Урок русского языка в 9 «А» классе Учитель Бурханова Э.Т.
№ | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Тема: Типы ССП
| Цели: образовательные дать понятия о сложноподчиненных предложениях; понятия о главном предложении и придаточной части СПП; закрепить организацию деятельности учащихся по обобщению знаний и способов деятельности; развивающие развитие аналитических умений и самостоятельной деятельности учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление; воспитательные осуществить в учащихся нравственных и общечеловеческих ценностей, последовательность в работе, аккуратность в письме, взаимопроверка в работе | Учащиеся готовятся к уроку. |
1.Проверка домашнего задания | Упр.4 стр.51 Выучить правила | Уч-ся рассказывают домашнее задание
|
2.Актуализация внимания уч-ся
| - расскажите о сложных предложениях; - основные виды сложных предложений; - знаки препинания в сложных предложений; - виды ССП; Метафора на формирование чувства уверенности “Всё в твоих руках”- известная притча. Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я у мудреца: скажи, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”. Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о, мудрейший, - живая или мертвая?” И тогда мудрец, который, действительно, был умным человеком, сказал: “Все в твоих руках…” - Друзья, все в ваших руках!
| Уч-ся отвечают на вопросы |
2.Изучение нового материала | Солнце чуть показалось из-за темно-синей горы которую только привычный глаз мог бы различить от грозовой тучи. ( определит. ) Чувствовалось в воздухе что солнце встало. (изъявит. ) Стали падать крупные капли дождя и их шорох звучал так таинственно точно предупреждал о чем-то.(степени ) Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес то в траве видны алмазы. (времени) Морозы стояли лютые отчего и погибли сады.(присоед ). Снег становился все белее и ярче так что на крыльцо нельзя было выйти. (следствия) - Определить тип придаточных предложений, составить схемы | Уч-ся слушают, записывают, делают выводы. |
3. Закрепление изученного материала | 1) Укажи номер СПП с придаточным определительным. Предложение выпиши, начерти его схему. 1. Воздух так чист что видна каждая ветка. 2. Я давно уж оставил тот край где цветут луга и чащи. 3. Когда я первый раз увидел море оно взволновало и поразило меня. 2) Укажите номер СПП с придаточным обстоятельственным. Предложение выпишите в тетрадь, начертите его схему. 1. Письмо что ты мне написала меня обрадовало. 2. Нет истины где нет любви. 3. Недаром говорится что дело мастера боится. 3) Укажи номер СПП с придаточным изъяснительным. Предложение выпиши, начерти его схему.
2. Вы знаете что облака – точные предсказатели погоды. 3. Куда ни оглянись всюду рожь густая. (На доске в это время выполняет ученик синтаксический разбор предложения, один на месте.) 1)Синтаксический разбор предложения: Милосердие согревает душу там, где проявляется взаимопонимание. 2) Синтаксический разбор предложения: Лицо человека, которое искажается злобой, становится безобразным. (Проверка разборов) Резервное задание: составьте по схемам предложения. (Любим ходить на реку, которая поражает своей красотой). […сущ. ], (которая…). (Под утро, когда буря спала, Алексей услышал отдаленные звуки боя). […, ( когда),… ]. (Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье). Чтоб (…), [ ]. (Хороши летние туманные дни, хотя охотники их не любят). [ ], хотя (…). Леша, как ни крепко спал, тотчас открыл глаза и сел. […, (как ни),…].
| Выполняют упражнения в группе, по парам, отвечают на вопросы индивидуально. |
5. Рефлексия | Что узнал(а)? Что знал(а)? Что хочу узнать? | Заполн. таблицу |
6. Подведение итогов | Выставляются оценки. Подсчитываем баллы | Подсчитывают баллы |
7.Последущее задание | Составить предложения на каждый вид СПП, составить схемы предложений | Записывают в дневниках |