Беседа
Задумывались ли вы когда-нибудь, почему мы любим сказки? Что нас увлекает в них?
Конечно, прежде всего заинтересовывает сюжет. Быль сплетается с небылицей, реальное с волшебным и так мастерски перемешивается, что слушатель перестаёт ощущать реальное и переносится в мир, который предстаёт перед ним. Мудрая сказка подскажет, как нужно жить, а как не следует, посмеётся над злом и обязательно покажет добро во всём его светлом величии. Сказка народная помогает жить и даже учит, как жить. Многое зависит от того, кто рассказывает. У одних сказателей манера разговора плавная и тягучая, у других - добрая и весёлая, но всех сказателей народных отличает - музыкальность. Музыкальность русской сказки, поэтичность её образов, привлекает к себе многих русских писателей, поэтов, музыкантов и даже живописцев. Неповторимые живописные полотна на сюжеты русских народных сказок написал Виктор Михайлович Васнецов: ''Алёнушка'',''Богатыри''... А Михаил Александрович Врубель многие свои картины писал под непосредственным воздействием музыки сказок Римского-Корсакова.
Конечно же, музыкальность русских сказок особенно привлекала к ним композиторов. Ни один русский композитор не прошёл в своём творчестве мимо этих благодатных сюжетов. Кого же можно встретить в произведениях русских композиторов? Конечно же - Бабу - Ягу, Кощея Бессмертного, Черномора, Щелкунчика, русалку, лешего, колдуна, серого волка и т.д. Обратимся конкретно к какому - нибудь образу, например - Бабе - Яге. Что вы знаете об этом сказочном существе? Это отрицательный, злой образ. Она жестока, бессердечна, уродлива. Когда она летит над высокими горами и лесами, её полёт сопровождается странным шумом, воем и свистом. Вихрем носится она по воздуху, нагоняя страх и ужас на людей и животных. Её образ запечатлел П.И.Чайковский в фортепианной пьесе, которая так и называется "Баба - Яга". В этой пьесе изображается ворчливая Баба - Яга, она сердито машет клюкой, кричит и грозит костлявым пальцем, смотрит злым "колючим" взглядом. С пьесой П.И.Чайковского интересно сравнить музыкальный образ Бабы - Яги, созданный М.П.Мусоргским. Пьеса, в которой Мусоргский изображает Бабу - Ягу называется "Избушка на курьих ножках", эта пьеса входит в цикл фортепианных пьес имеющих общее заглавие "Картинки с выставки". Написан этот цикл под впечатлением от посещения выставки художника и друга М.Гартмана. Картина Гартмана изображает стаоинные часы, сделанные в виде сказочной русской избушки на курьих ножках. Пьеса написана в трёх частной форме. В крайних частях изображается, как Баба - Яга сердито стучит своей клюкой, потом садится в ступу и пролетает с шумом и свистом над лесом. В средней части изображается таинственный , сказочный лес, избушка Бабы - Яги, которая находится в глухой, непроходимой чаще. Солнце едва проникает сквозь густую, слабо колышущуюся листву, его лучи тускло освещают мрачные лесные дебри. А из избушки глухо доносится низкий, грубый голос Бабы - Яги.
А теперь перенесёмся из таинственного леса, в пещеру горного короля, в далёкую страну Норвегию. Горный король - это сказочный властелин северных гор, ему подвластны все сказочные существа, населяющие горы, леса, озёра и реки Норвегии, он управляет троллями и гномами. Образ горного короля создаёт норвежский композитор Эдвард Григ в своей пьесе "В пещере горного короля", которая является частью его знаменитой музыки к драме норвежского писателя Хенрика Ибсена "Пер Гюнт". Когда мы будем слушать музыку этого произведения , нам будет казатся, будто перед нами проходит целая вереница существ, начиная с тяжёлых и неуклюжих троллей, страшных кобольдов, кончая быстрыми, забавными гномиками, которые стремительно проносятся с громким хохотом и гиканьем. Музыка этого фантастического шествия основана на одной неизменной теме, которая начинает звучать в начале пьесы сначала в низком регистре, медленно, тихо и постепенно переносится всё выше, ускоряется темп и увеличивается сила звука, кажется будто все сказочные обитатели завертелись в вихре буйного фантастического танца, который обрывается одним повелительным жестом пещерного владыки.
А знаете ли вы русскую сказку, в которой был бы злым волшебником тоже карлик, злой , уродливый? Это - Черномор из знаменитой сказки Пушкина "Руслан и Людмила". По сюжету этой сказки была написана опера "Руслан и Людмила" русским композитором М.И.Глинкой. Так вот послушаем ещё одно фантастическое шествие. Это шествие Черномора со своей свитой, которая несёт его длинную бороду на подушках звучит . Этот марш звучит ярко, красочно, он построен на чередовании двух музыкальных тем: 1-ая - с которой начинается шествие, звучит резко, дико, устрашающе, изображает уродливого карлика, его угловатую, подпрыгивающую походку. 2 - ая - это изображение несметных богатств, камней семицветных, драгоценностей, которые поблёскивают и переливаются под лучами света. Итак, мы познакомились лишь с частицей русской и зарубежной музыки, вся прелесть её заключена в том, что она может творить чудеса. Искусство облагораживает человека, вдохновляет его на подвиги, украшает его повседневную жизнь. А сказка (а это тоже искусство) учит жить, так как в любой сказке есть скрытый смысл. А.С.Пушкин в "Золотом петушке" об этом сказал так: "Сказка ложь, да в ней ней намёк! Добрым молодцам урок!"