«Зимний фестиваль знаний 2025»

Сказочный герой

Занятие по изобразительной деятельности для учащихся среднего звена на тему: "Сказочный герой" (русалка)

Олимпиады: ИЗО 1 - 7 классы

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) школа»













Занятие по ИЗО



Тема: «Сказочный герой».


Составила: Л.С. Соловьева



г. Биробиджан







Тема: рисование сказочных героев

Цель: развитие у учащихся композиционных навыков

Задачи:

Правильно передавать в рисунке доступными для детей художественными средствами содержание зачитываемого учителем отрывка из литературного произведения; передавать в рисунке характерные признаки названного учителем несложного сюжета на листе бумаги;

Развивать пространственную ориентировку, прививать навык эстетического оформления рисунка, развивать умение познавать окружающий мир через художественные образы, созданные художниками;

Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.


Материал: музыка; книги с иллюстрациями; презентация о сказочных героях; видеоролик поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»; словарные слова; опорные план - схемы; канцелярские принадлежности для работы.


1.Подготовительная часть.

Организация детей. Подготовка и проверка готовности рабочих мест.

Создание эмоциональной заинтересованности, повышение мотивации изобразительной деятельности школьников.

-Ребята, вы все, наверное, любите сказки? (звучит сказочная тихая музыка)

-Нас сегодня ждёт чудесная страна, мы с вами попадём в страну сказок. А что такое сказка? (Сказка-жанр русского народного творчества. Вымышленные истории).

-Почему устное? Почему народное творчество? (передавалось из уст в уста).

Вывод: правильно, сказка - необычные, волшебные истории, которые передавались народом из уст в уста.
-Для чего в нашей жизни люди придумывают сказки?
-В сказках происходит много необычных событий, герои сказок совершают всякие чудеса.
-А кто самый главный в сказке?
-Сказочный герой!
-О чём пойдёт речь сегодня на уроке?
- О сказочном герое.

-Где мы можем прочитать сказку? (в книге)

-Когда мы открываем книгу, что сразу привлекает наше внимание?

-Посмотрите на эти рисунки (показ)

- Так что такое иллюстрация? ( Рисунок в книге, поясняющий содержание произведения, называется иллюстрацией). На иллюстрациях можно увидеть героев книг, место, где происходят события. Иллюстрации к литературному произведению вместе с текстом представляют собой единое целое.

-Кто создаёт иллюстрации?

- Художник, который создаёт рисунки для книг, называют художником-иллюстратором. Он оформляет книгу, раскрывает средствами художественной графики содержание литературного произведения).

-И сегодня мы будем в роли художников и нарисуем рисунок к отрывку произведения.

-Скажите, а какие бывают сказки? (сказки о животных, бытовые и волшебные)

-Мы сегодня будем иллюстрировать героя волшебной сказки. Знания о них передавались через сказки, различные произведения (рассказ и показ презентации с персонажами сказок)

- А каких героев знаете вы? (ответы детей; комментарии к изображениям)

-Густой, непроходимый лес был наполнен разными звуками: шорохи, скипы, треск, шум. Считалось в лесу живёт лесной дух-леший. (Это мохнатый старик с зелёными спутанными волосами. Он то и издаёт все эти звуки, чтобы запутать, заманить людей).

-Больше всего люди любили домашних духов-домового, банника, дворового. (Это добрые духи, маленькие, седые и весёлые старики. Они помогают людям, но иногда любят пошалить. Домовой живёт в избе за печкой. Банник живёт в бане, его обязанности поддерживать чистоту в бане. Дворовой следит за хозяйством).

-Так же считалось, что в реках и озёрах живётдух воды-водяной. (Он с длинной бородой из тины, весь покрытый шечуёй. Ему принадлежит вся рыба, часто любит путать сети рыбаков и крутить лодки на воде).

-У водяного есть дочки - русалки. (Это девушки с рыбьим хвостом, покрытым чешуёй. Люди считали, что на берегу не вода журчит, а это русалки поют, усыпляют людей).

Вывод: Всё это герои русских народных сказок. Люди всегда верили в вымышленных персонажей, героев, которых с давних времен называют духами.


2.Основная часть.

-Посмотрите отрывок из поэмы “Руслан и Людмила”и скажите, кто автор? (А.С.Пушкина).

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит…

-Каких сказочных персонажей вы увидели? Что можно нарисовать? (зелёный дуб, золотую цепь, русалку на ветвях).

-Посмотрите, как проиллюстрировали этот отрывок художники (показ двух иллюстраций; объяснить, как можно изобразить этот отрывок из поэмы). Что общего в них, чем они отличаются? (одинаковый сюжет)

-Какое настроение у вас вызвал данный отрывок произведения? (весёлое) Почему? (кот говорит, русалка на ветвях сидит). С помощью каких красок передаёт художник настроение поэта? (перечисляют)

Вывод: с помощью цвета мы можем передать характер и настроение героя; поэт передаёт своё настроение с помощью слов, а художник -настроения.


Этапы выполнения рисунка

-Сегодня наша задача научиться выполнять иллюстрацию к сказке, используя яркие цветовые оттенки.

-Что вы будете изображать? Какой сюжет? Определившись с тем, что вы будете рисовать, необходимо, как всегда, тщательно продумать композицию рисунка, чтобы рисунок смотрелся как единое целое.

-Я предлагаю вам пользуясь схемой-опорой самостоятельно нарисовать главного персонажа нашей композиции – русалку. Напомните, на кого она похожа (девушка и рыба). Выполните задание, которое находится у вас на партах: соберите русалочку.

- В какой последовательности мы выполняем рисунок? (объяснение детей)

Набросок

  1. Выбрать расположение листа.

  2. Определить расположение главных героев рисунка.

  3. Отмечаем места, где будут располагаться остальные предметы.

  4. Тонкими линиями прорисовываем детали предметов, соразмеряя их пропорции. Звери и люди не должны быть выше деревьев.

  5. Аккуратность оформления, эстетичность (эстетика от слова красота)


Работа в цвете

  1. Заливка фона

  2. Рисование листвы (метод тычок кистью)

  3. Прорисовка более мелких деталей.

-Я вам напоминаю, что мы с вами сегодня в качестве художников-иллюстраторов. И наш рисунок должен быть интересным, содержательным. Он должен передать настроение прочитанного, настроение главного героя.



Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

1) контроль организации рабочего места;

2) контроль правильности выполнения приемов работы;

3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4) контроль объема и качества выполненной работы.


3.Заключительная часть.

Анализ работ учащихся.

-Оцените свою работу по следующим критериям (Требования, предъявляемые к работам):

  1. Удачная компоновка в листе, соразмерность. Соответствие теме урока.

  2. Проработка, завершенность, общая выразительность.

  3. Аккуратность, эстетичность

Вывод: Сюжет какой поэмы изобразили?

-Что нового узнали из этого занятия? (о сказочных героях, что русалка-это девушка и рыба одновременно).



























Приложение:

У лукоморья дуб зелёный

Из поэмы «Руслан и Людмила»

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;

В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!

И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.













Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее