«Весенне-летний фестиваль знаний 2025»

«Система работы по развитию речевых способностей»

В методических работах по развитию речи определены возрастные границы (10-11 лет), в пределах которых лучше всего начинать обучение учащихся сочинению-рассуждению. Умение писать сочинение-рассуждение – это умение доказательно, последовательно излагать свои мысли. Работе над сочинением-рассуждением посвящено большое количество методических работ.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

«Система работы по развитию речевых способностей»

В методических работах по развитию речи определены возрастные границы (10-11 лет), в пределах которых лучше всего начинать обучение учащихся сочинению-рассуждению. Умение писать сочинение-рассуждение – это умение доказательно, последовательно излагать свои мысли. Работе над сочинением-рассуждением посвящено большое количество методических работ.

Сочинение-рассуждение проверяет, насколько учащиеся умеют понимать содержание исходного текста и использовать информацию, содержащуюся в нём в качестве материала к будущему сочинению. Сочинение-рассуждение проверяет также умение создавать собственное связное высказывание на заданную тему на основе прочитанного текста. Это высказывание должно соответствовать функционально-смысловому типу речи рассуждение и строиться по его композиционным законам. При этом особое внимание уделяется умению выпускника аргументировать свои мысли. В программу 5 класса по русскому языку входит знакомство с типом речи - рассуждение. Ученики составляют сочинения-рассуждения на темы: «Какую телевизионную программу вы смотрите и почему?», «Какой школьный предмет вам больше всего нравится и почему?», «Чем вы занимаетесь в свободное время и почему?» В целях пропедевтической направленности уроков, детям можно ввести понятия:

  • I.Тезис (то, что надо доказать, объяснить или опровергнуть)

  • II. Доказательства (аргументы, доводы, обоснования, объяснения:

  • 1. …

  • 2. …

  • 3. …

  • III. Вывод (то, что доказано, объяснено или опровергнуто).

Считаю, что введение этих понятий в 5 классе помогает учащимся правильно ориентироваться в составлении устного высказывания и письменного сочинения- рассуждения, а тем самым и в ранней подготовке к сдаче ОГЭ.

При подготовке к сочинению-рассуждению 15.1 необходимо работать на понимание цитат, которые приводятся в задании. Каждая цитата требует комментирования.

1.Вступление (тезис): размышление над смыслом цитаты.

2.Доказательство:

(первый пример языкового явления и его роль в тексте).

3.Второй пример языкового явления и его роль в тексте.

4.Вывод.

Один из основных этапов подготовки к этому виду работы – повторение теоретических сведений по лингвистике на уровне школьной программы 5 - 9-го классов:

1.Что изучает лингвистика;

2.Разделы лингвистики;

3. Работа по таблицам опорным схемам: «Лексические, грамматические явления, роль их в тексте». При изучении любой темы на любом этапе урока необходимо включать упражнения по отработке языковых понятий:

  • найти изобразительные средства в предложении или тексте;

  • определить функцию или значение изобразительных средств;

  • определить художественную значимость и необходимость изобразительных средств в данном контексте;

  • подобрать синонимы и антонимы к данным тропам и др.

Например, в книге «Тесты по литературе. К учебнику В.Я. Коровиной и др. 6 класс» к каждому художественному произведению разработаны задания с кратким и развёрнутым ответом на проблемный вопрос.

  1. Назовите художественное средство

Три гордые пальмы высоко росли (Эпитет)

  1. Как называется приём?

И конь на дыбы подымался порой,

И прыгал, как барс, поражённый стрелой (Сравнение)

Работа с ними не занимает много времени, но позволяет развивать речь учащихся, акцентировать внимание на изобразительно-выразительных средствах, используемых автором, и поможет также выполнить задание Ч.2. 3 (Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение, метафора, эпитет и т.п.)

Учитывая большой объём знаний, необходимых для написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, связанную со знаками препинания, включаю элементы работы по обучению сочинению в уроки в тех классах, где изучаются правила постановки знаков препинания. Так, при изучении разделов «Синтаксис и пунктуация» в среднем звене на уроках используются упражнения, способствующие формированию умений обосновывать постановку знаков препинания: синтаксический разбор, пунктуационный разбор, составление схем и предложений, работа над определениями понятий, составление таблиц, преобразование предложений, нахождение предложения с заданными признаками.

В качестве домашнего задания предлагаю учащимся найти в тексте художественного произведении предложения с обращением, вводными словами (5 класс), причастием и причастным оборотом (7 класс) и записать их, выделяя на письме или построить схемы. Такие задания, считаю, формируют орфографическую и пункуационную зоркость.

Каждую синтаксическую тему стараюсь закончить написанием небольшого сочинения-рассуждения или устным сочинением. Например, «Роль однородных членов предложения», «Роль предложений с обращениями» и т.д.

В сочинении-рассуждении 15.2 важна работа над пониманием текста, учащиеся должны проанализировать анализ фрагмента из предложенного текста. Главная задача: доказать истинность представленного в задании суждения. При написании сочинения-рассуждения по заданию 15.3 нужно сформулировать и прокомментировать значение данного понятия; написать сочинение-рассуждение, взяв в качестве тезиса данное определение. Необходимо помнить, что задание 15.3 отличается от заданий 15.1 и 15.2 тем, что надо привести один аргумент из жизненного опыта. Необходимо показать умения логично, аргументировано и стилистически грамотно выражать свои мысли. Если подготовительную работу проводить в системе и комплексно, то ученики покажут хорошие результаты.

Наиболее эффективной технологией работы по подготовке к ОГЭ считаю технологию развития критического мышления. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. Использование данной технологии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом. Она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.

Прием составления кластера – это способ графической организации материала. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Прием кластеров может применяться на стадии вызова для систематизации имеющейся информации. На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи.

Прием «Перекрестная наметка идей» (хорошо использовать при подготовке к написанию сочинения 9.3).

Перекрестная наметка идей – это создание многочисленных идей по изучаемой теме и решений по заданной проблеме. Эта структура поможет собрать большое количество идей за короткий срок, высказаться по определенному вопросу всем ученикам группы.

Выполнять перекрестную наметку идей очень легко. Все, что понадобится, – это листы А4 с таблицей и ячейками, например, 24. Поскольку численность класса небольшая, то ячеек в такой таблице беру столько, чтобы данный лист несколько раз возвращался к каждому из учеников.

Предлагаю вопрос «Доброта – это…» Каждый ученик вписывает в пустую ячейку ассоциацию или синоним, связанную с этим понятием, и передает лист другому. Получив лист обратно, он должен прочитать записанные ранее идеи и добавить еще по одну (или две) своих. Записать их. Идеи не должны повторяться!

Лист еще раз передают по цепочке, читают идеи, записанные ранее, добавляют снова свои без повторения предыдущих. Проводим передачу, пока на листах не останется свободных ячеек.

Далее, каждый ученик может использовать идеи для составления предложений, формулирующих определение понятия.

Следующий прием технологии критического мышления - синквейн- тоже очень распространен в педагогической практике. Считаю, что и при подготовке к сочинению его можно успешно использовать. Причем, как на начальной стадии работы по определенной теме, так и на стадии рефлексии. Синквейн может стать продуктивным приемом в написании вступления к сочинению, что всегда вызывает трудности у учащихся. Напомню структуру синквейна:

1 строка – существительное – тема,

2 строка – 2 прилагательных - описание признаков явления,

3 строка – 3 глагола - описание действий,

4 строка - фраза из нескольких слов, отражающая личное отношение автора, 5 строка – слово, резюмирующее тему.

Используя интересные наработки других педагогов, стараюсь найти такие приемы работы, которые будут интересны и полезны ученикам. Так, при изучении программных произведений на уроках литературы начала практиковать написание сочинений в формате 9.3 ОГЭ, например,

Д.И. Фонвизин «Недоросль»-нравственные понятия: материнская любовь, невежество, Н. М. Карамзин «Бедная Лиза» - нравственные понятия: любовь, совесть и т.п.

Много интересных идей и готовых материалов открыла для себя работая с сайтом « Авторская школа Герасименко М. В., учителя МКОУ Варгашинская средняя школа № 1», а также сайт «Капканы ЕГЭ и ГИА. Сайт учителя Бенделевой Любови Михайловны», а также интернет-сообщества : «Портфель филолога», « Навигатор ЕГЭ и ОГЭ»,»Филология со вкусом» и др.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее