Актуальность профессионального развития педагога дополнительного образования и подходы к наставничеству
Образование всегда отвечает на вызов времени. В контексте динамики развития ценностей и политик главной идеей современного образования стало образование, ориентированное на ребёнка. Поэтому дополнительное образование детей сегодня - это не только значимая и полноправная часть российской образовательной системы, это пространство творческого развития и становления личности ребенка, своеобразная педагогическая лаборатория, где идет постоянный поиск новых и более совершенных педагогических технологий, приемов и методов обучения и воспитания. Главное – это образование по выбору ребенка, значит, оно должно отвечать потребностям и интересам каждого ребенка, быть доступным и обеспечивать успех каждому обучающемуся.
Значение Дворца пионеров и школьников г. Курска в этом контексте - в формировании открытого образовательного пространства, развивающей среды для успешной самореализации ребенка, педагога и родителя. Признавая ребенка высшей ценностью педагогической деятельности, педагоги руководствуются принципом: «Не ребенок для Дворца, а Дворец - для ребенка». Совершенно очевидно, что вопрос профессионального развития педагога дополнительного образования детей становится актуальным.
Утверждение Ушинского «Учитель живет до тех пор, пока он учится…» приобретает особое значение в современных условиях.
Идет активная реализация приоритетных национальных проектов в сфере образования, ведущим принципом дополнительного образования детей становится принцип программоориентированности, применяются формы дистанционной поддержки реализации программ, внесены изменения и дополнения в Федеральный закон «Об образовании в РФ» по вопросам воспитания обучающихся, персонализация дополнительного образования определяется ведущим трендом образования XXI века. В таких условиях важным является научно-методическое сопровождение разработки и реализации дополнительных общеобразовательных программ, постоянное консультирование и методическое сопровождение педагогов.
Политика в области дополнительного образования определила миссию методической работы Дворца, которая главным определяет: создание условий для успешной работы педагогического коллектива в режиме развития, приоритет педагогической компетентности и творческих поисков коллектива, создание атмосферы заинтересованности в профессиональном росте.
Стратегическими ориентирами для выполнения миссии и планирования научно-методической работы в учреждении определены «Национальная система учительского роста (НСУР)» и Профессиональный стандарт педагога - документы, в содержание которых заложена интеграция учительского (педагогического) роста и непрерывного повышения профессионального мастерства как направлений личностного и профессионального развития педагогических работников.
Механизмы развития профессионального роста педагогов во Дворце пионеров и школьников разнообразны: работа в 14 методических объединениях разных направленностей, инновационная деятельность (в 2019-2021 учебном году реализация 5 программ, включенных в систему персонифицированного финансирования), обучение на курсах повышения квалификации, в том числе в дистанционном режиме, активное участие педагогов в работе внутриучрежденческих структур, участие в научно-практических конференциях, семинарах, конкурсах, стажировочных площадках, создание собственных публикаций, аттестация.
Все эти формы имеют свои преимущества, но имеются и недостатки: эпизодичность прохождения курсов, недостаточность курсов по разным направленностям дополнительного образования, время проведения - в учебный период, что влечет проблемы с выполнением образовательной программы. Казалось бы, больше привилегий у дистанционных курсов повышения квалификации: возможность пройти их в удобное для педагогов время, выбрать темы по интересующим и наиболее актуальным вопросам, однако платная основа и владение не всеми педагогами в достаточной степени ИКТ создают определенные проблемы.
Хорошим инструментом профессионального и методического роста для всех является педагогический конкурс. Содержание конкурсных испытаний и критерии оценки, разработанные в соответствии с обобщенными трудовыми функциями Профстандарта, заставили педагогов более компетентно представлять свои взгляды, позиции, методические разработки с точки зрения современных тенденций развития системы дополнительного образования детей.
Дворец пионеров и школьников – активный участник и победитель грантовых Всероссийских и региональных конкурсов (Общероссийского профсоюза образования «Арктур», региональные конкурсы инновационных образовательных проектов, Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания на соискание премии «За нравственный подвиг учителя» -диплом 2-й степени, 2019 г.).
Педагоги Дворца ежегодно участвуют в городских и областных конкурсах профессионального мастерства «Сердце отдаю детям». Победителями конкурсов стали Гладкова Д.А. (Гран-При - областной конкурс, 2019 г), Денисова М.В (2 место - муниципальный и областной конкурсы, 2020 г.), Ворсина О.Я (1 место - региональный этап Всероссийского конкурса «Учитель здоровья России - 2020»). Помимо этого педагоги участвуют в конкурсах инновационных дополнительных общеобразовательных программ: (Завьялова Ю.В. - «Основы архитектуры и дизайна» - 1 место в областном конкурсе; Скатова Н.А.-«Рукоделие» - дипломант городского конкурса).
Конкурс является не только способом продемонстрировать свои способности в достижении качественного результата, но и условием обнаружения каких-то затруднений, «дефицита профессионализма», что может быть стимулом формирования потребности в профессиональном совершенствовании. Участвуя в конкурсе, педагоги совершенствуют свое самообразование, под которым понимается «познавательная деятельность человека, которая осуществляется им добровольно, управляется самим человеком и необходима для осознанного совершенствования каких-либо качеств индивида».
Но здесь возникает основное противоречие современного образования: быстрый темп приращения знаний и ограниченные возможности их усвоения человеком. И, несмотря на то, что каждый обязан сам поддерживать свой профессиональный рост и личное развитие, факторы неопределенности и риски всегда будут существовать в условиях многочисленных инноваций. В этих условиях важной становится проблема наставничества.
Идея наставничества стала прорабатываться в новом аспекте с 2013 года,
с момента разработки Профессионального стандарта, основной смысл
которого установка требований к качеству педагогического труда.
Возобновление практики наставничества определена и президентом РФ в майских указах 2018 года. В свете этих документов Путин В.В. поручил правительству «обеспечить вхождение России в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования», «создать условия для развития наставничества…» и «создать систему непрерывного обновления работающими гражданами уже имеющихся профессиональных знаний и приобретения ими новых навыков».
Формирование высококвалифицированного педагогического коллектива через наставничество поддерживается Е.Ямбургом, одним из руководителей группы разработчиков нового профессионального стандарта педагога. По его выражению, педагог «сегодня должен уметь работать как офлайн, так и онлайн», поэтому возникает идея новых компетенций, чтобы обеспечить профессиональный рост педагогов». Но это функция и методиста. Однако функции методиста и наставника не единообразны. Методист в дополнительном образовании – это руководитель определенного направления деятельности, его миссия - в поддержке каждого педагога. Наставником же называют лицо, которое передает знания и опыт, значит, в образовательном учреждении наставник передает свой педагогический опыт и профессиональное мастерство. Разделяя эти функции, Е. Ямбург называет методиста «индивидуализатором», а наставника - «интегратором».
На проблеме наставничества акцентирует внимание и Концепция развития дополнительного профессионального (педагогического) образования (2020 г.). Выделяя группу педагогических работников, показывающих недостаточный (неудовлетворительный) уровень владения компетенциями, в документе предлагается особый подход к обеспечению их профессионального развития - «обязательное методическое сопровождение осуществления профессиональной деятельности, в том числе с педагогом-наставником».
Востребованностью внедрения наставничества является: адаптация молодых специалистов в новом коллективе и недостаточность их практического опыта, многим педагогам старшего поколения, получившим профессиональное образование в советское время, тоже приходится учиться практически заново, осваивая современные технологии обучения или испытывать кризис профессионального роста в ситуации профессионального выгорания.
Педагог-наставник нужен и обучающемуся для поддержки на пути социализации, взросления, в раскрытии потенциала и возможностей саморазвития и профориентации.
В настоящее время в систему образования активно внедряются дистанционные образовательные технологии. А это выявило затруднения педагогов в использовании информационно-коммуникационных технологий и современных гаджетов, организации онлайн-обучения, взаимодействии с обучающимися в дистанционном режиме. И молодым специалистам, и педагогам, имеющим большой стаж работы, приходится осваивать новые знания, умения, компетенции. Поэтому наставничество рассматривается как комплекс психологической и методологической помощи и поддержки педагогам, детям и родителям для создания комфортной и стабильной развивающей среды, для организации успешного образовательного процесса.
Поддерживая курс на возрождение наставничества, В.В. Путин называет наставничество «персональной огранкой» талантов человека. Значит, о наставничестве можно говорить не только между различными категориями сотрудников, но и в работе с одаренными детьми. Истинный наставник поможет раскрыть дарования и не потерять ни одного талантливого ребенка.
Четко наметился курс на возрождение, поддержку, внедрение и развитие наставничества, значит, в учреждении необходима системная работа, чтобы наставничество стало постоянным в развитии педагогической среды.
Для развития профессиональной среды наставничества во Дворце пионеров и школьников есть все предпосылки. Из общего количества педагогических работников 45,3 % - специалисты высшей и первой квалификационных категорий, а это уже кандидаты в наставники. Педагоги, участвующие в мероприятиях сетевого взаимодействия, стажировочных площадках на базе Дворца пионеров и школьников, в рамках которых реализуется не только профессиональное обучение, а опережающее профессиональное развитие, могут включаться в ресурс наставников.
Методами и техниками «сопровождение», «обеспечение», «мотивирующая поддержка», «покажи-сделай», характерными для наставничества, владеют методисты и опытные педагоги, и, наконец, богатые педагогические традиции, в которых находят истоки современные идеи, передаются педагогами, имеющими многолетний опыт работы в учреждении, и в наставничестве они сыграют не последнюю роль, ведь ценности, опыт и традиции передаются не компьютерными программами, а только от человека к человеку.
Поэтому наставничество как особый подход к обеспечению профессионального развития и роста педагогов станет приоритетным направлением работы в методической деятельности Дворца.
Литература
-Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся” (ред. от 08.12.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021)
- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- - Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726 ‑ р)
-Проект Концепции развития дополнительного профессионального образования, Министерство просвещения РФ. 2020
Всероссийский форум «Наставник 2018» [email protected] или [email protected]
- Е.А. Ямбург «О наставничестве»[email protected] или [email protected]