«Осенний фестиваль знаний 2024»

Статья "Деятельностный подход в обучении младших школьников на уроках русского языка"

Деятельностный подход в обучении младших школьников на уроках русского языка

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Деятельностный подход в обучении младших школьников на уроках русского языка

Успешность ребенка в учебе зависит от того, насколько он, ребенок, стал субъектом собственной учебной деятельности, научился эту деятельность самостоятельно планировать и реализовывать.

Деятельностный подход в обучении с позиции обучающегося состоит в осуществлении разного вида деятельностей для решения проблемных задач, имеющих для обучающегося личностно-смысловой характер.

Построение процесса обучения в системе развивающего обучения стимулирует ребенка высказывать собственное мнение, внимательно относиться к другому мнению, т.е. проявлять диалогичность, толерантность.
Главным стимулом для формирования мотивов учебной деятельности в системе развивающего обучения является вовлечение обучающегося в учебно-исследовательскую и собственно проектно-исследовательскую деятельность, создание учебных ситуаций, когда перед ребенком возникает познавательная трудность, неожиданное задание или учебная ситуация. Этому же служит в целом разнообразие заданий и предлагаемых видов деятельности. Назову наиболее частотные глаголы, употребляемые в заданиях учебников: докажи, исследуй, сравни, составь, сделай вывод, объясни, ответь на один из вопросов (задание на выбор), составь задание, выполните взаимопроверку и мн. др.

Включаясь в игру, учебную работу в парах и группах, ученики получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками. Этот опыт расширяется, когда школьники в группе или самостоятельно начинают выполнять проекты и исследовательские работы, что предоставляет им возможность проявить творческую инициативу в совместном учебном труде.
Открытие учениками правила (понятия, действия, свойства) в ходе выполнения системы заданий поискового характера, попытка его формулировки, сверка с вариантом учебника, корректировка в случае необходимости.

Например:

Прочитай предложения. Укажи род и форму числа у имён существительных, заканчи­вающихся на буквы шипящих согласных. В ка­ких случаях пишется ь?

  1. Из-за туч выглянул солнца луч.

  2. Сторож взял ключ и закрыл гараж.

  3. Дочь купила для мамы брошь.

  4. Кощей для охраны сокровищ пригласил чудовищ.


Составьте правило «Правописание мягкого знака после букв шипящих согласных на конце имён существительных».

Выбирайте любой вариант помощи: 1-й, 2-й

1-й вариант.

Составьте правило, выбрав нужные слова:

часть речи, имя существительное, число, род, начальная форма, мягкий знак пишется, женский род, мужской род, единственное число, множественное число, после букв шипящих согласных.


2-й вариант.

Составьте правило, опираясь на порядок действий:

1. Нахожу слово, оканчивающееся на букву шипящего.

2. Определяю часть речи.

3. Если это имя существительное, определяю форму числа:

а) множественное число - не пишу ь;

б) единственное число - определяю форму рода:

женский род - пишу ь,

мужской род - не пишу ь.

4. Записываю слово.



Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. В системно-деятельностном подходе категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

На уроках русского языка использую продуктивные задания. Продуктивные задания делятся на устные и письменные.

К устным продуктивным заданиям можно отнести следующие задания:

-задай вопросы по теме урока

-сформулируй тему урока, главную мысль, пункты плана урока

-придумай научно-популярное название уроку

-объясни тему урока младшим детям как можно проще с примерами

Письменные продуктивные задания:

-запиши слова на новое изучаемое правило,

-составление опорного сигнала (символа, схемы, таблицы, словаря опорных слов по данной теме),

- придумать метафоры, загадки, стихотворение по теме,

- раскрой тему урока в форме сказки и т.д.

Одним из видов таких заданий являются задания на группировку.

Эти задания занимают ведущие позиции и создают благоприятные условия для того, чтобы ученик обдумывал связи, которые существуют в изучаемом грамматическом и орфографическом материале. При этом я подбираю такой языковой материал для упражнений на группировку, чтобы можно было рассмотреть языковые явления с разных точек зрения с целью отработать логико-грамматические операции по классификации языкового материала.

Например.

Задание:

- Сгруппируйте слова по определенному признаку. Предложите несколько вариантов группировки.

Голубь, солнышко, окно, степь, дядя, письмо, травушка, колесо, дедушка, яблоня, рожь.

В результате предложенные слова группируются:

по наличию звонких, глухих согласных в начале слова;

по родам;

по склонениям;

по наличию орфограмм;

по количеству слогов.

Также использую методы постановки учебной проблемы: подводящий к теме диалог.

Система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока.

Мотивирующие приемы.

Яркое пятно: сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки и др. интригующий материал.

Актуальность: обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

А также методы решения учебной проблемы: побуждающий к гипотезам диалог.

Тема: Правописание существительных с суффиксами –чик, -щик.

груз буфет

- От данных слов образуйте новые слова при помощи суффиксов – чик, -щик.

(Работа в группах. Варианты ответов могут быть разные. )

- Задание выполняли одно, а почему получились разные варианты? (осознание противоречия)

- Почему так вышло?

- Чего мы не знаем?

- Какой будет тема урока?

Здесь используется побуждающий диалог.


Для повышения эффективности обучения важно создавать проблемные ситуации. Это стимулирует у учащихся умение самостоятельно преодолевать трудности, развивает мыслительные операции, активизирует учебный процесс.

Тема: «Сложные слова».

Исправить ошибки в словах и обозначить орфограммы: варабей, лисник, мухолофка. При проверке выясняется, что у одних уч-ся 1 корень в слове мухоловка, а у других – два.

-А что, существуют слова с двумя корнями?

- Какой вопрос возникает? (Сколько корней в слове мухоловка?)

Выясняют значение слова (ловит мух), рассказ, показ иллюстрации.

-Как же быть? (Подобрать однокоренные слова)

-Давайте подберем однокоренные слова к слову мух (подбирают), теперь к слову ловит. Так какой первый корень? Второй? Значит, в этом слове 1 или 2 корня? Как бы вы назвали такие слова? (трудные, двукоренные, сложные)

- Почему их назвали сложные? (сложили 2 корня)

- Сформулируйте тему урока.

- Нарисуйте схему сложных слов.


В этой ситуации вопрос (Сколько корней в слове мухоловка?) не совпадает с темой урока – сложные слова. После столкновения двух разных мнений учащихся идет побуждающий диалог, который переходит в подводящий от проблемы диалог, а далее по учебнику сравниваем, правильно ли открыли новый материал.

На уроках русского языка использую проблемную ситуацию со столкновением мнений учащихся. Например, прошу учеников написать слова или предложение на новое правило, определить новую часть речи и т.д. При этом возможна следующая форма организации работы в классе: один или два ученика работают у доски, с мнением которых фронтально работающий класс может не согласиться. При отсутствии знаний по новой теме, это задание, как правило, вызывает разброс мнений учеников. В этот момент и возникает проблемная ситуация с удивлением. Далее организую с классом побуждающий диалог.

Важным в освоении учебных умений являются задания, отмеченные знаком «Учим друг друга». Формирование этого умения проходит много этапов, в результате ученик сам формулирует задание к самостоятельно найденному материалу, дети договариваются об объеме задания, о форме выполнения, консультируются друг с другом и с учителем, где можно найти материал, договариваются о способах организации проверки и взаимопроверки. В такой деятельности, которая обогащает детей опытом, необходимым и для выполнения проектно-исследовательской деятельности, активизируются все умения, требующиеся для реализации этапов любой деятельности.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее