Сообщение на тему: «Выбор профессии»
Одно из важнейших решений для человека – выбор профессии. Оно влияет почти на все аспекты жизни: социальный статус, уровень вклада в развитие общества и мира в целом, круг общения – всё это действительно может определяться профессиональной деятельностью личности.
Вся жизнь человека, его поведение и деятельность (во всех ее формах) так или иначе связаны с мировоззрением личности. Мировоззрение представляет собой совокупность взглядов человека на мир и свое место в нем, и его центральным вопросом является отношение человека к миру. Эти взгляды могут быть как стихийными, так и осознанными: если в первом случае они находятся преимущественно на уровне обыденного сознания, то во втором − поднимаются зачастую до теоретического уровня, приобретают − в той или иной мере − научный характер. Однако в любом случае мировоззрение есть довольно сложное духовное образование, в котором можно выделить следующие основные элементы: знания, убеждения, ценности, идеалы. Именно на них опирается человек в поисках ответа на самые важные мировоззренческие вопросы: в чем смысл моей жизни? Какими способами я имею право реализовать свои жизненные цели? Какую профессию выбрать, Понятно, что ответы людей на подобные вопросы во многом зависят от характера их мировоззрения, тех убеждений, ценностей и идеалов, которые доминируют в нем.
Термин профессиональность мировоззрения отражает связь профессии с формированием взглядов человека на бытие, оценку перспектив жизненного пути, отношение к культурным, духовным, интеллектуальным ценностям. Сегодня, говоря о профессиональном мировоззрении, его часто отождествляют с профессиональным самосознанием, субъективной картиной профессиональной деятельности и даже индивидуальным стилем деятельности. Также, исследователи склонны указывать, «что профессиональное мировоззрение отражает ту часть мировоззрения человека, которая связана с его профессиональной деятельностью» .
В отличие от профессиональности мировоззрения профессиональное сознание (или профессиональное самосознание) главным образом осмысливается как осознание человеком своей профессии, познание, самооценка профессиональных качеств .
Например, Е. А. Климов в структуре профессионального самосознания выделяет:
- сознание своей принадлежности к определенной профессии;
- знание, мнение о степени своего соответствия профессии;
- знание человека о степени его признания в профессиональной группе;
Одним из наиболее значимых явлений, которые человек часто "просматривает" через призму своего мировоззрения, выступает его профессиональная деятельность (труд), ее смысл и ценность. Очевидно; что отношение личности к своей профессии во многом определяется той оценкой труда, которая преобладает в общественном сознании, − а она была различной в конкретно-исторические эпохи. Так, в античной Греции физический труд был уделом рабов и ремесленников и считался недостойным занятием для свободного гражданина: его деятельность сводилась к интеллектуальным деяниям в сфере философии, науки, искусства. В эпоху средневековья труд оценивался как своего рода наказание, назначенное когда-то Богом человеку за его грехопадение, а жизнь духовная считалась выше практически-деятельной. В капиталистическом обществе трудолюбие и предприимчивость, напротив, были провозглашены высшими добродетелями человека, а труд стал рассматриваться как атрибут его бытия. И сегодня любая профессиональная деятельность (и практическая, и интеллектуальная) считается не столько формой самореализации человека, сколько средством для обеспечения его существования. Еще Маркс отмечал, что "никто не может сделать что-нибудь, не делая это вместе с тем ради какой-либо из своих потребностей". Другое дело, что эти потребности как источник профессиональной активности личности не должны сводиться к материальным благам, а главным занятием человека "должна быть сама жизнь, а не производство средств жизни".
Профессиональность мировоззрения связана с «профессиональным видением мира, центрально образующим ядром которого является система личностных смыслов профессионала уровень функционирования которой и определяет отношение человека к характеру, процессу, направленности и результатам деятельности. Именно личностные смыслы, функционирующие на ценностно-смысловом уровне, указывают на отношение человека к профессиональной деятельности как неотъемлемой части его жизни, определяющей его статус в обществе»
Профессиональность мировоззрения связана с «профессиональным видением мира, центрально образующим ядром которого является система личностных смыслов профессионала уровень функционирования которой и определяет отношение человека к характеру, процессу, направленности и результатам деятельности. Именно личностные смыслы, функционирующие на ценностно-смысловом уровне, указывают на отношение человека к профессиональной деятельности как неотъемлемой части его жизни, определяющей его статус в обществе»
Во-вторых, профессиональность мировоззрения предполагает активную жизненную позицию, изначально подразумевает возможность определенного влияния на реальность с целью распространения, поддержания или создания профессиональных ценностей. Таким образом, можно сказать, что человек, обладающий профессиональным мировоззрением, обладает и определенной психологической устойчивостью, позволяющей ему противостоять негативным воздействиям среды, сохранять собственную тождественность. Основывается активное отношение к жизни на идеале трудолюбия, осознании процесса труда как важнейшего, естественного, доставляющего удовольствие.
Изучая деятельность профессионалов, обращаясь к историческим примерам, к литературным источникам, наблюдениям за учебной деятельностью (как одному из трех видов деятельности в системе игра, учеба, труд) студентов и школьников мы пришли к выводу, что можно выделить три уровня деятельности. В этих исследованиях в качестве основного критерия мы выделяли наличие (уровень развития) профессиональности мировоззрения.
Первый уровень деятельности мы обозначили как социально обусловленный. В данном случае субъект деятельности исполняет определенные обязанности, либо полностью отчуждаясь от своей деятельности, ее результатов, ценностей, либо относясь к ним сугубо прагматически. Примеры высказываний респондентов, соответствующих этой группе:
11 класс: «Я пошла в школу по решению родителей. В институт я иду для получения квалификации и увеличения заработка (неквалифицированные работники ниже оплачиваются). Это единственная причина».
9 «Б»: Меня никто не спрашивал. А в институт я пойду, чтобы не работать дворником».
Следующий выделенный нами уровень деятельности – рефлексивный. Его основной характеристикой для трудовой деятельности (профессионального обучения) является попытка субъекта деятельности выявить базовые профессиональные ценности, соотнести их с собственной самостью. Как видно, на этом уровне начинает развиваться профессиональное сознание (см. выше) и профессиональное мировоззрение – человек имеет установку на труд как средство самореализации. На данном уровне деятельности начинается процесс принятия личностью профессиональных ценностей, в соответствии с ними начинает развиваться личностный потенциал и перестраивается весь уклад жизни человека. Постепенно духовные потребности (связанные в первую очередь с профессиональными ценностями) начинают выступать ведущим мотивом жизнедеятельности – на эмпирическом уровне в ряде жизненных ситуаций оказывается возможным сказать, что человек «предан своему делу». Вместе с тем, профессия осознается одновременно как социальная функция – источник существования, способ получения материальных благ. Характерны проявления надситуативной активности (в учебе, труде).
Высший уровень деятельности. Деятельность становится способом бытия. Профессиональная деятельность присутствует в сознании не как узкая социальная функция – вклад в систему общественного производства благ на основе вознаграждения.
Таким образом, профессия – важный выбор, который нужно сделать каждому подростку ещё со школьной скамьи. Важность его обусловлена необходимостью тщательного обдумывания, взвешивания всех обстоятельств.