Подробный конспект открытого урока математики в 6 классе по теме:
«Сложение и вычитание дробей с разными знаками».
Цели урока:
- образовательные: закрепление умений и навыков сложения и вычитания дробей с разными знаками, умения переносить свои знания в новую нестандартную ситуацию, владение математической терминологией;
- воспитательные: воспитание внимательности, активности и настойчивости в достижении цели, привитие навыков самостоятельной работы, формирование коммуникативной культуры и толерантности при работе в паре;
- развивающие: развитие творческой, речевой, мыслительной активности, используя различные формы работы, развитие навыка рефлексии;
- здоровьесберегающие: профилактика заболеваний позвоночника, органов зрения.
Тип урока: урок повторения и обобщения.
Используемые педагогические технологии, методы и приёмы: технологии развивающего обучения, ИТК, здоровьесберегающей технологии.
Организация учебной деятельности: фронтальная форма работы, работа в парах, индивидуальная работа.
Время реализации урока: 45 минут.
Необходимое оборудование и материалы: ноутбук, мультимедиапроектор, экран, доска.
Дидактическое обеспечение урока:
- раздаточный материал к уроку (рабочий лист);
- учебное методическое пособие «Учимся, играя» (авторы: А.В. Бобровская, О.И. Чикунова, Шадринск, 2010);
- дидактические материалы, 6 кл. ( авторы: Потапов М.К., Шевкин А.В., Просвещение, 2010);
- сигнальные карточки;
- смайлики.
Список учебной и дополнительной литературы: учебник «Математика» 6 кл., (автор С.М. Никольский, Москва. Просвещение, 2010).
Ход урока.
I. Организационный момент.
Цель: Эмоционально настроить обучающихся на активное и заинтересованное участие в образовательном процессе и на создание положительного психологического микроклимата.
Сообщение темы и постановки задачи.
На сегодняшнем уроке мы должны закрепить полученные знания при сложении и вычитании дробей с разными знаками и показать умения применять их при выполнении различных заданий. И девизом нашего урока, я думаю, должно стать высказывание «Складывать и вычитать мы научимся на «5»!».
II Актуализация знаний учащихся.
Цель: закрепление умений переносить свои знания в новую нестандартную ситуацию, развитие логического мышления, умения сравнивать, делать выводы.
Урок начинаем с устной работы, но сегодня она будет необычная, вы должны свои знания перенести в нестандартную ситуацию.
Задание №1.
К нам попал египетский свиток, на котором написаны числа и какие-то непонятные знаки. Необходимо определить эти знаки, пользуясь правилами сложения и вычитания дробей с разными знаками.
620↓320=920
↑920↓1020=120
620↑420=110
↑920↑120=↑1020
520↑320=220
↓-?
↑-?
Задание № 2.
Перед вами решённые задания: необходимо найти ошибку и аргументировать свой ответ.
1). -34-23=-57
2). 1723-х=823
х=2523=1223
3). -512-312= -812= -23
3. Закрепление изученного материала.
Задание №3.
Цель: проверить уровень усвоения правил действий сложения и вычитания дробей с разными знаками.
В ваших рабочих листах записаны примеры. Рядом с каждым примером написана буква. Здесь зашифровано имя математика Древней Индии. Кто этот математик? Ответить на этот вопрос вы можете, решив примеры, записав в таблицу ответы в порядке возрастания с соответствующими буквами. Какое имя вы получили? Вы получили имя индийского математика Брахмагупта.
4. Историческая справка.
Цель: знакомство с историческим материалом, с использованием презентации.
Индийский математик Брахмагупта ввёл в обиход отрицательные числа. Брахмагупта, кроме математики занимался ещё и астрономией. Он написал несколько научных трудов по математике и астрономии.
Задание№4.
Цели: систематизация и повторение ранее усвоенных знаний; закрепление умений и навыков владения математической терминологией; формирование коммуникативной культуры и толерантности при работе в паре.
В следующем задании на рабочих листах вы должны зачеркнуть неверные высказывания. Работаете в парах, обсуждая данные высказывания.
После выполнения задания мы с вами вместе проверим его с помощью сигнальных карточек. Если высказывание неверное- красная, верное- зеленая.
Задание №5.
Цель: формирование умения переносить знания в новую нестандартную ситуацию, расширение кругозора, показать связь математики с музыкой.
А теперь мы с вами немного поиграем. Убедимся еще раз, что математика присутствует во многих областях человеческой жизни. Откройте стр. 52 учебного пособия «Учимся, играя». Игра «Музыкальный ринг». Юные вокалисты Юля и Дима участвуют в музыкальном ринге. Ноты отличаются по длительности звучания относительно друг друга; обозначения и длительность звучания нот представлены в таблице. Пользуясь таблицей, найдите длительность звучания трёх мелодий Юли и Димы и ответьте на вопросы: 1). Сравните длительность звучания первой мелодии Юли и второй мелодии Димы. 2). На сколько длиннее звучит третья мелодия Димы по сравнению с третьей мелодией Юли?
5. Минутка здоровья.
Цель: развивать двигательную активность обучающихся.
А теперь мы сами будем участвовать в музыкальном ринге. Под музыку В. Шаинского «Антошка» мы будем выполнять гимнастику в игровой манере: шагать, делать движения (копать лопатой, играть на гармошке, есть ложкой и другие). Повторяем за мной. Можно даже подпевать.
6.Предварительный контроль.
Цель: проверить навыки сложения и вычитания дробей с разными знаками, привитие навыков самостоятельной работы, работы в парах.
Итак, мы немножко отдохнули перед работой, которую вы сейчас должны будете выполнить, чтобы показать как вы умеете складывать и вычитать дроби с разными знаками.
Работа будет проходить по вариантам:
I вариант- «Учимся, играя» (повышенный уровень сложности, стр.35).
II вариант – Дидактические материалы стр.20-21, стр.14, стр.15 (1,2).
III вариант – Дидактические материалы стр.20, стр.14, стр.15(1,2).
7. Подведение итогов.
Цель: воспитание внимательности, развитие навыка оценивания, работа в парах.
Для тех, кто выполнял II, III вар. обменяйтесь листочками , оцените работу соседа по парте.
Критерии оценки записаны на доске: 12б.- «5»; 9-11б.-«4»; 5-8б.-«3».
Кто выполнил на 5 и 4? Вы оценили работу своего товарища, а теперь работы сдайте мне я их тоже посмотрю.
I вариант – также сдают работы на проверку учителю.
8.Рефлексия
Цель: развитие навыков рефлексии.
Я хочу, чтобы вы сейчас оценили урок и свою активность на уроке. Критерии представлены на слайде.
Прикрепите выбранный вами смайлик к доске: оранжевый- было интересно; зеленый- было интересно, но я был недостаточно активен; синий- было интересно, но я недовольна(ен) своей работой на уроке.
9. Домашнее задание.
Цель: закрепление умений и навыков сложения и вычитания дробей с разными знаками, привитие навыков самостоятельной работы дома.
Запишите домашнее задание.
Учебник Никольского С.М. Математика 6 кл. №504, 505, 506.
Для тех, кто хочет получить задание повышенной сложности подойдите ко мне и получите задание на индивидуальных листах.
Рабочий лист
1 задание
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 задание
Зачеркни неверные высказывания.
1. Сумма двух отрицательных чисел всегда равна нулю.
2. Разность двух отрицательных чисел не может быть положительным числом.
3. Сумма двух отрицательных чисел не может быть положительным числом.
4. У противоположных чисел всегда одинаковые модули.
5. Сумма двух любых чисел с разными знаками может быть положительным числом.
6. Сумма двух положительных чисел всегда больше нуля.
7. Сумма противоположных чисел всегда равна нулю.
№5
Домашняя работа.
Задание повышенной сложности.
Задача.
Медведь с базара плюшки нес,
Но на лесной опушке
Он половину плюшек съел
И плюс еще пол плюшки.
Шел, шел, уселся отдохнуть
И под «ку-ку» кукушки
Вновь половину плюшек съел
И плюс еще пол плюшки.
Стемнело, он ускорил шаг,
Но на крыльце избушки
Он снова пол - остатка съел
И плюс еще полплюшки.
С пустой кошелкою – увы!
Он в дом вошел уныло…
Хочу, чтоб мне сказали вы
А сколько плюшек было?
Самоанализ урока.
Урок был проведен в 6 классе по теме «Сложение и вычитание дробей с разными знаками». Урок предусматривал обобщения и систематизацию знаний по изученной теме с применением ИКТ.
Форма проведения урока в виде урока решения познавательных задач была выбрана не случайно. Такая структура урока позволяет сформировать умение переносить знания в новую нестандартную ситуацию. Игровая же деятельность на уроке позволила активизировать познавательную деятельность учащихся, создать условия для развития инициативы, творчества.
Тип урока определен как урок повторения и обобщения, так как многократная смена видов деятельности, характерная для этого типа уроков позволяет создавать условия для быстрого применения новых знаний.
При подготовке к уроку были учтены психолого-педагогические особенности класса, т.к. обучающиеся имеют разную математическую подготовку, был разработан рабочий лист, который позволил не только сэкономить время на уроке, но и упростить работу детей, создать ситуацию успеха и комфортного пребывания на уроке. Разнообразие и познавательный характер заданий, самостоятельная работа способствовали развитию практической значимости обучения, активности учащихся на уроке, их познавательной деятельности, раскрытию связи теории с практикой. Осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе, сочетались различные формы работы на уроке: фронтальная форма работы, работа в парах, индивидуальная работа. Осуществлялось развитие логического мышления, умений сравнивать, делать выводы. Предлагалась работа по заполнению таблицы. На уроке были использованы следующие методы: практические (выполнение упражнений), методы самоуправления учебными действиями (самостоятельная работа, работа в парах), методы контроля. Эти методы обучения обеспечили формирование навыков учебного труда, познавательного интереса, самостоятельности мышления.
Использование компьютерных технологий позволило повысить заинтересованность учащихся, а также улучшить качество восприятия материала. Во время «Минутки здоровья» была возможность отдохнуть, размять пальцы рук, обращалось внимание на осанку. Перегрузки учащихся на уроке не наблюдалось. Экономия времени осуществлялась при использовании рабочих листов, презентации к уроку, при проверке самостоятельной работы (ответы были представлены на слайде). Урок прошел организованно, было чёткое управление учебной работой учащихся, соблюдение дисциплины. На уроке царила доброжелательная атмосфера. Учащиеся были активны и организованны на разных этапах урока, показали умения творческого применения знаний, умений и навыков.
В дальнейшем при подготовке к урокам, я буду опираться на межпредметные связи, т.к. это способствует разностороннему развитию детей, вызывает интерес к учебе.