«Зимний фестиваль знаний 2025»

Способы записи алгоритмов.

Разработка урока информатики по технологической карте по теме "Способы записи алгоритмов."

Олимпиады: Информатика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Разработка урока информатики по технологической карте.

Тема: Способы записи алгоритмов.


Тема

Способы записи алгоритмов.

Цель темы

организация деятельности обучающихся по приобретению теоретических знаний в области алгоритмики и первоначальной практики использования и составления алгоритмов на языке блок-схем

Решаемые учебные задачи:

1) обобщение первоначальных представлений учащихся о понятиях «алгоритм» ;

2) посредством проблемных вопросов побудить обучающихся к самостоятельному осуществлению деятельности учения, постановке учебных целей, контролю и оцениванию процесса и результата собственной деятельности;

3) использовать тематическое содержание урока для формирования личностных потребностей, интересов

4) формирование навыков записи алгоритмов на языке блок-схем.

Планируемый результат

Предметные умения

УДД

- Уметь записывать алгоритм в различных формах.

- Уметь выполнять алгоритм, представленный в различных формах.

- Уметь видеть место алгоритмов в жизни.

- Уметь определять, является ли последовательность действий алгоритмом.

- Использовать алгоритмы при решении задач.


Личностные: стимулировать учащихся к саморазвитию; развивать готовность и способность к самостоятельности; ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные: составлять план и последовательность действий; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; выполнять универсальные логические действия:

- выполнять анализ (выделение признаков),

- производить синтез (составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием),

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,

- выстраивать логическую цепь рассуждений,

Коммуникативные: при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами. Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений


Организация учебного пространства.

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Математика, черчение, физика, изобразительное искусство, повседневная жизнь

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Учебник: Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.

ЭОР - презентация “Способы записи алгоритмов”

Наглядный и раздаточный материал

Редактор блок-схем


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Присаживаемся. Для сегодняшнего урока вам приготовлены листы самооценки, в которые на всех этапах урока вы будете записывать полученные вами баллы. Подпишите их, пожалуйства.

Сегодня на уроке мы будем работать в группах. У вас на столах лежат бейджики с ролями.


Проверяют свою готовность к уроку.

Регулятивные (самоконтроль)

Коммуникативные (планирование учеб-ного сотрудничества с учителем и сверстн.)

Проверка д/з

На прошлом уроке мы знакомились с важнейшим и понятием информатики - алгоритмом, его свойствами, а также понятием СКИ.

- Вам было задано д/з. Это задание встречается в заданиях ГИА и проверяет ваше умение составлять алгоритм, зная СКИ. (слайд 2-4) Презентация.

Напротив этапа проверка д/з впишите ответы на задачи, которые вы решали дома. Готово? Посмотрим на экран. Разберём задачи. (Наводящие вопросы по задаче)

Сравните свой ответ в оценочном листе и на доске. Если есть ошибки, исправьте.

Сравните свой ответ и поставьте баллы согласно критериям.



Актуализация знаний

Эти задачи решались при помощи алгоритмов, дайте определение - алгоритм

- Посмотрите на экран и скажите, данная последовательность является алгоритмом? (слайд 5)

Инструкция получения кипятка.

  1. Открыть кран.

  2. Налить в чайник воду.

  3. Поставить чайник на плиту.

  4. Зажечь спичку.

  5. Ждать, пока вода не закипит.

  6. Поднести спичку к горелке.

  7. Выключить газ.

- Как должна выглядеть последовательность, чтобы её можно было назвать алгоритмом?

-Сколько свойств алгоритма вы знаете? Назовите их, пожалуйста

Слайд 6

Я предлагаю вам выполнить следующее задание: вспомните эти свойства и сопоставьте их названиям соответствующую на ваш взгляд формулировку, посмотрев задание на экране.

Вам необходимо поставить в соответствие свойство с пояснением. Каждый заполняет свой лист самооценки, а затем, когда вся группа будет готова, поднимаете руку

Дополнительный бонус получает команда, быстрее справившаяся с заданием.(слайд 7)

Свойства алгоритма

  • Разбиение алгоритма на шаги Дискретность;

  • Использование алгоритма для решения однотипных задач Массовость;

  • Получение правильного результата за конечное число шагов Результативность;

  • Каждый шаг алгоритма должен входить в СКИ и быть записан на понятном языке для исполнителя Понятность.

  • Все команды алгоритма истолковываются исполнителем однозначно; Определенность.

- Давайте посмотрим на ключ к заданию "Свойства алгоритма" (показать ответы) слайд 7 и поставим баллы за это задание по критериям в свои оценочные листы.






Учащиеся дают понятие


- Эта последовательность действий не является алгоритмом. Нарушена последовательность действий.


Коммуникативные (умение выражать мысли)

Регулятивные (планирование, целеполагание)

Логические УУД(построение логической цепи)

Подведение к теме и цели урока

Сейчас мы вернёмся к нашему алгоритму "Приготовления кипятка" и ответим на вопрос какое свойство алгоритма было нарушено?"

С помощью чего записан этот алгоритм?"( слайд 8).

- Как вы думаете, можно ли еще какими-либо способами записать алгоритм?

-Предположите название темы нашего урока, с чем нам предстоит познакомиться сегодня?

-Да, вы правы, сегодня мы с вами должны выяснить, а какими ещё способами можно представить алгоритм? Тема сегодняшнего урока "Способы записи алгоритма".

А как мы будем достигать эту цель?










Предположения учащихся и формулирование темы и цели урока


Учащиеся записывают тему и знакомятся с целью урока.


Объяснение нового материала

Чтобы выяснить какие способы записи алгоритма существуют, посмотрите на свои столы. У вас лежат карточки с различными алгоритмами. Скажите на сколько групп можно разделить эти алгоритмы и почему?

А сейчас посмотрите в ваш опорный конспект и ответьте, кто был прав?

Итак, скалько способов записи алгоритмов существует?

Я предлагаю вам поработать в группах.

Каждая группа, используя текст учебника, заполняет таблицу по своему способу записи алгоритмов, согласно критериям.

Способ записи алгоритма

Словестный

Графический

На алгоритмическом языке

Правила записи




Достоинства




Недостатки





На подготовку вам дается 3 минуты, и на рассказы спикеров –не более 2 минут.

Подведем итог – какой способ самый универсальный? Почему?

Сделайте общий вывод.

язык блок-схем и алгоритмические языки мы с вами более подробно изучим на наших уроках.

Наилучшей наглядностью обладают графические способы записи алгоритмов слайд 16; самый распространенный среди них – блок-схема) слайд 17

Блок-схема представляет собой графический документ, дающий представление о порядке работы алгоритма. Здесь предписания изображаются с помощью различных геометрических фигур, а последовательность выполнения шагов указывается с помощью линий, соединяющих эти фигуры.




Коммуникативные (умение выражать мысли)

Регулятивные (планирование, целеполагание)



Коммуникативные (умение выражать мысли)

Логические УУД(обобщение)



Логические УУД(анализ)



Логические УУД

(самостоятельное создание способов решения)





Коммуникативные (умение выражать мысли)

Регулятивные (планирование, целеполагание)

Общеучебные (самостоятельное создание алгоритмов деятельности).



Логические УУД(анализ)

Коммуникативные (умение выражать мысли, слушать, вести диалог)

Общеучебные
















Общеучебные

Познавательные.












Регулятивные (самоорганизация, контроль, коррекция)








Коммуникативные (умение выражать мысли)

Общеучебные.



Познавательные (постановка и решение проблемы).

Общеучебные (моделирование).

Личностные (применение нового материала при решении бытовых задач)

Формирование практических навыков

Мы с вами еще не раз будем составлять блок-схемы как в тетради, так и с помощью компьютера, используя текстовый процессор Word. И другие программ, а сегодня я хочу познакомить вас с прогрммой. Редактор блок схем.


Учащиеся включают ноутбуки и программу «редактор блок-схем»


Домашняя работа

П. 2.2, вопросы, РТ №112

или п.2.2 + составить алгоритм нахождения корней квадратного уравнения в виде блок-схемы (по желанию).

Обратить внимание, что домашнее задание 2 уровня дает больше баллов в оценочный лист на следующем уроке.


Настрой на дальнейшую работу, возвращение к уроку.

Познавательные (постановка и решение проблемы).

Общеучебные

Рефлексия

Наш урок подходит к концу, подсчитайте набранное количество баллов и поставьте по критериям оценку за урок.


Анализирую свою деятельность, оценивают степень освоения материала. Внутренне ставят себе отметку.

Общеучебные

Регулятивные (оценка)

Личностные (степень правдивости при рефлексии)

Подведение итогов урока

Завершая наш урок, я хотела бы взять у вас интервью.

Незаконченные предложения:

Сегодня на уроке я узнал….

Самым полезным для меня было….

Умение составлять и записывать алгоритм мне пригодится……..

- Вернемся к нашей цели, как вы считаете удалось ее достигнуть?

О них более подробно мы будем говорить на следующих уроках, ведь знание языков программирования необходимо для сдачи ГИА и ЕГЭ.



Фиксируют ожидаемую отметку, определяются с вопросами по разбору карточек на следующем уроке.


Регулятивные (оценка)


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее