УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ШАХТЁРСКА
МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ
КОНСПЕКТ УРОКА
ПО ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ 3 КЛАССА
НА ТЕМУ: « сПОСОБЫ зАПИСИ аЛГОРИТМОВ»
Автор Козориз Ольга Леонидовна, Шахтерская общеобразовательная школа I-III ступеней № 1, учитель информатики
|
2017
Тема урока: Способы записи алгоритмов
Класс: 3
Цели:
Образовательная:
Повторить и закрепить у учеников понятия “алгоритм действия”, “команда алгоритма”;
Познакомить со способами записи алгоритмов;
Научить составлять, записывать разными способами алгоритм, выполнять их; подбирать наиболее подходящий способ записи алгоритма.
Развивающая:
Развивать логическое мышление учащихся, память, внимание, воображение, кругозор, познавательную активность, способность быстро воспринимать информацию.
Воспитательная:
Воспитывать у учащихся самостоятельность, активность, интерес к предмету, любовь к природе и труду, правила поведения при работе за компьютером, культуру поведения в коллективе и мини-группах.
Методы обучения: Словесный, наглядный, элементы частично-поискового.
Оборудование: презентация; команды для составления алгоритма; раздаточный печатный материал.
Программное обеспечение: компьютерный класс, презентация, программа графического редактора «Paint».
ФОПД: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Тип урока: Учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма учебного занятия (нетрадиционная) – урок-путешествие.
Ход урока
1. Организационное начало урока (2 мин.).
Добрый день! - это удачи мы желаем всем, друзья.
Здравствуйте – здоровы будьте!
Без здоровья нам нельзя.
Слова эти золотые нужно сердцем говорить,
И добра желать всем людям,
И самим добрее быть!
Улыбнитесь и садитесь.
Я рада вас видеть. На уроке нам потребуется: ручка, тетрадь. Вы узнаете много нового.
2. Формулирование тему урока, цели достижения учебных задач.
2.1 Мотивация учебной деятельности
Сегодня утром, когда я шла в школу, встретила почтальона, который попросил передать письмо для 3 класса (Приложение 1): Мы жители волшебной планеты. Наша планета населена инопланетными существами. Есть предположения, что жители планеты – потомки роботов, спасшихся с неизвестного космического корабля. Мы отличаемся прямодушием и гостеприимством, но очень капризны и обидчивы. Разгадайте ребус и узнаете как называется наша планета. Прилетайте к нам. Мы вас ждём.) Вы хотите узнать, что в нём? Давайте его прочитаем. С какой планеты пришло письмо? Как вы думаете, какая тема нашего урока? А чему мы будем с вами учиться? Сегодня вы узнаете о способах записи алгоритмов и научитесь составлять алгоритм, используя их.
На уроке вы должны быть внимательны, собранны, сосредоточены.
3. Актуализация опорных знаний
Сегодня мы проведём необычный урок информатики. Ребята, мы отправимся в сказочное виртуальное путешествие на ЛЕТАЮЩЕЙ ТАРЕЛКЕ. А теперь закройте глазки. (ВКЛЮЧИТЬ МУЗЫКУ)
Открываем глаза. Посмотрите, куда мы попали? Перед нами карта планеты АЛГОРИТМОВ. Но, что такое? Посмотрите, она закрыта на замок. Какой большой. Вы хотите туда попасть? Для того, чтобы открыть замок нам нужно подобрать пароль. Для этого вы по очереди будете отвечать на вопросы и за правильный ответ, будет открываться цифра пароля.
3.1. «Заморочки из бочки»
1. Что такое команда?!
2. Исполнитель - это..?
3. Алгоритм – это..?
4. Для чего нужны алгоритмы?
5. Какие Исполнители вам знакомы?
6. Какие бывают алгоритмы?
7. Алгоритм, записанный для компьютера – это..?
Молодцы! Давайте проверим, откроется ли наш замок и попадём ли мы в королевство?! Да.
4. Изучение нового материала.
4.1. Беседа
Посмотрите, на какую сказочную планету мы попали. Мы будем путешествовать вместе с жителями этой планеты Янтом и Бобом. Знакомьтесь. Это роботы, которые, как вы знаете, исполняют алгоритмы. Они помогут нам выполнить задания урока. У нашей планеты Алгоритмов есть 4 станции, по которым мы отправимся в путешествие. На каждой их них мы будем выполнять задания. Ну как, постараемся выполнить задания?
4.2 Рассказ с демонстрацией
Сейчас мы отправимся на станцию № 1 которая называется «Знайка». Здесь мы узнаем, какие же способы записи алгоритма существуют. Вы знаете, чтобы описать действия надо разбить его на части, а части называют шагами. В начале алгоритма принято записывать команду “НАЧАЛО”, а в конце – команду “КОНЕЦ”. Алгоритм можно записать 4-мя способами: словесным, графическим, блок-схемами и как мы уже сказали, для специальных исполнителей - программы (для компьютера).
4.3. Постановка проблемы
И первое наше задание «Посади дерево». Посмотрите внимательно на карту. Здесь растут цветы, фрукты. А деревьев мало, давайте каждый посадим дерево. Если каждый из нас посадит дерево, представьте, как зазеленеет эта планета.
1. Пронумеруй рисунки по порядку и составь задание для Боба: запиши команды алгоритма “Посади дерево”. (Упр.1) |
4.4. Поиск решений
Давайте рассмотрим рисунки. Что на них нарисовано? Как пронумеруем действия?
(РАБОТА НА ДОСКЕ)
ПОСАДИ ДЕРЕВО
Начало
Принеси лопату, лейку и саженец
Выкопай ямку
Поставь саженец в ямку
Засыпь ямку землёй
Налей воды в лейку
Полей саженец
Отнеси лопату и лейку
Конец
Вы увидели на доске два способа записи алгоритма. Первый способ, который записан словами – это словесный способ записи алгоритма, а второй, с помощью картинок- графический. Посмотрите на эту схему. Здесь тоже записан алгоритм. Но для него использовали 3-й способ записи алгоритма - блок-схема. Каждая фигура имеет своё значение, и робот Боб раздаст вам памятку. Итак, рассмотрим, что означает каждая фигура.
Мини-итог: Алгоритм, команды которого изображены рисунками – графический способ записи алгоритма. Алгоритм, команды которого записаны словами - словесный способ. Алгоритм, команды которого записаны в специальных фигурах - блок-схема. Из чего состоит алгоритм? Какая команда первая? Какая команда (последняя)? Мы справились с этим заданием? Чему вы научились, выполняя это задание? (разбивать действия на шаги, составлять алгоритм, познакомились с двумя способами записи алгоритма). А где вы можете в нашей жизни встретить словесный способ подачи алгоритма, а где графический?
4.5. Физминутка
К нам в гости пришёл робот. Робот хочешь выполнить с нами физкультминутку? Встали все.
Раз подняться, потянуться,
Два согнуться, разогнуться,
Три в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире.
Пять руками помахать,
Шесть за парту сесть опять.
5. Первичная проверка понимания изученного.
5.1. работа в парах
Сейчас мы отправимся на станцию № 2, которая называется “Фруктовый сад”, а сопровождать нас будет инопланетянин Янт. Задание №2:
2. Помоги Янту съесть банан. Составь алгоритм. (Упр. 2) Каким способом подан алгоритм?! |
Ребята мы с вами посадили деревья и они дали свой урожай. Давайте поможем Янту насладиться первыми плодами. Итак, составьте алгоритм «Съешь банан». Выполнять это задание будем в парах (у каждой парты свой способ записи).
СЪЕШЬ БАНАН
Начало
Вымой руки
Возьми банан
Очисти банан
Съешь очищенный банан
Выбрось кожуру в урну
Конец
Мини-итог: Давайте проверим. У кого получился точно также? Каким способом подан алгоритм на компьютере?! А каким задали вы? Чему вы с вами научились, выполняя это задание? (составлять алгоритм правильных действий Янта). Можно идти дальше?
5.2 Работа в группах
Мы прибыли на Станция № 3 “Почемучка”. А знаете ли вы, что в переводе с латинского языка банан называется означает «фрукт мудрого человека» Банан — это ягода. Банановое растение — крупнейшее растение, не имеющее твердого ствола. И в мире существуют красные бананы – просто они не выносят перевозки. Здесь нас ждут всё те же инопланетяне Янт и Боб. Мы им помогли посадить деревья и собрать урожай. А теперь посмотрим, чем же они будут заниматься дома. Сейчас вы будете работать в группах по 4 человека. Вам нужно составить алгоритм предложенного вам на листочке действия, расставляя команды по порядку (Упр. 3). Посовещайтесь в группе (вполголоса) и составьте алгоритм. Затем выберите из группы одного ученика, который зачитает нам полученный алгоритм. Время выполнения ограничено. (Группам предлагаются разные алгоритмы:
Заправить кровать.
Прочитай книгу.
Завари чай.
Собрать портфель.
Мини-итог: Чему вы научились, выполняя это задание? (Составлять алгоритм действия и подавать его нужным способом). Каким способом представлен алгоритм? Мы уже прошли 3 станции и многому научились. Можно идти дальше?
6. Закрепление новых знаний и способов действий на компьютере.
Мы прибыли на Станцию № 4 под названьем “В мире сказок”. Здесь наши друзья встретили Незнайку. Давайте научим Незнайку выполнять алгоритм, записанный графическим способом, и подарим Незнайке лес деревьев. Итак, задание № 4.
Выполни задание по алгоритму. (Упр. 4) |
Что нарисовано на картинках? (этапы рисования ёлочки)
6.1.Правила ТБ при работе с компьютером.
Но для начала мы вспомним правила работы за компьютером.
6.2. инструктаж выполнения работы.
1. Выбери инструмент «прямоугольник».
2. Нарисуй ствол будущего дерева.
3. Выбери инструмент «многоугольник».
4. Нарисуй 3 треугольника. У основания большой, второй средний и третий – по меньше. Соблюдай линию оси.
5. Раскрась рисунок.
6. Выбери инструмент «выделение прямоугольной формы» и выдели своё ёлочку.
7. Выполни команду: правка – копировать - вставить. Повтори это действие 5 раз.
8. Дорисуй тропинку и раскрась землю.
9. Сохрани рисунок.
6.3. разминка для глаз
6.4 Выполнение практической работы
Мини-итог: Чему вы научились, выполняя это задание? (ВЫПОЛНЯТЬ АЛГОРИТМ, записанный графическим способом). Какой командой заканчивается любой алгоритм? (КОНЕЦ) Вот и время нашего путешествия заканчивается. Мы прошли все станции и успешно справились со всеми заданиями, предложенными жителями планеты Алгоритмов. Янт и Боб прощаются с нами. Полетим на нашей летающей тарелке обратно в класс. Закрываем глаза. (МУЗЫКУ ВКЛЮЧИТЬ, ЗАКРЫТЬ ШТОРЫ). Открываем глаза.
7. Подведение итогов урока и информация о домашнем задании.
7.1. «Открытый микрофон»
В какую страну мы путешествовали? С какими героями познакомились? Что нового вы узнали сегодня на уроке и чему научились? (Сегодня вы узнали, что действие можно описать с помощью алгоритма, что алгоритм состоит из команд, учились составлять и выполнять алгоритмы.)
Какие цели мы ставили в начале урока? Выполнили задуманное? Молодцы, нам удалось выполнить цели урока, потому что вы были внимательны, сосредоточены и активны.
Кто сегодня приходил к нам гости? Робот Боб и Янт предлагает вам следующее д/з по желанию:
поиграть на перемене в игру «РОБОТ»;
составить алгоритм по управлению роботом и на перемене поиграть в игру “РОБОТ”;
составить свой алгоритм любого действия и представь его 3-мя способами.
8. Рефлексия.
Ребята у вас у каждого на столах лежит по 2 человечка. Один мальчик (ПОКАЖИТЕ), который обозначает радость, успех, удовольствие, интерес. А другой – девочка (ПОКАЖИТЕ), обозначает трудности, преграды. Если вам на уроке было интересно, легко, понятно, то возьмите в руки оранжевого человечка. А если трудно и что-то осталось непонятно, то зелёного. Поднимите над головой и возьмите его на память.
Всем спасибо за урок! Все были молодцы!