«Осенний фестиваль знаний 2024»

Собственный ЭОР: Урок по географии на тему: «ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА»

ЭОР: Урок по географии на тему: «ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА»

Цель ЭОР: сформировать у обучающихся основные представления о современной политической карте мира, рассмотреть влияние международных отношений на изме-

нение политической карты мира.

Олимпиады: География 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Урок по географии

на тему:

«ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА»



Цель урока: сформировать у обучающихся основные представления о современной политической карте мира, рассмотреть влияние международных отношений на изме-

нение политической карты мира.

Ход урока

1.Организационный. Приветствие. Деление обучаемых на 5 подгрупп.

Преподаватель. Цель нашего занятия выяснить почему политическая карта мира

меняется (ХХ-ХХ1вв.) и что влияет на эти изменения, будет ли это продолжаться

и далее, в будущем. Тема, которую мы рассматриваем, очень важная, так как она

связана с изучением экономической и социальной географии, территориальной рас-

становки политических систем обусловленных разными закономерностями и фак –

торами.

Процесс формирования политической карты происходил на протяжении всего исто-

рического пути развития человеческого общества,- государства меняли свои грани-

цы, «названия» исчезали и появлялись обретая независимость, суверенность, совер-

шенствуя формы государственного правления и устройства. Этот процесс занимал

тысячелетия. Политическая карта есть отражение исторического процесса и лю-

бая общественно-экономическая формация предполагает изменение чего-либо во

времени. А изменения происходят согласно Закона философии- перехода количест –

венных изменений в качественные. К количест венным изменениям относятся изме-

нения общей численности государств на Земле и их площади, а к качественным от-

носится смена форм и правления стран.

Что же являлось главной причиной количественных и качественных изменений на

политической карте мира, т.е. что приводило к изменению границ, ликвидации госу-

дарств и образованию новых стран?

Обучающиеся: Войны, международные соглашения, династические браки, Великие гео-

графические открытия и многое другое.

Преподаватель: Почему люди воюют; используйте те знания , которые получены ва-

ми на уроках истории.

Обучающиеся: Войны ведутся за территории, сферы влияния, богатые ресурсы и они

(войны) бывают религиозные, расовые, этнические,мировые, гражданские «цвет –

ные» и др.- все они есть средство политики господствующих классов. За весь период

человеческого общества их можно насчитать более 15 тысяч .в результате чего по-

гибло свыше 3,5 млрд. человек.

Задание для обучающихся : Рассмотрим что представляет политическая карта мира на

каждом историческом этапе - Открыть учебник 1.1Ю с.5 Прочитать текст и за-

полнить таблицу «этапы формирования политической карты», которая лежит

на столе в каждой подгруппе






-2 -


Название

этапа

Временные

рамки

Изменена

На карте

Политическая

система

рабовладельческий

Ш тыс. до н.э.-

5 в. н.э.



средневековый

5 в. н.э. –

середина 17 в.



этап Нового

времени

середина 17 в. –

середина 20 в.



этап Новейшего

времени

середина 20 в. –

конец 20 в.



современный

начало Ш тыс. -




Преподаватель: Итак, подведем итоги заполнения таблицы : в 1-ой подгруппе зачитайте, что вы внесли в таблицу по рабовладельческому этапу; во 2-ой – по средневековому; в 3-ей - по Новому времени; в 4-ой - по этапу Новейшего времени и в 5-ой – по современно-

му этапу.

Преподаватель: На сегодняшний день в мире насчитывается 192 признанных ООН госу-

дарства, 5 –непризнанные и 4 – частично признаны(это контролирующая часть заяв –

ленной территории). Найти в учебнике понятие суверенные государства и записать

это понятие в тетрадь. Итак, какие государства относятся к суверенным?

Обучающиеся: Суверенные государства это политически независимые государства.

Преподаватель: Ряд государств являются несамоуправляющимися. Выписать в тет –

радь, используя текст учебника на с.6 государства, которые обладают зависимыми

территориями.

Перемены на политической карте мира в будущем могут носить и количественные и

качественные изменения. Территории будут менять и границы и юридический статус

(например Крыма). Все современные изменения должны будут найти своё отражение

на политической карте.

Смотрим на карту. По каким признакам можно объединить страны в различные группы?

Обучающиеся: По площади, по численности населения, по географическому положению,

по уровню экономического развития.

Преподаватель : На столе у каждой подгруппы лежат контурные карты и атласы мира

Проанализировать в учебнике таблицы 1,2 на с.8-9 и нанести на контурные карты крупнейшие по площади страны мира с численностью населения свыше 100 млн. чело –

век, страны, имеющие выход к морю. Продолжаем анализировать- какие страны отно-

сятся к странам-гигантам.

Обучающиеся: Российская Федерация, Канада, Китайская Народная Республика, США, Индия, Бразилия, Австралийский Союз.

Преподаватель: Назвать страны- лидеры по числу жителей.

Обучающиеся: Китайская Народная Республика, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Паки-

стан,, Российская Федерация.

Преподаватель: Назвать страны имеющие выход к морю.

Обучающиеся : Полуостровные –Италия, Испания, Греция, Саудовская Аравия и др.

островные – Исландия, Ирландия, Шри-Ланка, Мадагаскар, Япония и др.

страны-архипелаги – Индонезия, Филиппины и др.

Преподаватель: На занятии мы определили и качественные изменения. К каким измене-

-3-


ниям относят смену форм общественно-государственного устройства?

Обучающиеся: К качественным.

Преподаватель : Верно. На политической карте мира выделяют группы государств по

формам правления, типам государственного ус тройства и формам государственного режима. На с. 9-12 учебника, используя информацию, заполните таблицу :

Форма

правления

Кто

управляет

Название

стран





Преподаватель: Выполнив самостоятельную работу мы сделаем сверку; и теперь рас -

смотрим классификацию стран по индексу развития человеческого потенциала :

1.Высокоразвитые страны- США, Япония, ФРГ, Великобритания, Франция, Италия Канада, Швеция, Нидерланды, Ирландия, Лихтенштейн, Новая Зеландия.

2.Экономически развитые страны: Российская Федерация, Китайская Народная Рес –

публика, Индия, Бразилия, Мексика.

3.Новые индустриальные страны : Аргентина, Сингапур, Республика Корея, Индонезия

Малайзия, Тайланд, Чили, Турция, Казахстан,

4.Менее крупные страны: постиндустриального развития: Норвегия, Австрия Финлян

дия

5.Нефтеэкспортирующие страны: Саудовская Аравия, Кувейт, Катар,, Ирак, Иран, Ве

несуэла, Нигерия.

6.Страны переселенческого капитализма: Южно Африканская Республика, Австралий-

ский Союз, Израиль,

7.Отсталые страны:Афганистан, Чад, Ангола, Бенин, Мали, Мадагаскар др.

8.Постсоциалистические страны : Украина, Грузия, Армения Азербайджан,

Узбекистан.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА :

Преподаватель: Подведем итоги.

Обучающиеся: Политическая карта мира –сложный источник информации. Здесь стра-

ны выделяются по площади, численности населения, географическому положению,

уровню экономического развития.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Нанести на контурную карту высокоразвитые, переселенческие,

-4-

развивающиеся и постсоциалистические страны

ЛИТЕРАТУРА: Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира, уч. для

10 кл. общеобразовательных школ. М., Просвещение,2017.













































С рождения человек нуждается в общении. Доказано что начиная с 1,5 месячного возраста развитие ребенка происходит исключительно со взрослыми людьми.

ТЕКСТ

В 1957 году в пустыне Туркмении был найден мальчик. Ему было 5 лет, и почти все эти годы он провел в стае волков. Приговор обследовавших его врачей был суров – умственная недоразвитость. Мальчика поместили в психиатрическую больницу. Ему дали имя Джума. И начали перевоспитывать. Мальчика учили говорить, а не выть, есть руками, а не лакать из чашки, ходить, а не бегать на четвереньках. Впервые человеческое слово он произнес в 10 лет. К 15 годам Джума мог читать и писать., рассказывать о своей жизни в волчьей стае. Джума до самой смерти провел в психиатрической больнице, но так и остался Маугли.

Определить, какие положения текста 1)отражают факты; 2) выражают мнения

-составить план текста, выделив основные смысловые фрагменты текста;

-найти в тексте объяснение того почему социальная жизнь мальчика- внутренняя форма человеческой жизни.

-какие уровни восприятия общества существуют?

-почему человек «лишь в качестве члена общества может состояться как человек»?

-что оказывает значительное влияние на формирование личности

-согласны ли Вы, что «в каждое мгновение наша жизнь определена силами и средствами, накопленными в прошлом, и вместе с тем устремлена в будущее»? –аргументировать свое объяснение.



























Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее