Тема: «Соединительные гласные «-о-», «-е-» в сложных словах», 4 класс.

  • систематизировать знания о правописании соединительных гласных «о», «е» в сложных словах;
  • совершенствовать навыки грамотного и осознанного правописания слов.
Олимпиады: ЗОЖ 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Урок русского языка в 4 классе на тему:

Тема: «Соединительные гласные «-о-», «-е-» в сложных словах», 4 класс.

Цель: создать благоприятные условия для наблюдения над соединительными гласными в сложных словах

Задачи:

  • Образовательные:

    • систематизировать знания о правописании соединительных гласных «о», «е» в сложных словах;

    • совершенствовать навыки грамотного и осознанного правописания слов.

  • Развивающие:

    • развивать интеллектуальные умения: анализировать, обобщать, систематизировать; практические умения: работать с алгоритмами;

    • развивать память, внимание, творческие способности, наблюдательность речь учащихся;

  • Воспитательные:

    • воспитывать навыки сотрудничества;

    • формировать навыки самостоятельной и групповой работы;

    • воспитывать интерес к предмету.

Личностные результаты:

  • осознание значимости отобранного материала;

  • формирование своего отношения к учебной задачи и осознание значимости ее;

  • формирование самооценки на основе критерии успешности, адекватное понимание причин успеха / неуспеха / в учебной деятельности.



Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • формировать навыки самоконтроля и взаимопроверки (умение взаимодействовать со сверстниками) в учебной деятельности;

  • целеустремленность и настойчивость в достижении цели;

  • готовность к преодолению трудностей;

Познавательные УУД:

  • развивать умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной (письменной) речи;

  • устанавливать аналогии;

  • решать языковые задачи моделированием;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • формировать умение находить общее решение;

  • умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

  • способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу

Предметные результаты

  • формирование умений правильно писать соединительные гласные -о- и -е- в сложных словах, используя алгоритм.

  • создание условий для исследовательской деятельности учащихся;

  • выведение алгоритма действий;

  • формулирование общего вывода.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Используемые методы обучения: системно-деятельностный метод обучения (работа в группах, парах, проблемный (подводящий) диалог, метод демонстрации, частично-поисковый метод, практический метод, самостоятельная работа)

Способы контроля: в форме устного опроса учителя, во время практической, самостоятельной работы, во время письменного выполнения заданий.

Оборудование:

  • учебник «Русский язык», часть 1, Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина, Москва, «Просвещение», 2013

  • рабочая тетрадь на печатной основе «Русский язык» 4 класс, часть 1, Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина, Москва, «Просвещение», 2013;

  • рабочая тетрадь;

  • карточки с заданиями для групповой работы;

  • ИКТ (презентация к уроку)



Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика



1. Мотивация деятельности

Цель: включение обучающихся в учебную деятельность



Слайд 2

- Доброе утро, ребята! Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Ребята, вы готовы к уроку? Итак, мы начинаем урок русского языка. Я желаю вам плодотворной работы на уроке.

Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова,
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов!





Приветствие учителя.




II.Актуализация знаний.

Постановка темы урока.

Цель: осознание потребности к новым действиям

Слайд 3

На доске слова:


мышь мышь

мыши мышка

мышью мышонок

мышеловка

мышиный

мышковать

- Что вы можете сказать о словах первого столбика?

- Докажите.

- Что можете сказать о словах второго столбика?

- Докажите.



- Что такое корень?




- Давайте сделаем транскрипцию слова мышь

- Что заметили?

- Почему?

- Зачем пишем «Ь»?


- Назовите все шипящие звуки русского языка.

- Что можете сказать о звуках [ч’], [щ’]?


- А какие гласные указывают на мягкость согласных звуков?

- Какие согласные звуки не поддаются командирам мягкости?

- Прочитайте ещё раз слова второго столбика и скажите, какое слово «лишнее»?


- Почему?

- Как называются слова, имеющие 2 корня?


Вы догадались, какая тема урока?











- Это разные формы одного и того же слова.

- Отличаются только окончанием.

- Это однокоренные слова, образованные при помощи суффиксов.

- Все слова имеют одинаковый корень (мыш-) и общее лексическое значение.

- Корень – это общая часть всех однокоренных слов, в котором заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.


- Мышь [м ы ш] – 4 буквы , 3 звука

- Звуков меньше, чем букв.

- Мягкий знак звука не обозначает?

-Мягкий знак указывает, что это существительное с шипящим на конце.

- [ж], [ш], [ч’], [щ’].

- Они всегда мягкие и не «поддаются» командам гласных букв.


- е, ё, и, я, ю


- [ж], [ш] [ц] – они всегда твёрдые.


- Мышеловка.

- Имеет два корня (мыш- и -лов-)-

- Слова, имеющие 2 корня, называются «сложными».

- «Сложные слова». (Слайд 3)



III. Выявление места и причины затруднения.

Цель: выполнение пробных действий и фиксация затруднения, постановка проблемы



- Ребята, замените предложение сложным словом и запишите его: Как называется ферма, на которой разводят птиц?

- В каком месте возникла трудность при написании данного слова?

- Что такое соединительная гласная?

- Почему возникла трудность?



- Кто написал с буквой «о»?

- Кто написал с буквой «и»?

- Кто написал с буквой «е»?

- Кто написал с буквой «ы»?

- Кто написал с другой буквой?

- Почему выбрали именно эту букву?

-Можете ли вы обосновать свой выбор: «о» или «е»?

- Почему? В чём проблема возникла?

- Какую задачу мы должны с вами решить?



Слайд 5





Дети записывают слово «птиц?ферма».

- В написании соединительной гласной.



- Это буква, соединяющая два корня сложного слова.

- Буква, обозначающая гласный звук между двумя корнями, находится в безударном положении (в слабой позиции).

Дети поднимают руки.









- Мы знаем, что в сложных словах соединительными гласными могут быть только гласные «о» или «е».

- Нет.

- Не знаем правила написания соединительных гласных.

- Мы должны определить, когда пишется соединительная гласная «о», а когда - соединительная гласная «е»?



IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: определение средств решения проблемы (построение алгоритма действий по достижению поставленной задачи)


- Ребята, я предлагаю вам работу в группах, в ходе которой вы определите порядок собственных действий по решению данной проблемы и попытаетесь вывести правило написания соединительных гласных в сложных словах, понаблюдав над словами.)

- Разбейтесь, пожалуйста, на четыре группы, выберите ответственного и повторите правила работы в группах.

- Какие правила мы обязаны соблюдать?

(Учитель раздаёт карточки с заданиями для групповой работы)

Ребята, в ходе работы вы составите план действий, расставив пункты алгоритма в нужном порядке и, пользуясь данным алгоритмом, попытаетесь сделать вывод.











- Не перебивать друг друга.

- Выслушивать мнение каждого члена группы.

- Принимать общее решение.



V. Поиск и решение проблемы. Работа в группах.

Цель: открытие нового знания по составленному алгоритму.



(Учитель выполняет направляющую роль при необходимости)

















- Если в группе готов алгоритм наблюдения над словами, то вы приступаете к практической части работы – наблюдением над словами, затем формулируете правило написания соединительных гласных.

После окончания работы в группах ответственные вывешивают составленный алгоритм действий и сверяют с алгоритмом на доске. (Слайд 6)

- Какой вывод вы сделали?

(Учитель выслушивает ответственных каждой группы).







- Проверьте свои предположения с правилом на доске. (Слайд 7)

А теперь вернёмся к пробному слову и исправим ошибки. Какую соединительную гласную нужно писать в слове «птиц?ферма»? (Слайд 8)

- Почему?

- Молодцы! А помнить всегда это правило

вам поможет стихотворение – «запоминалка»:

(Слайд 9)

После мягких, шипящих и Ц
В сложных словах пишется «Е».
А после
твёрдых пишется «О» –
Не перепутает буквы никто!



Дети строят алгоритм наблюдения над словами:

  1. Прочитай (произнеси) слово.

  2. Убедись, что оно сложное: найди корни и устно подбери к каждому однокоренные слова.

  3. Если слово сложное, посмотри, на какой согласный звук оканчивается первый корень.

  4. Сделай вывод:

- соединительная буква «е» пишется:

1) после…

2) …

3) …

- соединительная буква «о» пишется после…

После построения алгоритма дети работают со словами: овцебык, пылесос, пчеловод, пешеход, корнеплод, пищевод и наблюдают над последним гласным первого корня, в результате чего делают вывод.





Вывод детей:

- соединительная буква «е» пишется

1) после мягких согласных (пылесос, корнеплод);

2) после шипящих (пешеход, пищевод);

3) после «ц» (овцебык);

- соединительная буква «о» пишется:

после твёрдых согласных (пчеловод, самокат).







- Соединительную гласную «е».

- После «ц» в сложных словах пишется «е».







Сначала стихотворение читает один ученик, а затем все хором.



VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: фиксация нового способа действия в речи, знаках (эталон).



1. Работа у доски.

































2. Работа в парах

















3. Самопроверка.






- Ребята, а сейчас мы закрепим правописание соединительных гласных в сложных словах, выполнив следующее задание:

- Отгадайте название животного, о котором идёт речь, запишите слово и, пользуясь алгоритмом, объясните орфограмму.

(Слайд 10)

- Маленькое насекомоядное млекопитающее, родственник крота

- Молодцы!

(Появляется картинка с изображением землеройки.)







(Слайд 11)

Млекопитающее с окаменелым панцирем,

обитающее в Америке.

- Конечно, это броненосец! (Появляется картинка.)

(Слайд 12)

Небольшая птица отряда воробьиных, которая ловит на лету насекомых (чаще всего мух).

- Верно! (Появляется картинка.)

- А сейчас я буду читать описание животного, а вы, совещаясь в парах шёпотом, будете записывать отгаданное слово и объяснять орфограмму друг другу по очереди.

(Слайд 13)

Австралийское животное с клювом наподобие утиного носа.

(Слайд 14)

Живородящая рыба, обитающая в водоёмах Мексики, одна из популярных аквариумных рыбок.

(Слайд 15)

Крупное животное южных стран с одним рогом на передней части головы.

- Дети, а теперь проверьте свою работу, сверив записанные вами слова со словами на доске:

(Слайд 16)

утконос

меченосец

носорог











(Описание животного читает вслух кто-то из детей.)

- Землеройка!

Один ученик записывает на доске, а остальные в тетрадях.

Пример объяснения: В слове землеройка два корня: -земл- и –рой-, однокоренные слова земля, земляной и рой, нарой.

Первый корень оканчивается на [л’], это мягкий согласный, значит, надо писать соединительную гласную е. Пишу слово, выделяю корни,

подчеркиваю орфограмму: землеройка.


(Читает ученик.)

- Броненосец!

( К доске выходит следующий ученик и объясняет написание данного слова по алгоритму.)

(Читает ученик.)

- Мухоловка!











(Дети совещаются в парах, записывают слово «утконос» и объясняют орфограмму.)



(Меченосец.)



(Носорог.)


VII. Включение в систему знаний.

Цель: выполнение задания на новый способ действия.

А сейчас выполните самостоятельно упражнение 193 на с.109 учебника, выбрав любые 3 словосочетания, где в сложном слове пишется соединительная гласная «е» и 2 словосочетания, в которых есть сложные слова с соединительной гласной «о».



Самостоятельная работа с последующей проверкой.



VIII. Рефлексия учебной деятельности.

Цель: соотнесение цели урока и результата, самооценка деятельности.


(Слайд 17)

- Дети, а сейчас закончите предложения:

Сегодня на уроке

я узнал…

я научился…

я затруднялся…

я открыл для себя …

мне показалось важным…

- Вспомните, чего желала я вам в начале урока?

- Как вы считаете: вы плодотворно поработали?

- Вы ничего не заметили?

- Какое?

- Молодцы!

(Слайд 18)

- Я бы хотела закончить наш урок такими словами:

(Слайд 19)

Учите русский – годы к ряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждёт великая награда,

И та награда – в нём самом!

- Воспользуйтесь мудрым советом узбекского народного поэта Сабира Абдуллы, и пусть изучение русского языка приносит вам огромную радость!

Спасибо за урок!



(Дети оценивают свою работу на уроке)













- Плодотворной работы.

- Да.

В предложении «Желаю плодотворной работы!» есть сложное слово.

- Плодотворной.

IХ. Домашнее задание.

- Ребята, дома выполните упр. 194 на с.109 или в печатной тетради на с. 67 упр. 109 (одно по выбору), выучить правило.

(Учитель раздаёт стихи-запоминалки).




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее