«Осенний фестиваль знаний 2024»

Социальный опрос

Социальный опрос для детей и родителей в школе

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Анкеты для родителей

Тест «Я - родитель, я - приятель?!»

На вопросы этого теста предлагается ответить родителям.

1. Вы смотрите по телевизору фильм, но ваш ребенок требует переключить на другую программу: там выступают рок-музыканты.
Как вы поступите?

а) выполните просьбу и смотрите передачу вместе;

б) просите подождать, так как фильм скоро закончится;

в) не обращаете внимания на просьбу ребенка;

г) злитесь на ребенка за то, что он обратился с такой просьбой.


2. Вы видите в своих детях:

а) людей, равных себе;

б) людей, копирующих вас в молодости;

в) маленьких взрослых;

г) благодарных слушателей.


3. Какую прическу вы предпочитаете?

а) которая больше всего вам подходит;

б) которая отвечает последней моде;

в) которая копирует чью-то прическу;

г) которая копирует стиль ребенка.


4. Немного о возрасте родителей:

а) знают ли дети ваш возраст;

б) вы подчеркиваете возрастную черту между собой и детьми;

в) вы не обращаете внимания на разницу в возрасте между собой и детьми;

г) постоянно требуете признания от детей понимания того, что вы старше.

5. Какого стиля в одежде вы придерживаетесь?

а) стараетесь не отставать в одежде от молодежного стиля;

б) стараетесь одеваться так, как советует ваш ребенок;

в) стараетесь одевать ту одежду, которая вам подходит;

г) следуете своему пониманию стиля.


6. Представьте, что ваш сын-подросток вдел в ухо серьгу или
дочь сделала пирсинг. Как вы поступите?

а) посчитаете это личным делом ребенка;

б) станете подшучивать над его (ее) поступком;

в) признаете, что это стильно;

г) сделаете то же самое.


7. Если музыка звучит в доме на полную громкость:

а) вы затыкаете уши ватой;

б) уменьшаете громкость;

в) миритесь с увлечением своего ребенка;

г) включаете еще громче.


8. Если вы спорите со своим ребенком, то:

а) стараетесь ему не возражать;

б) признаете его правоту;

в) спорите до полной победы;

г) уходите от спора.

9. Ваш ребенок празднует день рождения:

а) вы вместе с ним за одним столом;

б) оставляете ребят одних;

в) обслуживаете детей за столом;

г) уходите из дома.


10.Ребенок идет на дискотеку: .

а) вы идете вместе с ним;

б) вы не разрешаете ему идти;

в) вы выясняете, с кем идет ваш ребенок;

г) вы ограничиваете его во времени.


11.В общении со своими детьми вы:

а) откровенны,

б) закрыты,

в) сдержанны,

г) открыты.


12.В отношениях со своими детьми вы:

а) ведете себя как приятель;

б) как строгий судья;

в) как друг;

г) как родитель.

Оценку результатов теста родители проводят самостоятельно, так как он наглядно выявляет возможные проблемы взаимоотно­шений с детьми-подростками.



Анкета «Ваш ребенок»

С целью изучения характера учащихся, взаимоотношений в семьях ребят можно использовать в анкетировании следующие вопросы:

1.Какие положительные качества характера своего ребенка вы можете назвать?

2.Какие отрицательные качества характера вашего ребенка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?

3.Как ведет себя ваш ребенок дома?

4.Делится ли ваш ребенок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса?

5.Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас в школе?

6.Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребенка?













Тест «Мера заботы о ребенке»

Для определения степени проявления заботы родителей по от­ношению к собственному ребенку можно предложить родителям выполнить следующий тест.

Инструкция

Вам необходимо проанализировать 15 утверждений. Некоторые из утверждений оставляют такое впечатление, что они к воспитанию не относятся. Однако вы должны высказать свое мнение по каждому суждению и выставить свой балл.

Шкала оценок

  1. - категорически не согласен;

  2. - мне трудно с этим согласиться;

  3. - может быть, это и верно;

  4. - совершенно верно. Я с этим согласен.

Утверждения теста

1.Родители должны предвидеть все проблемы, с которыми может столкнуться их ребенок, чтобы помочь ему в их пре­одолении.

2.Для того чтобы быть хорошей матерью, достаточно общения
только с собственной семьей.

3.Маленького ребенка следует всегда держать при себе, чтобы предупредить его падения и ушибы.

4.Если ребенок делает то, что он обязан делать, он находится на правильном жизненном пути.

5.Ребенок не должен заниматься теми видами спорта, которые могут привести к физическим увечьям.

6.Воспитание ребенка - труд тяжелый и зачастую неблагодарный.

7.У ребенка не должно быть тайн от родителей.

8.Если мать не успевает уделять время воспитанию детей из-за собственной профессиональной деятельности, значит, отец плохо содержит семью материально.

9.Любовью родителей ребенка не испортить.

10.Родители должны ограждать ребенка от негативных сторон реальной жизни.

11.Главное, чем должен заниматься ребенок - это учеба. Все остальное в доме в состоянии сделать родители.

12.Мать - главное лицо в доме.

13.Семья должна жить под девизом: «Все лучшее - детям!»

14.Защитить ребенка от любой инфекции можно путем ограни­чения его контактов с окружающими.

15.Родители должны помочь ребенку в определении круга его друзей и приятелей.

Итоги

40 баллов и выше - Все ваши усилия направлены на то, чтобы интересы вашего ребенка были надежно защищены. Однако это вскоре может вызвать его протест. Ваш ребенок личностно зависит от вас, что не способствует формированию его интересов, само­оценки. У него не развивается умение самостоятельно принимать решения и нести свой груз ответственности за них.

25-40 баллов - Вы заняли верную позицию в воспитании своего ребенка. Он получает достаточное количество внимания и заботы старших, но при этом получает возможность проявлять свою неза­висимость и взрослость.

Меньше 25 баллов — Вы мало уделяете внимания вопросам вос­питания своего ребенка. Вас больше волнуют ваши проблемы на работе и супружеские взаимоотношения.







Анкета «Поощрения и наказание»


Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы об использовании в воспитании детей мер поощрения и наказания. Ваши искренние ответы окажут огромную помощь в подготовке содержательного и интересного разговора.

  1. Слушается ли Вас ребенок?        

  2. Как Вы добиваетесь выполнения распоряжения?        

  3. За что Вы наказываете ребёнка?__________________________________

  4. Как Вы наказываете  ребёнка? _________________________________________________________________

  5. За что и как поощряете ребёнка? __________________________________________________________________

Следующие пункты дают возможность кратко, словами «да» или «нет» выразить согласие или несогласие с высказанной мыслью. (Подчеркните слова «Да» или «Нет»).


1.Когда ребёнок виновен, беседую с ним наедине, не выясняю отношения при посторонних. (Да, нет).

2.Сопереживаю, сочувствую своему провинившемуся ребёнку, прощаю его, верю в него. (Да, нет).

3.Ни разу не кричал(а), не наказывал(а) ребёнка. (Да, нет).

4.Не оставляю без наказания ни одного плохого поступка. (Да, нет).

5.Единственное, что действует на моего ребёнка - строгое наказание. (Да, нет).

6.Если только возможно, стараюсь не наказывать ребёнка. (Да, нет).

7.Хвалю ребёнка за каждый успех, наедине и при посторонних. (Да, нет)

8.Когда я в хорошем настроении, нередко прощаю ребёнку то, за что в другое время наказал(а) бы. (Да, нет).

9.Нередко бывает так: я наказываю ребёнка, а муж (жена) тут же начинает упрекать меня в излишней строгости и утешать его (Да, нет).

10.Решение о наказании принимаю только после того, как успокоюсь и выясню позицию ребёнка. (Да, нет).


























Тест на компьютерную зависимость у детей. Тесты для детей и родителей


Вот самый простой тест на компьютерную зависимость у детей для родителей. Ответьте честно на следующие вопросы:

Ваш ребенок:

1. Проводит время за компьютером ежедневно, не пропуская ни дня;
2. Включая компьютер, утрачивает ощущение времени;
3. Никогда не встает из-за компьютера, не завершив игру;
4. Принимает пищу возле монитора компьютера;
5. Не  соглашается с вашим утверждением, что слишком много времени занят компьютером;
6. Не заканчивает игру, пока не достигнет желаемого уровня;
7. Слишком сильно гордится результатами и достижениями в играх и сообщает о них всем окружающим;
8. Не делает уроки, не слушает замечания;
9. Если компьютер сломался, сильно раздражается;
10. Если взрослые отсутствуют дома, все время проводит за компьютером.

Если на 5 вопросов теста вы ответили положительно, то уже вполне можно говорить о компьютерной зависимости ребенка.



Анкета « Определение детей группы риска»

Анкета предназначена для экспресс-диагностики, позволяющей выявить детей групп риска. Ответить на вопросы анкеты предлагается учителям или родителям.

Инструкция: Пожалуйста, отметьте, присущи ли вашему ребёнку (ученику) перечисленные ниже формы поведения. Для этого поставьте «плюс» в соответствующем столбце.


Утверждение

Да

Нет

1

Выполнение порученного дела всегда требует контроля со стороны взрослого



2

Очень переживает перед любой проверочной работой, контрольной, диктантом, экзаменом



3

Решение по какому-либо вопросу принимает с трудом, часто перекладывая его на других



4

Всегда и во всём исполнителен



5

Часто бывает несдержанным



6

Хорошо делает по образцу или по примеру, но свои способы выполнения предлагает редко



7

К успехам или неуспехам в школе относится равнодушно



8

В своих делах и действиях часто надеется на «авось»



9

Правильность и качество своей работы сам не проверяет, доверяя сделать это кому-нибудь другому



10

Часто перепроверяет себя, постоянно что-то исправляет в сделанном



11

Перед выполнением чего-либо ему требуется период «раскачки»



12

При выполнении какой-либо работы может делать её то очень быстро, то очень медленно, постоянно отвлекаясь



13

Выполненную работу совсем не проверяет



14

Иногда проявляются невротические реакции: грызет ногти, кончик карандаша или ручки, теребит волосы и т.д.



15

При выполнении какой-либо работы очень быстро устаёт



16

Всегда и во всём претендует на самые высокие результаты



17

 Часто бывает неаккуратным



18

При необходимости поменять вид работы или род деятельности делает это с трудом



19

Часто не может уложиться во временные рамки при выполнении чего-либо



20

Чаще поддерживает чужую точку зрения, свою отстаивает редко



21

Часто отвлекается при выполнении какой-либо работе



22

В работе часто бывает небрежен



23

Всегда стремится получать только отличные оценки



24

Всегда и во всём медлителен и малоподвижен



25

Обычно в начале делает что-либо быстро и активно, а затем темп выполнения становится всё медленнее и медленнее



26

Старается  всё делать очень быстро, но часто не проверяет сделанное, пропускает ошибки



27

Всегда стремится быть и выполнять всё лучше всех



28

Во время выполнения чего-либо необходимы перерывы для отдыха



29

Постоянно требует подтверждения правильности своего выполнения чего-либо



30

Равнодушен к оценке своей работы



31

Заранее свои действия планирует с трудом



32

Часто жалуется на усталость



33

Всё делает медленно, но основательно




КЛЮЧ:

Группа риска

Ответ «да» на вопросы:

Группа риска

Ответ «да» на вопросы:

Инфантильные

дети

1,8, 13,30

Дети с трудностями произвольности и самоорганизации

12, 19,21,31

Тревожные дети

2, 10, 14, 29

Астеничные дети

15, 25, 28, 32

Неуверенные дети

3, 6, 9, 20

Гипертимные дети

5, 7, 17, 22, 26

Отличники и пер-фекционисты

4, 16, 23, 27

Застревающие дети

11, 18,24,33
























Тест-опросник К. Леонгарда
С помощью этого опросника родственники и люди, заинтересованные в том, чтобы человек меньше работал за компьютером, могут понять, что представляет собой этот «компьютерный раб» и насколько изменилась его душевная конституция. Кроме того, с помощью этого опросника можно определить тайные струны души того, о котором думали, что знаете его как себя самого.
Очень полезно участвовать в этом мероприятии сразу нескольким друзьям, родственникам, это поможет превратить сам процесс в некую игру (что, собственно, отвлекает на некоторое время от компьютера) и сближает людей.
Опросник и его интерпретация приводятся без изменений. Предлагается ответить на каждый вопрос «да» или «нет». Отвечать быстро, долго не раздумывая. Если не согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте «да», если нет, поставьте «нет». Над вопросом долго не думайте, правильных и неправильных ответов нет.
1. Пытаетесь ли вы после того, как отпустили письмо в почтовый ящик, проверить, не осталось ли оно висеть там?
2. Считаете ли вы, что у других людей меньше порядка в делах, вещах, чем у вас?
3. Очень ли вам мешает косо висящая на окне штора или неровно лежащая на столе скатерть, стараетесь ли вы сразу устранить эти недостатки?
4. Выполняете ли вы кропотливую черную работу так же тщательно, как и свое любимое дело?
5. Уйдете ли вы с работы или из дома, если у вас там не все в порядке?
6. Трудно ли вам будет уснуть, если вы целый день размышляли над своим будущим или над какой-либо проблемой?
7. Следите ли вы с большим вниманием, чтобы каждая вещь лежала на своем месте?
8. Есть ли у вас привычка перед сном или перед тем, как уйти, проверять, выключены ли газовые или электрические приборы, хорошо ли заперта дверь?
9. Была и у вас в школьные годы (или есть в настоящее время) привычка переписывать листы бумаги, тетради, если вы в них допустили ошибки и без исправлений не обойтись.
10. Возникала у вас мысль против собственной воли броситься под поезд или выброситься из высоко расположенного окна?
11. Стремитесь ли вы как можно добросовестнее выполнять свою работу?
12. Боретесь ли вы за свои интересы, если с вами поступают несправедливо?
13. Высказываете ли вы обычно людям свое личное мнение по тому или иному вопросу?
14. Склонны ли вы заступиться за человека, с которым поступили несправедливо?
15. Упорно ли вы стремитесь к своей цели, даже если на пути встречается много препятствий?
16. Сильно ли вы страдаете от несправедливости?
17. Если вас кто-нибудь обидит, быстро ли вы забываете обиду?
18. Сделаете ли вы первый шаг к примирению, если вас кто-нибудь оскорбит?
19. Приходилось ли вам в школьные годы пользоваться подсказками (или в настоящее время) или списывать у товарищей?
20. Долго ли вы злитесь на кого-либо?
21. Можно ли сказать, что вы недоверчивый и осторожный человек?
22. Бывает ли у вас состояние сильного внутреннего беспокойства или страстного стремления к чему-либо?
23. Быстро ли вы можете разозлиться на кого-нибудь или на что-нибудь?
24. Убегали ли вы из дома, когда были маленьким?
25. Можете ли вы выйти из себя и дать волю рукам, если вас кто-нибудь умышленно рассердит, обидит?
26. Есть ли у вас предрасположенность к головной боли?
27. Тянет ли вас иногда вдаль?
28. Становитесь ли вы после принятия алкоголя резким, делающим все без раздумий и быстро?
29. Считаете ли вы себя деловым, предприимчивым, активным человеком?
30. Трудно ли вам длительное время просидеть на стуле?
31. Как вы считаете, подходите ли вы для увеселительных мероприятий?
32. Можно ли сказать, что вы и при неудачах не теряете чувства юмора?
33. Нравится ли вам работа организационного характера?
34. Можно ли вас назвать оживленным и бойким человеком?
35. Легко ли поднимается ваше настроение в дружеской компании?
36. Бывает ли ваше настроение подавленным, угнетенным?
37. Считаете ли вы, что жизнь в целом тяжелая штука?
38. Считаете ли вы, что в будущем ничего хорошего вас не ожидает?
39. Предпочитаете ли вы во время беседы в основном молчать?
40. Можете ли вы быть бесшабашно веселым?
41. Много ли вы общаетесь, разговариваете с другими?
42. Часто ли вы смеетесь?
43. Особо ли связано ваше настроение с жизненными событиями и переживаниями?
44. Часто ли у вас без причин меняется настроение?
45. Являетесь ли вы стеснительным человеком?
46. Считаете ли вы, что ваше настроение зависит от погоды?
47. Приходилось ли вам лечь в хорошем настроении, а проснуться в удручающем и еще несколько часов оставаться в таком настроении?
48. Изменяется ли ваше настроение в момент алкогольного опьянения?
49. Становитесь ли вы радостными в веселом окружении?
50. Можете ли вы сильно вдохновиться, воодушевиться на что-либо?
51. Бывает ли у вас состояние, когда вы чувствуете себя сильно проникнутым чувством радости?
52. Случалось ли вам переживать полную безнадежность, глубокое отчаяние?
53. Может ли ваше настроение измениться за короткий промежуток времени от высочайшей радости до глубокой грусти (тоски)?
54. Испытывали ли вы в детстве страх, когда оставались одни в квартире?
55. Трудно ли вам спуститься в темный подвал?
56. Мучают ли вас неопределенные мысли о том, что с вами или вашими родителями случится какое-нибудь несчастье?
57. Трудно ли вам ночью пройти через кладбище?
58. Считаете ли вы себя пугливым человеком?
59. Часто ля вы видите страшные сны?
60. Считаете ли вы себя более смелым человеком, чем в детстве?
61. Можете ли вы назвать себя мягкосердечным человеком?
62. Оказывает ли на вас воздействие вид крови?
63. Любите ли вы животных?
64. Может ли вас так захватить кинофильм, что слезы выступят на глазах?
65. Считаете ля вы себя большим любителем природы?
66. Сильно ли вы переживаете, если горе случится с другим человеком?
67. Смогли ли бы вы убить человека?
68. Всегда ли вы искренни со своими знакомыми?
69. Бывали ли у вас раньше истерические припадки или истощение нервной системы?
70. Всегда ли вы старательно относились к своей деятельности?
71. Охотно ли вы в школе выступали с чтением стихов?
72. Случались ли у вас ссоры и неприятности, которые так изматывали вас, что вы не выходили на работу или не посещали школу?
73. Легко ли вы приспосабливаетесь к новым ситуациям?
74. Можете ли вы быть приветливыми с людьми, не открыв им своего истинного отношения?
75. Охотно ли вы в молодости участвовали в клубах художественной самодеятельности или театре?
76. Легко ли вы можете отвлечься от проблем и вопросов, обременяющих вас, и не думать постоянно о них?
77. Смогли ли бы вы, если бы вам пришлось участвовать в театральном представлении, с полным перевоплощением войти в роль и забыть о себе?
78. Трудно ли вам выступать на сцене перед большим количеством народа?
Подсчет результатов
Совпадение ответа с ключом дает 1 балл, несовпадение — 0, далее по группам (1, II, III и т. д.) находится сумма баллов и умножается на коэффициент. По данному результату определяется количество акцентуации.
Ключи
Педантичные личности 1. 1Д, 2Д, 3Д, 4Д, 5Н, 6Д, 7Д. 8Д, 9Д. 10Д. Коэффициент — 2.
Застревающие личности 2. 11Д, 12Д, 13Д, 14Д, 15Д, 16Д, 17Н, 18Н, 19Н, 20Д, 21Н. Коэффициент — 2.
Возбудимые личности 3. 22Д, 23Д, 24Д, 25Д, 26Д, 27Д, 28Д. Коэффициент — 3.
Гипертимические личности 4. 29Д, 30Д, 31Д, 32Д, 33Д, 34Д, 35Д. Коэффициент — 3.
Дистимические личности 5. 36Д, 37Д, 38Д, 39Д, 40Н, 41Д, 42Н. Коэффициент — 3.
Циклотимические личности 6. 43Д, 44Д, 45Д, 46Д, 47Д, 48Д, 49Д. Коэффициент — 3.
Экзальтированные личности 7. 50Д, 51Д, 52Д, 53Д. Коэффициент — 6.
Тревожно-мнительные личности 8. 54Д, 55Д, 56Д, 57Д, 58Д, 59Д, 60Н. Коэффициент — 3.
Эмотивные личности 9. 61Д, 62Д, 63Д, 64Д, 65Д, 67Н. Коэффициент — 3.
Демонстративные личности 10. 68Д, 69Д, 70Д, 71Д, 72Д, 73Д, 74Д, 75Д, 76Д, 77Д, 78Н. Коэффициент — 2.
Интерпретация результатов
До 13 — норма. 13–20 — скрытая акцентуация.
Выше 20 — явная акцентуация. Каждому присущи свои особенности.
1. Педантичный. Для людей с этой доминантой характерна склонность к чрезмерной аккуратности, формализму, сомнениям и занудливости. В семье они редко бывают лидерами, в конфликты вступают редко, но докучают домашним чрезмерной аккуратностью и пережевыванием подробностей всего произошедшего, на работе способны замучить посетителя формальными требованиями. Положительные качества в плане общения — надежность в делах, серьезность и аккуратность, отсутствие перепадов настроения. Проблемы в общении могут возникать вследствие занудливости, стремления уйти от решения важных вопросов и переложить их решение на других, из-за склонности к формализму. Вероятность конфликтов возрастает вследствие их высокой личной ответственности или при недостаточной оценке их личных заслуг.
2. Застревающий. Люди с этой доминантой не склонны забывать ни добро, ни зло. У них четко определенный круг друзей и врагов, в конфликтах они обычно выступают в качестве активной стороны, предъявляют чрезмерные требования к близким и своим подчиненным, но при этом предъявляют такие же высокие требования и к себе. В плане общения застревающие далеко не подарок: их отличают самонадеянность, обидчивость, подозрительность, мстительность, ревность, доходящая до фанатизма, жажда справедливости. Особенно опасны в ситуациях ревности, задетого самолюбия, нанесенной обиды, несправедливости, помех к достижению честолюбивых целей.
3. Возбудимый. Для людей с этим типом характерна неадекватная реакция, они молчаливы, угрюмы, неконтактны, склонны к хамству, нецензурной брани и постоянным конфликтам по незначительным поводам. Они неуживчивы в коллективе, не избегают ссор даже с начальством и в то же время склонны к льстивости и услужливости, в семье деспотичны и жестоки. У них ослаблен контроль над влечениями, включая алкоголь, наркотики, азартные игры, компьютер и Интернет, асоциальное поведение. Следует отметить, что вне приступов гнева они добросовестны и аккуратны, любят детей и животных.
4. Гипертимический. Это сверхбойкие люди, у которых постоянно приподнятое настроение. Они чрезвычайно контактны, не лезут за словом в карман, оживленно жестикулируют, энергичны, инициативны, обладают чувством нового, оптимизмом. Могут огорчаться по поводу замечаний окружающих. В то же время их отличают легкомысленность, недостаточно серьезное отношение к служебным и семейным обязанностям, склонность к аморальным поступкам, раздражительность в кругу близких, прожектерство, склонность к смене профессии и места работы, повышенная конфликтность в условиях жесткой дисциплины, монотонной деятельности или вынужденного одиночества.
5. Дистимический. Этот тип людей противоположен гипертимическому. Они неконтактны, замкнуты, немногословны, склонны к пессимизму, предпочитают не вступать в конфликты, тяготятся шумным обществом, с сослуживцами близко не сходятся, ценят тех, кто одаривает их дружбой и склонен им подчиняться, прекрасно себя чувствуют на работе, не требующей широкого круга общения. Людей с дистимической акцентуацией отличают высокая нравственность, чувство справедливости. Сложности в общении связаны с их пассивностью, неповоротливостью, некоторой замедленностью мышления, отрывом от коллектива. Вероятность конфликтов возрастает в ситуациях, требующих бурной деятельности, при смене привычного образа жизни.
6. Циклотимический. Для людей с этой доминантой характерна склонность к периодической смене настроения. В момент улучшения настроения показывают себя как личности с гипертимческой доминантой, в период спада настроения — с дистимической доминантой. В веселом обществе резко оживляются, в серьезном — молчаливы, замкнуты. Контактность циклотимических личностей меняется в зависимости от настроения, интересы — от цикла насторения, часто недовольны своей деятельностью, меняют места работы.
7. Экзальтированный. Люди этого типа склонны к искреннему, но преувеличенному выражению чувств. Для них характерны влюбчивость, привязанность к друзьям и близким, альтруизм, чувство сострадания, художественный вкус, артистичность, высокая контактность. В общении для них характерна коммуникабельность, чрезмерная впечатлительность, патетичность, склонность к паникерству и подверженность отчаянию. Конфликтность возрастает при неудачах или горестных событиях.
8. Тревожно-мнительный. Это боязливые, осторожные, неуверенные в себе люди. Для них характерен пониженный фон настроения. Они краснеют от смущения, исполнительны, редко вступают в конфликты, жаждут видеть в супругах опору. В общении дружелюбны, самокритичны, вследствие беззлобности служат мишенями для шуток, из-за робости имеют низкую контактность, тяготеют к неответственной работе, не требующей широкого круга общения. Для них неблагоприятны ситуации страха, угрозы, насмешек, несправедливых обвинений.
9. Эмотивный. Для людей с этой доминантой характерна склонность к состраданию, сердобольности, излишней чувствительности, слезливости, альтруизму, радости за чужие удачи, чувству долга, исполнительности. Контактность в общении ниже среднего уровня, предпочитают узкий круг друзей, которых понимают с полуслова, редко вступают в конфликты, обиды не выплескивают наружу. Проблемы в общении могут возникать вследствие крайней чувствительности, слезливости, обостренной реакции на такое поведение раздражительных людей.
10. Демонстративный. Для людей этого типа характерны манерность, эгоцентричность. Они стремятся к лидерству, жаждут внимания и похвалы, проявляют поверхностность чувств, склонны к интригам при внешней мягкости, высокомерны, эгоистичны, неординарны.
В общении для них характерны высокая контактность, целенаправленность, актерское дарование, способность увлечь других. Проблемы в общении с ними возникают вследствие того, что они склонны провоцировать конфликты, проявляют упорство, необузданность поступков, лживость, хвастливость, а также стремление избегать серьезной работы. Конфликты вероятны в условиях ущемления интересов, недооценки их заслуг.




























Прямая соединительная линия 4 Прямая соединительная линия 3 Определение одаренных детей (Лосева А.А.)


Перечислены сферы, в которых ребенок может прояв­лять свои таланты, и приведены их характеристики. Дайте оцен­ку в баллах (по пятибалльной системе) каждой из указанных характеристик.

Если какая-то характеристика присуща ребен­ку в наивысшей степени, ставьте 5 баллов, если они выше сред­ней — 4 и так далее. Оценка 2 балла — самая низкая. Сумми­руйте баллы по всем характеристикам внутри каждой «области» таланта.

Общее количество набранных баллов внутри одной области (например «интеллектуальная способность») раздели­те на количество вопросов (в этой области их 12) и полученное число запишите в тетрадь.

Усредненные результаты по всем об­ластям сравните между собой.

Выделите 3-4 наивысших пока­зателя, и, ориентируясь на них, стремитесь создавать условия для развития способностей.

Эта методика проводится на основе наблюдений за ребенком. Предлагаемые характеристики инте­ресов помогут Вам в анализе его поведения, умственного и фи­зического развития. Известны случаи, когда у одаренного ре­бенка наблюдается «западение» какой-либо одной способности (например, литературно одаренный ребенок совершенно не хо­чет иметь дело с техникой).

Бывает и обратная картина, когда значительно выше среднего результаты по всем пунктам. Одно­го ребенка должны оценивать несколько экспертов: родители, воспитатели, музыкальный работник, физрук — если это детс­кий сад, если школа — родители, классный руководитель и не­сколько учителей по разным предметам.


I. Интеллектуальная сфера

  1. Высокая познавательная активность, мобильность.

  2. Быстрота и точность выполнения умственных операций.

  3. Устойчивость внимания.

  1. Оперативная память — быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тра­тит много времени на повторение того, что нужно за­помнить.

  1. Навыки логического мышления, хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в мыслях.

  2. Богатство активного словаря.

  1. Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ас­социаций. Хорошо улавливает связь между одним собы­тием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы
    их поведения.

  2. Выраженная установка на творческое выполнение зада­ний.

  3. Развитость творческого мышления и воображения.

  4. Владение основными компонентами умения учиться.

11 .Способность контролировать собственную творческую деятельность, повышенный темп умственного развития.

12. Возможность предвосхищения результата деятельности.

II. Сфера академических достижении

  1. Богатый словарный запас, использование сложных син­таксических структур.

  2. Повышенный интерес к вычеслениям, математическим отношениям.

  3. Повышенное внимание к явлениям природы, проведе­нию опытов.

  4. Демонстрация понимания причинно-следственных отно­шений.

  5. Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).

  6. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опе­режением своих сверстников на год - два.

  7. Хорошая «моторная» координация, особенно между зри­тельным восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).

  8. Чтение научно-популярной литературы доставляет боль­шее удовольствие, чем чтение художественной.

  9. Не унывает, если его проект не поддержан или если его «эксперимент» не получился.

  1. Пытается выяснить причины и смысл событий.

  2. Уделяет много времени созданию собственных «проектов».

  3. Любит обсуждать научные события, изобретения, час­то задумывается об этом.

Ш. Творчество

  1. Высокая продуктивность по множеству разных вещей.

  2. Изобретательность в использовании материалов и идей.

  1. Прямая соединительная линия 2 Прямая соединительная линия 1 Склонность к завершенности и точности в занятиях.

  2. Задает много вопросов по интересующему его предмету.

  3. Любит рисовать.

  4. Проявляет тонкое чувство юмора.

  5. Не боится быть таким, как все.

  6. Склонен к фантазиям, к игре.

IV. Литературные сферы

  1. Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

  2. Придумывает что-то новое и необычное, когда расска­зывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

  3. Придерживается только необходимых деталей в расска­зах о событиях, все несущественное отбрасывает, ос­тавляет главное, наиболее характерное.

  4. Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

  5. Умеет передать эмоциональное состояние героев, их пе­реживания и чувства.

  6. Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о котором идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии.

  1. Любит писать рассказы или статьи.

  1. Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и настроения.

V. Артистическая сфера

  1. Легко входит в роль другого персонажа, человека.

  2. Интересуется актерской игрой.

  3. Меняет тональность и выражения голоса, когда изобра­жает другого человека.

  4. Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда
    имеет возможность разыграть какую-либо драматичес­кую сцену.

  5. Передает чувства через мимику, жесты, движения.

  6. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других
    людей, когда о чем-либо с увлечением рассказывают.

  7. С большой легкостью драматизирует, передает чувства
    и эмоциональные переживания.

  8. Пластичен и открыт для всего нового, «не зацикливает­ся» на старом. Не любит уже испытанных вариантов, всегда проверяет возникшую идею и только после «экспериментальной» проверки может от нее отказаться.

VI. Музыкальная сфера

  1. Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии.

  2. Хорошо поет.

  3. В игру на инструменте, в пение или танец вкладывает много энергии и чувств.

  4. Любит музыкальные занятия. Стремится пойти на кон­церт или туда, где можно слушать музыку.

  5. Может петь вместе с другими так, чтобы получалось сл аженно и хорошо.

  6. В пении или музыке выражает свои чувства, состояние.

  7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.

  8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

VII. Техническая сфера

  1. Хорошо выполняет всякие задания по ручному труду.

  2. Интересуется механизмами и машинами.

  1. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников.

  1. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек.

  2. Понимает причины «капризов» механизмов, любит зага­дочные поломки.

  3. Любит рисовать чертежи механизмов.

  4. Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин.

VIII. Двигательная сфера

  1. Тонкость и точность моторики.

  2. Развитая двигательно-моторная координация.

  3. Стремится к двигательным занятиям (физкультура).

  4. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

  1. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортив­ной игры.

  1. В свободное время любит ходить в походы, играть в под­вижные игры (хоккей, футбол, баскетбол и т. д.).

IX. Сфера художественных достижений

  1. Проявляет большой интерес к визуальной информации.

  2. Проявляет большой интерес к серьезным занятиям в художественной сфере.

  1. Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов.

  2. Серьезно относится к произведениям искусства. Стано­вится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хоро­шую картину, слышит музыку, видит необычную скуль­птуру, красиво и художественно выполненную вещь.

  3. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события), составляет оригиналь­ные композиции (из цветов, рисунка, камней, марок, от­крыток и т. д.).

  4. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, компо­зиции, в строительстве детских домиков на игровой пло­щадке, в работе с ножницами, клеем.

  5. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, со­здает композиции, имеющие художественное назначе­ние (украшение для дома, одежды и т. д.).
    Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выра­зить свои чувства и настроение,

  1. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того чтобы изображать события или вещи в трех измерениях в пространстве.

  2. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может дать свою собственную оценку и попытается воспроизвести увиденное в своих работах.

X. Общение и лидерство

  1. Легко приспосабливается к новой ситуации.

  2. Всегда выполняет свои обещания, ответственен.

  3. Высокая общительность с окружающими.

  4. Стремится к доминированию среди сверстников.

  5. Сверстники обращаются за советом.

Определение интенсивности познавательной потребности ребенка (Юркевич B.C.)


  1. Как часто ученик подолгу занимается какой-нибудь умствен­ной работой (час-полтора—для младшего школьника; несколь­ко часов подряд, не отрываясь — для подростков и т.д.)?

а.Часто.

б. Иногда.

в. Очень редко.

  1. Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос «на сооб­разительность»?

а. «Помучиться», но самому найти ответ.

б. Когда как.

в. Получить готовый ответ от других.

  1. Много ли читает дополнительной литературы?

а. Постоянно много.

б. Неровно. Иногда много, иногда ничего не читает.

в. Мало или совсем ничего не читает.

  1. Насколько эмоционально относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?

а. Очень эмоционально.

б. Когда как.

в. Эмоции ярко не выражены (здесь надо учитывать общую эмоциональность ребенка).

  1. Часто ли задает вопросы?

а. Часто.

б.Иногда.

в. Очень редко.

Примечание. Ответы «а» свидетельствуют о сильно выра­женной познавательной потребности, «б» — об умеренной, «в» — о слабо выраженной.




























Определение уровня познавательной потребности ребенка (Юркевич B.C.)


  1. Связаны ли интересы ученика с выбором будущей профессии?

а.Связаны очень тесно.

б. Связаны, но мало сопровождаются соответствующей орга­низацией деятельности.

в. Никак не связаны.

  1. Обращается ли ученик к серьезным источникам: пользу­ется научной (а не только научно-популярной) литературой, работает со словарями и т. д.?

а. Постоянно.

б. Иногда.

в. Очень редко.

  1. Ставит ли в своей работе задачи, выполнение которых невозможно в один присест, требует кропотливой работы в течение многих дней и даже месяцев?

а. Большинство занятий подчинено этому принципу.

б. Ставит такие задачи, но редко выполняет.

в. Не ставит долговременных задач.

  1. В какой мере, занимаясь любимым делом, может делать «черную», неинтересную для него интеллектуальную работу (например, выполнять длительные вычисления при решении интересной задачи)?

а. Делает всегда столько, сколько нужно.

б. Делает периодически.

в. Не любит выполнять неинтересную для него работу.

  1. Способен ли при необходимости заниматься продолжи­тельное время интеллектуальной деятельностью, жертвуя раз­влечениями, а иногда и отдыхом.

а. Всегда, когда это нужно.

б.Только изредка.
в. Не способен.


























Определение уровня проявления способностей ребенка (Сизанов А.Н.)


Анкета для родителей

С помощью этой анкеты можно оценить степень одаренности и талантливости вашего ребенка без связи с какой-либо облас­тью проявления интересов. Для этого приведем перечень ха­рактеристик одаренных и талантливых детей. На вопросы ан­кеты необходимо отвечать «да» или «нет».


Скорее способный, чем одаренный

  1. Мой ребенок инициативный, живой, подвижный.

  2. Он с готовностью откликается на все новое.

  3. Любит все загадочное и непонятное.

  1. Прямая соединительная линия 6 Часто нуждается в поддержке старших.

  2. Довольно легко отвлекается и оставляет начатое дело.


Если на пять вопросов вы дали ответы «да», есть некоторые основания считать вашего ребенка способным. Если на вопросы 4 и 5 вы ответили «нет», переходите к следующим
вопросам.

Одаренный

  1. Его интересы достаточно стабильны.

  2. Его любознательность устойчива.

  3. Любит задавать и решать трудные вопросы.

  4. Часто не соглашается с мнением взрослых.

  5. Имеет свою точку зрения и настойчиво ее отстаивает.

  6. Начатое дело всегда доводит до конца.

  7. Имеет особую склонность к определенному виду заня­тий или предмету.

  8. Настойчив в достижении поставленной цели.

  9. Имеет много друзей среди своих сверстников, с каждым находит общий язык.

  1. Задает много вопросов (в том числе и на уроках) по интересующим его предметам.

  2. Часто бывает эгоистичен.

Ответы «да» на все одиннадцать вопросов дают основание предполагать, что ваш ребенок одаренный. Переходите к сле­дующим вопросам.

Яркая одаренность

  1. Во многих сферах знаний, в искусстве, музыке, литера­турном творчестве проявляет свою одаренность.

  2. Имеет одного, максимум двух друзей более старшего воз­раста.

  3. Его речь очень развита, характеризуется большим запа­сом слов и глубоким пониманием нюансов языка.

  4. Всегда ищет самостоятельные решения.

  5. В спорных вопросах опирается на собственное сужде­ние, не любит общепризнанных мнений.

  6. Берет на себя ответственность в трудных ситуациях.

  7. Часто окружающим кажется «не по возрасту» взрослым.

  8. Хорошо знает собственные возможности, особенности характера и свое призвание.

9. Одинаково одарен в гуманитарных и технических областях.
Положительные ответы на эти девять вопросов дают се­рьезные основания отнестись к вашему ребенку как к одаренному. Дополнительно можно ответить на вопросы, опре­деляющие наличие у вашего ребенка высокого творческого потенциала.

Дополнительные признаки высокого творческого потенциала личности ребенка

  1. Желание привнести в выполняемую работу элемент но­визны.

  2. Стремление освоить незнакомое дело.

  3. Проявляет упорство в достижении цели, несмотря на неудачи.

  4. Наблюдается легкость слухового и зрительного запоми­нания.

  5. Выражена потребность помечтать в одиночестве.

  6. Способность длительное время думать над какой-либо идеей, проблемой.

  7. Способность к абстрагированию, умению устанавливать отдаленные ассоциации между различными предметами и яв­лениями.

  8. Способность к творческому воображению, созданию нового.



Шкала поведенческих характеристик одаренных школьников (Дж. Рензулли)


Эта шкала составлена для того, чтобы педагог мог оценить характеристики обучающихся в познавательной, мотивационной, творческой и лидерской областях. Каждый пункт шкалы следует оценивать безотносительно к другим пунктам. Ваша оценка должна отражать, насколько часто вы наблюдали проявление каждой из характеристик. Так как четыре шкалы представляют относительно разные стороны поведения, оценки по разным шкалам не суммируются.

Пожалуйста, внимательно прочитайте каждое утверждение и обведите соответствующую цифру согласно следующему описанию:

1 – если вы почти никогда не наблюдали этой характеристики;

2 – если вы наблюдаете эту характеристику время от времени;

3 – если вы наблюдаете эту характеристику довольно часто;

4 – если вы наблюдаете эту характеристику почти все время.

Шкала I. Познавательные характеристика ученика.

  1. Обладает необычно большим для этого возраста запасом слов; использует термины с пониманием; речь отличается богатством выражений, беглостью, сложностью.

  2. Обладает большим запасом информации по разнообразным темам (выходящим за пределы обычных интересов детей этого возраста)

  3. Быстро запоминает и воспроизводит фактическую информацию.

  4. Легко схватывает причинно-следственные связи; пытается понять «как» и «почему»; задает много стимулирующих мысль вопросов (в отличие от вопросов, направленных на получение фактов); хочет знать, что лежит в основе явлений или действий людей.

Шкала II. Мотивационные характеристики.

  1. Полностью уходит» в определенные темы, проблемы; настойчиво стремиться к завершению начатого (трудно привлечь к другой теме, заданию).

  2. Легко впадает в скуку от обычных заданий.

  3. Стремиться к совершенству; отличается самокритичностью.

  4. Предпочитает работать самостоятельно; требует лишь минимального направления от педагога.

  5. Имеет склонность организовывать людей, предметы, ситуацию.

Шкала III. Лидерские характеристики.

  1. Проявляет ответственность; делает то, что обещает и обычно делает хорошо.

  2. Уверенно чувствует себя как с ровесниками, так и со взрослыми; хорошо себя чувствует, когда его просят показать свою работу классу.

  3. Любит находится с людьми, общителен и предпочитает не оставаться в одиночестве.

  4. Имеет склонность доминировать среди других; как правило, руководит деятельностью, в которой участвует.

Шкала IV. Творческие характеристики.

  1. Проявляет большую любознательность в отношении многого; постоянно задает обо всем вопросы.

  2. Выдвигает большое количество идей или решений проблем и ответов на вопросы; предлагает необычные, оригинальные, умные ответы.

  3. Выражает свое мнение без колебаний; иногда радикален и горяч в дискуссиях, настойчив.

  4. Любит рисковать, имеет склонность к приключениям.

  5. Склонность к игре с идеями; фантазирует, придумывает («Интересно, что будет, если…»), занят приспособлением, улучшением и изменением общественных институтов, предметов и систем.

  6. Проявляет тонкое чувство юмора и видит юмор в таких ситуациях, которые не кажутся смешными остальным.

  7. Необычно чувствителен к внутренним импульсам и более открыт к иррациональному в себе; эмоционально чувствителен.

  8. Чувствителен к прекрасному; обращает внимание на эстетические стороны жизни.

  9. Не подвержен влиянию группы; приемлет беспорядок; не интересуется деталями; не боится быть отличным от других.

  10. Дает конструктивную критику; не склонен принимать авторитеты без критического изучения.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее