Урок по географии
на тему:
«ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА»
Цель урока: сформировать у обучающихся основные представления о современной политической карте мира, рассмотреть влияние международных отношений на изме-
нение политической карты мира.
Ход урока
1.Организационный. Приветствие. Деление обучаемых на 5 подгрупп.
Преподаватель. Цель нашего занятия выяснить почему политическая карта мира
меняется (ХХ-ХХ1вв.) и что влияет на эти изменения, будет ли это продолжаться
и далее, в будущем. Тема, которую мы рассматриваем, очень важная, так как она
связана с изучением экономической и социальной географии, территориальной рас-
становки политических систем обусловленных разными закономерностями и фак –
торами.
Процесс формирования политической карты происходил на протяжении всего исто-
рического пути развития человеческого общества,- государства меняли свои грани-
цы, «названия» исчезали и появлялись обретая независимость, суверенность, совер-
шенствуя формы государственного правления и устройства. Этот процесс занимал
тысячелетия. Политическая карта есть отражение исторического процесса и лю-
бая общественно-экономическая формация предполагает изменение чего-либо во
времени. А изменения происходят согласно Закона философии- перехода количест –
венных изменений в качественные. К количест венным изменениям относятся изме-
нения общей численности государств на Земле и их площади, а к качественным от-
носится смена форм и правления стран.
Что же являлось главной причиной количественных и качественных изменений на
политической карте мира, т.е. что приводило к изменению границ, ликвидации госу-
дарств и образованию новых стран?
Обучающиеся: Войны, международные соглашения, династические браки, Великие гео-
графические открытия и многое другое.
Преподаватель: Почему люди воюют; используйте те знания , которые получены ва-
ми на уроках истории.
Обучающиеся: Войны ведутся за территории, сферы влияния, богатые ресурсы и они
(войны) бывают религиозные, расовые, этнические,мировые, гражданские «цвет –
ные» и др.- все они есть средство политики господствующих классов. За весь период
человеческого общества их можно насчитать более 15 тысяч .в результате чего по-
гибло свыше 3,5 млрд. человек.
Задание для обучающихся : Рассмотрим что представляет политическая карта мира на
каждом историческом этапе - Открыть учебник 1.1Ю с.5 Прочитать текст и за-
полнить таблицу «этапы формирования политической карты», которая лежит
на столе в каждой подгруппе
-2 -
Название этапа | Временные рамки | Изменена На карте | Политическая система |
рабовладельческий | Ш тыс. до н.э.- 5 в. н.э. |
|
|
средневековый | 5 в. н.э. – середина 17 в. |
|
|
этап Нового времени | середина 17 в. – середина 20 в. |
|
|
этап Новейшего времени | середина 20 в. – конец 20 в. |
|
|
современный | начало Ш тыс. - |
|
|
Преподаватель: Итак, подведем итоги заполнения таблицы : в 1-ой подгруппе зачитайте, что вы внесли в таблицу по рабовладельческому этапу; во 2-ой – по средневековому; в 3-ей - по Новому времени; в 4-ой - по этапу Новейшего времени и в 5-ой – по современно-
му этапу.
Преподаватель: На сегодняшний день в мире насчитывается 192 признанных ООН госу-
дарства, 5 –непризнанные и 4 – частично признаны(это контролирующая часть заяв –
ленной территории). Найти в учебнике понятие суверенные государства и записать
это понятие в тетрадь. Итак, какие государства относятся к суверенным?
Обучающиеся: Суверенные государства это политически независимые государства.
Преподаватель: Ряд государств являются несамоуправляющимися. Выписать в тет –
радь, используя текст учебника на с.6 государства, которые обладают зависимыми
территориями.
Перемены на политической карте мира в будущем могут носить и количественные и
качественные изменения. Территории будут менять и границы и юридический статус
(например Крыма). Все современные изменения должны будут найти своё отражение
на политической карте.
Смотрим на карту. По каким признакам можно объединить страны в различные группы?
Обучающиеся: По площади, по численности населения, по географическому положению,
по уровню экономического развития.
Преподаватель : На столе у каждой подгруппы лежат контурные карты и атласы мира
Проанализировать в учебнике таблицы 1,2 на с.8-9 и нанести на контурные карты крупнейшие по площади страны мира с численностью населения свыше 100 млн. чело –
век, страны, имеющие выход к морю. Продолжаем анализировать- какие страны отно-
сятся к странам-гигантам.
Обучающиеся: Российская Федерация, Канада, Китайская Народная Республика, США, Индия, Бразилия, Австралийский Союз.
Преподаватель: Назвать страны- лидеры по числу жителей.
Обучающиеся: Китайская Народная Республика, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Паки-
стан,, Российская Федерация.
Преподаватель: Назвать страны имеющие выход к морю.
Обучающиеся : Полуостровные –Италия, Испания, Греция, Саудовская Аравия и др.
островные – Исландия, Ирландия, Шри-Ланка, Мадагаскар, Япония и др.
страны-архипелаги – Индонезия, Филиппины и др.
Преподаватель: На занятии мы определили и качественные изменения. К каким измене-
-3-
ниям относят смену форм общественно-государственного устройства?
Обучающиеся: К качественным.
Преподаватель : Верно. На политической карте мира выделяют группы государств по
формам правления, типам государственного ус тройства и формам государственного режима. На с. 9-12 учебника, используя информацию, заполните таблицу :
Форма правления | Кто управляет | Название стран | |
|
|
|
Преподаватель: Выполнив самостоятельную работу мы сделаем сверку; и теперь рас -
смотрим классификацию стран по индексу развития человеческого потенциала :
1.Высокоразвитые страны- США, Япония, ФРГ, Великобритания, Франция, Италия Канада, Швеция, Нидерланды, Ирландия, Лихтенштейн, Новая Зеландия.
2.Экономически развитые страны: Российская Федерация, Китайская Народная Рес –
публика, Индия, Бразилия, Мексика.
3.Новые индустриальные страны : Аргентина, Сингапур, Республика Корея, Индонезия
Малайзия, Тайланд, Чили, Турция, Казахстан,
4.Менее крупные страны: постиндустриального развития: Норвегия, Австрия Финлян
дия
5.Нефтеэкспортирующие страны: Саудовская Аравия, Кувейт, Катар,, Ирак, Иран, Ве
несуэла, Нигерия.
6.Страны переселенческого капитализма: Южно Африканская Республика, Австралий-
ский Союз, Израиль,
7.Отсталые страны:Афганистан, Чад, Ангола, Бенин, Мали, Мадагаскар др.
8.Постсоциалистические страны : Украина, Грузия, Армения Азербайджан,
Узбекистан.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА :
Преподаватель: Подведем итоги.
Обучающиеся: Политическая карта мира –сложный источник информации. Здесь стра-
ны выделяются по площади, численности населения, географическому положению,
уровню экономического развития.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Нанести на контурную карту высокоразвитые, переселенческие,
-4-
развивающиеся и постсоциалистические страны
ЛИТЕРАТУРА: Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира, уч. для
10 кл. общеобразовательных школ. М., Просвещение,2017.
С рождения человек нуждается в общении. Доказано что начиная с 1,5 месячного возраста развитие ребенка происходит исключительно со взрослыми людьми.
ТЕКСТ
В 1957 году в пустыне Туркмении был найден мальчик. Ему было 5 лет, и почти все эти годы он провел в стае волков. Приговор обследовавших его врачей был суров – умственная недоразвитость. Мальчика поместили в психиатрическую больницу. Ему дали имя Джума. И начали перевоспитывать. Мальчика учили говорить, а не выть, есть руками, а не лакать из чашки, ходить, а не бегать на четвереньках. Впервые человеческое слово он произнес в 10 лет. К 15 годам Джума мог читать и писать., рассказывать о своей жизни в волчьей стае. Джума до самой смерти провел в психиатрической больнице, но так и остался Маугли.
Определить, какие положения текста 1)отражают факты; 2) выражают мнения
-составить план текста, выделив основные смысловые фрагменты текста;
-найти в тексте объяснение того почему социальная жизнь мальчика- внутренняя форма человеческой жизни.
-какие уровни восприятия общества существуют?
-почему человек «лишь в качестве члена общества может состояться как человек»?
-что оказывает значительное влияние на формирование личности
-согласны ли Вы, что «в каждое мгновение наша жизнь определена силами и средствами, накопленными в прошлом, и вместе с тем устремлена в будущее»? –аргументировать свое объяснение.