Мое педагогическое кредо.
«Страна, в которой учили бы рисовать,
так же как учат читать и писать,
превзошла бы вскоре все остальные
страны во всех искусствах,
науках и мастерствах...»
(Д. Дидро)
Современный учитель образовательной области «Искусство» в идеале мыслится как носитель педагогической и художественной культуры, знакомый с традициями и новыми тенденциями в этих сферах знания, способный концептуально обосновать свою деятельность. Именно поэтому я считаю, что, как учитель изобразительного искусства, я включена в решение одной из основных задач системы образования - подготовку нового поколения, способного жить в едином образовательном пространстве, где образование должно быть направлено на развитие творческой личности, на духовно-нравственное развитие человека, формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Искусство – это мир чувственных образов, сознательно созданных человеком посредством формы и определенного материала; мир, призванный вносить в жизнь человека красоту, знания, наслаждение, творчество, игру воображения, духовность. Искусство гуманизирует человека, формирует полноценную, целостную личность. В этом и заключено главное значение, великая миссия искусства и как следствие - главная задача моего педагогического труда. Изобразительное творчество является одним из любимейших занятий детей. Эта работа требует художественных способностей, знаний и умений в области изобразительной грамоты, декоративного искусства, дизайна. Необходим большой запас зрительных образов и впечатлений, творческое воображение. У ребенка возникает вполне естественное желание передать в рисунках свои впечатления от увиденного, услышанного и прочитанного. Он берет в руки карандаши, краски, кисти, бумагу, и начинается процесс творчества. Но, порой, яркие образы тускнеют при их изображении, краски растекаются, карандаши не слушаются, рисунок не получается, поэтому юный художник испытывает неудовлетворенность. Как же помочь ребенку? Как научить его выполнять изобразительные, декоративные и дизайнерские работы? К решению этих вопросов я стремлюсь на протяжении всей своей педагогической деятельности, решение этих вопросов способствует пробуждению творческой мысли и включению в процесс поиска эффективных форм и методов обучения. Мой педагогический опыт с самого начала определил мое понимание учительского труда. Есть педагоги-исследователи, есть педагоги-испытатели, практики, теоретики. Я – педагог - романтик: немножко поэт и писатель, путешественник и художник.
Мое кредо – научить детей мечтать. Так научить, чтобы эти мечты жили с ними до самой старости. Чтобы этот необыкновенный мир существовал наравне с реальностью и не разбивался об нее. Лишь благодаря чистым, прекрасным мыслям и желаниям можно испытать редкое чувство полета над всеми мирскими проблемами. Дети – они зерна. Думать о них нужно сейчас. А из муки пшеничное поле не вырастишь.
Моя задача – помочь ребенку открыть самого себя. Показать, что мир существует не только вокруг, но и внутри каждого. Не стоит бояться на любом уроке, на перемене, в любой ситуации вкладывать в сердца детей искорки Божественной мудрости, знания Человеческих не прописных Истин и Законов. Веруя в эти законы, зная их, дети будут жить лучше и чище, чем мы. Взрослому принять их как Новое гораздо труднее – фундамент не ставят на крыше дома. Дети – самое удивительное и интересное в жизни. И совсем не беда, что ростки того, что приходится вкладывать в ум и сердце каждого всходят не сразу и не все вместе. Эти ростки нужно вовремя увидеть, не пройти мимо, не сломать нечаянно и тогда испытаешь глубокое удовлетворение от своего труда. Для того, чтобы заглянуть в душу ребенка или быть им услышанным, получить обратную связь, необходимы один принцип и две вещи. Принцип прост как мир – ИСКРЕННОСТЬ. А две вещи – это СЛОВО и ОБРАЗ. Иногда я пользуюсь словом, чтобы от детей получить образ, а иногда – наоборот, показываю образ и получаю слово. Порою, оно, одно из десятка других слов, написанных учеником, заставляет щемить сердце. За то немногое время, что отведено в школе изобразительному искусству и занятий творчеством, учащихся не научить, конечно, в должной мере грамоте композиции, рисунка, живописи и скульптуре. Развитие творческих способностей – это основная задача учителя изобразительного искусства. Это осуществляется почти на каждом обыкновенном школьном уроке. Одном из тех, которые каждый учитель готовит десятками и дает сотнями, изменяя, модифицируя, по - новому создавая урок в зависимости от уровня развития, настроения, интересов и возможностей классов. И самое удивительное, что почти на каждом уроке происходит чудо, в ребячьих руках оживают рисунки с помощью волшебных карандашей и красок. Постепенно из урока в урок у ребят пробуждается интерес к искусству, возникают условия для развития художественных способностей, о существовании которых у себя многие дети даже не подозревают. И пусть они не станут художниками, но искусство всегда будет для них источником радости. Освоение учащимися элементарной грамоты изобразительного искусства в средней школе – залог того, что со временем они сумеют по достоинству оценить не только глубину содержания художественных произведений, но и всю сложность их изобразительно-выразительных средств. Изобразительная грамота дается не всем и не сразу, поэтому учиться ей сложно, но только то, что знаешь и умеешь сама, можно и нужно передать детям. Художественное воспитание детей в современной системе воспитания не может быть второстепенным. Изобразительное искусство, бумажная пластика, художественное конструирование - наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает пространство воображения, творческие способности. Все начинается с детства. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение. Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Приходя на урок, мне всегда хочется сделать его незабываемым, эмоционально наполненным. Велика и многообразна сфера влияния учителя на учеников, сложны его обязанности. Немалые трудности встают порой перед учителем. Но есть в профессии учителя то, ради чего избирают её люди, желающие вести своих учеников в мир неизвестного, раскрыть перед ними радости творческого труда. Хорошо известно, что только тот педагог, который сам обладает ярко выраженной потребностью в творчестве, умеет замечать в каждом человеке ростки таланта. Педагогическое творчество не есть свойство избранных. Овладение мастерством – задача каждого педагога, и как показала практика моего педагогического труда, она вполне достижима. Педагогическая интуиция, опыт учителя, углублённый и усовершенствованный до высокого профессионального мастерства, позволяет мне создать свою индивидуальную систему. Главное для меня – вовлечь детей в ту деятельность, которая во мне самой пробуждает радость познания и вызывает стойкую любознательность, всемерно способствовать повышению уровня заинтересованности в предмете, уровню мотивации на обучение. Именно к этому я и стремлюсь на каждом уроке, на каждом внеклассном занятии. Обучение искусству я строю в рамках личностно-ориентированной модели, учитываю индивидуальные темпы усвоения учебного материала, уровень сложности, интересы. На моих уроках используются не только общепринятая наглядность – репродукции, схемы, муляжи, мой урок оснащен техническими средствами обучения, т.е. изучение любой темы в обязательном порядке сопровождается использованием теле – и видео - аппаратуры. Применяя новые информационные технологии, я ни в коем случае не отказываюсь от уже давно апробированных методов, форм и техник рисования. Уверена, что еще одним важным условием развития художественного творчества детей является разнообразие применяемых при изобразительной, декоративной, дизайнерской деятельности художественных материалов и техники. Обучающимся для выполнения заданий предлагаю такие материалы: акварель, гуашь, пастель, восковые мелки, уголь, фломастер, шариковая ручка и многие другие материалы. Своим опытом работы делюсь с коллегами на областных курсах повышения квалификации, выступаю на районных методических объединениях. Школа – самая удивительная страна, где каждый день не похож не предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое, где каждый ученик – это строитель будущего, а значит все жители этой страны в ответе за будущее. Где все время надо торопиться, торопиться успеть, где все время надо спешить, спешить стать интересным для окружающих тебя людей, оставаться интересным всегда, дарить окружающим свою энергию, знания, умения, торопиться узнать новое, торопиться не опоздать. Поэтому в этой стране уживаются только самые стойкие, самые терпеливые, самые мужественные, самые искренние, самые ответственные, самые добрые, самые интересные и самые удивительные люди. И называют их педагогами.
И для своих коллег предлагаю осознать заложенные в нас истины, которые помогут в дальнейшем познать себя, детей и других людей высказыванием Льва Николаевича Толстого:
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель.
Если учитель имеет любовь только к ученику, как отец, как мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.
Если учитель соединяет в себе любовь к делу, и к ученикам – он совершенный учитель».
Воспитатель: Бойко Галина Ивановна, руководитель творческого объединения «Умелые ручки» (По образованию учитель изобразительного искусства).