«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Сообщение. Социализация обучающихся, воспитанников и профориентация на уроках трудового обучения и внеклассных мероприятиях.

Сообщение знакомит,как на уроках трудового обучения осуществляется подготовка обучающихся к самостоятельной жизни и выбору профессии.

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки


МКОУ «Коробчеевская школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Коломенского городского округа Московской области»

140490. Московская обл., Коломенский р – он, Тел./факс: (495) 617 -63 -03.

с. Коробчеево, ул. Школьная, д. 1б. Тел.: (495) – 617 -61- 87. ___________________________________________________________________________________





Сообщение.

Социализация обучающихся, воспитанников и профориентация на уроках трудового обучения

и внеклассных мероприятиях.























Учитель трудового обучения

Скокова Г.Л.

2018г.





Социализация обучающихся, воспитанников и профориентация

на уроках трудового обучения и внеклассных мероприятиях.

Особое значение в подготовке детей с ограниченными возможностями к общественно-полезной практической деятельности, их успешной социализации имеет трудовое обучение и воспитание. В решении данных задач особое место занимают уроки трудового обучения.

Трудовое обучение в коррекционной школе ставит своей целью подготовить работников физического труда, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять несложные виды работ на массовых производственных предприятиях в условиях обычного трудового коллектива.

На уроках швейного дела учащиеся приобретают навыки, необходимые им в быту. Программа построена таким образом, что достаточно много часов отводится на тему «Ремонт одежды». На протяжении всего периода обучения дети изучают эту тему. Они учатся выполнять все виды ремонта одежды от пришивания пуговиц, до вшивания «молнии». На своих уроках мы всегда приветствуем ситуации, когда девочки приносят разорванную вещь или просят помочь отремонтировать ее. Часто и мальчики приходят в швейную мастерскую и просят отремонтировать одежду. Девочки с удовольствием откликаются на такие просьбы. В свою очередь и девочки несут в слесарную мастерскую порванную обувь, а в столярную мастерскую обращаются с просьбой изготовить рамку, отремонтировать сломанный стул. Несложную работу дети выполняют самостоятельно, но обязательно с помощью учителя. Дети должны сами уметь и, главное всегда выполнять, посильные виды ремонта. Если ребёнок в состоянии выполнить данную работу, но просто пока не знает, как это надо сделать, я ему показываю. Считаю, что работать он должен сам. В таком подходе кроется большое воспитательное воздействие. Иначе мы можем воспитать потребительское отношение к жизни у детей. У современных учащихся очень часто можно наблюдать элементы потребительского отношения к жизни. Таким детям лень делать что-то самим. Они будут ждать, когда подобную работу за них сделают взрослые.

На уроках мы учим девочек, как правильно подобрать одежду на себя, как определить размер одежды. На уроках швейного дела учащиеся получают навыки по пошиву различных видов одежды: юбок, халатов, блуз, постельного белья, фартуков.

На уроках швейного дела девочки получают первоначальные навыки работы на бытовой швейной машине, приобретают первичные навыки в раскрое изделий, технологии пошива, моделировании, знакомятся с различными фасонами одежды, производстве влажно-тепловой обработки ткани.

На всех уроках труда учащимся прививаются правильные приёмы работы. Работа в этом направлении начинается с демонстрации учителем этих приёмов . Так на уроках швейного дела, при знакомстве со швейными машинами, первоначально за швейную машину садится учитель. Он фиксирует внимание учащихся на своей позе, положении рук, положении ног на педали машины. Обращает внимание учащихся на правильную посадку. А уже после этого с каждым учеником отдельно, прорабатывается этот материал. В дальнейшем, при малейших недочётах учеников, разбираю , совместно с классом, допущенные ошибки. Так как на уроках швейного дела обучающиеся много сидят, регулярно обращаю внимание детей на их позу при работе.

Значительное внимание в ходе трудового обучения уделяется воспитанию положительных качеств личности. Деловитость формируется при организации практической деятельности, когда я распределяю поручения между учениками с учетом их возможностей. Поддержание в порядке школьных помещений, участие в ремонте развивает у воспитанников бережное отношение к имуществу. В такой деятельности дети общаются со взрослыми и сверстниками, накапливают определенный запас знаний, перенимают отношения взрослых.

Для развития познавательных способностей учащихся, обогащения их социального опыта проводятся экскурсии на предприятия и учебные заведения. Во время экскурсии воспитанники знакомятся с новыми людьми, режимом работы предприятия, трудовой дисциплиной, должностными обязанностями, задают интересующие их вопросы. Такая работа с подростками, помогает формированию адекватной самооценки и более точному определению с профессиональными намерениями.

На экскурсии на швейную фабрику «Валерия» учащиеся познакомились со всеми цехами фабрики, с законодательством, с обязанностями и правами работающих. Наглядно видели, как изготавливается изделие от раскроя до отделки. . При прохождении программного материала по теме : «Работа швейного производства», вспоминаем, что мы видели на фабрике, что слышали от специалистов, работающих на этом предприятии. На экскурсии в магазине «Ткани» учащиеся наглядно знакомились с видами тканей (ведь у нас в школе, в основном. для работы, используется только Х,Б ткань. По теме : «Выбор тканей для пошива изделий», вспоминаем экскурсию в магазин «Ткани». И обговариваем ,какую ткань можно взять для пошива того или иного изделия. Во время экскурсии в ателье «Модистка», (детям показывали проведение примерки, где подгоняли изделие по запросу клиента.) Мы это тоже на уроке делаем при пошиве изделий на себя. Но, когда эта работа выполняется профессионально, девочки наглядно видят эти этапы работы и запоминают их лучше. На экскурсии в ПУ-17 учащиеся познакомились с профессиями, которые они могут получить в дальнейшем. С требованиями и обязанностями ,познакомились с мастерскими, в которых им придется продолжить обучение. Детям были представлены мастера производственного обучения, которые познакомили и наглядно показали с помощью своих учеников работу, которую нужно будет выполнять по окончанию училища. Экскурсии создают своего рода зону ближайшего интеллектуального и эмоционального развития. Помогают обучающимся определиться в профессии.

Особая роль в подготовке школьников к социально-профессиональной адаптации отводится урокам практического повторения и производственной практике, основная роль которых – встреча воспитанников с производством и приобретение опыта будущей профессиональной деятельности.

На этих уроках обучающиеся знакомятся с близкой к производственной организации труда, усвоению некоторых профессиональных знаний и совершенствованию трудовых навыков, приобретению опыта ритмичной работы, формированию нравственных качеств, необходимых для работы в коллективе. .В старших классах девочки выполняют работу с пооперационным разделением труда (как на фабрике), работают в бригадах, в каждой бригаде есть свой бригадир, который отвечает за работу всей бригады. По окончанию изготовления изделия идет приемка работы. (контроль и взаимоконтроль). И этот этап я считаю очень важным. Если я могу где- то слукавить ,завысить оценку, то девчонки при проверке работ не пропустят ни одной ошибки в чужой работе. Научить видеть ошибки в обработке очень важно, в дальнейшем они не будут допускать их в своих работах. Систематически выполняемая работа позволяет развивать чувство долга, товарищества, ответственности за порученное дело, такие личностные качества. как настойчивость, честность, воспитывает привычку к труду. На основе привычки к труду в дальнейшем формируется такое необходимое качества, как потребность в труде, трудолюбие.

Столярное дело в 9 классе преподаёт Медведев Владислав Борисович. Под его руководством ребята осваивают навыки работы с ручным инструментом и приёмы обработки древесины на различных станках: токарном, фрезерном, сверлильном. Преподаватель в процессе обучения создаёт высокую степень мотивации деятельности учащихся, поддерживает активность ребят в творчестве.

При изучении слесарного дела, Архипкин Николай Алексеевич, учащиеся от простых операций по обработке металла переходят к более сложным видам. Ребята в старших классах получают первоначальные знания сантехнических, авторемонтных, токарных и механосборочных работ.

С целью активизации познавательной деятельности на уроках слесарного дела создаются условия для непреднамеренного запоминания специальной терминологии. Для этого активно используются дидактический материал (карточки, плакаты, модели), разгадывание тематических кроссвордов и др.

Обработка металла очень сложный и трудоёмкий процесс. Учитель, используя в своей работе дифференцированный подход, подбирает задания таким образом, чтобы у ребёнка возникло желание к выполнению изделия.

Учащиеся старших классов нашей школы проходят производственную практику на базе школы. Уже два года, как в школе проходила пятая рабочая четверть. Ребята работали в производственной бригаде, которая состояла из обучающихся разных классов. Они были ознакомлены с обязанностями, ежедневно получали инструктаж по технике безопасности и успешно справляются с работой За свою работу дети получали зарплату. Участие ребёнка в процессе производительного труда подготавливает его к труду на пользу общества.

Намного повышается эффективность производительного труда, когда учащиеся с организованы на совместную деятельность. Мы стараемся помочь ребенку поверить в свои силы, добиться успеха в учебе, полюбить труд. Этому способствуют праздники труда, выставки работ, конкурсы на звание лучшего по профессии.

На протяжении многих лет мы проводим «Неделю трудового обучения». Каждый день недели посвящён определённой профессии и состоит из следующих частей:

1.Конкурс «Лучший по профессии», соревнование на быстрое и качественное изготовление изделия.

2.Разгадывание кроссвордов, тестирование.

3. Выпуск устного альбома.

4. Заключительный конкурс недели.

На заключительный конкурс мы приглашаем ребят из других школ: («Колычевская», «Надежда»).

На этих конкурсах бывают смешанные команды, состоящие из мальчиков и девочек. Учащиеся выполняют различные задания по профилю обучения. (готовят и обыгрывают костюмы, выступают с домашним заданием: сценки, песни.)

Игровые ситуации позволяют учащимся принимать на себя разные профессиональные формы, поэтому «детская игра – это первый профориентатор ребёнка». Задача учителей состояла в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали общность чувств и действий, способствовали установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности, т.е. способствовали формированию ключевых компетенций.

В результате у них, в процессе игры, формировались ключевые компетенции: (креативность, творчество, «гибкость»; инициатива; умение работать в коллективе; способность к самостоятельному решению проблем; способность самостоятельно и при помощи других находить правильное решение.)

Обучающиеся 9 классов принимали участие в районной научно- практической конференции «Русский национальный костюм». Где наша школа представляла костюм Вологодской области. Девочки сами шили рубахи. А мальчики подготовили танец и выступали в этих рубашках под песню «Вологодские ребята»

Участие в конкурсах и выставках побуждает детей не только применить имеющиеся знания и навыки, но и творчески подойти к выполнению заданий. С помощью учителя определяется задумка, формируется образ изделия, находится правильное содержание формы, цветовое решение, техника выполнения. Учащиеся всех профилей нашей школы участвуют в выставках различного уровня : от школьного до областного и занимают призовые места. Это развивает творчество детей, разжигает интерес к работе, пробуждает активное мышление, побуждает к деятельности, что интегрирует детей с особыми образовательными потребностями в общество сверстников. На выставки были представлены работы от столярной мастерской: карандашница, скамейка, стульчик, табурет, разделочная доска, подставка для экспонатов ,рамка для фото, стенд, подрамник, подставка для цветов, плечики для одежды.

От слесарной мастерской: мотыга, универсальный рыхлитель, грабли, совок, садовый совок. мастерок штукатурный, подсвечник, модель корабля, модель самолета. модель паровоза, церковь.

Чётко организованная система профессиональной ориентации на уроках трудового обучения – это важное средство жизненного и профессионального самоопределения, которая оказывает помощь, детям с отклонениями в развитии, в осознанном, самостоятельном выборе профессии путём специальной организации их деятельности в учебное и внеурочное время. Если процесс трудового обучения является своеобразной моделью реальной трудовой деятельности (основной составляющей социальной адаптации) то, следовательно, при правильной организации трудового обучения социальная адаптация воспитанников, будет более успешной.





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее