СПЕЦИФИКАЦИЯ
итоговой комплексной работы по русскому языку
в 6 классах
1. Назначение промежуточной аттестации – оценить уровень общеобразовательной подготовки по русскому языку учащихся 6-х классов общеобразовательных организаций.
2. Документы, определяющие содержание промежуточной аттестации
Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку(Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).
Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05. 1998 г. №1236)
3. Характеристика структуры и содержания аттестационной работы.
Итоговый контроль за курс 6 класса проводится в виде комплексного анализа текста,
направленного на проверку уровня владения предметными компетенциями учащихся 6-х классов. Эта форма аттестации по русскому языку позволяет выявить степень овладения учащимися нужными умениями, получить качественную обобщённую информацию, характеризующую тенденции в состоянии подготовки учащихся по русскому языку и обозначить существующие проблемы в преподавании как предмета в целом, так и отдельных разделов школьного курса:
умение анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения письменной деятельности;
умение оценивать языковые факты с точки зрения нормативности;
умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
умение использовать основные приемы информационной переработки текста;
умение оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления.
Итоговый контроль за курс 6 класса состоит из 12тестовых заданий, направленных на проверку уровня владения предметными компетенциями учащихся 6-х классов
№пп | Проверяемые умения | Баллы |
1 | Орфография и пунктуация (комплекс) | 5 |
2 | Орфография. Чередующиеся безударные гласные в корне | 1 |
3 | Морфология. Неопределенные местоимения | 1 |
4 | Морфология. Отрицательные местоимения | 1 |
5 | Орфография.Правописаниеприставок пре- и при-, приставок на з- и с- | 1 |
6 | Орфография.Правописание суффиксов прилагательных | 1 |
7 | Морфология. Словообразование. Сложные прилагательные, глаголы | 1 |
8 | Орфография.Правописание о-ё после шипящих в суффиксах имен существительных, приставок пре- и при- | 1 |
9 | Орфография.Правописание суффиксов глаголов | 1 |
10 | Морфология. Степени сравнения имен прилагательных. Глагол. | 1 |
11 | Синтаксический анализ простого осложненного предложения. | 1 |
12 | Синтаксический анализ сложного предложения | 1 |
4. Время выполнения работы – 60 минут.
5. Дополнительные материалы и оборудование не требуются
6. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
В комплексной работе, состоящей 12 разнотипных заданий, за каждое правильно сделанное задание № 2-12 выставляется 1 балл. Если при выполнении задания были допущены 1 (и более) грубые ошибки – 0 баллов. Задание №1 имеет комплексный характер и оценивается 5 баллами в зависимости от степени выполнения (смотри таблицу «Ключи»). Максимальное общее количество баллов за всю работу – 16.
Критерии оценки:
«5» - 15-16баллов
«4» - 12-14 баллов
«3» - 8-11 баллов
«2» - 0 – 7 баллов
Кодификатор
элементов содержания и требований к уровню подготовки
обучающихся, окончивших 6 класс. (Комплексный анализ текста)
Кодификатор элементов содержания и требований к уровнюподготовки по русскому языку для составления контрольных измерительныхматериалов промежуточной аттестации (далее –является одним из документов, определяющих структуру исодержание контрольных материалов. Он составлен наоснове Федерального компонента государственных стандартов основногообщего образования по русскому языку.
Данный документ является основой для составления контрольныхизмерительных материалов за 8 класс основной школы по русскому языку ипоэтому построен на принципах обобщения и систематизации учебногоматериала.
Жирным курсивом указываются крупные блоки содержания, которыениже разбиты на более мелкие элементы. Каждый из этих элементовкодификатора представляет собой укрупненную дидактическую единицусодержания обучения, которая может включать несколько тематических
единиц. Во втором столбце указывается код элемента содержания, длякоторого создаются проверочные задания.
Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых на промежуточной аттестации по русскому языку за курс 6 класса основной школы
Перечень элементов содержания, проверяемых на промежуточной аттестации по русскому языку, составлен на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего образования по русскому языку 2004 г.
Элементы содержания,
проверяемые заданиями аттестационной работы
1.Грамматика. Морфология
1.1 Самостоятельные части речи
Грамматика. Синтаксис
2.1Предложение. Грамматическая(предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения
2.2 Второстепенные члены предложения
Распространенные и нераспространенные предложения
Осложненное простое предложение
Сложное предложение
Синтаксический анализ простого предложения
Синтаксический анализ сложного предложения
Орфография
3.1 Употребление гласных букв О/Е(Е) после шипящих и Ц
3.2 Правописание корней
3.3 Правописание приставок
3.4 Правописание суффиксов различных частей речи (кроме-Н-/-НН-)
3.5 Правописание-Н- и-НН- в различных частях речи
3.6 Правописание отрицательных местоимений
3.7 Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи
4. Пунктуация
4.1 Знаки препинания в простом осложненном предложении
4.2Знаки препинания в сложносочиненном предложении
4.3 Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
4.5 Пунктуационный анализ
Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки, проверяемому на промежуточной аттестации по русскому языку за курс 6 класса основной школы.
Доминирующей идеей Федерального компонента государственногообразовательного стандарта по русскому языку является речевое иинтеллектуальное развитие учащихся.
В этом разделе представлен перечень требований к уровню подготовки
обучающихся, проверяемому на экзамене, в соответствии с Федеральнымкомпонентом государственного стандарта основного общего образования 2004 г.
Код требования. | Умения, проверяемые на экзамене | |
1. |
| Различные виды анализа |
1.1 | Опознавать языковые единицы, проводить различные виды иханализа | |
2 |
| Аудирование и чтение |
2.1 | Адекватно понимать информацию устного и письменногосообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную искрытую информацию | |
2.2 | Читать тексты разных стилей и жанров | |
2.3 | Владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным,просмотровым) | |
2.4 | Извлекать информацию из различных источников | |
3 |
| Письмо |
| 3.1 | Соблюдать в практике речевого общения основные лексические, грамматические нормы современного русскоголитературного языка |
| 3.2 | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии ипунктуации |
| 3.3 | Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности. |
Комплексный анализ текста.
Вариант 1
1.В отсветах вечерней зари виднеется зубчатый частокол елей, ветви к…саются земли2.Сгущ…ютсясум…рки и все исчезает во мраке ночи.
3.Но вот выглядывает месяц и мягким светом загоняет потемки в лесную чащу серебр…ным сиянием зал…вает не…большую п…ляну. 4.Н…что не…нарушает тишины.
5.Вдруг хрус…нул снег под чьими…то т…желыми ногами. 6.Это вышаг…вает дымчато…серый лось. 7.Пр…спокойно проб…рается к осинке и белогубой пастью хв…тает пахуч…ю хвою, отфырк…вается.
8.Приск…кал беляк, пр…строился под не…высокой, но ветвистой елкой.9. Осинка помешала лосю, он м…хнул головой и с треском обл…милась ветка. 10.Зайч…к ож…вился грациозно пр…поднялся на задних лапках. 11.А…петитная веточ…ка пр…тяг…вает его. 12.Зайцы всегда подб…рают за лосями побеги осин.
13.Лось стоит среди блестящих от лунного света снегов, жует хвою а рядом зайч…нок грызет лосин…ый подарок. 14.Гореч… осинки косому слаще сахара.
Задания.
Спишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте запятые.
Из предложений 2,3 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
Выпишите из предложений 5-7 неопределенное местоимение.
Из предложения 1-7 выпишите отрицательное местоимение.
Из предложения 1-7 выпишите слово, правописание приставки которого зависит от значения.
Из предложения 1-7 выпишите слово, суффикс которого имеет значение «сделанный из чего-то».
Из предложения 6-7 выпишите сложные прилагательные.
Выпишите из последнего абзаца слово, правописание суффикса в котором соответствует правилу: «После шипящих под ударением в суффиксах имен существительных пишется буква О»
Из 3 абзаца выпишите глагол с чередованием гласной в суффиксе, проверяемой формой 1-го лица настоящего времени.
Из предложений 8-14 выпишите прилагательное в простой сравнительной степени.
Выпишите номера простых предложений, осложненных однородными членами.
Выпишите номера сложных предложений
Ключи.
№пп | Правильные ответы | Баллы |
1 | Безошибочная орфографическая и пунктуационная работа (допускается по 1 незначительной ошибке) | 5 |
| 2 орфографические и пунктуационные ошибки | 2 |
| Более 2 ошибок | 0 |
2 | Касаются | 1 |
3 | Чьими-то | 1 |
4 | Ничто | 1 |
5 | Преспокойно | 1 |
6 | Серебряным | 1 |
7 | Дымчато-серой, белогубой | 1 |
8 | Зайчонок | 1 |
9 | Вышагивает | 1 |
10 | Слаще | 1 |
11 | 3,7,8,10 | 1 |
12 | 2,9,13 | 1 |
Комплексный анализ текста.
Вариант 2
История Каштанки.
1.Стояла зима. 2.Снег падал пуш…стыми хлопьями пр…ятно к…сался лица. 3.Рыжая собач…ка прижал…сь к двери подъезда бе…помощ…но повизг…вала и др…жала от холода. 4.Ей хотел…сь обогрет…ся но н…кто не спешил ей помоч…
5.Вдруг кто…то толкнул дверь. 6.Собака вск…чилаувид…ла не…знакомого человека в кожа…ом пальто. 7.Доверч…во пр…к…снулась она к его руке. 8.Он отр…хнул снег с её спины и пом…нил за собой.
9.Дома он выд…лил ей оловя….ую тарелку блюдце и собака остал…сь жить у него. 10. Незнакомец ок…зался знаменитым артистом цирка Дуровым.
11.История Каштанки описана в известном ра…сказе Чехова. 12.Но не все знают что столяр судился с Дуровым… чтобы в…рнуть собаку. 13.Дуров предл…жил хозяину большие деньги и столяр начал колебат….ся.14.Судья почу…ствовал что столяр не пр…вязан к собаке. 15. Каштанка осталась у артиста.
Задания.
Спишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте запятые.
Из предложений 2-4 слово с чередующейся гласной в корне.
Из 2-го абзаца выпишите неопределенное местоимение.
Из предложений 1-7 выпишите отрицательное местоимение
Из предложения 1-5 выпишите слово, правописание приставки которого зависит от глухости-звонкости последующего согласного.
Из предложения 5-10 выпишите слово, суффикс которого имеет значение «сделанный из чего-то» и является исключением из правила.
Из предложения 9-15 выпишите глаголы в начальной форме
Выпишите из последнего абзаца слово, правописание приставки которого имеет значение «присоединение».
Из 1 абзаца выпишите глагол с чередованием гласной в суффиксе, проверяемой формой 1-го лица настоящего времени.
Из предложений 1-4 выпишите возвратный глагол прошедшего времени женского рода.
Выпишите номера простых предложений, осложненных однородными членами.
Выпишите номера сложносочиненных предложений.
Ключи.
№пп | Правильные ответы | Баллы |
1 | Безошибочная орфографическая и пунктуационная работа (допускается по 1 незначительной ошибке) | 5 |
| 2 орфографические и пунктуационные ошибки | 2 |
| Более 2 ошибок | 0 |
2 | Касался | 1 |
3 | Кто-то | 1 |
4 | Никто | 1 |
5 | Беспомощно | 1 |
6 | Оловянную | 1 |
7 | Жить, вернуть, колебаться | 1 |
8 | Привязан | 1 |
9 | Повизгивала | 1 |
10 | Прижалась | 1 |
11 | 2,3,6,8 | 1 |
12 | 4,9,13 | 1 |