«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Современные педагогические технологии - основа достижения качественного образовательного процесса

Современные педагогические технологии - основа достижения качественного образовательного процесса

Олимпиады: ОБЖ 5 - 11 классы

Содержимое разработки

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ – ОСНОВА ДОСТИЖЕНИЯ КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Талбизода Екатерина Сергеевна

Преподаватель иностранных языков

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Орловской области

«Орловский реставрационно-строительный техникум»

Образовательный процесс - это совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом.

Понятие «технология обучения» не является общепринятым в традиционной педагогике. В документах ЮНЕСКО «технология обучения» рассматривается как – «системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования». В последние годы в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство, происходят существенные изменения в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Наиболее важными составляющими этой тенденции являются:

  1. Использование компьютерных средств обучения и телекоммуникационных сетей глобального масштаба.

  2. Творческое решение проблем и индивидуализация образовательных программ.

  3. Личностно-ориентированное взаимодействие учащихся с учителем.

  4. Создание педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания.

  5. Ориентирование на духовное воспитание личности и нравственного облика.

Согласно современным тенденциям психолого-педагогического плана в настоящее время происходит ориентация образовательного процесса на следующие переходы:

  1. От ориентации на среднестатистического учащегося к индивидуализированным программам обучения;

  2. От внешней мотивации обучающихся к их внутренней нравственно-волевой регуляции.

  3. От ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий.

  4. От учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенный материал на практике.

Проблема педагогических технологий во все времена волновала ученых. Она Они становились объектом исследования многих выдающихся педагогов. В настоящее время существует большое количество педагогических технологий. Как сказал Д.Пойа (знаменитый американский математик): «Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей». Это говорит о том, что великое множество учителей, искренне любящих свою профессию и работающих по призванию, могут создать свои собственные технологии, позволяющие давать наиболее полноценные, по их мнению, знания, которые будут применены и наиболее полно раскрыты на практике учащимися в повседневной жизни. Что касается российского образования, в нашей стране действует принцип вариативности, дающий возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. Однако следует отметить, что только технология, одухотворенная своим главным автором – учителем, даст необходимый результат.

Перед любым учителем встает ряд вопросов, на которые ему необходимо ответить перед тем, как он начнет работать по той или иной технологии:

  1. Как создать условия, при которых решение задачи станет значимым для учащегося?

  2. Сможет ли учащийся в силу своего кругозора, полученных ранее знаний и умственных возможностей решить поставленную перед ним задачу?

  3. Получится ли у учащегося самостоятельно добыть новые знания, овладеть ими и в дальнейшем правильно применить?

Из всех известных за всю педагогическую науку технологий хотелось бы выделить наиболее часто встречающиеся в теории и на практике технологии:

  1. Педагогика сотрудничества

  2. Гуманно-личностное

  3. Игровые технологии

  4. Проблемное обучение

  5. Перспективное обучение

  6. Технология уровневой дифференциации

  7. Развивающее обучение

  8. Личностно-ориентированное

  9. Метод проектов

  10. ИКТ + интернет технологии

Конечно, не существует идеальной технологии, которой следует руководствоваться учителю-практику. Поэтому, учителю необходимо применять на практике совокупность нескольких подходов, которые в сумме своей дадут хороший результат. Именно поэтому на своих занятиях я стараюсь применять задания различного рода.

Часто на своих занятиях я применяю «идею группового интеллекта». Учащимся предлагается разделиться на мини-группы из 2-3 человек. Каждая группа вытягивает карточку с темами для различных диалогов, лексику которых учащиеся проработали на прошлых занятиях. В карточке так же указано, как начать диалог, вводные слова, слова для поддержания беседы, как закончить беседу и список лексики, которую необходимо упомянуть в своих диалогах. Таким образом, учащиеся не только обмениваются знаниями в процессе составления диалогов, вспоминают материал предыдущих занятий, но и в процессе прослушивания диалогов своих одногруппников адекватно оценивают их умения, вносят коррективы и активно участвуют в занятии.

Что касается современных девайсов и интернет технологий, учащимся позволено использовать на занятиях различного рода словари и тематические словари, которые существенно сокращают время поиска перевода необходимого слова, а иногда и дают правильное произношение. Поэтому перевод и составление текстов не представляют проблемы для учащихся, которые могут благодаря знаниям грамматики, наличию словаря и творчеству своей мысли, к примеру, составить мини-эссе на любую из предложенных им тем.

Более того, я стараются активно использовать индивидуальный подход к учащимся во время занятий, что является одним из критериев личностно-ориентированной технологии. Реализовать и стимулировать имеющийся природный потенциал учащегося помогают разноуровневые типы заданий. К примеру, преуспевающим учащимся предлагается выполнить задание «выбери нужное слово и заполни им пропуск в предложении», а отстающим учащимся можно выполнить задание с предложенными вариантами ответа.

Хотелось бы особенно отметить «игровые технологии», которые наиболее часто используются при изучении иностранных языков. Игра развивает умственную и волевую активность. Являясь сложным, но одновременно увлекательным занятием, она требует огромной концентрации внимания, тренирует память, развивает речь. Игровые упражнения увлекают даже самых пассивных и слабо подготовленных учеников, что положительно сказывается на их успеваемости. Игры могут быть грамматические, лексические, фонетические, орфографические. Все они способствуют формированию речевых навыков. На своих занятиях я применяю кроссворды, анаграммы, совмещение аналогичных картинок и их нахождение с помощью вопросов, заполнение плана квартиры, диктант «в картинках» и другие.

Ученый А.Франс говорил: «Знания, даваемые насильно, душат разум». Я абсолютно согласна с его утверждением и хочу добавить, что настоящий учитель всегда должен ориентироваться на учащегося, на его способности, его стремление учиться и получать новые знания, а если стремления нет – стимулировать его с помощью различных технологий.


Список литературы:

  1. Педагогические технологии: учебного пособие для студентов педагогических специальностей / М.В.Буланова-Топоркова,А.В.Духавнева,В.С.Кукушин, Г.В.Сучков. – ИКЦ «марТ», 2004. – 335 с.

  2. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М.Коджаспирова. – М., 2005. – 94 с.

  3. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий в 2 томах / Г.К.Селевко. – НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с.

  4. Лихачев, Б.Т. Методологические основы педагогики / Б.Т. Лихачев. – Самара, 1998. –141 с.

  5. Селевко, Г.К. Современные преподавательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 71 с.

  6. Вербицкий, А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А. А. Вербицкий, О. Г. Ларионова. – М.: Логос, 2009. – 336 с.

2


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее