Представление инновационного педагогического опыта учителя начальных классов
«Педагоги не могут успешно кого-то учить,
если в это же время усердно не учатся сами».
(Али Апшерони)
Ребенок ждет встречи со школой, проявляет интерес ко всему, что с ней связано. Как скоро и как успешно он приспособится к новой жизни, во многом зависит от меня. И вот передо мной встал вопрос: как сделать процесс обучения ещё более интересным и продуктивным, чтобы в него были вовлечены практически все учащиеся, чтобы не было среди них скучающих и безразличных. Как создать на уроке такие условия, при которых каждый ученик чувствовал бы свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность?
Я убедилась, что разрешить эти вопросы я смогу, используя современные педагогические технологии.
Многолетняя практика убедила меня в том, что главная миссия учителя на начальном этапе обучения - дать хорошие знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения, развить способность к самопознанию, пониманию своей индивидуальности, сформировать потребность учиться и саморазвиваться. Я согласна с высказыванием Ш. А. Амонашвили: «Необходимо, чтобы ребёнок познавал себя как человека, и его интересы совпадали с общечеловеческими ценностями». Считаю, что добиться этого возможно только при гуманно-личностном подходе к процессу обучения и воспитания путем внедрения в практику учителя современных образовательных технологий.
Сегодня, когда от человека требуется умение принимать нестандартные решения, я стараюсь пробудить в детях способность к творчеству – важнейшему качеству современного человека. Способности у всех разные. Видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия учителя. Поэтому я превращаю свои уроки в совместную творческую деятельность с учащимися.
Я отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации мыслительной деятельности школьников. Мыслительную деятельность ребят стимулирую различными средствами и приемами. Использую методы исследовательского характера, дискуссии, познавательные игры, интегрированные уроки с применением мультимедийных технологий.
За годы своей работы, находясь в постоянном творческом поиске, я научилась сочетать традиционные методы и формы обучения с инновационной практикой. Чтобы идти в ногу со временем, чтобы знания моих учеников соответствовали современным требованиям образования, я использую такие технологии, как: информационно-компьютерные, технологи уровневой дифференциации, здоровьесберегающие, игровые, проектного обучения.
В своей педагогической деятельности активно использую технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса – главным образом технологию личностно-ориентированного подхода в обучении, так как приходится работать одновременно с учащимися, различными по подготовке, особенностям мыслительной деятельности, типам памяти, умению учиться. Использую задания: с наличием образца выполнения, со вспомогательными вопросами, с инструкциями, с применением классификации (предлагается самостоятельно составить схему или таблицу). Применение данной технологии обеспечивает эффективный характер деятельности каждого учащегося, предоставляет возможность оказать школьникам оперативную помощь на любом этапе урока.
Из форм коллективной деятельности использую работу в паре, группах. Данная форма работы на уроках систематизации и обобщения знаний позволяет закрепить материал, проверить уровень знаний, выявить возможные пробелы, устранить их. Применение парной, групповой форм работы на уроках приобретения новых знаний даёт возможность ученику оценить собственные успехи в усвоении нового материала и проверить умение обучать других. Данная технология обеспечивает развитие самостоятельности учащихся, навыка ведения дискуссии, умения публично отстаивать свою позицию.
Внедряю в классно-урочную систему учебно-воспитательного процесса технологию проектирования и технологию развития критического мышления. Это даёт мне возможность: перевести ученика из пассивной позиции в активную и дать ему необходимую свободу для проявления себя, своей самостоятельности.
В процессе обучения использую здоровьесберегающую технологии, которые формируют у учащихся осознанную потребность в ведении здорового образа жизни. Использование данных технологий повышает у учащихся интерес к изучению предметов, развивает внимание, память, оптимизирует процесс обучения.
Считаю, что обучение должно вести за собой развитие и с этой целью в своей практике применяю технологии развивающего обучения. Характер помощи, которую я оказываю ученику, это не прямая подсказка, как выполнить задание, а организация коллективного поиска, при котором ребенок напрягает свой ум в совместной деятельности со мной и товарищами по классу. Даже при минимальном участии в общей работе он чувствует себя соавтором, соучастником в выполнении задания, накапливая умения и развивая способность к самостоятельной деятельности. Это воспитывает у ученика веру в свои силы. Я принимаю ребенка таким, каков он есть, вижу в каждом личность со своими особенностями, складом ума и характера.
Каждый урок строю таким образом, чтобы ученики наблюдали, сравнивали, классифицировали, группировали, делали выводы. Ход познания организую «от ученика». Например, в начале урока ученикам даю неожиданное задание, с чем они до этого не встречались. Я выражаю уверенность, что дети смогут его выполнить, надо только подумать. Эффект неожиданности включает ориентировочно-исследовательскую реакцию. Действует таинственный механизм творчества. Каждый идет своим путем: здесь обучение слито с воспитанием. Какая смелость – взяться за работу с незнакомым материалом! Ведь сказано же: «Вы все сможете!» Далее я рассмотрю вместе с учениками разные способы решения. Ученики сами определят, какое из них более рационально. Моя задача подхватить нужную мысль, направлять и вести учеников в их поиске.
Результатом применения современных образовательных технологий является:
Повышение качества знаний учащихся, развитие способностей каждого ученика;
Приобретение навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность;
Активизация познавательной деятельности и творческой активности учащихся;
Развитие у школьников операционного мышления, направленности на поиск оптимальных решений;
Формирование умения организовать сбор информации и правильно ее использовать;
Формирование у учащихся осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
Таблица 1
Повышаю свое профессиональное мастерство через курсы повышения квалификации
Дата | Учреждение | Тема |
24.03.-12.04.14 | ДВФУ | «Современные технологии начального образования в свете ФГОС НОО второго поколения» |
20.09.- 25.10.16. | ЧОУ ДПО «Центр Знаний» г. Санкт- Петербург | «Практический опыт реализации и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ в соответствии ФГОС» |
Обобщение собственного педагогического опыта реализовано: в публикациях, выступлениях на семинарах, научно-практических конференциях.
Таблица 2
Распространение собственного опыта в области повышения качества образования
Дата | Уровень | Форма | Тема |
17.11.14 | Всероссийский (Публикация на сайте InfoUrok. RU) | Конспект занятия | «Мы жить желаем в мире без пожаров» |
17.11.14 г. | Конспект урока | «Согласные звуки [л], [ л]. Буквы Л, л» | |
13.10.15 г. | Презентация | «Инструменты и приборы» | |
13.10.15 г. | Прокт | «Как живёт растение?» | |
13.10.15 | Метод. разработка | «Дидактические игры на уроках чтения» | |
06.02.17 | Мастер - класс | «Приёмы формирования УУД» | |
01.12.15 | Всероссийский | Конкурс «Умната» | Блиц –олимпиада «Классный руководитель в современной школе» (III место) |
26.04.16 | Фгос - тест | «Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников» (II место) | |
27.10.16 | Вебинар | «Урочная и внеурочная деятельность в свете ФГОС» | |
16.12.15 | «Умение работать с текстом» | ||
22.11.16 | «Готовимся к ВПР» | ||
11.12. 16 | Публикация http://kopilkaurokov. | Обобщение опыта работы «Проблемные моменты на уроках русского языка в начальной школе» | |
27.01.17 | Районный | Мастер – класс | «Педагогические приёмы формирования УУД» |
28.03.14 | Школьный (Пед. совет) | Мастер – класс | «Организация групповой работы на уроке» |
25.03.15 | Обобщение опыта | «Совершенствование образовательного процесса на основе развивающего обучения» | |
26.03.16 | Отчёт по самообразованию | «Формирование оценочной деятельности младших школьников в рамках ФГОС НОО». | |
19.12. 14 | Школьный (МО учителей начальных классов) | Доклад | «Связь урочной и внеурочной деятельности в процессе использования проектной технологии» |
17.02.15 | Мастер – класс | «Цифровые информационные технологии как средства развития познавательной деятельности» | |
21.12.16 | Выступление | «Критерии оценивания групповой и парной работы» |
О результативности педагогической деятельности свидетельствует позитивная динамика достижений учащихся. При 100% успеваемости учащихся наблюдается рост качества их знаний.
Таблица 3
Мониторинг результатов по итогам учебного года
Учебный год | Класс | Кол-во уч-ся | Доля учащихся, освоивших программу | Доля учащихся, освоивших на «4» и «5» |
2014 - 2015 | 1 | 20 | 100 | - |
2015 – 2016 | 2 | 20 | 100 | 65 |
2016 - 2017 | 3(1полугод.) | 19 | 100 | 68 |
Таблица 4
Результаты участия учащихся в олимпиадах, конкурсах
Уч. год | Фамилия, имя учащегося | Класс | Мероприятие | Результат |
2014 - 2015 | Аверьянова Ульяна | 1 | Международная дистанционная олимпиада проекта «Инфоурок» по русскому языку | 2 место |
Ткешелашвили Оля | 2 место | |||
Гайдук Елизавета | 1 | Международная дистанционная олимпиада проекта «Инфоурок» по математике | 2 место | |
2015 –2016 | Аверина Ульяна | 2 | Международная дистанционная олимпиада проекта «Инфоурок» по математике | 2 место |
Гайдук Екатерина | 2 место | |||
Сагидуллина Диана | 3 место | |||
Рагимов Радион | 2 | Международная дистанционная олимпиада проекта «Инфоурок» по русскому языку | 3 место | |
Рагимов Радион | | Международная дистанционная олимпиада проекта «Инфоурок» по литературному чтению | 3 место | |
2016 - 2017 | Аверьянова Ульяна | 3 | Международная дистанционная олимпиада проекта «Инфоурок» по русскому языку | 1 место |
Умаров Тимур | 2 место | |||
| Воронков Богдан | Международная интернет – олимпиада по математике | 1 место | |
| Сатторная Марьяна | 2 место | ||
| Гончарук Егор | 2 место |
В чем же секрет успеха? Он в выборе успешных методов работы. Считаю, что мои выпускники не потеряются в огромном, сложном мире, название которому - жизнь. Знания, приобретенные на уроках, помогут обрести независимость, быть уверенными в себе, своих силах, а это залог их успехов.