«Осенний фестиваль знаний 2024»

«Социализация детей с ОВЗ через практическую направленность уроков математики»

в данном материале представлено выступление на районном методическом семинаре учителей математики.В выступлении рассказано как практическая направленность уроков математики влияет на социализацию детей с ОВЗ.(умственная отсталость).

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки






«Социализация детей с ОВЗ

через практическую направленность

уроков математики»


















Подготовила

Беседина Н.Н., учитель математики первой квалификационной категории









«В учении, чтобы не формально усвоить материал,  
нужно не «отбыть» его, а прожить его нужно, чтобы
обучение вошло в жизнь, чтобы оно  имело
жизненный смысл для учащихся». (А. Герцен)

Основная задача обучения детей с ОВЗ- максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы школьников  , подготовка школьников к жизни и деятельности в новых социально – экономических условиях, получение более широкой, жизненно важной информации для дальнейшего выбора профессии, трудоустройства, свободной ориентировки в современном обществе и быту.

     Реализация данной задачи невозможна без поиска и совершенствования новых методов, приёмов и средств обучения, в    т. ч. и математике.     Одним из способов решения проблемы социализации выпускников с ОВЗ к  условиям современной действительности является внедрение в содержание курса математики задач практической направленности – это экономические, профориентационные, социальные  и другие типы задач.    Использование задач с практическим содержанием способствует обеспечению более осознанного овладения математической теорией и практикой, создает  условия для осуществления связи обучения математики с жизнью, развития межпредметных связей и способствует более успешной социализации выпускников в современном обществе.  

В проекте «Специального федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ»  записано, что при обучении математике выделяются «основные взаимосвязанные линии обучения, раскрывающие как «академический» компонент, так и формирование жизненной компетенции: «Знание математики – практика применения математических знаний и математическое творчество». Формирование жизненной компетенции составляет основное содержание специального образования. «Базовые требования к результатам обучения:

  1. овладение началами математики (понятием “числа”, вычислениями, решением простых арифметических задач и др.);

  2. овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др. в различных видах обыденной практической деятельности, разумно пользоваться карманными деньгами и т.д.

  3.  развитие способности гибко и самостоятельно использовать математические знания в жизни».

    Важную роль в обучении детей математике выполняют задачи.   Учителю следует правильно подбирать содержание задач. При подборе арифметических задач  учитель не должен ограничиваться только материалом учебника. Следует привлекать материалы газет, научно-популярной литературы, материал из области практических работ учащихся, из окружающей действительности. Задачи должны быть понятными, доступными для детей, не иметь незнакомых слов.

      К задачам практической направленности, наряду с общими требованиями предъявляются следующие дополнительные требования:

а) познавательная ценность задачи и ее воспитывающее влияние на учеников;

б) доступность школьникам используемого нематематического материала;

в) реальность описываемой в условии задачи ситуации, числовых значений данных, постановки вопроса и полученного решения.     


     При составлении задач рекомендуется использовать факты, взятые из жизни детей и их ближайшего окружения.  Это могут  быть числовые данные, основанные на местном материале: данные газет, сбора урожая, расходы школы на питание детей, ремонт зданий, цены в магазинах и другие. На уроках по решению задач на расчёт стоимости продуктов питания дети узнают в магазине цены на основные продукты и рассчитывают стоимость завтрака, обеда и ужина по меню. Используя цены на продукты питания, предлагается  решение задачи:  на сумму в 100 рублей купи себе продукты на один день. Далее дети предлагают,  что можно приготовить из этих продуктов.  

      Такие задачи профессионально ориентируют учащихся и воспитывают уважение к людям труда.

    Основные приёмы подбора задач, способствующих трудовому воспитанию таковы:

  1. изменение формулировок некоторых задач в существующих учебниках в соответствии с реалиями времени;

  2. дополнение задач вопросами, имеющими воспитательное значение;

  3. составление новых задач, содержание которых способствует трудовому воспитанию.

      Большое внимание при составлении задач уделяется  расчету семейного бюджета, его расходам и экономии. Например, при решении задач по теме «Площадь» предлагается деловая игра.  (ролик про вычисление площади)

- Ваша фирма  оказывают услуги населению по ремонту жилья. Вам необходимо подсчитать количество материала, необходимое  для выполнения ремонта,   стоимость материалов; стоимость выполненных работ.

.В классе надо настелить новый линолеум .Рассчитайте сколько метров линолеума нужно купить, если линолеум имеет ширину 3 метра.

     Во время работы постарайтесь применить свои знания на практике, на первый план должно выступить математическое содержание работы, не забывайте об экономии материалов.

ПАМЯТКА.

КАК РАСЧИТАТЬ НЕОБХОДИМОЕ КОЛИЧЕСТВО ЛИНОЛЕУМА.


1.Измерьте длину класса. Запишите а=________

2.Измерьте ширину класса. Запишите b=_________

3.Вычислите площадь комнаты по формуле S=ab

Запишите сюда________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Площадь 1 метра линолеума 3 кв.м.

5.Чтобы посчитать сколько метров надо купить делим площадь комнаты на 3.

   Привитие элементарной экономической грамотности является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптации учащихся и их интеграции в общество.    Подобные  знания можно получить при решении арифметических задач, условия которых максимально приближены к жизненным ситуациям. Предложенные задачи направлены

  1. На овладение учащимися элементарными экономическими понятиями.

  2. На раскрытие экономической сути вопросов быта, сельского хозяйства, сферы торговых отношений.

  3. На успешную адаптацию в быту.

  4. На включение в производственную деятельность.

      Содержательная часть задач основывается на настоящих и будущих экономических и социальных ролях учащихся (я – личность и гражданин, я – собственник, я – участник финансового рынка, я – потребитель, я – производитель и др.). Эти элементы должны помочь учащимся применять знания, умения, навыки по математике на практике. Они помогают знакомить учащихся с такими сферами жизни как профессиональная деятельность, совершение  и оплата услуг, совершать разнообразные денежные расчеты; дает возможности для коррекции познавательной деятельности учащихся. При решении задач дети могут обучиться элементарным расчетам.

      Например, учащимся предлагается выполнить расчёт платежей за коммунальные услуги: воду, отопление, канализацию. Большинство учащихся проживают в сельской местности, поэтому предлагаются тарифы поселка.  Каждый вид услуги требует объяснения, учащиеся должны знать, какие услуги нами оплачивается и где, а так же что мы как пользователи и плательщики можем требовать от жилищно-коммунальных хозяйств. В целях подготовки учащихся к жизни это имеет большое значение, они должны знать и уметь защищать свои права.  Методика решения экономических задач для детей с ОВЗ отличается детализацией.  Для решения каждой задачи организуется обучение в режиме пошаговых инструкций,памяток. Для решения более сложных экономических задач создаётся алгоритм в форме технологической карты, например (ВИДЕО расчет за электроэнергию)

Задача 1. В семье 4 человека. Сколько стоит оплата в месяц за холодную воду, если не установлен счётчик холодной воды? Как изменится плата за воду. Если поставить счетчик? (Тариф -25р.40к.)

Задача 2. Сколько платит семья из пяти человек за вывоз ТБО (твёрдых бытовых отходов) в месяц? Изменится ли  плата, если будет проживать меньше жильцов?  (Тариф 16р.00 к.)

Задача 3. В семье 3 человека. Рассчитать оплату за канализацию  (водоотведение) за месяц? (Тариф – 16р.80к.)

Задача 4. Далее предлагается подсчитать общую сумму. Плата производится в кассе коммунального хозяйства.

Задача 5. Отец получает 7 125 рублей в месяц, зарплата матери – 6  850 рублей. Квартплата составляет 2500 рублей в месяц. Положена ли субсидия этой семье ЖКУ?

Примечание. Максимальная доля расходов на оплату ЖКУ (жилищно-коммунальных услуг) составляет 22% от среднемесячного совокупного дохода.

Задача 6. Семья из 3 человек живет в квартире общей площадью 32 кв.м. Сколько стоит оплата за отопление. Изменится ли оплата за отопление, если в семье станет на 1 человека больше? Почему?

   В активный словарь учащихся вводятся понятия:  «коммунальные услуги», «абонентская плата», «техобслуживание», «тарифы», «льготы», «субсидии», «наем жилья», «себестоимость», «договор»,  «электроэнергия»,  «кабельное телевидение», «штрафы», «пени». Вводимые термины могут меняться в зависимости от места жительства и семейных условий учащихся.

     Среди практических задач следует  выделить задачи на проценты. К текстовым задачам на проценты относятся задачи, в которых речь идет о вкладах в банк под тем или иным процентом, о прибыли, о выполнении плана, об изменении цены на товар.  Задачи этого типа очень часто входят составной частью в решение других типовых задач. Задачи на проценты актуальны, так как сфера практического приложения процентных расчетов расширяется. Это повышение цен; объявления коммерческих банков, привлекающих деньги населения на различных условиях; сведения о повышении процента банковского кредита; сведения о доходах по акциям различных предприятий и фондов и т.д. (Приложение №2.)

Огромное воспитательное значение имеют задачи об экономии и бережливости.

Задача 1. Расход семьи Ивановых за электричество составлял 650 рублей  в месяц. После замены ламп накаливания на энергосберегающие лампы они сэкономили 20% денег потраченных ранее. Сколько рублей в месяц стали платить Ивановы за использованное электричество?

Задача 2. Дверь подъезда многоэтажного дома вследствие ребячьих шалостей пришла в негодность. Родителям этих детей пришлось купить новую дверь, за которую они заплатили 14 700 рублей и за установку – ещё    5 300 рублей. Сколько всего заплатили родители, и сколько денег внесла каждая семья, если в установке участвовало 5 семей?

Задача 3. Семье на зиму надо 12 куб.м дров. Сколько денег надо заплатить за дрова, если машина, вмещающая 6 куб.м  дров стоит 5 500р. Расколка 1куб.м стоит 160р.?Сколько будут стоить дрова, если расколоть самим?

     Решение экономических задач дает положительные результаты(слайд) значительно увеличивается  активность детей на уроке; развивается мотивация к учению; расширяется личный опыт учеников; преодолевается оторванность математики от реальной жизни; повышается качество и прочность знаний; повышается роль детей в семье (участие в планировании покупок, работе по дому); приучает  к бережливости, экономии, предприимчивости.    Работа по воспитанию в процессе обучения математике будет эффективной, если она проводится в различных видах учебной деятельности: в процессе овладения теорией предмета, при устном счете и решении задач, в ходе выполнения домашних заданий, в ходе экскурсий, при составлении задач самими учащимися.

Например с целью избавления от вредных привычек и воспитания бережливости можно предложить ребятам следующую задачу

Задача . Учитель: «Дурные привычки не только губят наше здоровье, вызывая

смертельные болезни и сокращая жизнь человека на 10 – 15 лет, превращая

жизнь в постоянную борьбу с плохим самочувствием, болезнями сердца,

печени, почек, легких, но и значительно облегчают наш кошелек. Ведь пачка

сигарет стоит 100 рублей, а курильщик выкуривает не менее 1 пачки в день,

бутылка пива стоит в среднем 80 рублей, а любитель пива выпивает в день минимум 1 бутылку пива!

Вы заботитесь о своем здоровье и, конечно же, не станете отдавать свои

деньги на обогащение компаний по производству сигарет, алкогольных напитков

– обидно ведь – за ваш счет владельцы этих компаний смогут жить во дворцах,

отдыхать на лучших курортах мира, строить свои собственные спорткомплексы,

чтобы сохранять свое здоровье, жить долго и счастливо. Их дети тоже не будут

курить и пьянствовать – они знают цену здорового образа жизни и наслаждаются

жизнью за счет тех, кто курит и пьет! Если вы им отдадите свои деньги взамен

на сигареты, пиво, вино, водку!

А вы не отдадите!

Решите задачу: Сколько денег сэкономит семья из четырех некурящих и

непьющих людей за 10 лет, если пачка сигарет стоит 100 р, бутылка пива 80

рублей и такая же семья с вредными привычками покупает в день 4 пачки

сигарет и 4 бутылки пива?

Решение:

1)итак 1 пачка стоит 100 р.для 4 человек в день 4x100=400

За месяц (30 дней) 400x30=12000 р.

За год 12000x12=144000р

За 10 лет 144000х10=1440000р

2)рассчитаем траты на пиво.

Итак бутылка пива стоит 80 руб.

За 1 день на 4 человека 80х4=320р-за 1 день

За месяц 320х30=9600р

За год 9600х12=115200

За 10 лет 11520х10=1152000

Вместе вредные привычки у нас отняли

1440000+1152000=2592000

Учитель: «Итак2592000.Так вот почему так

богаты производители спиртных напитков и табака! Ведь это почти в 3 раза

больше, чем налоги, которые мы платим в бюджет государства! Что можно

купить на эти деньги?

4

*5 автомобилей Лада гранта,3 автомобиля Лада Веста и даже 2 хорошие иномарки

*2 квартиры в нашем селе или однокомнатную в г.Белогорске

*Мебель и бытовую технику для 6-ти 2-х комнатных квартир;

*Построить свой собственный дом!»

Задача: Сколько денег сэкономит семья из четырех некурящих и

непьющих людей за 10 лет, если пачка сигарет стоит 100 р, бутылка пива 80

рублей и такая же семья с вредными привычками покупает в день 4 пачки

сигарет и 4 бутылки пива?


Решение:

1)итак 1 пачка стоит 100 р.

для 4 человек в день 4 x100=________

За месяц (30 дней) 30 х___=___________ р.

За год 12х____________=______________

За 10 лет 10 х_____________=______________

2)рассчитаем траты на пиво.

Итак бутылка пива стоит 80 руб.

За 1 день на 4 человека 80х4=________-за 1 день

За месяц __________х 30=___________

За год 12 х__________=_______________

За 10 лет 10 х____________=_______________

Вместе вредные привычки у нас отняли

______________+________________=__________________


Что можно

купить на эти деньги?

*5 автомобилей Лада гранта,3 автомобиля Лада Веста и даже 2 хорошие иномарки

*2 квартиры в нашем селе или однокомнатную в г.Белогорске

*Мебель и бытовую технику для 6-ти 2-х комнатных квартир;

*Построить свой собственный дом!»

БЕРЕГИТЕ СВОИ ДЕНЬГИ И ЗДОРОВЬЕ!

ИТАК, решение практических задач закрепляют специальные математические умения: измерительные навыки, устные и письменные вычислительные умения.  А самое главное показывают нужность математики во всех сферах человеческой деятельности: в быту, строительстве, сельском хозяйстве.

Знания и умения, полученные при решении задач нужны  любому человеку в практической жизни. Как показывает опыт, жизненно-необходимые представления об экономической действительности, о разумном потреблении, умение планировать, рассчитывать можно и нужно формировать у учеников с ОВЗ .

           Подобные задачи  активизируют познавательную деятельность школьников, делают урок содержательным, обучающим, расширяющим кругозор учащихся. Все это способствует восприятию обучения, как единого обучающего процесса, а не разрозненного предметного обучения.

Социализация-процесс активного поиска человеком своего места в жизни сообразно своим возможностям и психологическим особенностям, способность ориентироваться в ней и успешно трудиться.

Приближая содержание обучения математике к требованиям современного общества с учётом меняющихся социальных и экономических условий ,мы помогаем ребятам адаптироваться в обществе .


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее