Тема урока: Понятие алгоритма, его свойства. Способы записи алгоритмов.
Класс: 9 класс.
Место в теме: 1 урок.
Тип урока: комбинированный – изучение новой темы и первичное закрепление изученного материала.
Цель: изучение основных понятий раздела «Алгоритмизация и основы программирования», знакомство со свойствами и способами записи алгоритма.
Задачи:
Образовательные: знакомство с основными понятиями темы «Алгоритм», знакомство с формами записи алгоритмов, научиться определять является ли последовательность действий алгоритмом, научится записывать алгоритм в различных формах, научится выполнять алгоритм, представленный в различных формах, научиться видеть место алгоритмов в жизни.
Воспитательные: воспитывать аккуратность и внимательность, творческий подход к выполнению работы;
Развивающие: развивать память, внимание, мышление.
Техническое оснащение урока: проектор, доска.
Программное обеспечение: платформа Google Meet для проведения урока в дистанционном формате.
План урока
I. Организационный момент (2 минуты).
II. Изучение нового материала с использованием презентации (20 минут).
III. Физкультминутка (3 минуты).
IV. Практическая работа (12 минут).
V. Подведение итогов урока (3 минуты).
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный момент | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(Слайд 1) -Здравствуйте ребята! Прошу всех настроиться на новый урок и получение новых знаний! Проверьте, все ли готовы к уроку? Итак, начнем сегодняшний урок. | Положительный настрой на урок. Проверяют свою готовность к уроку. | Регулятивные (самоконтроль) Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(Слайд 2) - Заходя домой, мы открываем дверь. Заходя в кабинет, мы открываем дверь. Давайте откроем дверь и на наш урок. Для этого нужно составить последовательность действий для открывания двери.
| Ученики составляют алгоритм устно. Алгоритм открывания двери. •Достать ключ из кармана •Вставить ключ в замочную скважину •Повернуть ключ 2 раза против часовой стрелки •Вынуть ключ | Коммуникативные (умение выражать мысли) Регулятивные (планирование, целеполагание) Логические УУД (построение логической цепи) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Что будет если мы поменяем 1 и 3 действие местами? Каков будет результат после выполнения последовательности действий? Почему дверь не откроется? | Учащиеся меняют 1 и 3 действие местами и приходят к выводу, что дверь не откроется. - Нарушена последовательность |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Определение темы урока и постановка целей урока | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(Слайд 3) «Историческая справка» Перейдите по следующей ссылке и посмотрите видеоурок о величайшем ученом из города Хорезма, https://www.youtube.com/watch?v=WxD5ffQzfLQ Как можно назвать последовательность действий, направленную на достижение определенной цели? Действительно, последовательность действий, направленная на достижение цели, называется алгоритмом. Тема нашего занятия «Понятие алгоритма, его свойства. Способы записи алгоритмов» (Слайд 4) Сегодня мы познакомимся с понятием алгоритма, его свойствами, особенностями создания алгоритма и формами его представления. (Слайд 5)
| Просмотр видеоурока. Алгоритм. Учащиеся записывают тему и знакомятся с целью урока. Записывают определение алгоритма в тетрадь. | Коммуникативные (умение слушать, анализировать) Коммуникативные (умение выражать мысли) Регулятивные (планирование, целеполагание) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Открытие нового | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мы познакомились с понятием алгоритма. Как бы вы называли процесс создания алгоритма? Такой процесс мы называем алгоритмизацией. Кто может выполнять алгоритм? Как, всех перечисленных, можно назвать одним словом? Запишем эти определения в тетрадь. (Слайд 6) Приведите свои примеры алгоритма. Несмотря на значительное различие в сути самих действий этих примеров, можно найти в них много общего. Эти общие характеристики называют свойствами алгоритма. (Слайд 7) | - Описание последовательности действий, создание алгоритма, алгоритмика - Человек, животные, машины. - Исполнитель. Записывают определения в тетрадь. Алгоритмизация-процесс разработки алгоритма для решения задачи. Исполнитель - тот, кто будет выполнять алгоритм. Учащиеся по одному приводят пример алгоритма. Знакомятся со свойствами алгоритмов и фиксируют их в тетради. | Коммуникативные (умение выражать мысли) Логические УУД(обобщение) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Скажите, если я вас попрошу выполнить алгоритм, написанный на китайском языке, к чему это может привести? Какие правила при составлении алгоритма мы должны соблюдать. Поэтому при разработке алгоритма мы будем соблюдать следующие правила. (Слайд 8) | -Не сможем выполнить или выполним не то, что просили. Формулируют правила и записывают их в тетрадь. - Алгоритм должен быть представлен в форме, понятной человеку, который его разрабатывает. - Алгоритм должен быть представлен в форме, понятной тому объекту, который будет выполнять алгоритм. | Логические УУД (анализ) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Каким образом мы можем представить алгоритм?
| -Написать, сказать, нарисовать и т. д. | Логические УУД (самостоятельное создание способов решения) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дана последовательность действий. Подготовка к рисованию (Слайд 9) 1. Открыть баночку с краской 2. Окунуть в банку кисть 3. Надеть халат 4. Рисовать на бумаге 5. Расстелить бумагу на столе -Будет ли она алгоритмом? -Что нужно сделать, чтобы получился алгоритм? Прочитайте, что у вас получилось. (Слайд 10) Как бы вы назвали такую форму записи алгоритма? Первая форма - Словено-описательная (словесная) | - Эта последовательность действий не является алгоритмом. Нарушена последовательность действий. - Поменять действия местами. Алгоритм «Подготовка к рисованию» 1. Надеть халат 2. Расстелить бумагу на столе 3. Открыть баночку с краской 4. Окунуть в банку кисть 5. Рисовать на бумаге -Текстовая, словесная. Фиксируют первую форму в тетрадь, записывают пример. | Коммуникативные (умение выражать мысли) Регулятивные (планирование, целеполагание) Общеучебные (самостоятельное создание алгоритмов деятельности). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вашему внимаю представлен рисунок. (Слайд 11)
Что изображено на рисунке? Можно ли эту последовательность действий назвать алгоритмом? Назовите каждое действие. Где в жизни вы встречались с подобными алгоритмами? Как назовем такую форму представления алгоритма? Вторая форма - графическая Существует несколько способов графического представления алгоритма - это рисунки и блок-схемы. Познакомимся с блок-схемами. (Слайд 12) Блок - схема
Составим алгоритм посадки дерева, используя язык блок-схем. Предлагается выполнить самостоятельно с помощью составителя онлайн диаграмм Progr@m4you https://programforyou.ru/block-diagram-redactor. Сравниваем результаты (с помощью демонстрации экрана) (Слайд 13) | Устная работа в форме диалога. -Посадка дерева. -Можно, т. к. последовательность четко определена, действия понятны. Перечисляют действия по порядку. Приводят примеры. - Рисованная, графическая. Фиксируют в тетрадь с примерами. Фиксируют в тетрадь.
Сравниваем результаты, если необходимо делаем коррекцию блок-схемы. | Логические УУД(анализ) Коммуникативные (умение выражать мысли, слушать, вести диалог) Общеучебные Познавательные. Регулятивные (самоорганизация, контроль, коррекция) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Кто или что может выступать в качестве исполнителя алгоритма? - В какой форме нужно записать алгоритм, чтобы его понял компьютер? Третья форма - программа (Слайд 14) Программа-это алгоритм, записанный на языке понятном компьютеру. | - Человек, машина и т. д. - С помощью команд, программ. Фиксируют в тетрадь. | Коммуникативные (умение выражать мысли) Общеучебные. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Решим задачу. Представьте, что вы ухаживаете за двумя лошадьми. (Слайд 15) - Перед вами стоят 3 ведра разных размеров. Первое заполнено водой, два других пусты. Нужно напоить двух лошадей, дав каждой по 4 литра воды. - Ваши предложения. - Предложенное решение можно наглядно представить в виде таблицы, используя сервис Google Таблицы. (Слайд 15)
- Запишем следующую форму представления алгоритма Четвертая форма - табличное представление алгоритма. В качестве примера оформим решение данной задачи. | Пытаются решить задачу. Предлагают ответы. Ученик, получивший правильный ответ демонстрирует решение в форме предложенной таблицы. (Слайд 16)
| Познавательные (постановка и решение проблемы). Общеучебные (моделирование). Личностные (применение нового материала при решении бытовых задач) Коммуникативные (умение работать в команде) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мы много работали, устали. Теперь проверим, хорошие ли мы исполнители? Повторите алгоритм физических упражнений, представленный в следующем видео https://www.youtube.com/watch?v=y3kTgTDhmuE (Слайд 17) | Выполняют упражнения для двигательного аппарата, рук и глаз. | Коммуникативные (умение слушать и слышать) Личностные (самоорганизация) Регулятивные (саморегуляция) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашняя работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
-Прежде, чем приступить к дальнейшей работе, домашнее задание. (Слайд 18) •Выполнить задание 1 и задание 2 веб-квеста «Алгоритмы», расположенного по адресу https://sites.google.com/view/webqwest12/%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F •Подготовить исторические справки об ученых, которые занимались алгоритмами. | Настрой на дальнейшую работу, возвращение к уроку. | Познавательные (постановка и решение проблемы). Общеучебные | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Закрепление материала и определение уровня освоения темы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Практическая работа. Вам предлагается выполнить следующие задания. На выполнение этих заданий отводится 10 минут. Приложение 1. | Самостоятельно выполняют задания (2 варианта) повторяя, систематизируя изученный материал. | Познавательные. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Опросить, кто выполнил 5, 4, 3, меньше 3 заданий, и познакомить с критериями оценки. Проанализировать ожидаемый результат – степень освоения материала и умение его использовать на практике. | Анализирую свою деятельность, оценивают степень освоения материала. Определяют свой рейтинг в общей массе класса. Внутренне ставят себе отметку. | Общеучебные Регулятивные (оценка) Личностные (степень правдивости при рефлексии) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подведение итогов урока | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(Слайд 19) Критерии оценки практической работы 5 заданий - оценка 5 4 задания - оценка 4 3 задания - оценка 3 Так как этот урок в данной теме первый, то двойки ставить за первые промахи мы не будем. Все молодцы, хорошо поработали на уроке! (Слайд 20) | Фиксируют ожидаемую отметку, определяются с вопросами по разбору карточек на следующем уроке. | Регулятивные (оценка) |
Приложение 1.
ФИО__________________________________________________________
Вариант №1
Задание 1. Вставь недостающие слова в определение.
Алгоритм – это ___________________________________ направленная на __________________________________________________________
Задание 2. Лена любит картошку со сметаной. Расставь по порядку действия ее мамы:
Посолила картошку Бросила картошку в кипяток Зажгла газовую плиту Очистила картофель Купила в магазине картофель и сметану Погасила огонь и слила кипяток Полила картофель сметаной Положила картофель на тарелку Налила воду в кастрюлю и поставила ее на огонь
Впиши номера действий__________________________________________________
Задание 3. Является ли данная последовательность действий алгоритмом? Если да, то запишите полученный результат.
Напиши слово ТОРТ
Убери букву справа
Замени букву Р на букву К
Поменяй местами буквы К и Т
Напиши слово
Ответ:_____________________
Задание 4. Дан алгоритм, записанный на языке блок-схем. Заполните таблицу.
|
Задание 5. Запишите алгоритм помещения цветов в вазу двумя способами.
ФИО_______________________________________________________________
Вариант №2
Задание 1. Лена любит чай. Расставь по порядку действия ее мамы:
Залить кипятком заварной чайник Вскипятить воду Накрыть чайник специальной грелкой Ополоснуть кипятком заварной чайник Засыпать в чайник заварку Подождать до полного заваривания 5 минут. Приготовить заварку
Впиши номера действий__________________________________________________
Задание 2. Вставь недостающие слова в определение.
Алгоритм – это ___________________________________ направленная на __________________________________________________________
Задание 3. Является ли данная последовательность действий алгоритмом? Если да, то запишите полученный результат.
Напиши слово ТОРТ
Убери букву справа
Поменяй местами буквы Р и Т
Допиши слева букву К
Напиши слово
Ответ:_____________________
Задание 4. Дан алгоритм, записанный на языке блок-схем. Заполните таблицу.
|
Задание 5. Запишите алгоритм наливания воды в стакан двумя способами.