Сталинская коллективизация сельского хозяйства

Разработка урока по теме "Сталинская коллективизация"(10 класс ) содержит инновационные формы урока,разнообразные виды индивидуальной и групповой работы.

Олимпиады: Физика 7 - 11 классы

Содержимое разработки

Разработка урока учителя истории Республиканского медицинского лицея-интерната г.Донецка Ткаченко Елены Леонидовны.

Тема урока: « Коллективизация сельского хозяйства в СССР».

Цели урока: формировать навыки работы с историческими документами; развивать умения обучающихся систематизировать и анализировать полученную информацию, аргументированно выражать своё мнение и делать самостоятельные, обоснованные выводы; способствовать совместной плодотворной деятельности обучающихся. Тип урока: комбинированный.

Задачи урока: выявить причины введения и усвоить сущность курса на сплошную коллективизацию, определить методы политики ликвидации кулачества как класса; проследить экономические, социальные и политические последствия создания колхозов, развеять миф о геноциде украинского народа.

Основные понятия: коллективизация, колхоз, репрессии, раскулачивание, голодомор.

Оборудование: 1.Презентация учителя.

2.Карта « Экономическое развитие СССР в 20-30-е гг.».

3.Учебник «История России 10 класс, ч.1», карточки-задания.

4.Фотодокументы. Иллюстрации.

5.Исторические документы («Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации» от 30 января 1930 года; воспоминания очевидцев; статья И.Сталина «Головокружение от успехов»; Постановление ЦИК и Совнаркома «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности» от 7 августа 1932 года; статистика 30-х гг. ХХ века).

Используемые педагогические технологии: ИКТ, технология развития критического мышления, приём «корзинка идей», прием «лекция со стопом» (лекция читается дозировано, после каждой смысловой части ставится проблемный вопрос, дается какое - либо задание во время «стопа»),интерактивный плакат, исследовательская работа, решение логических задач.

Ход урока:

I.Организационный момент урока. Объявление темы урока (Слайд 1). Звучит «Марш энтузиастов». Учитель говорит о неразрывной связи изученной на прошлом уроке темы и нынешней.

II.Актуализация опорных знаний учащихся. Проверка домашнего задания по теме «Cталинская индустриализация» организуется в форме самопроверки самими учащимися (класс разделен на варианты, один вариант задает другому вопросы, второй вариант отвечает) или в форме фронтального опроса.

Возможные вопросы:

  1. Почему индустриализация стала первоочередной задачей экономического развития СССР?

  2. Каковы были возможные пути проведения индустриализации?

  3. В чем заключались особенности индустриализации в Советском Союзе?

  4. Каковы были главные источники проведения форсированной индустриализации?

  5. С какими социальными проблемами столкнулась страна?

  6. Назовите положительные и отрицательные итоги индустриализации.

III. Изучение нового материала

Учитель: Воспользовавшись очередным кризисом НЭПа, Сталин объявил о «великом переломе» и «наступлении социализма по всему фронту», об ускоренном превращении СССР в великую промышленную державу, а для этого необходимы были средства. Логическое задание: Давайте подумаем, где советское государство предполагало их взять? Учащиеся отвечают на вопрос, строя свои предположения.(Используется приём «Корзинка идей»).

Учитель: Действительно, сталинское руководство решило экономить на сельском хозяйстве, считая, что находчивые крестьяне выживут. Но оказалось, что в 1927 году возникла кризисная ситуация, вызванная допущенными просчётами. Что же известно об этом? Насколько критичной была ситуация? (Слайд2) Выступление ученика, которому было поручено изучить исторические документы о хлебозаготовительном кризисе.

Примерный текст: «В 1927 году резко ощущалась нехватка промышленных товаров для обмена на зерно. Низкие цены государства на сельскохозяйственную продукцию, неурожай привели к сокращению поставок зерна и других продуктов в город. Горожане раскупают продукты, крестьяне прячут хлеб. Очереди, пустые прилавки становятся обычной картиной. Государство идет на чрезвычайные меры - в деревню для «выколачивания» хлеба отправлены 30 тысяч членов партии. Сам Сталин, правда первый и в последний раз, отправляется в сельскохозяйственные районы Сибири. На местах партработникам разрешили применять чрезвычайные меры к укрывателям хлеба - уголовное воздействие. Иосиф Виссарионович считал, что кризис вызван нарушением экономических пропорций: слабый крестьянин, работяга-единоличник и кулак-саботажник. Поэтому Сталин предлагает все ресурсы бросить на переустройство сельского хозяйства в коллективные хозяйства( колхозы), которые по его мнению более соответствуют социалистическому идеалу. Другая точка зрения принадлежала профессиональному экономисту Николаю Ивановичу Бухарину, который был не против колхозов, но его вариант предполагал, что в Советском Союзе еще долго «основой сельского хозяйства должны быть индивидуальные крестьянские хозяйства», иначе крестьянская масса, которая должна стать опорой, будет сопротивляться. Вопрос проблемного характера: Подумайте, почему Сталин не захотел согласиться с аргументацией Бухарина? Хлеб у крестьян государство не добрало, продавать за границу было практически нечего, планы индустриализации оказались под угрозой. Одним из вариантов решения проблемы было создание колхозов, так, как коллективные хозяйства, с чёткой структурной организацией, находящейся под жёстким государственным контролем, урожай собирали бы быстрее и легче, чем крестьяне-единоличники. (Слайд3) Работа со словарём:

Коллективизация это политика объединения единоличных крестьянских хозяйств в крупные коллективные хозяйства, осуществлявшаяся в конце 20-х – начале 30-х годов ХХ века. (Слайд4)

Учитель: давайте определим причины провозглашения в 1927г. на ХVсъезде ВКП(б) курса на коллективизацию.

Учащиеся получают задание выписать причины коллективизации из учебника в тетрадь. ( стр. 136). Возможные варианты ответов:

  • 1.Отсутствие государственных средств на проведение индустриализации.

  • 2.Возможность провести индустриализацию за счет «внутренних колоний государства», то есть деревни. Проверка выполнения учащимися самостоятельной работы. (Слайд5)

Учитель: Ну, конечно, нельзя однобоко смотреть на цели коллективизации. Обратите внимание на экран ( Слайд 6):

  • Централизованное управление сельским хозяйством

  • Обобществление средств производства

  • Передача земли в коллективную собственность крестьян

  • Повышение эффективности сельскохозяйственного труда

  • Применение в сельском хозяйстве машинного труда

  • «Ликвидация кулачества как класса»


Учитель: Продолжить работу над темой я предлагаю с помощью небольшой лекции, используя «метод стопа». Коллективизация проводилась в несколько этапов: а) добровольный и б) принудительный. (Слайд 7) СТОП! Предположите, где в данной хронологии мог закончиться добровольный этап. Подумайте, чем и кого можно было завлечь в колхозы? Я рекомендую использовать фотоматериалы из предложенного вам комплекта. Отберите те фотографии, которые отражают вашу точку зрения .На самом деле, колхозы для жителей деревни не были новинкой. Их начали создавать еще в 1918 г. СТОП! Какое название имела экономическая политика того времени? Учащиеся отвечают: политика «Военного коммунизма».

Учитель рассказывает, что было определено 3 формы коллективных хозяйств (Слайд 8)

ТОЗ – товарищество по совместной обработке земли (единый посев обрабатываемый совместно)

Артель – совместное крестьянское хозяйство, где в общем пользовании земля, тягловый скот и инвентарь. Коммуна – хозяйство с полным обобществлением орудий труда и уравнительным распределением продуктов производства. В 1926 году колхозы составляли 1% от всех хозяйств и были крайне слабы. К январю1929 года- 4%, к октябрю 1929 года- 8%. СТОП! Почему основная масса крестьян не спешила в колхозы? (Слайд9) Учащиеся отвечают, что одни крестьяне хотели подождать и проверить надёжность такой системы, а другие – быстро разочаровались в коллективном хозяйстве. Учитель приводит пример и показывает фотографию (Баба Нюра привела в колхоз свою корову-кормилицу Зойку)

Пленум ЦК ВКП (б) в апреле 1929 года поддержал сталинскую программу. СТОП! В чём же суть этой программы? Учащиеся отвечают, что суть в форсированной, ускоренной коллективизации. Учитель: НЭП стали сворачивать. 7 ноября 1929 года в газете « Правда» выходит сталинская статья «Год великого перелома», в которой говорилось о «коренном переломе нашего земледелия от мелкого отсталого к крупному и передовому коллективному земледелию». (Слайд 10) А конце декабря 1929 года Сталин объявил о конце НЭПа и переходе к «политике ликвидации кулачества как класса». СТОП! Учитель, обращаясь к учащимся, акцентирует их внимание на возможности предположить ответ на вопрос проблемного характера: Кого же сталинское руководство считало кулаком и почему? Учитель: Давайте рассмотрим и проанализируем диаграмму: (Слайд11) Кулацкими называли крепкие крестьянские хозяйства, которые получали большие прибыли и использовали наёмный труд. Это те, у кого было 2 коровы, 2 лошади, хороший дом. Кулаки составляли всего 4 - 5% сельского населения, а товарного хлеба давали более 25%.) Учитель : Рассмотрите и проанализируйте агитационные плакаты тех лет. В чём главная мысль представленных вашему вниманию плакатов советских плакатов? Какие тенденции развития советского общества они отражают? Работа с агитационной печатной продукцией 30-х годов. (Слайд12) Учащиеся отвечают, что они отражают официальную идеологию коммунистической партии и советского, сталинского государства, формируют общественное мнение. Учитель: В деревне происходили два взаимосвязанных и взаимозависимых процесса: образование колхозов и раскулачивание. СТОП! А в чём их взаимосвязь? Дело в том, что раскулачивание имело цель - обеспечить колхозы надёжной и качественной материальной базой. (Слайд13) Учитель: С конца 1929 года до середины 1930 года было раскулачено более 320 тыс. крестьянских хозяйств, а имущество, стоимостью 75 млн.руб.,было передано колхозам (Слайд14) Учитель: В начале 1930 года началась сплошная коллективизация и в колхозы пошел середняк. СТОП! Почему крестьяне-середняки, пошли массово в колхозы? Учащиеся отвечают, что крестьяне боялись власти. (Слайд15) Учитель: Не существовало четкого определения кулака и зачастую раскулачивали середняка, а для оправдания ввели термин «подкулачник». Например, за 1,5-2 года местные власти на Украине при помощи ОГПУ изъяли из деревни все опасные слои. Норма раскулачивания 5-7 %, на деле раскулачивали до 15-20%.(Слайд 16)

Учитель: 5 января 1930 года выходит Постановление ЦК ВКП (б) «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству» (Слайд 17-18)

Учитель: Страна делилась на три региона. Давайте рассмотрим таблицу ( Слайд 19)

Регионы

Сроки завершения

1.Северный Кавказ, Средняя и Нижняя Волга, Украина, Центрально-Черноземный Район

Осень1930-весна1931

2.Сибирь, Урал, Казахстан

Осень 1931- весна1932

3.Остальные районы

Осень 19321- весна1933

Логическая задача. Учитель: Почему именно этим районам 1 категории предписывалось значительно ускорить темпы коллективизации? Ребята отвечают, что это наиболее плодородные земли, которые дали бы сталинскому режиму и государству хорошие урожаи. Учитель: Методы проведения коллективизации и раскулачивания мы выясним анализируя исторические документы. Воспоминания очевидцев тех событий вы получили для анализа вместе с фотоматериалами, но перед их изучением, прочитайте выдержки из Постановления Политбюро ЦК ВКП(б) от 30 января 1930 года. Работа обучающихся с учебником ( читают текст учебника с.141) и историческими документами.

СВИДЕТЕЛЬСТВА ОЧЕВИДЦЕВ СОБЫТИЙ Аникеев Николай Митрофанович: «На помощь местным властям были направлены 25 тысяч членов партии для организации колхозов. Мой дед и отец рассказывали как у них, в Ярославской области записывали в колхоз: из города приехали трое с угрюмыми лицами в кожаных плащах. Собрание устроили для всех деревенских, наган на стол положили и стали агитировать записываться…Крику было и шуму…А на утро в колхоз пошли все».

Рабочий из Белоруссии написал К. Е. Ворошилову:

" Секретарь райкома в Витебском округе так запарился, что в страхе не отстать и в желании "догнать и перегнать" бухнул весьма срочную телеграмму, что у него, мол, коллективизация проведена на целых 100% и 6 десятых .Так и напечатано 100,6%. Попробуй догнать". 18 июня 1929 г. из станицы Раменская пишет Сталину М. Шолохов: «Жмут на кулака, а середняк уже раздавлен... Народ звереет... И как следствие проведенного нажима на кулака, является тот чудовищный факт, что появились на территории соседнего округа оформившиеся политические банды. Дошло до того, что курей стали обобществлять... Так в одном селе мужики... зарезали 125 кур и в тот же день с семьями поели». Колхозница М.В. Нестеренко из колхоза им. Кирова вспоминает как партийные работники, уполномоченные прибегали к следующим методам шантажа и запугивания: - какую цифру выберешь 24 или 350?-спрашивает уполномоченный. Отец молчит. – «Ты я вижу, прикинулся непонимающим. разъясняю: в колхозе налог 24 рубля в год. а не пойдешь в колхоз - плати сразу 350 руб.... Утром если не прейдешь, мы явимся с описью»

Учитель: Вами сейчас изучены и проанализированы исторические документы. Сформулируйте, какие методы борьбы с кулаками и середняками использовала власть.

Методы борьбы с кулаками . ( Слайд 20)

  • Административное принуждение к вступлению в колхозы

  • Конфискация имущества, построек, средств в пользу колхоза

  • Выселение семей кулаков из родных мест

  • Применение репрессивных мер (вплоть до расстрела ) против крестьян, отказывающихся вступать в колхоз .

Учитель: Как же производилось переселение кулацких семей? (Слайд21) Сообщение учащегося, получившего опережающее задание

Примерный текст: «В малозаселённый край первыми прибывали мужчины, которые строили жильё. На первый случай выдавались «голодные нормы». Люди должны были иметь свой инвентарь и хотя бы одну лошадь на 10 хозяйств. Для перевозки людей наркомат путей сообщения должен был выделить 172 эшелона по 50 вагонов в каждом. Раскулаченный крестьянин прибывал на сборный пункт с личной карточкой (Ф.И.О., год и место рождения, национальность, семья, род занятий, судимости, политическая характеристика и прочее). Для этих пунктов использовались сборные пункты военкоматов, лагеря воинских частей и т. д…. В обязанности ОГПУ входила организация пунктов, обеспечение охраны, учёт кулаков. Вагоны были оборудованы печью, окнами, 3 вёдрами. На вагон приходился староста и помощник, для обеспечения порядка. На станции двери вагона плотно закрывали, но во время движения приоткрывались. Комендант эшелона мог без предупреждения, проводить обыски, а в случае побега охрана открывала огонь. Сборные пункты и эшелоны были забиты репрессированными до предела, а местные власти всё требовали и требовали эшелоны для выселения кулаков».

Учитель: Думаю, что теперь не составит труда ответить на вопросы: какую цель имело раскулачивание и какие проблемы за счёт крестьянства могло решить сталинское руководство?

Учащиеся самостоятельно делают вывод о том, что раскулаченные сталинским режимом пополняли ряды заключённых и становились бесплатной рабочей силой для строек первых пятилеток. К тому же, можно было использовать в качестве основы для материальной базы колхозов имущество и сельскохозяйственную технику раскулаченных.

(Слайд 22 ) Учитель: От колхоза требовалось выполнение обязательств перед государством: плановые поставки сельхозпродукции, оплата работ МТС (машинно-тракторные станции), принадлежавших государству, подоходный налог, и лишь остатки денежных средств и сельхозпродуктов распределялись между колхозниками в зависимости от отработанных ими, так называемых, трудодней. Работа со словарём : Трудодень - мера затрат труда колхозников в общественном хозяйстве и их долевого участия в распределяемых доходах. Недовольство крестьян колхозами было явным, дело доходило до открытых выступлений. Стало ясно, что возможна социальная катастрофа и глава СССР идет на хорошо обдуманный тактический шаг: 2 марта в газете «Правда» появляется статья Сталина «Головокружение от успехов». Всю вину за создавшееся тяжелое положение Сталин переложил на местное руководство, подчёркивая, что «нельзя насаждать колхозы силой».(Слайд 23 ) В целом, коллективизация закончилась к 1937 году.

Учитель: Последствия коллективизации предлагаю записать в ваши тетради и оформить их в виде таблицы. Заполнение таблицы на основе Слайда 24


Положительные последствия

Отрицательные последствия

  • Увеличение поставок хлеба государству

  • Приток в город рабочих рук

  • Ликвидация аграрного перенаселения

  • Созданы условия для индустриализации

  • Сокращение посевных площадей Сокращение сельскохозяйственного производства

  • Уничтожение наиболее квалифицированной рабочей силы на селе Массовый голод 1932-1933 годов


Учитель: Одним из самых тяжёлых последствий коллективизации, без сомнения, был страшный голод, который привёл к человеческим жертвам- смерти взрослых и детей. (Слайд25) Массовый голод был реальной действительностью 1932-33 годов. Но был ли он вызван исключительно политикой коллективизации? (Слайд26) Для объективности ответа о причинах голода, проведём небольшую исследовательскую работу в парах, анализируя полученные вами на уроке исторические документы. Задание: Сформулируйте причины трагедии и запишите их в тетрадь. Ребята, пришло время рассмотреть представленную карту-схему (рассматривают и анализируют) (Слайд27) Думаю, что интересным для вас будет логическое задание. (Слайды 28-29) Учитель: Продолжая исследовательскую деятельность, определите был ли голод геноцидом украинского народа со стороны советского сталинского руководства в СССР? (Слайд30) Учитель: Давайте выслушаем итоги вашей исследовательской работы. Учащиеся докладывают о сделанных ими выводах. (Слайд31) IV.Закрепление полученных на уроке знаний. (Слайд32) V.Итог урока. (фаза рефлексии) (Слайд33) Учитель: что нового вы узнали на уроке, чему научились? VI.Домашнее задание для учащихся: (Слайд 34) учащимся предлагается выполнить творческую работу на выбор: 1.написать эссе на тему « Раскулачивание – трагедия советского крестьянства».

2.провести исследовательскую работу по теме «Проведение сталинской модернизации на Донбассе: успех или трагедия?»











-



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее