«Зимний фестиваль знаний 2025»

Разработка урока для 3 класса по русскому языку

- Назовите главную значимую часть слова.

- В каких словах имеется приставка?

-Найдите сложное слово и запишите соединительную гласную букву.

-При помощи какого суффикса образовано слово садовник? Напишите этот суффикс.

Допишите строку, соблюдая закономерность.

Дети записывают соединения и слова в тетради.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Тема: Закрепление ранее изученного материала по теме «Состав слова»

Цели:1.Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова;2. Развивать устную и письменную речь учеников;

3. Прививать бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование: медиапроектор, экран, компьютер. карточки для разбора слов по составу (поездка, прогулка, садик, листопад), цветок – ромашка с лепестками; звукозапись произведения П.И. Чайковского «Октябрь», песня «Переменка», схемы слов, учебники,

1.Организационный момент.- 1 мин

Добрый день! Здравствуйте!

-Ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, возьмитесь за руки поднимите руки и все вместе скажите.

Я в школе на уроке.

Я готов к работе.

Я хочу научиться сам

И научить других.

Ребята, я желаю вам удачи.

II. Сообщение темы и целей урока.-3 мин.

Сегодня у нас необычный урок русского языка, урок «Путешествие в сад родственных слов».

-Ребята, скажите, нравится ли вам работа учителя?

-Хотите ли стать учителем?

-Можете ли назвать работу учителя классной работой.

-Теперь скажите, где еще можно увидеть предложение «Классная работа»?

-Вот, посмотрите на доску, что можете сказать об этом предложении?

Молодцы!

Учитель: Это и будет темой нашего урока.

На доске появляется надпись «Состав слова».

III. Обобщение знаний по теме «Состав слова».-1 мин.

Дети называют цель:

 обобщить знания об изученных орфограммах,

закрепить знания о составе слова,

будем выделять группы родственных слов;

образовывать из них новые слова.

IV. Повторение ранее изученного материала. - 5 мин.

Сейчас мы с вами отправимся в удивительный сад.

Ивлев Илья прочитает стих, а вы слушайте внимательно и запоминайте, какие услышите однокоренные слова.

Карина записывает на доске.

Как-то много лет назад.

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым,

Был он только словом.

Это слово, слово-корень,

Разрастаться стало вскоре.

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из сада

Вам рассада,

Вот еще посадки рядом,

А вот садовод,

К ним садовник идет.

Очень интересно.

Гулять в саду словесном!

-Какие слова выросли из корня - сад-?

-Как называются эти слова? ( Родственные или однокоренные)

-Почему? ( У этих слов один корень, и они сходны по смыслу.)

-А какое слово «лишнее»? Почему?

(Посадили, потому что все слова – существительные, а это глагол).


V. Минутка красивого письма.-5 мин.

Запишите дату и предложение.

Шестнадцатое ноября.

Классная работа.

- Назовите главную значимую часть слова.

- В каких словах имеется приставка?

-Найдите сложное слово и запишите соединительную гласную букву.

-При помощи какого суффикса образовано слово садовник? Напишите этот суффикс.

Допишите строку, соблюдая закономерность.

Дети записывают соединения и слова в тетради.

Сад рас по о ник

Сад, посадили, рассада, сада, посадка, садовод, саду, садовник.

Двое выходят к доске и разбирают слова по составу.

-Как называются эти слова? ( Родственными или однокоренными.)

- Почему? (У них один корень, и они связаны по смыслу).

Нет ли ошибок?

-Приставка, корень, суффикс, окончание, основа-ЭТО ЧТО? Это – части слова , их называют морфемы. Морфема- это значимая часть слова, выполняет функции словообразования и формообразования. 

VI .Закрепление ранее изученного материала.-6 мин.

А) Игра «Мы – садоводы».

Раз мы с вами оказались в саду, какой же сад без цветов?

Слайд 4

- Какие цветы вы знаете?

- Отгадайте, что это за цветок.

Стоит в поле кудряшка –

Белая рубашка,

Сердечко золотое.

Что это такое? (Ромашка)

Б) Тимур подготовил небольшое сообщение об этом растении.

Ромашка – это однолетнее невысокое растение с белыми лепестками и желтой серединкой. Ромашка бывает таких видов, как аптечная, римская, персидская, ну и обыкновенная. Мы встречаем их на лугах и полях. Оно часто используется в лечебных целях, а также для улучшения сна и укрепления волос, на ее основе делают крема и другие косметические средства. О нем слагают легенды, песни, стихи.

Молодец, спасибо Тимур, садись.

В) Самостоятельная работа.

- А сейчас из каждого ряда по одному садовнику выйдет к доске и вырастит свою ромашку.

Это будет необычная ромашка – ее лепестки будут состоять из родственных слов.

У доски работают три ученика, которые составляют ромашки из родственников слов вода, гора, осина.

1 садовник – составляет ромашку к слову вода: водяной, водичка, водица, водить, провод, подводник- КОРЕНЬ

Провели электропровОд. Купить электропрОвод.

2 садовник – составляет ромашку к слову гора из слов горе, горка, гористый, горняк, горный.- суффикс

3 садовник- осина, осинник, осинки, осины, подосиновики.- приставку

- Какие лепестки оказались лишними? Почему?

- У первого садовника это слова водить, провод, так как они не связаны по смыслу с остальными.

-У второго садовника это слово горе.

-У третьего садовника - все слова однокоренные.

В это время остальные работают по учебнику, упр.188, стр. 98, Объяснить значение пословиц.

Имеется ввиду, что если человек будет трудиться и работать, то он добьется своих целей, сделает что-нибудь полезное. Eсли не будет трудиться, то ничего не добьется, ничего у него не будет. Oн станет ленивым человеком. 

Если слишком торопиться, чтобы сделать важное дело, то можешь из-за спешки все испортить;. Не нужно спешить что-то делать, а то не получится..лучше сделать медленно,но качественно.

Работа для детей с ОВЗ. Игра называется «Собери слова». Части слова рассыпались, нужно снова собрать из них слово. Катя и Данил (ОВЗ)

-а-, -к-, по-, -езд- ; -к-, -гул-, -а-, про-; -ик, сад; -о; -пад, лист. выделить части слова.

Проверка.

VI. Физкультминутка -1 мин.

Мы с вами входим в лес.

Сколько  здесь вокруг чудес! Посмотрели вправо, влево.

Словно деревья в лесу. Руки подняли и покачали,

Ветер сбивает росу. В стороны руки.

Это к нам птицы летят. Плавно помашем —

Как они тихо садятся, Покажем-

Крылья сложили вперед.

Заниматься тихо сели.

VII. Коллективная работа.-5 мин.

Путешествие в осенний лес.

Продолжая наше путешествие, давайте, ребятки, заглянем в осенний лес.

Вы должны были написать мини-сочинение по картине И. Левитана «Золотая осень».

-Несколько работ зачитываются вслух. Назовите однокоренные слова, которые использовали в своей работе.

Кому понравилось сочинения ваших товарищей, поднимите правую руку, кто думает, что нужно еще поработать - левую руку. Молодцы! Я тоже соглашусь с вашими ответами.

– А какие деревья не изменили окраску с приходом осени? (Ели и сосны)

VIII. Работа в парах.- 5мин.

(на столе лежат тексты)

- Предлагаю поработать в парах.

Сейчас вы послушаете разговор маленькой елочки, которую можно встретить в лесу. Возьмите карандаш, я буду читать текст, вы подчеркивайте однокоренные слова, встретившиеся в тексте.

- Какие слова мы называем однокоренными? (1 значение, 1 корень).

Послушаем произведение П.И. Чайковского из альбома «Времена года» мелодию «Октябрь».

В густом зеленом ельнике жила маленькая Елочка. Как и все маленькие, она была очень любопытная и часто задавала взрослым вопросы.

- Почему, - спрашивала Елочка у мамы Елки, - на твоих ветвях растут шишки, а на моих – нет?

- Не огорчайся, - отвечала мама. - Подрастешь, и на твоих ветках появятся красивые твердые шишки.

- Почему, - спрашивала Елочка у бабушки – старой Ели, - к тебе часто в гости прибегают рыжие белки, прилетают дятлы, клесты?

- И к тебе будут прилетать в гости птицы, прибегать белки, - успокаивала Елочку бабушка. –

Почему же к бабушке Ели прилетают дятлы, клесты?

( В шишках – еловые семена. Для белок, дятлов, клестов - это самая лакомая еда).

А тем птицам, которые живут близко к жилью людей, мы что должны делать? Ответы детей………..

- Какие родственные слова вы подчеркнули в тексте?

Ельник, ёлочка, ёлки, ель.

-Как образовались эти слова? (при помощи суффиксов)

-Какие родственные слова вы выписали?

(Елочка, елка, ель, ельник, еловые)

1 ряд - Разберите по составу эти слова (Елочка, елка, ель, ельник, еловые.)

2 ряд - фонетический разбор слова ель

3 ряд - вопрос о какой животном говорилось в сказке ( о белке), задание: к слову белка подобрать однокоренные слова

белка – белочка; бельчонок; беличьи; бельчата.

Проверка или самопроверка.-1 мин.

VIII. Словарно-орфографическая работа -4 мин.

Птицы – обитатели леса, а кто еще живет в лесу? (Дикие животные).

- Названия животных дети записывают в столбик.

- Назовите диких животных. ( медведь, лисица.)

-Назовите домашних животных. (Собака, корова.)

-Назовите их детенышей.

- Будут ли родственными слова в этих парах? (Только лисица – лисенок, медведь – медвежонок

- А остальные пары слов не являются родственными, потому что у них разные корни).

Какая часть слова помогла образовать новые слова?

(Суффиксы -онок- и суффикс - ёнок-)

Обратите внимание на написание этих суффиксов. Они пишутся всегда одинаково.

– Запишите названия этих животных, выделите суффикс.

Дети записывают названия детенышей во второй столбик. IX. Оценивание. -1 мин.

- Ребята, отгадайте шараду.
Корень мой находится в цене,
В очерке найти приставку мне
Суффикс мой в тетрадке, все встречаем
Весь же в дневнике я и в журнале. (О-цен-ка)
- Итак, ребята вы хорошо поработали, оцените себя. Выберите тот рисунок, который больше вам подходит. (яблочки, цветы яблони, листья яблони)

X. Домашнее задание.

1)Упр.183, с.87;

2)Подобрать однокоренные слова к слову «Лес»;

3)По желанию сочинить небольшой стих на темы «Лес» или «Сад»

XI. Рефлексия урока.-2 мин.
-Наше путешествие подошло к концу.

Вам понравилось путешествие?

Какое настроение у вас после урока?

Теперь, послушайте песню и отгадайте, как она называется. (Перемена).

Слово «переменка» как образовалось?

Молодцы!

Спасибо за урок.

Урок окончен.   








Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее