«Осенний фестиваль знаний 2024»

Социальное проектирование.

Статья раскрывает суть и особенности социального проектирования.

Олимпиады: ОБЖ 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Социальное проектирование.

Условия успешной социализации учащихся:

  • прочное усвоение каждым учащимся знаний о правилах и нормах поведения в обществе, социальных ролях человека, формирование у него адекватной самооценки, самоуважения, принятия себя «таким, какой есть»;

  • добровольное и активное участие в детско-юношеских организациях и движениях, деятельности общественных объединений, школьных и внешкольных организаций;

  • безопасное использование позитивных социализирующих возможностей Интернета (участие в социальных опросах, сетевых олимпиадах и конкурсах, создание подростковых интернет-сообществ и т.п.);

  • посильное и добровольное участие подростков в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных и волонтёрских организаций, работе по благоустройству класса, школы, села, города;

  • участие в разнообразных мероприятиях выездного характера: предметных олимпиадах, спортивных соревнованиях, фестивалях художественной самодеятельности и т.д.

Факторы социализации:

Социализация личности протекает во взаимодействии с огромным количеством разнообразных условий, более или менее влияющих на его развитие. Эти условия принято называть факторами. Выделяют 4 группы факторов социализации:

мегафакторы, к которым относят космос, планету, мир, и котрые в той или иной мере влияют на человека через другие группы факторов;

макрофакторы – страна, этнос, общество, которые влияют на людей через две другие группы факторов;

мезофакторы, условия социализации больших групп людей, выделяемых: по месту и типу поселения, по принадлежности к аудитории тех или иных СМИ, по принадлежности к тем или иным субкультурам. Влияют на социализацию как прямо, так и опосредовано, через четвертую группу факторов;

микрофакторы – семья, соседи, микросоциум, группы сверстников, воспитательные, государственные, религиозные и общественные организации.

Под социальной пробой принято понимать особый вид социальной активности, в ходе которой подросток получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях, приобретает и осознаёт опыт своего взаимодействия с другими людьми (разумеется, нередко такой опыт может иметь горький привкус).

Цели социальной пробы:

• восприятие и осознание подростком информации о своём социальном окружении, способах взаимодействия с социумом, уровне своей социальной компетентности и эффективности собственных действий;

• приобретение и осмысление качественно нового опыта социального взаимодействия;

• анализ и присвоение информации о своём взаимодействии с социумом.

Задачи социальной пробы:

• собрать максимум разнообразной информации о социальном явлении, социальном учреждении, социальной среде, социальных отношениях;

• познакомиться с функционированием социального объекта;

• проанализировать полученную информацию, провести её верификацию (проверку на истинность);

• вступить с социальным объектом в прямое взаимодействие оптимальным способом;

• отрефлексировать полученный опыт.

Возможные виды социальной пробы:

• сбор информации о социальном объекте из открытых источников (СМИ, информационные стенды, официальный сайт объекта и др.);

• прямое наблюдение;

• экскурсия;

• интервью с компетентным специалистом;

• анкетирование агентов социального объекта; социологическое исследование.

Социальная проба предусматривает определённые этапы:

1) выбор темы пробы всего класса или тематики социальной пробы в соответствии с разделением учащихся на группы;

2) определение целей работы каждой группы или класса в целом;

3) формулирование перечня индивидуальных заданий;

4) составление плана сбора информации о социальном объекте;

5) формирование групп для осуществления отдельных шагов социальной пробы;

6) выполнение практических действий с целью получения информации о социальном объекте;

7) анализ и структурирование полученной информации в группах;

8) коллективное обсуждение итогов работы групп и класса в целом.


Социальная практика — это процесс освоения, отработки социальных умений и навыков и познание не внешней, демонстрируемой, заявляемой стороны социальной действительности, а внутренней, сущностной, часто скрытой и неочевидной.

Продуктом социальной практики могут стать те социальные проблемы, противоречия в существовании социальных объектов, которые осознал подросток. Цель социальной практики раздваивается:

— уточнение и переосмысление информации о социальном объекте;

— отработка навыков социального взаимодействия в различных ситуациях.

Основное отличие социальной практики от социальной пробы заключается в степени вовлечённости подростка в социальные отношения. В ходе социальной пробы подросток, как правило, является сторонним наблюдателем, его цель — собрать информацию, которую «излучает» социальный объект. Социальная практика обладает эффектом интерактивности: здесь за счёт вовлечённости в реальный процесс социального взаимодействия подросток тоже получает информацию.

Социальная практика всегда предполагает ситуацию реального взаимодействия учащегося и компетентного взрослого — работника того социального учреждения, которое избрано подростком в качестве объекта своей практики. При этом подросток может осуществлять какие-то шаги, характерные для данного специалиста, а может и не осуществлять их.

Главным содержанием его деятельности является наблюдение за тем, какие профессиональные действия совершает взрослый, собственных самостоятельных шагов подросток в это время не совершает. Наблюдение может рассматриваться, с одной стороны, как проявление фактического присутствия ученика в поле профессиональной деятельности взрослого, с другой — как пассивное участие подростка в самой деятельности, с третьей — как примеривание подростком на себя целей и задач деятельности взрослого, а также принятие позиции специалиста социального объекта во взаимодействии с потребителями социальных услуг.

Объектами социальной практики (как и всего социального проектирования) могут быть:

— социальные институты и учреждения (учреждение по оказанию муниципальных услуг, больница, станция скорой медицинской помощи, отделение Пенсионного фонда);

— социальная среда (детская или спортивная площадка, парк, городской ландшафт);

— социальные отношения (отношение к детям-сиротам, к пожилым людям, к потребителям различных услуг);

— социальные явления (сиротство, детская беспризорность, наркомания).

Социальный проект — наиболее сложный тип социального проектирования, в основе которого лежит преобразующая деятельность. Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего (как минимум, в ближайшем социальном окружении подростка) социально значимого продукта. Этот продукт может стать средством разрешения противоречия между социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой как личностно значимая, и потребностью личности, а сама деятельность становится «мостом», связывающим социум и личность.


Этапы социального проектирования:

1. Выявление трудностей и социальных проблем, актуальных для класса и для отдельных групп учащихся.

2. Выбор темы проекта. Если единую проблему не удалось установить, тогда можно запустить сразу несколько проектов (системный принцип).

3. Формулирование гипотезы (гипотез).

4. Разработка плана (планов) действий.

5. Определение «точек самостоятельности» и «точек сотрудничества» по каждой проблеме и, соответственно, теме того или иного проекта.

6. Формирование групп проектировщиков.

7. Этап практических действий.

8. Оформление результатов.

9. Презентация проекта (проектов), обсуждение, выводы.


Типы проектов по направлениям деятельности. 

Разделение социальных проектов по направлениям деятельности может дать множество типов, поскольку здесь с организационными вопросами смыкаются вопросы содержания проектов. Выделим некоторые из типов, чтобы показать разнообразие направлений социального проектирования.

В образовательных проектах ставятся задачи, преимущественно связанные с предоставлением образовательных услуг. Надо заметить, что приобретение знаний, умений и навыков характерно для любого социального проекта, здесь же такого рода достижения являются основной целью социально-проектной деятельности. Кроме того, образовательные проекты могут быть направлены на совершенствование самой системы образования (различные образовательные реформы).

Научно-технические проекты также могут выступать как проекты социальные, если своими последствиями непосредственно затрагивают общественную жизнь.

Культурные проекты могут по основной своей направленности выступать как проекты художественные, символические, экзотические и др.

Исследовательские проекты.

Методы коллективной работы над проектом.

Мозговая атака. Метод мозговой атаки представляет собой способ коллективной мыслительной работы, имеющей целью нахождение нетривиальных решений обсуждаемой проблемы и строящийся на снятии барьеров критичности и самокритичности участников. При этом «открывается возможность перехода в чужую логику — логику соседа, таким образом, творческие потенциалы участников атаки как бы суммируются»22. Мозговая атака — один из наиболее эффективных способов активизации творческих сил инициаторов социального проекта.

Разработка метода принадлежит Алексу Осборну, который и дал ему название «мозговая атака». Замысел Осборна один из популяризаторов метода, М.Смолл, излагает следующим образом: «Вы должны рассматривать тот или иной предмет со всех возможных точек зрения и фиксировать все идеи, которые просто приходят в голову, какими бы "притянутыми за уши" они ни казались. Вы должны будоражить свой мозг до тех пор, пока не выудите из него все существующие в нем мысли. Осборн предлагал по этому принципу проводить специальные совещания»23. Именно «совещания», коллективные обсуждения по особым правилам «мозговой атаки» (а метод используется и для индивидуальной работы) стали основной формой ее применения.

Обязательные требования к мозговой атаке, вытекающие из сути метода, — равенство статусов участников, ограниченность работы во времени, запрет на взаимную критику в любой форме. Участники заранее знают, что никакой ответственности за выполнение своих конструктивных предложений они не несут (здесь не действует часто применяемый принцип «инициатива наказуема»).

Деловая игра. Деловая игра — это имитация принятия управленческих решений в различных ситуациях путем игры (проигрывания, разыгрывания) по заданным или вырабатываемым самими участниками игры правилам11Использование деловых игр для выработки и принятия управленческих решений позволяет применять эту методику при составлении социального проекта.

Возникли разные направления в технологическом обеспечении деловых игр. Многие из них восходят к работам Георгия Петровича Щедровицкого (1929 — 1994), выделившего методологию как отдельную сферу интеллектуальной деятельности и на этой базе давшего толчок для формирования целой школы организационно-деятельностных игр (ОДИ). Первая ОДИ была проведена в 1979 г. по теме «Разработка ассортимента товаров народного потребления для Уральского региона». Таким образом, с самого начала организационно-деятельностные игры оказались связанными с социально-проектными задачами.

В ОДИ имеется независимая от играющих группа методологов, которые разрабатывают правила и сценарий игры, основываясь как на «задании на игру» (т. е. на конкретных задачах данного проекта), так и на общих принципахорганизационно-деятельностных игр. Методологи и ведут игру, управляя действиями участников.

В игре участвуют несколько групп. Обычно по основному предмету игры формируются две (или больше) конкурирующие группы. Кроме них создаются группы, выражающие позицию внешних заинтересованных сторон (например, группы «министерство», «потребители услуг», «экологическая служба» и т. д.). Отдельно работает группа экспертов, которая не вмешивается в ход игры и дает разъяснения, консультации, дополнительную информацию по тематике работы.

Конкурирующие группы проектантов готовят к обсуждению свои варианты проекта (в многодневной игре — части проекта по плану игры) и представляют на общее обсуждение. Каждая из групп (в нашем примере «министерство» и прочие, а также конкуренты) задают вопросы докладчикам, ведут критику проекта, предлагают свои решения. По итогам дискуссии методологи проводят разбор результатов и каждая группа оформляет свою позицию в письменном виде. К концу игры имеется несколько проектов и материалов к проектам. Их бывает так много, что требуется создание специальной группы по обработке предложений, сведению их в общий итоговый документ.

Деловая игра позволяет достичь нетривиальных результатов при прояснении замысла, в отработке сложных вопросов проектирования и взаимодействия со средой, а также при написании текста проектной разработки и в сплочении команды проекта.

ТРИЗ. Для развития инновационных способностей проектантов может быть с успехом применена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), разработанная Г. С. Альтшуллером в 1946 г. и доведенная им в начале 60-х годов до технологии.

Для социального проектирования прикладной характер имеют следующие концептуальные положения ТРИЗа:

— Наилучшее решение задачи возникает тогда, когда выявлено и преодолено техническое противоречие (ТП).

— Идеальный конечный результат (ИКР) состоит в том, что система сама должна обеспечить выполнение полезного действия, устранив при этом вредное действие.

— Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) включает:

1) анализ задачи (переход от ситуации к модели задачи, выявление ТП);

2) анализ модели задачи (учет имеющихся ресурсов и их системный анализ);

3) определение ИКР и физического противоречия (ФП);

4) мобилизацию и применение вещественно-полевых ресурсов (ВПР);

5) применение информфонда (приемы, принципы разрешения противоречий, указатели эффектов);

6) изменение и/или замену задачи;

7) анализ способа устранения ФП;

8) применение полученного ответа;

9) анализ хода решения.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее