Тема: Закрепление ранее изученного материала по теме «Состав слова»
Цели:1.Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова;2. Развивать устную и письменную речь учеников;
3. Прививать бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование: медиапроектор, экран, компьютер. карточки для разбора слов по составу (поездка, прогулка, садик, листопад), цветок – ромашка с лепестками; звукозапись произведения П.И. Чайковского «Октябрь», песня «Переменка», схемы слов, учебники,
1.Организационный момент.- 1 мин
Добрый день! Здравствуйте!
-Ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, возьмитесь за руки поднимите руки и все вместе скажите.
Я в школе на уроке.
Я готов к работе.
Я хочу научиться сам
И научить других.
Ребята, я желаю вам удачи.
II. Сообщение темы и целей урока.-3 мин.
Сегодня у нас необычный урок русского языка, урок «Путешествие в сад родственных слов».
-Ребята, скажите, нравится ли вам работа учителя?
-Хотите ли стать учителем?
-Можете ли назвать работу учителя классной работой.
-Теперь скажите, где еще можно увидеть предложение «Классная работа»?
-Вот, посмотрите на доску, что можете сказать об этом предложении?
Молодцы!
Учитель: Это и будет темой нашего урока.
На доске появляется надпись «Состав слова».
III. Обобщение знаний по теме «Состав слова».-1 мин.
Дети называют цель:
обобщить знания об изученных орфограммах,
закрепить знания о составе слова,
будем выделять группы родственных слов;
образовывать из них новые слова.
IV. Повторение ранее изученного материала. - 5 мин.
Сейчас мы с вами отправимся в удивительный сад.
Ивлев Илья прочитает стих, а вы слушайте внимательно и запоминайте, какие услышите однокоренные слова.
Карина записывает на доске.
Как-то много лет назад.
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым,
Был он только словом.
Это слово, слово-корень,
Разрастаться стало вскоре.
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада
Вам рассада,
Вот еще посадки рядом,
А вот садовод,
К ним садовник идет.
Очень интересно.
Гулять в саду словесном!
-Какие слова выросли из корня - сад-?
-Как называются эти слова? ( Родственные или однокоренные)
-Почему? ( У этих слов один корень, и они сходны по смыслу.)
-А какое слово «лишнее»? Почему?
(Посадили, потому что все слова – существительные, а это глагол).
V. Минутка красивого письма.-5 мин.
Запишите дату и предложение.
Шестнадцатое ноября.
Классная работа.
- Назовите главную значимую часть слова.
- В каких словах имеется приставка?
-Найдите сложное слово и запишите соединительную гласную букву.
-При помощи какого суффикса образовано слово садовник? Напишите этот суффикс.
Допишите строку, соблюдая закономерность.
Дети записывают соединения и слова в тетради.
Сад рас по о ник
Сад, посадили, рассада, сада, посадка, садовод, саду, садовник.
Двое выходят к доске и разбирают слова по составу.
-Как называются эти слова? ( Родственными или однокоренными.)
- Почему? (У них один корень, и они связаны по смыслу).
Нет ли ошибок?
-Приставка, корень, суффикс, окончание, основа-ЭТО ЧТО? Это – части слова , их называют морфемы. Морфема- это значимая часть слова, выполняет функции словообразования и формообразования.
VI .Закрепление ранее изученного материала.-6 мин.
А) Игра «Мы – садоводы».
Раз мы с вами оказались в саду, какой же сад без цветов?
Слайд 4
- Какие цветы вы знаете?
- Отгадайте, что это за цветок.
Стоит в поле кудряшка –
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое? (Ромашка)
Б) Тимур подготовил небольшое сообщение об этом растении.
Ромашка – это однолетнее невысокое растение с белыми лепестками и желтой серединкой. Ромашка бывает таких видов, как аптечная, римская, персидская, ну и обыкновенная. Мы встречаем их на лугах и полях. Оно часто используется в лечебных целях, а также для улучшения сна и укрепления волос, на ее основе делают крема и другие косметические средства. О нем слагают легенды, песни, стихи.
Молодец, спасибо Тимур, садись.
В) Самостоятельная работа.
- А сейчас из каждого ряда по одному садовнику выйдет к доске и вырастит свою ромашку.
Это будет необычная ромашка – ее лепестки будут состоять из родственных слов.
У доски работают три ученика, которые составляют ромашки из родственников слов вода, гора, осина.
1 садовник – составляет ромашку к слову вода: водяной, водичка, водица, водить, провод, подводник- КОРЕНЬ
Провели электропровОд. Купить электропрОвод.
2 садовник – составляет ромашку к слову гора из слов горе, горка, гористый, горняк, горный.- суффикс
3 садовник- осина, осинник, осинки, осины, подосиновики.- приставку
- Какие лепестки оказались лишними? Почему?
- У первого садовника это слова водить, провод, так как они не связаны по смыслу с остальными.
-У второго садовника это слово горе.
-У третьего садовника - все слова однокоренные.
В это время остальные работают по учебнику, упр.188, стр. 98, Объяснить значение пословиц.
Имеется ввиду, что если человек будет трудиться и работать, то он добьется своих целей, сделает что-нибудь полезное. Eсли не будет трудиться, то ничего не добьется, ничего у него не будет. Oн станет ленивым человеком.
Если слишком торопиться, чтобы сделать важное дело, то можешь из-за спешки все испортить;. Не нужно спешить что-то делать, а то не получится..лучше сделать медленно,но качественно.
Работа для детей с ОВЗ. Игра называется «Собери слова». Части слова рассыпались, нужно снова собрать из них слово. Катя и Данил (ОВЗ)
-а-, -к-, по-, -езд- ; -к-, -гул-, -а-, про-; -ик, сад; -о; -пад, лист. выделить части слова.
Проверка.
VI. Физкультминутка -1 мин.
Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес! Посмотрели вправо, влево.
Словно деревья в лесу. Руки подняли и покачали,
Ветер сбивает росу. В стороны руки.
Это к нам птицы летят. Плавно помашем —
Как они тихо садятся, Покажем-
Крылья сложили вперед.
Заниматься тихо сели.
VII. Коллективная работа.-5 мин.
Путешествие в осенний лес.
Продолжая наше путешествие, давайте, ребятки, заглянем в осенний лес.
Вы должны были написать мини-сочинение по картине И. Левитана «Золотая осень».
-Несколько работ зачитываются вслух. Назовите однокоренные слова, которые использовали в своей работе.
Кому понравилось сочинения ваших товарищей, поднимите правую руку, кто думает, что нужно еще поработать - левую руку. Молодцы! Я тоже соглашусь с вашими ответами.
– А какие деревья не изменили окраску с приходом осени? (Ели и сосны)
VIII. Работа в парах.- 5мин.
(на столе лежат тексты)
- Предлагаю поработать в парах.
Сейчас вы послушаете разговор маленькой елочки, которую можно встретить в лесу. Возьмите карандаш, я буду читать текст, вы подчеркивайте однокоренные слова, встретившиеся в тексте.
- Какие слова мы называем однокоренными? (1 значение, 1 корень).
Послушаем произведение П.И. Чайковского из альбома «Времена года» мелодию «Октябрь».
В густом зеленом ельнике жила маленькая Елочка. Как и все маленькие, она была очень любопытная и часто задавала взрослым вопросы.
- Почему, - спрашивала Елочка у мамы Елки, - на твоих ветвях растут шишки, а на моих – нет?
- Не огорчайся, - отвечала мама. - Подрастешь, и на твоих ветках появятся красивые твердые шишки.
- Почему, - спрашивала Елочка у бабушки – старой Ели, - к тебе часто в гости прибегают рыжие белки, прилетают дятлы, клесты?
- И к тебе будут прилетать в гости птицы, прибегать белки, - успокаивала Елочку бабушка. –
Почему же к бабушке Ели прилетают дятлы, клесты?
( В шишках – еловые семена. Для белок, дятлов, клестов - это самая лакомая еда).
А тем птицам, которые живут близко к жилью людей, мы что должны делать? Ответы детей………..
- Какие родственные слова вы подчеркнули в тексте?
Ельник, ёлочка, ёлки, ель.
-Как образовались эти слова? (при помощи суффиксов)
-Какие родственные слова вы выписали?
(Елочка, елка, ель, ельник, еловые)
1 ряд - Разберите по составу эти слова (Елочка, елка, ель, ельник, еловые.)
2 ряд - фонетический разбор слова ель
3 ряд - вопрос о какой животном говорилось в сказке ( о белке), задание: к слову белка подобрать однокоренные слова
белка – белочка; бельчонок; беличьи; бельчата.
Проверка или самопроверка.-1 мин.
VIII. Словарно-орфографическая работа -4 мин.
Птицы – обитатели леса, а кто еще живет в лесу? (Дикие животные).
- Названия животных дети записывают в столбик.
- Назовите диких животных. ( медведь, лисица.)
-Назовите домашних животных. (Собака, корова.)
-Назовите их детенышей.
- Будут ли родственными слова в этих парах? (Только лисица – лисенок, медведь – медвежонок
- А остальные пары слов не являются родственными, потому что у них разные корни).
Какая часть слова помогла образовать новые слова?
(Суффиксы -онок- и суффикс - ёнок-)
Обратите внимание на написание этих суффиксов. Они пишутся всегда одинаково.
– Запишите названия этих животных, выделите суффикс.
Дети записывают названия детенышей во второй столбик. IX. Оценивание. -1 мин.
- Ребята, отгадайте шараду.
Корень мой находится в цене,
В очерке найти приставку мне
Суффикс мой в тетрадке, все встречаем
Весь же в дневнике я и в журнале. (О-цен-ка)
- Итак, ребята вы хорошо поработали, оцените себя. Выберите тот рисунок, который больше вам подходит. (яблочки, цветы яблони, листья яблони)
X. Домашнее задание.
1)Упр.183, с.87;
2)Подобрать однокоренные слова к слову «Лес»;
3)По желанию сочинить небольшой стих на темы «Лес» или «Сад»
XI. Рефлексия урока.-2 мин.
-Наше путешествие подошло к концу.
Вам понравилось путешествие?
Какое настроение у вас после урока?
Теперь, послушайте песню и отгадайте, как она называется. (Перемена).
Слово «переменка» как образовалось?
Молодцы!
Спасибо за урок.
Урок окончен.