Современные педагогические технологии
Компетентностный подход в современном образовании
- Компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.
- Компетентность рассматривается как владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
- Рефлексия - процесс и результат осознания совокупности происходящих во время урока деятельностей. Предметом рефлексии может быть как собственная деятельность субъекта рефлексии, так и любая другая деятельность на уроке, в том числе и в их взаимосвязях. От самоанализа рефлексия отличается именно тем, что анализируется не только своя деятельность, но и весь спектр значимых деятельностей.
ПОНЯТИЕ ТЕХНОЛОГИИ
- Метод – путь, способ организации познавательной деятельности учеников Педагогическая технология – система функционирования всех компонентов педагогического процесса, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам
- «Технология» - греч. «учение о педагогическом искусстве, мастерстве»
- Методика – как? Технология - как это сделать оптимально?
- Технологии, в рамках которых осуществляется субъектный подход, создаются ситуации для рефлексии и самостоятельной деятельности учащихся, развития ключевых компетенций учащихся можно определить как рефлексивно-деятельностные технологии
По ведущей функции в педагогическом взаимодействии ( интерактивные методы):
- методы организации коммуникации (прогноз погоды, поменяемся местами, заверши фразу);
- методы организации обмена деятельностями (метаплан, мастерская будущего, аквариум, перекрестные группы);
- методы организации мыследеятельности (четыре угла, чье это?, выбор, логическая цепочка);
- методы организации смыслотворчества (заверши фразу, алфавит, работа с понятиями, интеллектуальные качели, аллитерация понятия);
- методы организации рефлексивной деятельности (рефлексивный круг, мишень, мини-сочинение, ключевое слово и др.)
По организации сотрудничества учащихся :
- методы кооперативного обучения ( обучение в команде, учимся вместе, пила или мозаика);
- интегральная технология ;
- методы проектного обучения ;
- технология педагогических мастерских (индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, разрыв, рефлексия)
По критерию развития мышления учащихся :
- методы мотивации деятельности с новой информацией на основе определения границ своего знания и незнания, актуализации личного опыта (мозговой штурм, прогнозирование по ключевым словам, прогнозирование по названию, восстановление логической цепочки, аллитерация, алфавит);
- методы осмысления содержания (карта идей/понятий, знаю/хочу узнать/узнал, зигзаг, инсерт, двучастный дневник, схема предсказаний, концептуальная таблица, кластер, перекрестная ассоциация, ротация)
- методы размышления и оценки (рефлексии - эссе, рефлексивный круг, рефлексивная мишень, заверши фразу, острова, футбольное поле, телеграмма, чемодан-мясорубка-корзина, ресторан, все у меня в руках, заключительная дискуссия, дерево настроения, мухомор, звезда сбывших ожиданий, ХИМС, яблонька)
- проблемное обучение
- Кейс-технологии
По критерию субъектности учащегося на различных этапах урока :
- в начале урока (дюжина вопросов, составление списка известной информации, аллитерация (алфавит), вопросы по опорным словам, логические цепочки (перепутанные логические цепочки), верные-неверные утверждения, рассказ-предположение по ключевым словам, шапка вопросов, графическая организация материала);
- в ходе урока (двучастный дневник, мозговой штурм, ротация, зигзаг, ЗХУ, кластер, синквейн, перекрестные ассоциации, метаплан, четыре угла, инсерт, проект, дискуссия (ранжирование, в два круга, шкала, перекрестная), концептуальная таблица и др.);
- в конце урока (мишень, заверши фразу, острова, футбольное поле, телеграмма, все у меня в руках, заключительная дискуссия, ресторан, чемодан-мясорубка-корзина, мухомор и др.) [
По критерию использования информационных средств обучения (компьютер):
- Источник информации (интернет);
- Средство демонстрации (объекты, явления, процессы – фото и видеоматериалы);
- Средство моделирования деятельности (виртуальный эксперимент);
- Средство организации контроля и самоконтроля (тесты)
- Компьютерная лекция (мини-лекция, презентация)
- Практическое занятие (выполнение тренировочных упражнений, решение задач)
- Лабораторная работа
- Тестирование (входная, промежуточная, выходная диагностика)
- Программированное обучение (обучающая компьютерная программа).
- ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ
- ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
- ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ
- МОЗГОВОЙ ШТУРМ
- ИНСЕРТ
- 1х2х4
- ДВУЧАСТНЫЙ ДНЕВНИК
- ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПО КЛЮЧЕВЫМ СЛОВАМ, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПО НАЗВАНИЮ
- «КОРЗИНА» ИДЕЙ, ПОНЯТИЙ, ИМЕН...
- АЛЛИТЕРАЦИЯ
- ЗНАЮ-ХОЧУ УЗНАТЬ-УЗНАЛ
- ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ
- ЗИГЗАГ
- МОЗАИКА
- ДЮЖИНА ВОПРОСОВ
- ШАПКА ВОПРОСОВ
- ЗВЕЗДНОЕ НЕБО
- ВЕРТУШКА ОБЩЕНИЯ
- МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА
- РОТАЦИЯ
- СХЕМА ПРЕДСКАЗАНИЙ
- ЧЕТЫРЕ УГЛА
- КЛАСТЕР
- ДИАГРАММА ВЕННА
- КЬЮБИНГ
- СИНКВЕЙН
- КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ
- МАСТЕРСКАЯ БУДУЩЕГО
- АКВАРИУМ
- РОМАШКА БЛУМА
- ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ
- АССОЦИАЦИЯ
- ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОГОВАРИВАНИЕ
- ИНТЕРВЬЮ
ТАБЛИЦА «ТОЛСТЫХ» И «ТОНКИХ» ВОПРОСОВ
Толстые вопросы
Дайте 3 объяснения, почему...? Объясните, почему...':' Почему Вы думаете ...? Почему Вы считаете ...? В чем различие ...? Предположи-те, что будет, если..? Что, если ... ? и др.
Тонкие вопросы
Кто ...? Что ...? Когда ...? Может ..'.' Будет ...? Может ли ... ? Согласны ли Вы... ? Верно ли ...? И
- Спасибо за внимание!