Урок русского языка. 3 класс.
Тема урока «Соединительные гласные «е» и «о» в сложных словах».
Урок «открытия» нового знания.
Аннотация урока.
В учебнике для 3 класса (УМК «Школа-2100»,авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, 1 часть) тема «Знакомство с понятием «Сложные слова» находится в разделе №7 «Сложные слова и их правописание».Данный урок является вводным уроком в данный раздел. Дети знакомы с понятиями «корень», «однокоренные слова», умеют выделять морфемы в словах. На уроке идёт знакомство с понятием «сложные слова», образованием сложных слов и применением их в речи.
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации, используя приёмы проблемного обучения и групповую работу.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
А) регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
Совместно с учителем обнаруживать, формулировать учебную проблему и составлять план решения проблемы;
Б) познавательные УУД:
Добывать новые знания: извлекать информацию, предоставленную в разных формах;
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знания;
В) коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
Договариваться с ребятами: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Учебные задач, направленные на достижение предметных результатов обучения: создать условия для открытия и осмысления учащимися нового понятия «сложные слова»
Форма работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в паре, в группах (четвёрках)
Образовательные технологии: технология деятельностного подхода, проблемно-диалогическая,информационно-коммуникативная,здоровьесберегающая технология.
Оборудование: презентация к уроку, разноуровневые задания
Ожидаемый результат: осмысление значения сложных слов в речи и их правописание
Ход урока.
1. Самоопределение к учебной деятельности. Слайд №1
а) Работа над пословицей.
Одна голова- хорошо, две-лучше.
Как понимаете эту пословицу? (работа в парах)
К чему она нас побуждает? (ответы учеников)
б) Над какой орфограммой работали на предыдущих уроках?
В каком слове есть слово с непроверяемой безударной гласной?(хорошо)
Как называются такие слова?( словарные слова)
в) приведите примеры словарных слов с сочетаниями оро и оло (Работа в группах. Ответы учеников)
г) Минутка чистописания.
Зачем нужен этот этап работы?( Тренируем руку, правильное и красивое письмо)
Оро оло
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Сегодня мы продолжим работу над орфограммами корня.
Что такое корень?
Какие слова мы называем однокоренными? Слайд №2
а) вода, упаду, водопад, водичка, падать.
Сколько здесь групп однокоренных слов?
Запишите слова группами, выделить корень ( 1 варианты -с корнем -вод-,
2 варианты - с корнем –пад_)
б) Проверка и обсуждение в парах .( ответы учеников) Слайд №3
-Что вас удивило?
-Какое слово можно отнести к обеим группам? (водопад) Слайд №4
Почему? (объяснение значения слова )
Как можно назвать это слово? Почему?
в) Сформулируйте тему урока. Слайд №5
Чтение правила на стр 106. учебника.
3.Постановка учебной проблемы. Слайд №6
а) Образуйте сложные слова с помощью этих слов.( сам-но)
Ходит пешком –
Сам летает –
На носу рог –
Лес рубит –
Лазит по скалам –
Падает снег -
б) Взаимопроверка.( Встреча с друзьми , обсуждение) Слайд №7
- Всегда ли достаточно 2 корней для образования сложного слова? ( Нужна гласная буква)
- Какова цель нашего урока?(Узнать как соединить два корня )
в) Отгадайте и запишите слова. Которые будем исследовать.
Несмотря на непогоду,
Делает сквозь льды проходы.
Режет их, как масло нож.
Как корабль назовешь? (ЛЕДОКОЛ)
Есть специалист такой
Для работы под водой.
Раз надел костюм – ко дну,
Кто он? В толк я не возьму? (ВОДОЛАЗ)
Есть у нас в квартире робот,
У него огромный хобот,
Любит робот чистоту, И гудит, как лайнер «Ту»
Он охотно пыль глотает. Не болеет, не чихает. (пылесос)
г) Взаимоопроверка.( Запись на доске)
д) Какие гласные использовали ? Почему разные буквы? Чаще всего используют буквы о или е. Какой вопрос возникает? ( Мы не знаем где пишется о, где е)
- Как назовем эти буквы? ( соединительные гласные) Слайд №8
4.Открытие детьми нового.
а) выделите корни слов.
б) Подумайте и обсудите с друзьями когда пишется о, когда е.( Работа в паре. Ответы учеников)
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
а) Сформулируйте правило.
Можем ли мы назвать орфограммой соединительную гласную? Почему?
Чтение правила на стр 106 учебника.
б) Чтение алгоритма по учебнику на стр 107.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Упр 126 стр 107 (Объяснение каждого слова по очереди,№3,)
Слайд №9
7. Включение в систему знаний и повторение.
а) Запишите сложные слова
б) Взаимопроверка.( Записывают как можно больше сложных слов)
У кого сколько слов?
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
а) Какова была цель нашего урока?
Мы ее достигли?
Воспризведи правило по алгоритму.
Б) «Билетик на выход.» разноуровневые задания