«Осенний фестиваль знаний 2024»

Содружество семьи и школы – основа самопознания

СОДРУЖЕСТВО СЕМЬИ И ШКОЛЫ – ОСНОВА САМОПОЗНАНИЯ

Школа призвала учить, воспитывать детей и создавать необходимую среду для самосовершенствования учащихся. Но процесс воспитания – это очень сложный путь не только для ребенка, но и для воспитателя. Это многогранный процесс взаимодействия всех факторов, имеющих влияние на становление личности ребенка. Это прежде всего родители, родственники, школа, друзья ребенка, среда, в которой он проводит досуговое время. Без их тесного взаимодействия рассчитывать на успех в воспитании не приходится. Очень часто дети видят и оценивают окружающую деятельность через призму родительских мнений и взглядов. Поэтому содружество, тесное творческое взаимодействие школы и семьи очень важно.

Олимпиады: Обществознание 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Учитель самопознания

КГУ «Средняя школа №10»,

ВКО, г. Риддер, Корытко О.А.


СОДРУЖЕСТВО СЕМЬИ И ШКОЛЫ – ОСНОВА САМОПОЗНАНИЯ


«Каждый из нас сам вычеканивает

цену своей личности: человек

бывает велик или мал в зависимости

от собственной воли»

С. Смайлс




Школа призвала учить, воспитывать детей и создавать необходимую среду для самосовершенствования учащихся. Но процесс воспитания – это очень сложный путь не только для ребенка, но и для воспитателя. Это многогранный процесс взаимодействия всех факторов, имеющих влияние на становление личности ребенка. Это прежде всего родители, родственники, школа, друзья ребенка, среда, в которой он проводит досуговое время. Без их тесного взаимодействия рассчитывать на успех в воспитании не приходится. Очень часто дети видят и оценивают окружающую деятельность через призму родительских мнений и взглядов. Поэтому содружество, тесное творческое взаимодействие школы и семьи очень важно.

И социальное, и школьное, и семейное воспитание направлено на то, чтобы добиться успеха. Но главное воспитательное воздействие на детей оказывает семья. Ведь в семье с самого раннего детства ребенок получает всевозможные виды информации, навыки жизненного поведения, привыкает к труду, познает мир прекрасного. Здесь у него появляются первые друзья, здесь он терпит сои первые поражения!

У школьного воспитания есть ряд преимуществ. Оно обладает большими знаниями. Но у семейного воспитания большие возможности в том плане, что семья воспитывает одного или двух, редко трех родных детей, а учитель – тридцать.

К сожалению, роль семьи как воспитателя снижается. Причин тому много: постоянная занятость родителей, стремящихся как можно больше заработать, низкий нравственный потенциал, педагогическую безграмотность, конфликтные отношения между родителями и т.д. В итоге мы теряем своих детей, получаем попрание нравственных принципов, отсутствие самоконтроля и половую распущенность, вредные пристрастия, циничное отношение к браку, семье, добрым традициям. А это все ведет к кризису семьи и даже общества. Где же выход? Для этого надо, прежде всего, объединить усилия школы с ее опытом педагогической работы и желание семьи с ее авторитетом, направленное на совершенствование личности ребенка. Это прекрасная основа для творческого сотрудничества между семьей и школой является еще и залогом позитивной результативности нового предмета «Самопознание». Ведь для того, чтобы воспитательные возможности родителей давали как можно больший результат, родителям необходимо заниматься самопознанием и самовоспитанием. Надо учиться быть не просто любящими родителями, а родителями – педагогами. Надо учиться управлять в семье не только взаимоотношениями с мужем или женой, но и с детьми, чтобы они не становились досадной помехой в работе, отдыхе, чтобы дети не раздражали в минуты гнева, а стали опорой и стимулом жить дальше, жить ради них и для них.

Уроки самопознания позволяют открыть новые горизонты самосовершенствования детей, где главный скульптор твоей судьбы - ты сам. И если на этом пути у ребенка верные наставники в лице учителей и родителей, то можно надеяться на успех.

В ГУ «Средняя школа № 10» с целью привлечения родителей в активный воспитательный процесс педагогами предмета Самопознание» разработаны уроки самопознания для родителей по темам «Как услышать подростка», «Как устроена обида», «Одиночество – одна из причин жизненных затруднений», «Мера любви», «Компьютер – друг или враг», «Игромания и кибернетическая зависимость», «Гендерное воспитание в семье», «Великая сила доброго слова» и другие, где проводится родительский всеобуч по вопросам воспитания детей.

Результаты анкетирования родителей показывают, что родителям нравятся такие уроки и имеют для них значимый результат. На уроках самопознания проводятся тренинги, которые дают возможность посмотреть на свои отношения родителям с ребенком объективно. А учитель старается научить родителей практическому навыку в общении с детьми, дать ответ на интересующий родителя вопрос. Разработаны буклеты для родителей: «Стресс или депрессия», «Странный ребенок», «Справиться с агрессией», «Учимся мыслить», «Профессия по размеру». А также памятки: «Магическая сила улыбки», «Как проявлять эмпатию», «Приятно ли с вами общаться…».

Большое внимание на уроках самопознания для учащихся уделяется воспитанию уважения и любви к своим родителям, семье, родственникам.

С этой целью учащиеся выполняют творческие работы: «Воспоминания моего детства», «Мой дом – моя крепость», проводятся дискуссии на тему «О тех, с кем я делю любовь родителей», где учащиеся разрабатывают правила «Братья и сестры не должны…», «Братья и сестры должны…».

На уроках выпускаем творческие рисованные альбомы «Благодарная память моей семьи». Всё это мы делаем для того, чтобы повысить авторитет родителей в глазах детей, воспитывать бережное отношение к традициям и родственным связям своей семьи.

Проводим с учащимися «круглые столы», где обсуждаем проблемы отцов и детей нашего времени, постоянно обсуждаем на уроках слова назидания Абая и письма к молодёжи академика Д.Лихачева. Итогом этих обсуждений стали творческие работы учащихся «Что бы я пожелал своим будущим детям?», «Каким я представляю себя через 20 лет».

В начале учебного года, когда только был введён предмет «Самопознание», итоги анкетирования родителей и учащихся по его оцениванию показали, что многие были уверены в необходимости данного предмета. Но были и сомневающие и те, кто с осторожностью к нему относился. Но уже по итогам такого же анкетирования за 1 четверть мы увидели резкий позитивный скачок в отношении к предмету родителей и детей. Я думаю, здесь немаловажную роль сыграла и наша работа с родителями. У нас уменьшилось количество детей, которые стоят на учете в ПДН, сократилось количество родителей, приглашаемых на административный совет школы по поводу плохого поведения учащихся. Реже обращаются в школу по поводу того, что ребенок не реагирует на замечания родителей и не терпит контроля с их стороны. Мы практикуем конференции отцов, которые ярко высвечивают проблему самоустранения от воспитания ребенка пап. Приглашаем на эти конференции специалистов: врача-нарколога, детского психиатра, психолога школы. Озвучиваем результаты анонимного анкетирования детей и результаты психолого-педагогических диагностик. Открывается очень проблемная картина: отцы в семьях не только не знают результаты учебы детей, но и никогда не беседуют с ними, помогая решать детские проблемы, часто являясь вместо наставников грубыми назидателями с огромным запасом угроз. Мы верим, что данные беседы с отцами, обмен советами не проходят бесследно. А желающих учащихся написать сочинение о папе «За что я люблю отца» становится больше.

Хорошей базой для взаимодействия семьи и школы в вопросах самопознания и самовоспитания как детей так и взрослых являются благотворительные акции и марафоны, которые проходят в школе. В их организации принимают участие родители, работники школы и дети, когда оказывается помощь учащимся школы, ребятишкам из приюта «Светоч», учащимся школы села Поперечное, ветеранам микрорайона школы.

12 февраля в день рождения родоначальницы предмета «Самопознание» Сары Алпысовны проводится благотворительная акция «Большое сердце вместит в себя заботу о многих». К акции подключились родители учащихся, сами ученики, индивидуальные предприниматели города, которые неравнодушны к проблемам детства. Мы очень верим в успех этого начинания, этот своеобразный круг «От сердца к сердцу» обязательно даст свои результаты.

Самопознание осуществляется ради определенных целей, для самовоспитания, то есть формирования себя в соответствии со своими намерениями. И в решении данных проблем хорошим спутником является предмет «Самопознание» как для детей, так и для взрослых.

Уровень педагогической культуры родителей, к сожалению, невысок, что часто является причиной неблагополучия семьи. Дефекты воспитания – это и есть первейший и главнейший показатель неблагополучия. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи – только отношение к ребенку, знание его проблем, умное разрешение конфликтов, вовремя оказанная помощь, дружеский совет. Чтобы были благополучными дети, должны быть благополучными их родители. Прежде чем исправлять своих детей, исправьте себя, вы родители! Поэтому самой лучшей стратегией и воспитания и самопознания является стратегия любви. Чтобы заниматься самовоспитанием, человек должен стараться сделать себя лучше. В работе с родителями мы заостряем внимание на гуманизации отношений в семье. Процесс воспитания основан на взаимообщении, обогащая и воспитанника и воспитателя. В общении с родителями мы не только учим их, но учимся у них сами.

Обмен опытом, советы, взаимопомощь, решение конкретных школьных проблем, осознание нашего общего долга перед молодым поколением – вот что поможет не растеряться и помочь нашим детям уверенно войти в свое будущее.

«Поверь мне, счастье только там, где любят нас, где верят нам» - М.Ю. Лермонтов


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее