не радовать. Но вот рядом другая цифра: на вопрос, оказывает ли реальное воспитательное влияние урок на учеников, только 45 % учителей ответили положительно. И следующий вопрос анкеты разъясняет причины такого расхождения. Спросив учителей, что они считают главным в организации обучения, мы узнаём, что в центре обучения они ставят само обучение. 37% сказали, что главное для них  усвоение учебного материала и 28% выдвинули главным «отношение детей к учению».

Именно на уроках вырабатывается главный мотив жизненной стратегии: активного достижения успеха или пассивного избегания неприятностей. На уроках путем многократного упражнения незаметно и для учителей и для детей достигается баланс свободы и зависимости, послушания и ответственности, инициативности и исполнительности. На уроках создается постоянным повторением одного и того же сценария «изучения чего-либо» привычная структура мышления: «на один известный и не тобой заданный вопрос есть только один правильный и не тобой найденный ответ».

         Проблема воспитательного потенциала урока затрагивает различные стороны функционирования классно-урочно-предметной системы современной школы. Базой развития и воспитания ребенка продолжают оставаться фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса. Однако образование личности должно быть сориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие самостоятельности, личной ответственности, созидательных способностей и качеств человека, позволяющих ему учиться, действовать и эффективно трудиться в современных экономических условиях. На это ориентирует нас Концепция модернизации российского образования, определяя приоритетность воспитания в процессе достижения нового качества образования. И отсюда высвечиваете роль урока как элемента воспитательной системы. Более того, отметив назначение урока в передаче знаний о жизни, в овладении основ научных знаний о жизни, педагог не может иначе смотреть на урок, как на элемент воспитания личности, познающей закономерности жизни и строящей свою жизнь с учетом данных закономерностей. Объективность научных сведений гарантирует реальность планируемого результата. В таком ракурсе освещения урок обретает свою огромную роль в становлении и развитии личности школьника. Урок – ключевой элемент воспитания. Однако такая роль заложена в нем как потенциальная возможность. Откроем же потенциальные возможности, высветим скрытые воспитательные мощности урока и приступим к качественному преобразованию урока в ситуации мировой «революции в обучении».

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. Но какие бы, ни совершались реформы и преобразования, главным ресурсом урока в любое время становился сам учитель. И нет такого учителя в нашей школе, который старался подготовить урок интересным, полезным. А рецепт простой: организуй погружение в свой предмет и используй компьютерные технологии, люби детей и свой предмет.

С древних времен математика рассматривалась как высшая мудрость. Так, древнегреческий ученый Платон считал математику необходимой для большинства людей. Он указывал на «... огромные развивающие возможности математики; ... она пробуждает ум, придает ему гибкость, живость и памятливость...»

Основные воспитательные функции предмета математики следующие:

— уроки математики должны воспитывать у учащихся логическую культуру мышления, строгость и стройность в умозаключениях;

— содержание математических задач дает возможность значительно расширить кругозор учащихся, поднять их общий культурный уровень.

На уроках математики ученику требуется анализировать каждый шаг своего решения, аргументировать и доказывать свое мнение.

На уроках математики у учащихся вырабатывается привычка к тому, что невнимательность при решении задачи приведет к ошибке, а любая неточность в математике не останется без последствий. Поэтому занятия математикой дисциплинируют учащихся.

Занимаясь математикой, каждый ученик воспитывает в себе такие личностные черты характера, как справедливость и честность; привыкает быть предельно объективным.

Честная и добросовестная работа на уроках математики требует напряженной умственной работы, внимания, терпимости в преодолении различных трудностей. Поэтому уроки математики воспитывают в учениках трудолюбие, настойчивость, упорство, умение соглашаться с мнениями других, доводить дело до конца, ответственность.

Я считаю, что математика обладает большим воспитательным потенциалом. Ещё в 19 веке польский математик Хуго Штейнгаус заметил, что «между духом и материей посредничает математика». Реализация воспитательного потенциала урока математики возможна через отбор содержания материала.

Урок информатики, как ни один другой в школе, подразумевает использование электронных образовательных ресурсов.

В результате использование ЭОР на уроках позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности, мотивацию к успешному изучению учебного материала. Построение схем, таблиц, презентаций позволяет учителю экономить время, более эстетично оформить материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку, делают его интереснее, и, как следствие, повышает уровень обученности учащихся.

Воспитание интереса к предмету математика на уроках достигается следующими методами:

- обогащением содержания материалом по истории науки;

- решением задач повышенной трудности и нестандартных задач;

- подчеркиванием силы и изящества методов вычислений, доказательств, преобразований и исследований;

- разнообразием уроков, нешаблонным их построением, включением в уроки элементов, придающих каждому уроку своеобразный характер, использование разных наглядных пособий;

- активизацией познавательной деятельности учащихся на уроке, использование форм самостоятельной и творческой работы;

- использованием различных форм обратной связи: систематическим проведением опроса, кратковременных устных и письменных контрольных работ, различных тестов, математических диктантов наряду с контрольными работами, предусмотренными планом;

- разнообразием домашних работ;

- установлением внутренних и межпредметных связей, показом и разъяснением применения математики в жизни, в технике, в производстве.

Для естественно-научных дисциплин

  • формирование и развитие приоритета общечеловеческих ценностей;

  • воспитание гражданственности и любви к Родине, интереса к избранной профессии;

  • воспитание культуры поведения и культуры общения;

  • воспитание черт характера, необходимых в дальнейшей жизни;

  • формирование личности ученика, его мировоззрения;

  • воспитание чувства ответственности за выполнение задания (учащиеся привыкают помогать друг другу);

  • развитие чувства коллективизма;

  • развитие умения логично строить свои знания, обобщать и систематизировать изученный материал;

  • воспитание таких качеств, как честность, порядочность, сострадание, тактичность, умение отвечать за свои поступки, трудолюбие, ответственность, дисциплинированность (отсутствие списывания, систематическое выполнение ДЗ, спокойная и доброжелательная атмосфера на уроке, ответственность за результат);

  • воспитание аккуратности, усидчивости, прилежания;

  • формирование личностных позитивных качеств (использование положительных жизненных примеров);

  • формирование позитивного отношения к труду, желание добросовестно трудиться, формирование и развитие трудовых навыков (заботиться о рационализации записей учащихся, добиваясь их краткости и полноты, развивать устную речь, прививая культуру речи, привыкать к точности и лаконичности формулировок, учится обдумывать то, что хочет сказать, давать отчет во всем сказанном);

  • воспитание продуманности своих действий и поведения;

  • воспитание трудовых навыков (аккуратность доказательство теоремы, выполнение чертежа или производство работы измерительного характера учащийся делает тщательно и доводит до конца, завершается все самоконтролем);

  • формирование эмоциональной культуры (поддерживать своих товарищей в сложных ситуациях, учить владеть своими эмоциями, грамотно корректировать устную и письменную речь учеников, прививать речевой этикет как важнейший компонент национальной культуры);

  • воспитание самостоятельности (самостоятельное решение задач, самостоятельное доказательство теорем, самостоятельная работа с учебником, самостоятельное решение задач повышенной сложности);

  • воспитание коммуникабельности, активности, умения сопереживать (коллективная деятельность, как слушают друг друга, помогают друг другу, вместе решают возникшую проблему);

  • формирование чувства соответствие нормам общение и совместной деятельности;

  • воспитание компетентности, понятливости, находчивости (проблемный метод обучения, при изучении нового материала);

  • эстетическое воспитание (наука, красива уже сама по себе, красота доказательства теорем, красота решения задачи рациональным способом, красота и лаконичность формул, чувство красоты и гармонии математических законов, от умения безукоризненно, точно и ясно разъяснить содержание изучаемого материала, предложив продуманную систему вопросов и задач, организовать на уроке поиск рациональных путей их решения, показать красивые приемы быстрых вычислений);

  • формирование у человека важнейших духовных ценностей, отражающих специфику развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и ответственности за судьбу России (знакомство с творческими биографиями ученых, чей вклад в науку, нравственный облик, философские взгляды, мировоззрение и социальная позиция могли бы служить ярким положительным примером, уважение к достижениям человеческого гения);

  • воспитание творческой деятельности учащихся - укрепление связи обучения с жизнью, с практикой (содержание задач);

  • воспитание познавательной активности, ответственности, смелости суждений, критического мышления;

  • совершенствование зрительного восприятия (развитие глазомера, умение пользоваться различными приемами измерения способствует постепенному вырабатыванию понятия о пространстве);

  • развитие навыков экономического мышления, потребности по-хозяйски относиться к народному добру, расчетливо вести дело, добиваться максимального эффекта при минимуме затрат труда и средств;

  • воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. Воспитание ответственного отношения к природе;

  • воспитание стремления заботиться о своем здоровье. Научить вести себя в экстремальных ситуациях, уметь сохранять хладнокровие, самообладание, не впадать в панику, правильно действовать при различных ЧП, оказывать помощь пострадавшим;

  • научить любить окружающую нас природу, видеть красоту и неповторимость родного края; разъяснять необходимость соблюдения правил пребывания на природе и ответственности за их несоблюдение;

  • Формирование понимания ценностей науки и образования, смысла гуманных отношений; подведение к осознанию высокой ценности человеческой жизни; к стремлению строить свои отношения с людьми и поступать по законам совести, добра и справедливости. формирование сознания связи с обществом, к необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; к осознанию практической значимости того или иного открытия, осознание значимости этого открытия на пути цивилизации человеческого общества, воспитание уважения к ученым и их труду;

  • формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям;

  • Формирование способности осуществлять нравственных выбор поступков, стремления вырабатывать и осуществлять личную программу самовоспитания, понимания значения нравственно-волевого усилия в выполнении учебных, учебно-трудовых и общественных обязанностей;

  • формирование мировосприятия и мировоззрения учащихся на основе развития познавательных возможностей личности;

  • формирование систем научных, философских, социальных, нравственных, эстетических взглядов и убеждений;

  • формирование мотивационно-ценностного поведения;

  • воспитание творческого мышление, смелости своих суждений, культуру речи.

  • воспитание критического мышление, ответственности, волевых качества;

  • умственное воспитание, воспитание уверенности в своих силах;

  • воспитание творческой самостоятельности, критического мышления, создание ситуации успеха;

  • воспитание критического мышления, трудолюбия, аккуратности, позволяет создать ситуацию успеха, вызывает интерес, создает мотивы к изучению темы;

  • воспитание у учеников ответственность, внимательность, честность, самостоятельность, взаимоуважение.

Учить и воспитывать никогда не было легким делом. В нашем огромном, сложном и противоречивом общественном организме ни одно дело многогранностью, разносторонностью знаний и их прикладным значением дает возможность для утверждения нравственных начал, понимания сути бытия, физической красоты человека, важности охраны окружающей среды и приумножения богатств природы.
Биологическое образование открывает перед ребенком не только понимание природы, но и жизни, как величайшей ценности, осознание себя, как части природы, формируя нравственные морали бытия.
Представьте себе человека, который никогда не слышал, как журчат ручьи, не видел, как первый росток проламывает корку земли, не любовался красотой цветка и не замирал, восхищенный вызолотившим осенний лес закатным солнцем. Не выйдет из такого человека ни ученого, ни поэта, ни просто человека, ибо природа - мать удивления и любопытства, пробуждающих в нас творческое начало. На уроке биологии по теме «Виды корней, типы корневых систем», говоря о значении корня, можно предложить вниманию класса несколько строк из стихотворения В. Жака:

Мы в букет собрали маки жаркие,

Много незабудок голубых.

А потом цветов нам стало жалко.

Снова в землю посадили их.

Только ничего не получается:

От любого ветерка качаются!

Почему осыпались и вянут?

Без корней расти они не станут.
Эти строки можно использовать для выполнения сразу двух задач урока: выяснить основное значение корня как органа, осуществляющего минеральное питание растения, а также продолжить формирование у детей бережного отношения к природе.
И далее продолжить говорить о том, что повреждение одного из органов растения влечет за собой нарушение жизнедеятельности организма в целом, которое ведет его к старению и преждевременной гибели. Как и у человека, заболевание одного органа влечёт за собой целую цепочку заболеваний. Поэтому надо постоянно вести здоровый образ жизни.
Для привития любви к химии на первом уроке в 8 классе можно сказать: «Знакомьтесь, химия - добрая волшебница!» Задать вопрос: «Почему ее так называют?» И выслушав мнения ребят, обобщить: она позволяет человеку добывать металлы из руд, извлекать из природного сырья вещества одно чудесней и удивительней другого. Она превращает нефть в каучук, бензин; газ - в ткань, уголь в духи, красители и лекарства. Перечень добрых дел, которые творит химия, неисчерпаем. Химия нас кормит, одевает, обувает и лечит; предоставляет блага, без которых немыслима наша жизнь.

Каждый человек, сам того не подозревая, ежедневно осуществляет химические реакции, даже не выходя из дома: намыливая руки, зажигая спички и газ, приготавливая пищу. Да и сам человеческий организм - большая химическая лаборатория, в которой происходит множество химических реакций.

Часто можно слышать: химия загубила, отравила. Нужно объяснить детям что, химия- наука, поэтому не может быть плохой или хорошей. Губит, портит и отравляет не наука, а человек - нарушая законы природы.

Воспитание экологической культуры без химических знаний невозможно. Именно поэтому на уроках химии говорится об источниках кислотных дождей, их влиянии на природу, на объекты, созданные человеком. в старших классах обязательно рассматриваются проблемы утилизации бытового, строительного мусора, т.к. эти знания жизненно важны.

Изучая в 9 классе тему «Углерод и его соединения» говорим о курении. Аморфный углерод (С) - сажа, его концентрация в табачном дыме 1,5 г/м3 , засоряет дыхательные пути, бронхи, вызывает хронический кашель, бронхит. Угарный газ - блокирует гемоглобин крови, приводит к кислородному голоданию, ведет к ухудшению самочувствия, памяти, повышает утомляемость, вызывает раковые заболевания полости рта, легких, ЖКТ, мочеполовой системы. 10 класс при изучении темы «Спирты» обязательно говорим о вреде алкоголя. В пример можно провести - опыт: в 2-х стаканах с мокрой ватой на дно поместили зерна пшеницы. В один добавили 20 капель водки. Определите, в каком стакане не было водки и почему? Ребята делают правильные выводы: алкоголь - яд для каждой живой клетки. Дополнительные сведения, что смертельная доза алкоголя для человека 7 г на 1кг веса. Уместно привести афоризм: «Он ее пил за здоровье, она пила его здоровье».

Велики воспитательные возможности и конечно физики. Примеры из истории науки и техники позволяют раскрыть учащимся духовные богатства настоящей личности, нравственную чистоту лучших представителей интеллигенции - таких людей, которых можно считать выразителями нравственных идеалов; они - путеводные звезды для морального совершенствования. «Моральные качества выдающейся личности, - говорил величайший физик А.Эйнштейн, - имеют, возможно, большее значение для данного поколения и всего хода истории, чем чисто интеллектуальные достижения».

Какие возможности имеет учитель физики для воспитания нравственных представлений у своих питомцев, можно видеть на следующих примерах:

- при изучении вопроса «Естественная радиоактивность» уместно рассказать о Пьере Кюри и его научной деятельности. В моральном кодексе П.Кюри первой заповедью было: «Людям, а не себе»;

- при изучении атомной физики и использовании ее достижений есть повод поговорить о нашем соотечественнике академике Андрее Дмитриевиче Сахарове - одном из создателей отечественной водородной бомбы.

Изучая на уроках опыты Кулона, Фарадея, Лебедева, обращаем внимание учащихся, как на научную значимость этих экспериментов, так и на то, что они по-своему красивы. На многочисленных примерах учащиеся убеждаются в том, что нередко там, где красота, там и истина. Фундаментальные законы физики, как правило, изящны.

Современный учебный процесс, протекающий в условиях информатизации и массовой коммуникации всех сфер общественной жизни, требует существенного расширения арсенала средств обучения.

«Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой», - сказал ещё в начале XX века писатель-реалист М. Горький. Эти слова классика звучат необыкновенно актуально сейчас, когда развитие техники идёт семимильными шагами.

Развиваются технологии – изменяются и требования, предъявляемые к содержанию учебного процесса. В настоящее время мы, учителя, должны не столько давать знания, сколько учить детей учиться, самостоятельно находить источники пополнения знаний. Чтобы школа не проиграла в соревновании с широкой доступностью услуг Интернета, необходимо с максимально большей пользой для ребенка использовать возможности этого столь привлекательного для современных школьников ресурса.

Одно из основных направлений организации воспитания и социализации обучающихся образовательных учреждений – это воспитание положительного отношения к труду и творчеству.

Трудовая деятельность – основное условие для развития профессиональных способностей. А отличительной чертой образовательной области «Технология» является ее практическая направленность, что позволяет соединять теорию с практикой, соотносить возможности учащихся с требованиями различных профессий.

Одной из первостепенных задач как учителя технологии я считаю дать возможность детям попробовать себя в различных видах деятельности. При проведении уроков в игровой форме ученицы могут попробовать себя в роли различных специалистов. Наряду с этим в реальном трудовом процессе проявляется ценностное отношение личности к труду. Через приобщение учащихся к делу происходит выявление их интересов, индивидуальности, уровня творческого потенциала. Выявив положительный интерес в какой-либо области у учащихся, очень важно проследить, чтобы он был закреплен в практической деятельности. Моя роль, как учителя технологии, является ключевой в проведении профориентационной работы с учащимися, в формировании положительной мотивации труда. Поэтому тщательно отбираю учебный материал, дифференцируя его по степени сложности, стараюсь подходить к каждому ученику индивидуально, слежу за методикой объяснения и опроса. В конце каждого урока мы выясняем с учащимися: пригодятся ли им данный урок в быту?

Общество всегда нуждалось в высококвалифицированных специалистах. И какого бы высокого уровня развития не достигла техника, все равно потребность в «золотых» руках не отпадет. Высокий профессионализм в сочетании с деловитостью всегда высоко ценились в людях. Эти качества являются основными для достижения успеха.

В настоящее время, когда страна осваивает рыночные отношения, чрезвычайно актуально стоят вопросы организации и проведения экономического, правового, а также, экологического воспитания учащихся. Одной из насущных задач является воспитание практического человека, умеющего заботиться о благосостоянии своей семьи, рационально вести домашнее хозяйство, экономно распоряжаться бюджетом семьи, уметь принимать важные решения.

Уроки технологии представляют возможность для частичного решения указанных задач. Например, я советую ученицам не покупать дорогую ткань для изготовления учебных изделий. Можно использовать старые мамины или бабушкины блузки и платья, вышедшие из моды или ставшие неподходящими по размеру. Конечно, их нужно предварительно аккуратно распороть, постирать и отутюжить.

Обязательно обращаю внимание учащихся на важность правильного ухода за одеждой и своевременной ее починки. Это продлит срок службы одежды, в итоге - экономятся средства. Учащимся необходимо знать, какую одежду чем стирать, как сушить и утюжить. На уроках технологии я ориентирую учениц на правильный выбор вещей при покупке. Прежде всего при покупке следует учитывать свои доходы. А также, вещь должна быть красивой и сочетаться с другими вещами из вашего гардероба. Учениц следует научить пользоваться рекламой, уметь разбирать в информации, указанной на этикетках, знать права покупателей.

При проведении уроков по кулинарии я объясняю, как нужно экономно покупать продукты, готовить пищу, делать заготовки впрок, правильно хранить продукты, рационально питаться в семье.

На уроках технологии важно уделить внимание организации семейного бюджета, каковы источники дохода, распределение расходов на текущие и долговременные нужды, как использовать и как экономить деньги.

Правовое воспитание является одним из важных аспектов нравственного воспитания. Поэтому я объясняю учащимся их права и обязанности, стремясь воспитать законопослушных граждан. Знание прав своих и обязанностей позволит в дальнейшем избежать многих неприятностей по незнанию. Совершенно недостаточно донести правовые, нравственные и другие знания до учащихся - это только первый этап. Самое важное, чтобы эти знания перешли в убеждения и проявились в поступках. Словесным воспитанием здесь не обойтись. Решающую роль играет организация ученической деятельности и взаимоотношения между учеником и учителем.

Педагогический процесс может стать действительно воспитательным только в том случае, если он помогает учащимся познавать себя как личность, помогает становлению Человека.

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивании их, создание различных конструкций из природных материалов. На уроках изобразительного искусства деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого. Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей Занимаясь творческой работой дети знакомятся с материалами, с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы. Обучение творческой деятельности без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение. На занятиях изобразительного искусства деятельности развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а так же при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи. Как указывают психологи для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе рисования, аппликации и конструирования.

Деятельность обучающихся на уроках изобразительного искусства тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, т. е. производят умственные действия.

Детское творчество имеет общественную направленность. Ребенок лепит, рисует, конструирует не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то сказал, чтобы изображенное им узнали. Общественная направленность детского творчества проявляется и в том, что в своей работе дети передают явления общественной жизни. Значение занятий творческой деятельностью для нравственного воспитания заключается также в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т. п. Творческая деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них. В процессе деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания творческой работы необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Творческая деятельность учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к их следам на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества желание получить результат, создать определенное изображение.

Дети овладевают многими практическими навыками, которые позже будут нужны для выполнения разных работ, ручной умелости, которые позволят им чувствовать себя самостоятельными.

Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство и выдержка. Воспитывается умение трудиться, добиваться желаемого результата. Формированию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участие ребят в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест.

Основное значение творческой деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания.

В процессе деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство - цвета, пропорции, формы, ритма.

Для эстетического воспитания детей и для развития их творческой способности большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинках, скульптуре, архитектуре, и произведениях прикладного искусства вызывает эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунке, лепке, аппликации. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

Таким образом, воспитывают:

- способность наблюдать сравнивать между собой предметы и явления, устанавливают сходство и различие, развивают наблюдательность, зрительную память, мышление, воображение);

- воспитывают аккуратность, настойчивость в работе, профессионализм, учат работать в коллективе;

- зрительное восприятие, чувство цвета композиционной культуры, пространственного мышления, фантазии, зрительного воображения и комбинаторики, умение выражать в отчетливых образах решение творческих задач

- эстетическое отношение к окружающему миру и к искусству, умение видеть прекрасное всюду и потребность в этом.

Задача учителя, при формировании эстетического вкуса и видения мира, научить соотносить эстетические вкусы разных людей в разные исторические периоды и эстетические вкусы современности со своими личными. Нужно уметь обосновать личные

Познавательная и воспитательная сила уроков изобразительного искусства зависит от способности учащихся переживать художественный образ в искусстве и посильно создавать его в собственных работах

Художественный образ содержит в себе большие запасы воспитательного, идейно-эстетического воздействия на развитие личности. В процессе создания образа в рисунках уч-ся формируется самооценка, интерес к окружающим событиям, политическое мировоззрение и убеждение.

Как говорят: «Театр начинается с вешалки», так и успех учебно-воспитательного процесса обеспечивается многими факторами: оснащенность (материально-техническая база) кабинета, знание предмета учителем, его человеческие качества, порядок и уют в кабинете. Все в комплексе позволяет повысить качество обучения и усилить его воспитательный потенциал.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее