Урок русского языка в 4 классе на тему:
Тема: «Соединительные гласные «-о-», «-е-» в сложных словах», 4 класс.
Цель: создать благоприятные условия для наблюдения над соединительными гласными в сложных словах
Задачи:
Образовательные:
систематизировать знания о правописании соединительных гласных «о», «е» в сложных словах;
совершенствовать навыки грамотного и осознанного правописания слов.
Развивающие:
развивать интеллектуальные умения: анализировать, обобщать, систематизировать; практические умения: работать с алгоритмами;
развивать память, внимание, творческие способности, наблюдательность речь учащихся;
Воспитательные:
воспитывать навыки сотрудничества;
формировать навыки самостоятельной и групповой работы;
воспитывать интерес к предмету.
Личностные результаты:
осознание значимости отобранного материала;
формирование своего отношения к учебной задачи и осознание значимости ее;
формирование самооценки на основе критерии успешности, адекватное понимание причин успеха / неуспеха / в учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
формировать навыки самоконтроля и взаимопроверки (умение взаимодействовать со сверстниками) в учебной деятельности;
целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
готовность к преодолению трудностей;
Познавательные УУД:
развивать умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной (письменной) речи;
устанавливать аналогии;
решать языковые задачи моделированием;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
формировать умение находить общее решение;
умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу
Предметные результаты
формирование умений правильно писать соединительные гласные -о- и -е- в сложных словах, используя алгоритм.
создание условий для исследовательской деятельности учащихся;
выведение алгоритма действий;
формулирование общего вывода.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Используемые методы обучения: системно-деятельностный метод обучения (работа в группах, парах, проблемный (подводящий) диалог, метод демонстрации, частично-поисковый метод, практический метод, самостоятельная работа)
Способы контроля: в форме устного опроса учителя, во время практической, самостоятельной работы, во время письменного выполнения заданий.
Оборудование:
учебник «Русский язык», часть 1, Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина, Москва, «Просвещение», 2013
рабочая тетрадь на печатной основе «Русский язык» 4 класс, часть 1, Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина, Москва, «Просвещение», 2013;
рабочая тетрадь;
карточки с заданиями для групповой работы;
ИКТ (презентация к уроку)
Ход урока:
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
1. Мотивация деятельности Цель: включение обучающихся в учебную деятельность |
Слайд 2 - Доброе утро, ребята! Здравствуйте, уважаемые коллеги! Ребята, вы готовы к уроку? Итак, мы начинаем урок русского языка. Я желаю вам плодотворной работы на уроке. Рассказать секреты слова |
Приветствие учителя.
| |
II.Актуализация знаний. Постановка темы урока. Цель: осознание потребности к новым действиям | Слайд 3 На доске слова:
мышь мышь мыши мышка мышью мышонок мышеловка мышиный мышковать - Что вы можете сказать о словах первого столбика? - Докажите. - Что можете сказать о словах второго столбика? - Докажите.
- Что такое корень?
- Давайте сделаем транскрипцию слова мышь - Что заметили? - Почему? - Зачем пишем «Ь»?
- Назовите все шипящие звуки русского языка. - Что можете сказать о звуках [ч’], [щ’]?
- А какие гласные указывают на мягкость согласных звуков? - Какие согласные звуки не поддаются командирам мягкости? - Прочитайте ещё раз слова второго столбика и скажите, какое слово «лишнее»?
- Почему? - Как называются слова, имеющие 2 корня?
Вы догадались, какая тема урока? |
- Это разные формы одного и того же слова. - Отличаются только окончанием. - Это однокоренные слова, образованные при помощи суффиксов. - Все слова имеют одинаковый корень (мыш-) и общее лексическое значение. - Корень – это общая часть всех однокоренных слов, в котором заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
- Мышь [м ы ш] – 4 буквы , 3 звука - Звуков меньше, чем букв. - Мягкий знак звука не обозначает? -Мягкий знак указывает, что это существительное с шипящим на конце. - [ж], [ш], [ч’], [щ’]. - Они всегда мягкие и не «поддаются» командам гласных букв.
- е, ё, и, я, ю
- [ж], [ш] [ц] – они всегда твёрдые.
- Мышеловка.
- Имеет два корня (мыш- и -лов-)- - Слова, имеющие 2 корня, называются «сложными». - «Сложные слова». (Слайд 3) | |
III. Выявление места и причины затруднения. Цель: выполнение пробных действий и фиксация затруднения, постановка проблемы |
- Ребята, замените предложение сложным словом и запишите его: Как называется ферма, на которой разводят птиц? - В каком месте возникла трудность при написании данного слова? - Что такое соединительная гласная? - Почему возникла трудность?
- Кто написал с буквой «о»? - Кто написал с буквой «и»? - Кто написал с буквой «е»? - Кто написал с буквой «ы»? - Кто написал с другой буквой? - Почему выбрали именно эту букву? -Можете ли вы обосновать свой выбор: «о» или «е»? - Почему? В чём проблема возникла? - Какую задачу мы должны с вами решить?
Слайд 5 |
Дети записывают слово «птиц?ферма». - В написании соединительной гласной.
- Это буква, соединяющая два корня сложного слова. - Буква, обозначающая гласный звук между двумя корнями, находится в безударном положении (в слабой позиции). Дети поднимают руки.
- Мы знаем, что в сложных словах соединительными гласными могут быть только гласные «о» или «е». - Нет. - Не знаем правила написания соединительных гласных. - Мы должны определить, когда пишется соединительная гласная «о», а когда - соединительная гласная «е»? | |
IV. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: определение средств решения проблемы (построение алгоритма действий по достижению поставленной задачи)
| - Ребята, я предлагаю вам работу в группах, в ходе которой вы определите порядок собственных действий по решению данной проблемы и попытаетесь вывести правило написания соединительных гласных в сложных словах, понаблюдав над словами.) - Разбейтесь, пожалуйста, на четыре группы, выберите ответственного и повторите правила работы в группах. - Какие правила мы обязаны соблюдать? (Учитель раздаёт карточки с заданиями для групповой работы) Ребята, в ходе работы вы составите план действий, расставив пункты алгоритма в нужном порядке и, пользуясь данным алгоритмом, попытаетесь сделать вывод. |
- Не перебивать друг друга. - Выслушивать мнение каждого члена группы. - Принимать общее решение. | |
V. Поиск и решение проблемы. Работа в группах. Цель: открытие нового знания по составленному алгоритму. |
(Учитель выполняет направляющую роль при необходимости)
- Если в группе готов алгоритм наблюдения над словами, то вы приступаете к практической части работы – наблюдением над словами, затем формулируете правило написания соединительных гласных. После окончания работы в группах ответственные вывешивают составленный алгоритм действий и сверяют с алгоритмом на доске. (Слайд 6) - Какой вывод вы сделали? (Учитель выслушивает ответственных каждой группы).
- Проверьте свои предположения с правилом на доске. (Слайд 7) А теперь вернёмся к пробному слову и исправим ошибки. Какую соединительную гласную нужно писать в слове «птиц?ферма»? (Слайд 8) - Почему? - Молодцы! А помнить всегда это правило вам поможет стихотворение – «запоминалка»: (Слайд 9) После мягких, шипящих и Ц |
Дети строят алгоритм наблюдения над словами: Прочитай (произнеси) слово. Убедись, что оно сложное: найди корни и устно подбери к каждому однокоренные слова. Если слово сложное, посмотри, на какой согласный звук оканчивается первый корень. Сделай вывод: - соединительная буква «е» пишется: 1) после… 2) … 3) … - соединительная буква «о» пишется после… После построения алгоритма дети работают со словами: овцебык, пылесос, пчеловод, пешеход, корнеплод, пищевод и наблюдают над последним гласным первого корня, в результате чего делают вывод.
Вывод детей: - соединительная буква «е» пишется 1) после мягких согласных (пылесос, корнеплод); 2) после шипящих (пешеход, пищевод); 3) после «ц» (овцебык); - соединительная буква «о» пишется: после твёрдых согласных (пчеловод, самокат).
- Соединительную гласную «е». - После «ц» в сложных словах пишется «е».
Сначала стихотворение читает один ученик, а затем все хором. | |
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: фиксация нового способа действия в речи, знаках (эталон).
1. Работа у доски.
2. Работа в парах
3. Самопроверка.
| - Ребята, а сейчас мы закрепим правописание соединительных гласных в сложных словах, выполнив следующее задание: - Отгадайте название животного, о котором идёт речь, запишите слово и, пользуясь алгоритмом, объясните орфограмму. (Слайд 10) - Маленькое насекомоядное млекопитающее, родственник крота - Молодцы! (Появляется картинка с изображением землеройки.)
(Слайд 11) Млекопитающее с окаменелым панцирем, обитающее в Америке. - Конечно, это броненосец! (Появляется картинка.) (Слайд 12) Небольшая птица отряда воробьиных, которая ловит на лету насекомых (чаще всего мух). - Верно! (Появляется картинка.) - А сейчас я буду читать описание животного, а вы, совещаясь в парах шёпотом, будете записывать отгаданное слово и объяснять орфограмму друг другу по очереди. (Слайд 13) Австралийское животное с клювом наподобие утиного носа. (Слайд 14) Живородящая рыба, обитающая в водоёмах Мексики, одна из популярных аквариумных рыбок. (Слайд 15) Крупное животное южных стран с одним рогом на передней части головы. - Дети, а теперь проверьте свою работу, сверив записанные вами слова со словами на доске: (Слайд 16) утконос меченосец носорог |
(Описание животного читает вслух кто-то из детей.) - Землеройка! Один ученик записывает на доске, а остальные в тетрадях. Пример объяснения: В слове землеройка два корня: -земл- и –рой-, однокоренные слова земля, земляной и рой, нарой. Первый корень оканчивается на [л’], это мягкий согласный, значит, надо писать соединительную гласную е. Пишу слово, выделяю корни,
подчеркиваю орфограмму: землеройка.
(Читает ученик.) - Броненосец! ( К доске выходит следующий ученик и объясняет написание данного слова по алгоритму.) (Читает ученик.) - Мухоловка!
(Дети совещаются в парах, записывают слово «утконос» и объясняют орфограмму.)
(Меченосец.)
(Носорог.)
| |
VII. Включение в систему знаний. Цель: выполнение задания на новый способ действия. | А сейчас выполните самостоятельно упражнение 193 на с.109 учебника, выбрав любые 3 словосочетания, где в сложном слове пишется соединительная гласная «е» и 2 словосочетания, в которых есть сложные слова с соединительной гласной «о». |
Самостоятельная работа с последующей проверкой. | |
VIII. Рефлексия учебной деятельности. Цель: соотнесение цели урока и результата, самооценка деятельности.
| (Слайд 17) - Дети, а сейчас закончите предложения: Сегодня на уроке я узнал… я научился… я затруднялся… я открыл для себя … мне показалось важным… - Вспомните, чего желала я вам в начале урока? - Как вы считаете: вы плодотворно поработали? - Вы ничего не заметили? - Какое? - Молодцы! (Слайд 18) - Я бы хотела закончить наш урок такими словами: (Слайд 19) Учите русский – годы к ряду, С душой, с усердием, с умом! Вас ждёт великая награда, И та награда – в нём самом! - Воспользуйтесь мудрым советом узбекского народного поэта Сабира Абдуллы, и пусть изучение русского языка приносит вам огромную радость! Спасибо за урок! |
(Дети оценивают свою работу на уроке)
- Плодотворной работы. - Да. В предложении «Желаю плодотворной работы!» есть сложное слово. - Плодотворной. | |
IХ. Домашнее задание. | - Ребята, дома выполните упр. 194 на с.109 или в печатной тетради на с. 67 упр. 109 (одно по выбору), выучить правило. (Учитель раздаёт стихи-запоминалки). |
|