Разработка урока информатики по технологической карте.
Тема: Способы записи алгоритмов.
Тема | Способы записи алгоритмов. | |
Цель темы | организация деятельности обучающихся по приобретению теоретических знаний в области алгоритмики и первоначальной практики использования и составления алгоритмов на языке блок-схем | |
Решаемые учебные задачи: | 1) обобщение первоначальных представлений учащихся о понятиях «алгоритм» ; 2) посредством проблемных вопросов побудить обучающихся к самостоятельному осуществлению деятельности учения, постановке учебных целей, контролю и оцениванию процесса и результата собственной деятельности; 3) использовать тематическое содержание урока для формирования личностных потребностей, интересов 4) формирование навыков записи алгоритмов на языке блок-схем. | |
Планируемый результат | Предметные умения | УДД |
- Уметь записывать алгоритм в различных формах. - Уметь выполнять алгоритм, представленный в различных формах. - Уметь видеть место алгоритмов в жизни. - Уметь определять, является ли последовательность действий алгоритмом. - Использовать алгоритмы при решении задач.
| Личностные: стимулировать учащихся к саморазвитию; развивать готовность и способность к самостоятельности; ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. | |
Регулятивные: составлять план и последовательность действий; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. | ||
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; выполнять универсальные логические действия: - выполнять анализ (выделение признаков), - производить синтез (составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием), - устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, - выстраивать логическую цепь рассуждений, | ||
Коммуникативные: при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами. Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений |
Организация учебного пространства. | ||
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
Математика, черчение, физика, изобразительное искусство, повседневная жизнь | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Учебник: Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. ЭОР - презентация “Способы записи алгоритмов” Наглядный и раздаточный материал Редактор блок-схем |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||||||||||||||||||||||||||||
Организационный момент | ||||||||||||||||||||||||||||||
Здравствуйте, ребята! Присаживаемся. Для сегодняшнего урока вам приготовлены листы самооценки, в которые на всех этапах урока вы будете записывать полученные вами баллы. Подпишите их, пожалуйства. Сегодня на уроке мы будем работать в группах. У вас на столах лежат бейджики с ролями.
| Проверяют свою готовность к уроку. | Регулятивные (самоконтроль) Коммуникативные (планирование учеб-ного сотрудничества с учителем и сверстн.) | ||||||||||||||||||||||||||||
Проверка д/з | ||||||||||||||||||||||||||||||
На прошлом уроке мы знакомились с важнейшим и понятием информатики - алгоритмом, его свойствами, а также понятием СКИ. - Вам было задано д/з. Это задание встречается в заданиях ГИА и проверяет ваше умение составлять алгоритм, зная СКИ. (слайд 2-4) Презентация. Напротив этапа проверка д/з впишите ответы на задачи, которые вы решали дома. Готово? Посмотрим на экран. Разберём задачи. (Наводящие вопросы по задаче) Сравните свой ответ в оценочном листе и на доске. Если есть ошибки, исправьте. Сравните свой ответ и поставьте баллы согласно критериям. |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний | ||||||||||||||||||||||||||||||
Эти задачи решались при помощи алгоритмов, дайте определение - алгоритм - Посмотрите на экран и скажите, данная последовательность является алгоритмом? (слайд 5) Инструкция получения кипятка.
- Как должна выглядеть последовательность, чтобы её можно было назвать алгоритмом? -Сколько свойств алгоритма вы знаете? Назовите их, пожалуйста Слайд 6 Я предлагаю вам выполнить следующее задание: вспомните эти свойства и сопоставьте их названиям соответствующую на ваш взгляд формулировку, посмотрев задание на экране. Вам необходимо поставить в соответствие свойство с пояснением. Каждый заполняет свой лист самооценки, а затем, когда вся группа будет готова, поднимаете руку Дополнительный бонус получает команда, быстрее справившаяся с заданием.(слайд 7) Свойства алгоритма
- Давайте посмотрим на ключ к заданию "Свойства алгоритма" (показать ответы) слайд 7 и поставим баллы за это задание по критериям в свои оценочные листы.
| Учащиеся дают понятие
- Эта последовательность действий не является алгоритмом. Нарушена последовательность действий.
| Коммуникативные (умение выражать мысли) Регулятивные (планирование, целеполагание) Логические УУД(построение логической цепи) | ||||||||||||||||||||||||||||
Подведение к теме и цели урока | ||||||||||||||||||||||||||||||
Сейчас мы вернёмся к нашему алгоритму "Приготовления кипятка" и ответим на вопрос какое свойство алгоритма было нарушено?" С помощью чего записан этот алгоритм?"( слайд 8). - Как вы думаете, можно ли еще какими-либо способами записать алгоритм? -Предположите название темы нашего урока, с чем нам предстоит познакомиться сегодня? -Да, вы правы, сегодня мы с вами должны выяснить, а какими ещё способами можно представить алгоритм? Тема сегодняшнего урока "Способы записи алгоритма". А как мы будем достигать эту цель?
| Предположения учащихся и формулирование темы и цели урока
Учащиеся записывают тему и знакомятся с целью урока. |
| ||||||||||||||||||||||||||||
Объяснение нового материала | ||||||||||||||||||||||||||||||
Чтобы выяснить какие способы записи алгоритма существуют, посмотрите на свои столы. У вас лежат карточки с различными алгоритмами. Скажите на сколько групп можно разделить эти алгоритмы и почему? А сейчас посмотрите в ваш опорный конспект и ответьте, кто был прав? Итак, скалько способов записи алгоритмов существует? Я предлагаю вам поработать в группах. Каждая группа, используя текст учебника, заполняет таблицу по своему способу записи алгоритмов, согласно критериям.
На подготовку вам дается 3 минуты, и на рассказы спикеров –не более 2 минут. Подведем итог – какой способ самый универсальный? Почему? Сделайте общий вывод. язык блок-схем и алгоритмические языки мы с вами более подробно изучим на наших уроках. Наилучшей наглядностью обладают графические способы записи алгоритмов слайд 16; самый распространенный среди них – блок-схема) слайд 17 Блок-схема представляет собой графический документ, дающий представление о порядке работы алгоритма. Здесь предписания изображаются с помощью различных геометрических фигур, а последовательность выполнения шагов указывается с помощью линий, соединяющих эти фигуры.
|
| Коммуникативные (умение выражать мысли) Регулятивные (планирование, целеполагание) | ||||||||||||||||||||||||||||
|
| Коммуникативные (умение выражать мысли) Логические УУД(обобщение) | ||||||||||||||||||||||||||||
| | Логические УУД(анализ) | ||||||||||||||||||||||||||||
|
| Логические УУД (самостоятельное создание способов решения) | ||||||||||||||||||||||||||||
| |
| ||||||||||||||||||||||||||||
|
| Коммуникативные (умение выражать мысли) Регулятивные (планирование, целеполагание) Общеучебные (самостоятельное создание алгоритмов деятельности). | ||||||||||||||||||||||||||||
|
| Логические УУД(анализ) Коммуникативные (умение выражать мысли, слушать, вести диалог) Общеучебные
Общеучебные Познавательные.
Регулятивные (самоорганизация, контроль, коррекция)
| ||||||||||||||||||||||||||||
|
| Коммуникативные (умение выражать мысли) Общеучебные. | ||||||||||||||||||||||||||||
|
| Познавательные (постановка и решение проблемы). Общеучебные (моделирование). Личностные (применение нового материала при решении бытовых задач) | ||||||||||||||||||||||||||||
Формирование практических навыков | ||||||||||||||||||||||||||||||
Мы с вами еще не раз будем составлять блок-схемы как в тетради, так и с помощью компьютера, используя текстовый процессор Word. И другие программ, а сегодня я хочу познакомить вас с прогрммой. Редактор блок схем.
| Учащиеся включают ноутбуки и программу «редактор блок-схем» |
| ||||||||||||||||||||||||||||
Домашняя работа | ||||||||||||||||||||||||||||||
П. 2.2, вопросы, РТ №112 или п.2.2 + составить алгоритм нахождения корней квадратного уравнения в виде блок-схемы (по желанию). Обратить внимание, что домашнее задание 2 уровня дает больше баллов в оценочный лист на следующем уроке.
| Настрой на дальнейшую работу, возвращение к уроку. | Познавательные (постановка и решение проблемы). Общеучебные | ||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия | ||||||||||||||||||||||||||||||
Наш урок подходит к концу, подсчитайте набранное количество баллов и поставьте по критериям оценку за урок.
| Анализирую свою деятельность, оценивают степень освоения материала. Внутренне ставят себе отметку. | Общеучебные Регулятивные (оценка) Личностные (степень правдивости при рефлексии) | ||||||||||||||||||||||||||||
Подведение итогов урока | ||||||||||||||||||||||||||||||
Завершая наш урок, я хотела бы взять у вас интервью. Незаконченные предложения: Сегодня на уроке я узнал…. Самым полезным для меня было…. Умение составлять и записывать алгоритм мне пригодится…….. - Вернемся к нашей цели, как вы считаете удалось ее достигнуть? О них более подробно мы будем говорить на следующих уроках, ведь знание языков программирования необходимо для сдачи ГИА и ЕГЭ.
|
Фиксируют ожидаемую отметку, определяются с вопросами по разбору карточек на следующем уроке. |
Регулятивные (оценка) |