«Сказкотерапия для решения детских проблем»
В последние несколько лет значительно увеличилась численность детей с нарушениями речи. При этом и характер речевых патологий стал сложнее, часто ребенок имеет не только речевой дефект, но и расстройства крупной и мелкой моторики, нарушения внимания, эмоционально-волевой сферы, проблемы с творческой активностью. В связи с этим, одной из первых задач логопеда в этапе коррекции нарушения речи будет поиск наиболее подходящих методов и форм работы с ребенком. Ведь очень важно начать его исправление как можно раньше, желательно, в дошкольном возрасте. Наиболее универсальным, комплексным методов воздействия в коррекционной работе является сказкотерапия.
Сказкотерапия – это метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». [1] Вачков И. В. писал, что «сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи». [3]
У истоков создания и развития метода сказкотерапии стояли такие известные ученые как Е. Романова, А. Гнездилов, Т. Сытько, Ю. Тележко, Г. Николаева, Д. Протасова, Е. Тарасова, Т. Баязитова, Т. Карасева, Т. Грабенко, в своей работе опиравшиеся на опыт Выготского, Эльконина, Фрейда, Фрома, Берна, Юнга [2].
Чех Е. В. [5] выделил такие варианты работы со сказкой, как рассказывание сказки, рисование сказки, сказкотерапевтическая диагностика, сочинение сказки, изготовление кукол и постановка сказки.
Шорохова О. А. в своей книге «Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников» выделяет следующие направления, по которым осуществляется развитие личности и речи дошкольников:
1) Активность: от потребности в эмоциональной разрядке к активизации образной лексики и положительных эмоциональных проявлений.
2) Самостоятельность: от ориентировки в средствах языковой выразительности, проблемных ситуациях сказки, в ритме и динамике музыкальных образов к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении.
3) Творчество: от подражания взрослому в эмоциональном действии и выразительном слове к словесному фантазированию ПО музыкальной композиции.
4) Эмоциональность: от эмоционального заражения образами сказки к пониманию эмоций других и к замещению «неэффективного» стиля поведения на продуктивный.
5) Произвольность: от полноценного переживания эмоциональных состояний сказочных героев в проблемных ситуациях и понимания значений образных выражений к динамическому равновесию исполняемых движений и речевых сообщений в игре-драматизации.
6) Связная речь: от продолжения фраз взрослого к творческим импровизациям по сюжету. [6]
Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева предложила следующую типологию сказок:
Художественные (народные и авторские). Это сказки, создаваемые веками различными народами, и авторские сказки, такие сказки, мифы, притчи. В сказках этого типа есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты.
Психотерапевтические сказки – сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Использование в работе с детьми таких сказок стимулирует процесс личностного роста, так как часто оставляет ребенка с вопросами.
Психокоррекционные сказки. Цель создания этих сказок – мягкое влияние на поведение ребенка. По мнению Ткач Р. М. [4], необходимо придерживаться определенных правил создания психотерапевтических сказок:
1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, при этом не имея с ней прямого сходства.
2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок сможет сделать выбор при решении своей проблемы.
3. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности
4. Дидактические сказки служат для «упаковки» учебного материала. Они раскрывают смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок подаются различные учебные и коррекционные задания.
Медитативные сказки. Нужны для накопления положительного образного опыта, снятия эмоционального напряжения. Благодаря сказкам этого типа создаются позитивные модели взаимоотношений с другими людьми. В медиативных сказках отсутствуют конфликты и злые герои [2]
Проводя с детьми занятия с использованием сказкотерапии следует помнить несколько важных правил. Одним из центральных моментов сказкотерапии является добровольность участия детей. Поэтому важно мотивировать детей к занятию, нужно найти способ вовлечения детей в сказкотерапию. Это может быть образный текст, частушки, небылицы, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о сказочных героях. Нужно, чтобы каждый ребенок почувствовал внимание взрослого к себе.
Учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, следует начинать сказкотерапию первыми откликнувшимися на приглашение взрослого, при этом мотивируя вовлечение в игру остальных ребят. Ведь активность и глубина эмоциональной включенности детей зависят от степени их психологического комфорта.
Знакомить детей со сказкой следует еще до проведения сказкотерапии. Так дети смогут получить целостные впечатления от ее текста. Кроме того, это облегчит возможность сосредоточиться на образной лексике, характеризующей внешний вид героя, детям будет легче отобразить в мимике, движении эмоциональное состояние персонажа.
Большое внимание следует уделять двигательной активности. Лишь малую часть времени дети должны располагаться на стульчиках: во время рассказывания сказки взрослым, фантазирования по музыкальной композиции, и тогда, когда ребенок является зрителем в игре-драматизации по отдельным эпизодам сказки.
Следует поощрять самостоятельные высказывания детей по поводу сюжета сказки, давать детям высказаться относительно действий сверстников, рассказать о собственных переживаниях. Если ребенку будет трудно сформулировать связное сообщение по памяти, нужно предложить ему посмотреть видеозапись отдельных игр сказкотерапии. Мнение детей должно учитываться.
Между сеансами сказкотерапии важно обращать внимание на поведение и эмоции дошкольников: замкнутым детям целесообразнее распределять роли героев с сильными чертами характера; детям, склонным к упрямству, капризам, ябедничеству, давать изображать отрицательные черты характера, составлять комментарии, истории о таких персонажах. Впоследствии логопед сможет заметить положительный эффект занятий (улучшение настроения, развитие эмоциональной устойчивости и связной речи ребенка).
Состав каждой группы для занятий сказкотерапией не должен превышать 12 человек. Лучше включить в состав каждой подгруппы ребенка, способного составить связное, цельное и грамматически правильное предложение, передать характер сказочного героя в движении, мимике и ритме. Такой ребенок не только увлечет остальных собственным артистизмом, но и совместно со взрослым сможет оказывать помощь другим детям.
Регулярность занятий: достаточно проводить их один раз в неделю. В младшей и средней группе длительность сказкотерапии 15—20 мин. В старшем дошкольном возрасте продолжительность сеанса может достигать 25—30 минут. [6]
Метод сказкотерапии позволяет формировать у дошкольника активный словарный запас, развивать воображение, являющееся основой для развития творческих способностей, учит выделять проблему, описанную в сказке, понимать эмоциональные состояния окружающих и, основываясь на синтезе сказочного материала и опыта самого ребенка, создавать собственные метафоры.
Благодаря использованию сказкотерапии в логопедии, ребёнок приобретает немало новых черт, такие как творчество, активность, эмоциональность и самостоятельность.
Использованная литература:
1. Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М. : Ось- 89, 2007. -144 с.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Основы сказкотерапии - М. : 2005. - 80 с.
3. Киселева М. Б. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб. : Речь, 2006. – 160 с.
4. Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем. СПб. : Речь; М. : Сфера, 2008. - 118 с.
5. Чех Е. В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2009. – 144 с.
6. Шорохова О. А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. — М. : ТЦ Сфера, 2006. – 207 с.