Создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ при реализации инклюзивного образования.
Обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями органично взаимосвязаны и реализуются в специальных образовательных условиях. Важнейшими составляющими этих условий для любой категории обучающихся с особыми образовательным потребностями являются следующие:
наличие адаптированных к особым образовательным потребностям конкретного обучающегося образовательных программ (общеобразовательных и коррекционно-развивающих);
учет особенностей развития каждого ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, в применении специальных методов и средств обучения компенсации и коррекции (в том числе и технических);
создание адекватной среды жизнедеятельности как в условиях класса, школы, так и вне ее;
необходимое участие в образовательном процессе специального педагога соответствующего профиля – это может быть учитель-ассистент либо тьютор; для осуществления гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий в инклюзивной школе для обучающихся с нарушениями развития должны быть предусмотрены ставки врача, медицинской сестры, инструктора лечебной физкультуры.
предоставление психологических и социальных услуг.
Характеристика специальных образовательных условий для детей с ОВЗ
Описание специальных образовательных условий для детей с нарушением зрения.
Главным фактором успешного инклюзивного обучения детей с нарушениями зрения в общеобразовательной организации является создание для них таких образовательных условий, которые бы отвечали всем образовательным потребностям учащихся данной категории и не являлись бы худшими, в сравнении с теми, которые созданы для этих детей в специальной (коррекционной) школе 3и 4 вида.
Для учащихся с нарушениями зрения специальная образовательная среда в общеобразовательной организации предусматривает:
наличие нормативно-правового обеспечения организационных, материальных, кадровых, содержательных аспектов процесса инклюзивного образования в общеобразовательных организациях;
обеспечение индивидуального подхода в удовлетворении общих и специальных образовательных потребностей учащегося с нарушением зрения с учетом состояния зрения, наличия медицинских ограничений и/или противопоказаний; образовательного уровня учащегося и его образовательных потребностей;
обеспечение безбарьерности окружающей предметной, архитектурной, а также коммуникативной, информационной и дидактической сред;
наличие учебно-методического обеспечения и технического оснащения для осуществления образовательного процесса для учащихся с нарушениями зрения в общеобразовательной организации;
обеспечение специального психологического сопровождения учащегося с нарушением зрения на всех этапах инклюзивного обучения;
обеспеченность инклюзивного образовательного процесса психолого-педагогическими кадрами, владеющими знаниями об особенностях познавательной деятельности, общения, социального взаимодействия, передвижения и ориентировки в пространстве и о других специфических особенностях незрячего/слабовидящего человека; способных трансформировать и адаптировать учебный процесс, содержание, формы и методы учебной и воспитательной работы в соответствии с этими знаниями; владеющих необходимыми профессиональными компетенциями для удовлетворения всех имеющихся у незрячего и слабовидящего учащегося образовательных потребностей;
наличие благоприятного психологического климата в общеобразовательной организации, доброжелательных отношений сотрудничества и взаимоуважения между всеми участниками образовательного процесса, готовности зрячих учащихся к волонтерской помощи, поддержке и товарищеским отношениям с учащимися с нарушениями зрения.
Школьной нормативной основой инклюзивного обучения ребенка с нарушением зрения является адаптированная образовательная программа.
В соответствии с действующим Законом об образовании, адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц с инвалидностью с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (ФЗ, ст.2, п.п. 28).
Адаптированная образовательная программа строится на базе основной образовательной программы (ООП) и в соответствии с особенностями и соответствующими им особыми образовательными потребностями ребенка с нарушением зрения и учитывает: разнообразные проблемы речевого развития; специфику формирования и реализации мыслительной деятельности; специфические проблемы памяти; ослабленную познавательную активность; нарушения в становлении и развитии всех компонентов моторной сферы (в том числе для формирования навыков письма, чтения); ограниченное и замедленное восприятие, снижение скорости переработки всех видов информации; пробелы в знаниях об окружающем мире и межличностных отношениях; отклонения от нормы в развитии личности (навыки социального поведения и коммуникации, самоидентификация и самооценка и др.).
Заключение ПМПК должно содержать результаты мультидисциплинарного обследования учащегося с нарушением зрения. Должны быть получены объективные данные о его физическом развитии, развитии психомоторики, когнитивном развитии, социальном и эмоциональном развитии, речевых и коммуникативных возможностях, навыках пространственной ориентировки, уровне развития школьных навыков и общеучебных умений, наличие сформированных компенсаторных механизмов, социальный контекст и информация о семье. По каждой позиции должно быть дано не только описание, но и сформулирован прогноз, указаны компенсаторные возможности и указаны ограничения. На основе проведенной диагностики ПМПК должна сформулировать рекомендации к составлению адаптированной образовательной программы и реализации индивидуальной программы реабилитации учащегося с нарушением зрения. Рекомендации должны определять:
а) характер и объем потребностей в поддержке в учебном процессе: в адаптированной образовательной программе должны быть сформулированы общие для всех учащихся или адаптированные или сниженные конечные цели обучения, исходя из реальных возможностей учащегося. Должны ли быть заменены или адаптированы те или иные учебные предметы или их части? Какие коррекционные и коррекционно-развивающие модули должны быть включены в адаптированную учебную программу? Какова потребность ребенка в адаптационной психокоррекционной работе?
б) направления работы по социально-эмоциональному развитию учащегося – развитие уверенности в себе, положительной самооценки; развитие навыков социальной коммуникации; комплекс психолого-педагогических мер по включению в детский коллектив и адаптирование в нем.
Адаптированная образовательная программа обучения на основе рекомендаций ПМПК предусматривает, таким образом, корректировку как самого учебного процесса (сроки, содержание учебного плана, формы и методы обучения), так и корректировку критериев и условий определения результатов обучения для каждого учащегося с нарушением зрения. Также она должна включать комплекс мероприятий по медико-психолого-социально-педагогическому сопровождению.
Для реализации адаптированной образовательной программы и сопровождения учащихся с нарушениями зрения в школе должна функционировать служба комплексного сопровождения учащихся с нарушениями зрения, в задачи которой входит реализация применительно к каждому учащемуся этой категории индивидуальной комплексной программы реабилитации.
Описание специальных образовательных условий для детей с нарушением слуха
Включение ребенка с нарушенным слухом в образовательную организацию будет эффективным при наличии следующих составляющих:
1. нормативно-правовая база, регулирующая инклюзивное образование;
2. материально-технические, кадровые и методические ресурсы;
3. социально-нравственный потенциал всех участников образовательного процесса;
4. учет особенностей детей с нарушением слуха;
5. непрерывное и компетентное участие родителей в образовательном процессе.
Методические материалы для педагогов, учителей-предметников, классных руководителей образовательных организаций (серия: «Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях») / О.Г. Приходько и др.. – М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014.